Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения (по результатам исследования проведенном в подразделении по делам несовершеннолетних отделения милиции № 3 Свердловского района г. Иркутска)
Проблемой выявления и раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием занимаются инспекции по делам несовершеннолетних. Вся работа инспекторов по делам несовершеннолетних базируется на Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 9 июня 1999 года. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Инспектора по делам несовершеннолетних взаимодействуют с органами образования, с органами социальной защиты населения, с органами здравоохранения, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д. Инспекторами на каждого несовершеннолетнего при постановке на учет в милицию заводятся учетно-профилактические карточки. Они включают в себя: описание состава семьи подростка, жилищно-бытовых условий, причину постановки на учет. Так же в карточки прикрепляется личностная характеристика на подростка составленная социальным работником, классным руководителем, психологом и даже соседями. На данный момент на территории г. Иркутска действуют 10 подразделений по делам несовершеннолетних, на учете в которых состоят 1523 подростка. В каждом таком подразделении в среднем работает от трех до пяти инспекторов, в основном это женщины. Наше исследование проводилось по гнездовой, сплошной выборке в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) отделения милиции №3 Свердловского района г. Иркутска. Всего на учете в ПДН ОМ -3 состоит 164 подростка. В исследовании использовались метод анализа документов, экспертный опрос, анкетирование.
В ходе исследования было опрошено 162 человека (2 подростка на момент проведения анкетирования находились в розыске), состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (далее ПДН), из них мальчиков - 86 человек, девочек - 76 человек. Анализ учетно-профилактических карточек, которые созданы инспекторами, показал следующее: в возрасте 12-13 лет состоит на учете 12 человек (8%), причинами постановки на учет являются: мелкое хулиганство и отсутствие на уроках без уважительной причины. В возрасте 14-15 лет на учете состоит 44 человека (28%). Причинами постановки на учет являются: отсутствие на уроках без уважительной причины, самовольный уход из дома, в этом возрасте начинают употреблять алкоголь содержащие вещества. В возрасте 16-17 лет состоят на учете 103 подростка (64%). Особенностью этой возрастной группы является наличие негативного опыта и повторные приводы в комнату милиции. Подростки совершат более тяжелые проступки и преступления, к ним относятся: самовольный уход из дома на долгое время, кражи, разбой, грабеж, хищения, отсутствие на уроках без уважительной причины, употребление алкогольных и наркотических веществ, антиобщественная деятельность (поджог, драка, не цензурные выражения и т.д.), мошенничество, нанесение телесных повреждений (данные, полученные при анализе учетно-профилактических карточек). В полной семье проживают 38% подростков. В не полной семье проживают 44% подростков: с одной мамой проживают — 22 % подростков, с одним папой проживает - 15% подростков, с родственниками проживает - 7 % подростков. Сирот - 18% (данные полученные по анализу учетно-профилактических карточек). Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что большинство подростков проживает в неполных семьях. Тревогу вызывает тот факт, что каждую десятую девочку воспитывает одна мать.
