Выразительных движений внимания школьников
МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке. Инструкция эксперту-наблюдателю: I. Подготовка к посещению урока (занятия). 1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения. 2. Внимательно изучить схему наблюдения. 3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему.
4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения. 5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к специальной литературе. II. Проведение наблюдения. 1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения. 2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу 2, где в графе 4 записываются слова обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий). Если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов. 3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.
Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий (составлен по: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964) Замечание - выговор, указание на ошибку. Интонация - повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего. Инструкция - сформулированная в слове последовательность действий. Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Команда - краткий устный приказ. Нравоучение - поучение, внушение нравственных правил. Нотация - наставление, выговор. Ободрение - внушение бодрости, поднятие настроения. Порицание - выговор, осуждение. Поощрение - то, что поощряет; одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше. Просьба - обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания Распоряжение - 1) то же, что и приказание; 2) забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.
Угроза - запугивание, обещание причинить зло. Указание - наставление, разъяснение, указывающее, как действовать. Упрек - неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь. Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь. Схема наблюдения
III. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов. 1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5. 2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6. 3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3. Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся. В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся. Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С.В.Кондратьевой (Кондратьева С.В. Психологические проблемыпонимания людьми друг друга //Психология межличностного познания. М., 1981).
4. Сделать вывод: а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие; 5-8 - средние; 9-12 - низкие ранговые места того или иного вида воздействий; б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя, о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика. 5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.
Читайте также: I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|