Личность пророка и его время
Пророк Амос (с евр. "носитель бремени") происходил из иудейского селения Фекон (на юг от Вифлеема), но пророчествовал в Израильском царстве при царе Иеровоаме II (793-753) и его современнике на иудейском престоле - Озии (781-740). До призвания на пророческое служение Амос занимался скотоводством (был пастухом) и собиранием плодов диких смоковниц (7, 14), к чему прибегали бедные люди для своего пропитания. Неожиданно Господь призвал Амоса к высокому служению и послал пророчествовать в Израильский город Вефиль - центр служения тельцам, введенного в северном царстве Иеровоамом I. Своим смелым обличением нечестия израильских вельмож и незаконности израильского культа пророк Амос возбудил против себя преследование. Главный жрец вефильского храма Амасия в своем доносе царю обвинил пророка в возмущении народа и оскорбление личности царя. "Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева, земля не может терпеть всех слов его, ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно будет уведен в плен" (7, 10-11). Пророк был изгнан из Вефиля. После этого Амос уже не проповедовал публично, но стал записывать свои видения и пророчества. Он первый известный нам пророк-писатель. Стиль Амоса величественный и строгий, свидетельствующий о натуре суровой и цельной. Человек не знатного происхождения, Амос, тем не менее, обладал широким кругозором и хорошо знал священную письменность, историю и жизнь окружающих народов. Израильское (десятиколенное) царство при Иеровоаме II в политическом отношении находилось на верху могущества и славы. Владения его на северо-востоке простирались до Ефрата, на юге - до Мертвого моря, но религиозно-нравственное состояние народа было очень печальным. Завоевания Иеровоама II, обогатившие страну, развели в богатых слоях общества страсть к роскоши и чувственным удовольствиям. Правители и вельможи проводили время в пиршествах (6, 4-6), устраивали для себя роскошные зимние и летние дворцы (3, 12-15), возлежали на ложах из слоновой кости, среди них процветало взяточничество, вымогательство, притеснение и угнетение слабых и бедных, обман в торговле и прочие пороки (2, 6-8; 5, 11-13; 8, 4-6).
Религия в той форме, в какой она поддерживалась в северном царстве, не могла содействовать возвышению нравственности в народе. Все сводилось к внешнему исполнению культа тельцов: приносились многочисленные жертвы, отмечали субботы и другие праздники, но забывали о нравственном законе, попирали суд и правду. Наряду с культом тельцов получил широкое распространение чисто языческий культ Ваала и Астарты, который пьянство и разврат возводил на степень религиозных действий. Обличительные проповеди и угрозы Амоса, хотя и не оказали заметного влияния на современников (как и обличения Осии), но грозные пророчества полностью исполнились в событиях 725-722 гг. до Р.Хр. За бесстрашную защиту бедных и угнетенных Амоса называют "пророком социальной справедливости". Состав и содержание книги Книга пророка Амоса состоит из 9 глав и может быть разделена на 3 части (гл. 1-2; 3-6; 7-9). Основная тема книги - возвещение суда десятиколенному израильскому царству за его нечестие. Эта тема раскрывается в обличительных речах и в видениях пророка. Особенность обличительных речей Амоса состоит в том, что он преимущественно борется с нарушениями нравственного закона и преступлениями против социальной справедливости. Он совершенно не касается вопросов политики израильского царства и сравнительно мало говорит о религии и культе. 1 часть. Содержит обличительнее речи, направленное сначала против соседних языческих народов, а потом против Иудеи и Израиля. Указывая на гнев Божий за нечестие языческих народов и Израиля, пророк изображает Ягве как Бога всех людей и народов, Который наказывает преступления против общих моральных законов везде, где бы они ни обнаруживались, в том числе и среди язычников. Пророк одинаково осуждает вражду язычников как против Израиля, так и между собой. Так, моавитян постигнет суд Божий за их бесчеловечную жестокость, за то, что они сожгли до извести кости царя едомского; филистимляне и финикияне обвиняются в том, что они перепродают рабов идумейским работорговцам (2, 1; 1, 6.9).