В благополучной семье живет 35% подростков, в удовлетворительных условиях - 25%, в не благополучной - 19%. У 73% подростков есть все условия для отдыха и занятий, 22% подростков таких условий не имеют. Нет сведений по данному вопросу у 5%. Материальное положение своей семьи 15% оценивает как высокое, 83% как среднее и 2% как ниже прожиточного уровня. Самой распространенной причиной постановки на учет является самовольный уход из дома, бродяжничество - 27%; за кражи, разбой, грабеж, хищения поставлено 17%; отсутствие на уроках без уважительной причины - 14%; употребление алкогольных напитков - 11%; антиобщественная деятельность (поджог, драка, не цензурные выражения и т.д.) - 10%; употребление и наркотических веществ - 8%; вымогательство, мошенничество - 8%; нанесение телесных повреждений - 4% (данные, полученные при анализе учетно-профилактических карточек). В учетно-профилактических карточках на несовершеннолетнетних, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних, были даны личностные характеристики на подростков составленные как инспекторами ПДН, так и классными руководителями, социальными психологами. По этим данным, наиболее распространенными качествам, которыми обладают подростки с девиантным типом поведения, являются: подверженность внешнему влиянию 11%; скрытность 10%; эмоциональная неустойчивость 9%; вспыльчивость 8%; агрессивность 7%; не адекватная реакция на замечания 7%; безответственность 6%; конфликтность, не сдержанность 6%; наблюдается у психиатра всего 1%. Не имеется характеристик на 24% состоящих на учете. Положительной характеристикой обладают 9%, это подростки, которые были поставлены на учет в милицию из за незначительных проступков. Данные, полученные с помощью анкетирования, могут характеризовать общую картину построения подростками системы ценностей и оценки ими своих жизненных перспектив. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформировать социальный портрет подростка с девиантным типом поведения. Своя комната есть у 66% опрошенных, свой стол для занятий есть у 20%, "свой угол" есть у 13%. Нет постоянного места для занятий у 1%. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что при наличии почти всех условий для учебы, у большинства подростков средней оценкой в аттестате является три балла.
На вопрос, "Какие из перечисленных качеств Вы цените в людях больше всего", ответы распределились следующим образом: честность ценят -19%; отзывчивость -16%; инициативность -14%; жизнерадостность -13%; ответственность -12%; трудолюбие ценят 9% респондентов; сообразительность -8%; уверенность в себе -3%; терпеливость -2%; осторожность -2%; настойчивость -1%; скромность -1%. Честность, отзывчивость, инициативность и жизнерадостность это качества, наиболее ценимые подростками в других людях. Ни кто из отвечавших на анкету не предложил своего варианта ответа. Подростки считают, что им самим в наибольшей степени присущи следующие качества: самостоятельность -21%; внимание, чуткость, доброта -18%; добросовестность -11%; трудолюбие -9%; дисциплинированность -9%; скромность -8%; организованность -8%. Мы считаем, что на данный вопрос подростки давали социально одобряемые ответы, особенно в отношении такого пункта, как уважение к старшим. Данную черту приписывают себе 16% попрошенных, что противоречит результатам опроса экспертов. Опрошенных подростков в будущем беспокоят больше всего проблемы с устройством на работу (16%); беспокоят опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности 15% респондентов; 14% опрошенных опасаются остаться без материальных средств к существованию; 13% подростков беспокоятся о том, что никогда не встретят любимого человека, при чем представителей мужского пола ответивших утвердительно больше чем женского; проблема невозможности получить хорошее образование затронула 12% ответивших; остаться без друзей опасаются 10%; боятся ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой) 8%; боятся не закончить школу 4%; беспокоят отношения со сверстниками 3%. На вопрос "Чего бы Вы хотели добиться в жизни" ответы распределились следующим образом: иметь высокооплачиваемую работу -24%; создать прочную, счастливую семью - 23%; воспитать хороших детей -15%; быть уважаемым человеком -15%; приносить пользу людям хотят 11%; иметь много друзей хотят 8% опрошенных; стать знаменитым ученым -2%; добиться отличных результатов в спорте -2%. Эти данные говорят о том, что подростки больше всего беспокоятся о своем материальном положении в будущем.
