Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иер. 1. Призвание Иеремии к пророческому служению




Эта глава (1) по своему содержанию является введением ко всей книге, т.к. в ней описывается призвание Иеремии к пророческому служению и два бывших ему при этом видения (миндального жезла и котла, поджигаемого с севера), которые определили предмет его пророческой проповеди.

Стт. 1-3. В этих стихах указывается личность и происхождение пророка Иеремии и определяется время его служения как современника Иосии, Иоакима и Седекии - царей иудейских. При перечислении иудейских царей, современников Иеремии, опущены имена Иоахаза, преемника Иосии, и Иехонии, преемника Иоакима, ввиду того, что правление каждого из них было очень кратковременным, по три месяца. На основании указаний, содержавшихся в этих стихах, пророческая деятельность Иеремии продолжалась с 627 по 586 год.

Стт. 4-5 - говорят, что Иеремия был призван на свое высокое служение Самим Богом и предопределен к нему еще до своего рождения.

Стт. 6-8. В ответ на призывающий голос Господа Иеремия указывает на свою молодость и неумение говорить, но на свои смиренные слова слышит ободряющий голос Господа: "Не говори: "я молод", ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь". Господь призывает пророка быть мужественным в предстоящем служении и обещает ему Свою помощь: "не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя".

Стт. 9-10 - прикосновение руки Господней к устам пророка - символическое действие, означающее, что Господь сообщает ему дар слова и сделал его вестником Своей воли, так что уста пророка сделались как бы устами Божиими. Подобное этому символическое действие было и с пророком Исаией при его призвании (Ис. 6, 7).

"Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать" - (10 ст.) - говорит, что отныне Иеремия, его слово - есть орудие Верховного Судии - Бога. Он должен предвозвещать судьбы евреев и язычников.

Стт. 11-12. Видение орехового (миндального) жезла, т.е. ветви миндального дерева, начинающего весной зеленеть в Палестине ранее других деревьев, которые евреи называют "бодрствующим деревом" - подстерегающим весну; здесь оно символизирует всегда бдящего Бога, "не дремлющего и не спящего" (Пс. 121, 4). Образ этот призван ободрить пророка, убедить его в постоянном сопребывании Бога с ним и его служением.

Ст. 13. Второе символическое видение - видение котла, поджигаемого с севера, которое по объяснению Господа (стт. 14-16) предвозвещало бедствие грядущее на идолопоклонников иудеев с севера, т.е. со стороны Сирии. Кипение котла в переносном смысле предъизображает приближение этих бедствий; огонь - символический образ пламенного гнева Господня на идолопоклонников.

Ст. 17. Господь повелел пророку препоясать чресла, т.е. приготовиться к предстоящей ему пророческой деятельности, иными словами духовно укрепляться, чтобы безбоязненно возвещать повелеваемое Богом.

Стт. 18-19. "Вот Я поставлю тебя,- говорит Господь пророку,- как бы укрепленным городом, железной башней и медной крепкой стеной для всех царей иудейских, князей, священников и всех людей этой земли. Они будут воевать против тебя, но не одолеют тебя, потому что Я буду с тобой..." Иеремия, получивший от Бога особые полномочия, уподобляется неприступной крепости, о которую разобьются все враги его.

Иер. 23. Обличение нерадивых пастырей и лжепророков и предсказание о Пастыреначальнике из дома Давида

Стт. 1-2. Осуждение ложных пастырей, которые не пасут, а губят и разгоняют свое стадо, уподобляются диким зверям, нападающим на овец как на свою добычу. Под пастырями в этих стихах следует понимать руководителей еврейского народа: царей, первосвященников и священников, которые не исполняли свой высокий долг перед народом - своей паствой. Господь через пророка обещает наказать нерадивых пастырей, слова эти актуальны по сей день, ибо словесным овцам, не имеющим пастыря, свойственно уклоняться от истины, блуждать на стране далече. За грехи паствы ответственность несет священник.

Стт. 3-4 - в ближайшем смысле говорят о возвращении иудеев из плена и восстановлении благочестия в народе трудами истинных пастырей. В более широком смысле здесь можно понимать соединение всех верующих в Церкви Христовой. Как видно из последующей речи время избавления от плена у пророка соединяется с временем пришествия на землю Мессии - Христа. Поэтому под добрыми пастырями здесь можно понимать святых апостолов Христовых и их преемников новозаветных пастырей Церкви. Последующие стихи подтверждают эту мысль.

Стт. 5-6. "Вот наступают дни,- говорит Господь,- и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его... Господь оправдание наше". После того, как пророк возвестил о новых пастырях, он останавливает свой пророческий взор на Пастыре из рода Давидова. О многих пастырях сказано, что они "упасут" (т.е. будут хорошо пасти) овец стада Господня, о едином же пастыре пророк говорит как о Спасителе всего Израиля. Отсюда ясно, что под Единым Пастырем пророк имеет обетованного потомка из рода Давидова, имя которого будет соответствовать характеру Его деятельности как Спасителя всех рассеянных, заблудших овец. Об этом ясно говорится в 7-8 стт.

Ст. 5 - "Отрасль праведная" - росток от корня дерева -образ аналогичный пророчеству Исаии (11, 1).

У 70 это место переведено "Восток праведный". "Востоком" будущий Мессия именуется здесь как Источник Света, как Солнце Правды, просветившее все человечество и выведшее всех из тьмы греха (Ин. 1, 9; Гал. 3, 13).

Это мессианское пророчество (23, 5-6) повторяется в 33, 15-16.

Обличение лжепророков

Скорбь Иеремии о лжепророках настолько сильна, что сердце его разрывалось, а кости сотрясаются, как у опьяневшего (ст.9).

Стт. 10-15 - говорят о грехах лжепророков. Из-за их грехов страдает вся земля, пораженная проклятием и засухой. Возможно, это образное указание на бесплодность их грешных душ ("засохли пастбища пустыни"), не могущих напитать свою паству. Иерусалимские пророки хуже пророков севера, т.е. Самарии, которые пророчествуют именем Ваала. Иерусалимские пророки прелюбодействуют (т.е. изменяют ведомой им истине) и ходят во лжи". За это нечестие пророк Иеремия возвещает Божие наказание на них (ст. 15).

Стт. 16-20 - содержат осуждение лжепророков за то, что они обманывают народ: "рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних". Господь же вопреки утешению лжепророков уготовал наказание нечестивым, и последующие дни должны подтвердить это.

Указывая далее на незаконность (непризванность) лжепророков, Иеремия отмечает разницу, отличие Божиих слов, которые подобны огню и молоту, от вымыслов лжепророков. За нечестие им предвозвещается вечное поношение и бесславие (40 ст.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...