Изображая Ягве, как Бога всех народов, наказывающего грех и среди язычников, пророк Амос тем самым подчеркивает большую виновность Израиля, который, в отличие от языческих народов, неоднократно сподобляется великих Божиих благодеяний, благодатной поддержки, которую он оценил. Здесь, в первой части, содержится первое предсказание Амоса с падении северного царства, что позже многократно повторяется (2, 13-16). 2 часть. (3-6 глл.) содержит обличительные речи, относящиеся исключительно к Израильскому царству. Начинается эта часть тем, что Амос защищает свою миссию пророка в Израильском царстве рядом риторических вопросов: "Если лев начнет рыкать; кто не содрогнется? Господь Бог сказал; кто не будет пророчествовать?" (3, 8), т.е. указывает, что он пророчествует не по своей воле, но по воле Божией. Обличая израильских вельмож, собирающих себе богатство насилием и грабежом, пророк с особым негодованием говорит о знатных женщинах самарийских ("телицы васанские"), которые любят роскошь и пиршества и побуждают своих мужей к притеснению и ограблению бедных. Пророк угрожает им тем, что их, как пойманную рыбу вытащат крюками, так что они, бросив все свои убранства, будут вынуждены убегать через проломы стен (4, 1-3). Далее Амос разоблачает религиозный формализм и лицемерие израильтян (4, 4-5). Он обличает их упорство в грехах и говорит, что на разные наказания Божии (голод, засуху, неурожай, гусениц, морскую язву, меч и разрушения) они отвечали упорной нераскаянностью (4, 6-11). В 5-й главе суд Божий и гнев изложен в форме погребальной песни: "Упала и не встанет более дева Израилева". Причина этому идолослужение в Вефиле и других местах, нарушение нравственного закона и социальной справедливости. В частности, пророк говорит о несправедливости израильских судов, где бедные люди не могли найти защиту и справедливость. Амос говорит, что пришедший "день Господень", которого они ждут как Божьего дара, для нечестивых будет днем наказания.
Выражение "день Господень" лишь только у поздних пророков: Исаии, Иеремии, Софонии, Иоиля приобретает эсхатологическое и мессианское значение, которых во времена Амоса еще не было, хотя само выражение "день Господень" впервые встречается у пророка Амоса. По причине нечестия Господь отвергает их лицемерные жертвы, религиозные праздники и песни. Еще во время 40-летнего путешествия в пустыни Израиль стал идолопоклонником и потерял искренность - говорит Господь через пророка (5, 25). В 6-й гл. излагаются угрозы беспечным и алчным богачам, проводящим жизнь в роскоши, неге и самомнении. "Вот я воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас" (6, 14). 3 часть. (7, 9) содержит описание пяти символических видений, продолжающих главную тему книги - обличение Израиля. 1) видение саранчи, опустошающей поля (7, 1-3); 2) огня уничтожающего, т.е. засухи (7, 4-6). Пророк, смущенный видением этих бедствий обратился к Господу с молитвой, и Господь отменил их; 3) видение Господа в виде мужа с отвесом в руке (7, 7-9) Смысл видения: как строитель использует отвес при строительстве здания, так и Бог использует суд Свой над Израилем с целью его исправления. Все три видения указывают, что заслуживает Израиль своими грехами. 4) в 4-м видении (8, 1-3) под образом корзины, наполненной плодами, выражена идея исполнения меры беззаконий Израиля, который, подобно спелым плодам, созрел для наказания. Далее указаны причины будущего наказания: несправедливость и угнетение бедных. Пророк здесь обличает алчность торговцев, которые наживаются на бедствиях народа, поднимают цену на хлеб и обманывают неверными весами (стт. 4-6). Среди предстоящих бедствий пророк особенно указывает израильтянам на лишение их слова Божия: "Се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (8, 11-13). Сообщение слова Божия Израильскому народу было свидетельством его богоизбранности и преимущества перед языческими народами, поэтому лишение их слова Божия было равносильно отвержению. И действительно, после Амоса и его современника Осии у израильтян уже не было пророков.
5) В 5-м видении (9, 1-3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить (Вефильский) храм, в котором собрался народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: "хотя бы они зарылись в преисподнюю.., взошли на небо.., скрылись на горе Кармил" (ст. 3). За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения благочестивого "остатка". Это обетование об "остатке" соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой 9, 11-12. 9, 11-12. "В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее„ как в дни древние, чтоби они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое - говорит Господь, творящий все сие". Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне - не только евреи, но и язычники - соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя - потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал св. ап. Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме (в 49-м году по Р.Хр.) при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову (Деян. 15 гл.). Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др.). Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждений взял слово председательствующий на соборе св. ап. Иаков, который сказал: "Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр) изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано..." Далее, ап. Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой (Деян. 15, 13-18). Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв). В православном богослужении книга пророка Амоса не употребляется. Книга пророка АВДИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|