Известно, что в подростковом возрасте референтной для личности становится группа сверстников, поэтому естественно было бы ожидать высокого процента среди опрошенных в пользу того, чтоб в будущем было много друзей. Поэтому достаточно неожиданным оказалось то, что материальная обеспеченность была поставлена респондентами на первое место. По всей видимости, подростки, хотят иметь атрибуты молодёжной субкультуры: модные вещи, компьютеры, транспортные средства. На этом фоне весьма неожиданно выглядит предпочтение, отданное подростками за создание прочной, счастливой семьи. Причиной тому, может быть желание иметь свою благополучную семью. По мнению подростком самым необходимым для создания семьи является: взаимная любовь, так считает 40% опрошенных; опыт совместного быта -20%; чтобы партнеры подходили по уровню образования, культуры -20%; уровень доходов позволяющий жить независимо от родителей, родственников -8%; жилье, для отдельного проживания от родителей -7%; чтобы партнеры подходили по возрасту -4%; поддержка государства -1%. В воспитании детей считают необходимым: дать хорошее образование -27% опрошенных; воспитать честность доброту, отзывчивость -19%; сформировать целеустремленность, деловые качества, "хватку" -14%; привить любовь к семье, дому, близким -14%; воспитать терпимость, гибкость, умение адаптироваться к ситуации -10%; привить организованность, самодисциплину, ответственность- 8%; обеспечить достойный круг общения, знакомств -4%; воспитать веру в бога - 3% сформировать гражданскую позицию, убеждения, любовь к родине -1%. Для большинства респондентов авторитетным человеком является кто - то из членов семьи (мама -25%; папа -20%; брат, сестра -5%; семья и друг -6%) или семья в целом (15%). Для 28% нет таких людей. Всего у 1% опрошенных авторитетом является друг. На данный момент, семья все таки остается самым главным в жизни подростка, наша гипотеза по данному пункту не подтвердилась: мы предполагали, что для подростков с девиантным типом поведения авторитетами являются их друзья. Следует отметить, что учителей в качестве авторитетной личности ни кто не выбрал. У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Своими проблемами подростки предпочитают делиться со своими друзьями 67% или родителями 11%; самостоятельно решают возникшие вопросы так же 11%; рассказывают о своих переживаниях и друзьям и родителям 4%. Настораживает тот факт, что ни один из опрошенных не воспринимает учителей как советников. Учителя, социальные педагоги, психологи не являются авторитетами для молодежи. По данным исследования, проведенным Анфаловой И. В. [78] выявлено: 78% педагогов отметили, что испытывают страх при вынужденном общении с подростками с девиантным типом поведения. 64% педагогов испытывают брезгливость в общении с подростками из неблагополучных семей ("дети грязные"; "от них плохо пахнет из-за курения"). Педагоги призваны помочь адаптироваться подросткам к учебе и, следовательно, к дальнейшей жизни, но вместо этого, они ощущают страх, который парализует волю учителя, и он начинает избегать общения с учащимися, иногда провоцируя подростка на грубость, агрессию. Основной формой воздействия школы на подростков–девиантов остается приглашение родителей в школу. Данная мера недостаточна и не всегда эффективна для удержания подростков от проявления девиантного поведения.
Чаще всего подростки вступают в конфликтные ситуации с учителями (26%) и с незнакомыми людьми (27%), реже с родителями (16%) и одноклассниками (14%). С друзьями конфликтуют 17% опрошенных. 15 подростков указали на то, что они ни с кем не ругаются, в основном это девочки. По полученным данным девочки вообще менее конфликтны, чем мальчики. Ответили, что к критике в свой адрес доброжелательно относятся 32% респондентов, серьезно -35%; равнодушно -28%; враждебно -5%. Мы предполагаем, что на данный вопрос по большей части давали социально желаемые ответы. Эксперты отмечали, что ярко выраженная агрессия наблюдается со стороны подростков на любую, даже самую незначительную критику. Возможно, такая агрессия связана с негативным отношением к милиции. На вопрос "Нравится ли Вам учиться в школе?" были получены следующие ответы: 41% опрошенных нравится учиться; ответили, что нравится учиться, но не нравятся учителя -20%; отметили что, 18% учиться нравится, но считают, что у них большая нагрузка. Не нравится учиться 21% учеников. После школы в институт планируют поступать 78%; в колледж 16% (в основном это мальчики девятых классов); не задумывались -5%. Не имеют желания куда либо поступать 1%. Данные цифры говорят о том, что подростки понимают на сколько важно сейчас иметь высшее образование. По словам инспекторов, в институт поступают не более 15% подростков состоящих на учете, около 45% поступают в профессиональные училища, но заканчивают всего около 25%. В места лишения свободы попадают не более 5%. Остальные 35% сразу после школы устраиваются на работу. Самая популярная профессия среди опрошенных подростков - бизнесмен, в этой сфере хотели бы работать 33% опрошенных. Быть нотариусом, юристом, адвокатом хотят -9%; бухгалтером -9%; врачом, фармацевтом -7%; архитектором, дизайнером -5%; поваром, фотографом, психологом, социальным работником по 4%. Оператором ЭВМ -2%; менеджером -2%. Такие профессии как: геодезист, певица, автомеханик, журналист, лингвист, строитель, экономист, спортсмен, преподаватель (учитель) имеют по 1% голосов. Не определились с выбором будущей профессии -6%. Рабочие специальности не пользуются спросом среди подростков. Свои отношения с одноклассниками оценивают как приятельские 55% опрошенных, как дружественные -35%, как напряженные -5% и затруднились с ответом -5%. Считают, что у них есть много друзей 64% опрошенных, много знакомых, а близких друзей нет у 9%; есть, не больше двух у 16% респондентов. Уверены, что много и друзей и знакомых 5% подростков. 6% ответили, что у них мало друзей. Для подростков друзья и подруги являются основным источником информации. По результатам социологического исследования "Российские подростки в информационном мире" проведенное С. Б. Цымбаленко [79], большинство опрошенных назвали в качестве основного источника информации друзей и подруг. По-прежнему в информировании подростков велика роль школы, учителей и родителей. Взрослые телепередачи и книги привлекают подростков больше, чем специализированные телепрограммы и учебники. Самым ценимым качеством в друзьях оказалось умение прийти на помощь 35%; для 26% ценным качеством является честность, искренность; считают, что в дружбе важно уважение 20% и 8% уверены, друг должен быть порядочным. В равной степени ценят все перечисленные качества 8%; для 2% важно, что бы друг умел хранить тайны, секреты. Подростки как и взрослые ценят умение прийти на помощь и уверены, что друг познается в беде. Отметили, что часто чувствуют себя одинокими 12% подростков; иногда -34%, редко -54%. Это притом, что 64% твердо уверены, что у них много друзей и не один из опрошенных не указал на отсутствие таковых. Отсюда следует, что практически все состоят в отношениях, по меньшей мере, приятельских, многим из них не хватает взаимных дружеских связей, характеризующихся взаимообменом и взаимопомощью. У некоторых детей не получается сформировать близкие, дружеские отношения. Для подростков, отвергаемых сверстниками, существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте. Однако не все отвергаемые сверстниками дети остаются без друзей. Результаты некоторых психологических исследований говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное воздействие одиночества и неприязни со стороны других ребят. Было также показано, что многие отвергаемые сверстниками дети все-таки уверены, что у них есть друзья, хотя их дружеские отношения оказываются слабыми и неудовлетворительными. Спортом увлекаются 32% подростков. Предпочтение отдается: футболу, теннису, волейболу, рукопашному бою, плаванию в бассейне, катанию на горных лыжах, занятиям в тренажерном зале, катанию на роликах, триалу. Творчеством заняты 15%: увлекаются резьбой по дереву, рисуют -5%; пишут стихи -5%; танцуют -3%; играют на гитаре -2%. К увлечениям отнесли такие занятия как: просмотр телевизора (3%), игра на компьютере (6%), прогулки с друзьями (5%), прослушивание музыки (6%). Предпочитают читать книги - 4%; изучают иностранные языки -5%; увлекаются автомобилями, шахматами, фотографией, радиотехникой -6%. Ничем не увлекается 16% опрошенных. В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юных техников – их было достаточно много. Сегодня такие места не исчезли, но их количество значительно уменьшилось, они стали платными или ребенок о них попросту ничего не знает. На вопрос "Если бы Вам предоставили возможность бесплатно посещать какие либо курсы, то куда бы Вы пошли?" нами были получены следующие ответы: свое предпочтение за курсы вождения автомобилем отдадут -42%. На курсы дизайнерского искусства пойдут 18%; учиться на повара - кондитера пойдут 9%; на юридические курсы -15%; на курсы программиста -12%; на курсы кройки и шитья -1%. Свои варианты ответа были следующие: один человек хочет спрыгнуть с парашютом и 1% с удовольствием пойдет на курсы визажиста. Ответили, что ни куда не пойдут 2% подростков. В нашем исследовании всего 36% респондентов посещают секции и кружки, такие как: спортивные, танцевальные, языковые кружки, музыкальные школы, подготовительные курсы к экзаменам. Не посещают ни каких секций по причине отсутствия возможности (нет денег или времени) -37%. Не посещают ни кружки, ни секции 21%, они им не интересны. Незанятость в свободное от учебы или работы время является причиной совершения преступлений несовершеннолетними. Подростки собираются в группы, употребляют алкогольные напитки и совершают антиобщественные деяния. Только 36% из числа состоящих на учете детей и подростков заняты в системе дополнительного образования. Наиболее востребованные кружки и секции действуют на платной основе, что является препятствием для большей части детей, состоящих на учете в милиции. Незанятость трудом и невозможность трудоустроиться на работу с достойной оплатой, является еще одной причиной, способствующей преступности несовершеннолетних. Постепенно становится уже исключением ребенок, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо учебы - ситуация перевернулась. Но современный ребенок и подросток не может сидеть на месте, ничего не делая, ни чем не занимаясь. И тут появляются компьютерные клубы. Хотя это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, зато это позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг и т.д. Появился новый вариант "кружка". Отличие только в том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для этого надо что-то организовывать, устраивать, а этим в современной школе никто не хочет заниматься. В связи с этим растет количество компьютерных клубов. Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми – это не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный педагогический вопрос. В свободное от школьных занятий время подростки реализуют возможности усвоения социального опыта, черпая информацию посредством наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Эти каналы дают возможность влиять на установки и поведение подрастающего поколения. В свободное время 25% подростков гуляют с друзьями; смотрят телевизор -15%; играют в компьютер 14%; ходят на дискотеки, в кафе -12%; занимаются спортом -11%; слушают музыку -8%; занимаются домашними делами -8%; читают книги -7%. Не один из опрошенных не посвящает свободное время религии. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. При этом следует отметить, что только у небольшой части подростков досуг социально-культурно организован. Общение с друзьями во всех группах подростков значительно предпочтительнее, чем общение с родителями и учителями. Происходит то, что психологи называют "обесцениванием" взрослых. С одной стороны, причина этого в том, что подростки хотят сами строить свои отношения, считая себя взрослыми, желая большей самостоятельности. С другой стороны, они не признают тех стереотипов взрослых, того жизненного опыта, которые сложились в иные времена и сегодня не помогают, а усложняют решение возникающих в жизни подростков проблем. В-третьих, подростков часто не устраивает авторитарное воспитание, унижающее их личность. Телевидение занимает второе место по проведению досуга у опрошенных подростков. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение. Телевидение - доминирующий досуговый канал, заслуживающий особого внимания при анализе его места в освоении подростками информации и социального. Опрошенные подростки прослушивание музыки выделили как отдельную сферу свободного от учебы времяпровождения. Слушают музыку 8% подростков, посещают дискотеки, кафе, бары (что под собой так же подразумевает наличие громкой музыки) - 12%. Современные ученые пришли к выводу что повышенная громкость и характер рок-музыки при длительном воздействии рассеивают внимание, угнетают умственную деятельность, приводят к состоянию повышенной возбудимости, нарушению памяти, снижению интеллектуальных возможностей человека. При длительном прослушивании такой музыки нарушается нормальный режим работы головного мозга и начинают осуществляться биохимические процессы, не свойственные для него в нормальных условиях (аналогичные действию наркотических веществ) и совсем не безобидные для здоровья. Они приводят к нервному истощению, психическим заболеваниям, нарушениям норм общепринятого поведения. Среди подростков большой популярностью пользуются кинофильмы (23%), ток шоу, игры, викторины (19%), юмор, развлекательные телепередачи (17%). Сериалы предпочитают смотреть 13% (как мальчики, так и девочки); новости, информационные программы -10%; передачи о животных -8%; передачи о животных и природе -4%; мультфильмы -3%. Свои варианты ответов были следующие "смотрю почти все или то, что попадется", "всякую ерунду" -3%. Не смотрят телевизор совсем 1%. По данным нашего исследования, время просмотра телевизора в день подростками составляет от одного часа до двух, так ответили 43% респондентов. Три - четыре часа в день смотрят 33%; более четырех часов -10%, менее одного часа -10%. Затруднились с ответом 4%. В настоящее время очевидным становится следующее положение: компьютер прочно входит в жизнь современных подростков (не имеют возможности пользоваться компьютером всего 11% опрошенных), постепенно вытесняя и отодвигая на второй план общение со сверстниками и взрослыми. Ежедневно общаются с компьютером один - два часа - 34% респондентов, Компьютером, в среднем, в день пользуются три - четыре часа -20%, более четырех часов - 14%, менее одного часа 21%. Такое общение включает в себя: использование ресурсов Интернета, вовлечение в компьютерные игры, переписка с помощью электронной почты и др. Однако вместе с этим, мнения специалистов о пользе или вредности компьютерных игр разделились. Одни считают, что такая "увлеченность" детей только им во благо, так как происходит усиленное развитие пространственного мышления детей, интеллекта, творческих способностей, расширение кругозора детей, появление возможности для самовыражения и творчества, повышение уровня социализированности подростков, также, "привитие" информационной культуры и др. Такие подростки чаще, чем их сверстники, посещают молодежные центры, дискотеки и спортивные мероприятия. Кроме того, использование компьютерных игр заметно улучшает процесс психотерапии не только детей, но и взрослых, даже пожилого возраста [80]. Во многих статьях авторы высказывают мнение, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром "вершителя судеб", который приобретает игрок, управляя "жизнью" компьютерных персонажей. Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. По мнению некоторых авторов, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то депривация общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место), представляется наиболее драматичной [80, 81, 82]. Любимым жанром кино и литературы у подростков является фантастика 34%. Отношение к остальным жанрам у несовершеннолетних представлено следующим образом: детективы читают -21%, классику -11%, лирику -11%, романы -3%. Прозу; приключения; эротику; "о жизни", "страшилки" (свои варианты ответа), читают -5%. Не читают ни чего -8%. Политикой интересуется всего 30%, в основном это мальчики 15-16 лет. Затруднились с ответом 19%. Ответили, что вредных привычек не имеет всего 35% респондентов. 27% употребляют спиртное, 21% курит, не умеет ограничивать себя в еде 6%, ведет малоподвижный образ жизни 9%. К вредным привычкам сами подростки отнесли леность -1%, и быструю езду -1%. Мы считаем, что на данный вопрос некоторые респонденты давали не объективные ответы т.к. они переживали, что об их ответах могут узнать родители. По данным Государственного научного центра (ГНЦ) наркологии, около 10% подростков до 15 лет употребили хотя бы один раз наркотик (не считая табак и алкоголь). Прогнозы ГНЦ наркологии обещают не только увеличение числа потребителей психоактивные вещества (ПАВ), но и изменение набора этих веществ. И действительно, в структуре потребляемых в стране наркотиков буквально на глазах произошел сдвиг в сторону химических препаратов, быстро вызывающих психическую и физическую зависимость. Уровень потребления ПАВ в молодом возрасте имеет тенденцию к неуклонному росту, причем каждые 5 лет в арифметической прогрессии. Злоупотребление ими за 5 прошедших лет увеличилось в 15 раз [79]. От своих вредных привычек хотели бы избавиться 68%, не хотели бы 14%. Затруднились с ответом 18%. На данный вопрос ответили всего 51 человек. За последние годы резко снизился возраст начала половой жизни. Сегодняшние 40 - 50 - летние начинали интимную жизнь в 18 - 22 года в браке, сегодняшние подростки - в 14 - 15 лет и вне брака. Подобная тенденция существует во всем мире. На вопрос "Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься сексом, что бы не навредить здоровью?" ответы распределились следующим образом: 31% считает, что можно с шестнадцати лет; 17% считают, что можно с пятнадцати лет; 22% считают, что можно начать заниматься сексом с четырнадцати и ранее лет. 15% уверены, что с семнадцати лет. 15% - только после наступления совершеннолетия, так ответили юноши и девушки 16-17 лет. В сексуальные отношения не вступали 37% опрошенных. Вступали в возрасте шестнадцати лет - 11% подростков; в возрасте пятнадцати лет - 10%, в четырнадцать и ранее - 14%. Не указали возраст вступления в половые отношения 9%, без ответа -19%. Снижение возраста начала половой жизни повлекло за собой увеличение числа беременностей и, как следствие, числа абортов среди несовершеннолетних. Из общего числа абортов по России до 5% приходится на долю подростков до 17 лет. Девушкам до 19 лет в год производится приблизительно 340 000 абортов. Можно полагать, что истинное число абортов у подростков больше, так как не учитывается часть криминальных абортов, которые выполняют вне медицинского учреждения [79]. В нашем исследовании ответили, что постоянно заботятся о своем здоровье 51% подростков, иногда -43%, не заботятся -2%. Затруднились с ответом -4%. Причем около половины от постоянно заботящихся о своем здоровье имеет хотя бы одну вредную привычку, самая распространенная - курение. А четвертая часть опрошенных имеет две и более вредных привычек. На открытый вопрос "Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?" были получены в основном однообразные ответы: все - 7%, ничего -9%, характер - 6%. Один человек хочет изменить свое материальное положение, один родителей. Итак, на учете в милиции состоят в основном подростки 16 - 17 лет, в основном это мальчики, живущие в неполной семье среднего достатка у которых есть условия для отдыха и занятий (имеют свою комнату и стол для занятий). На учет были поставлены из-за самовольного ухода из дома (бродяжничество), краж, разбоев, грабежей, отсутствие на уроках без уважительной причины, употребление алкоголя и антиобщественную деятельность. Среди этих подростков самыми распространенными личностными качествами являются: подверженность внешнему влиянию, скрытность, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, агрессивность, неадекватная реакция на замечания, безответственность, конфликтность, не сдержанность. Сами подростки охарактеризовали себя как самостоятельных, добросовестных и внимательных. В других людях ценят честность, отзывчивость, жизнерадостность, но не ценят терпеливость и скромность. В будущем обеспокоены проблемой с устройством на работу, волнуются за свою жизнь и близких из-за роста преступности, опасаются остаться без материальных средств к существованию. В жизни хотят добиться высокооплачиваемой работы, создать прочную, счастливую семью и воспитать хороших детей. Считают, что для создания семьи важна взаимная любовь, опыт совместного быта и чтобы партнеры подходили по уровню образования, культуры. В воспитании детей считают необходимым: дать хорошее образование, воспитать честность, доброту, отзывчивость. Для большинства подростков с девиантным типом поведения авторитетным человеком является кто-то из членов семьи или семья в целом. Но своими проблемами подростки предпочитают делиться со своими друзьями. Чаще всего подростки вступают в конфликтные ситуации с учителями и с незнакомыми людьми, реже с родителями и одноклассниками. Большинство подростков планируют поступить в институт, а после работать в сфере бизнеса (быть бизнесменом) или юридической сфере. Большинство состоящих на учете, считают, что у них много друзей, в то же время около половины иногда чувствуют себя одинокими. В друзьях ценят умение прийти на помощь и честность. Больше половины подростков ни чем не увлекаются, свободное время предпочитают проводить на улице с друзьями или дома перед экраном телевизора. Но в то же время, если им предложить востребованные бесплатные курсы на них пойдут почти все. На просмотр телевизора тратят один - два часа в день, предпочтение отдается кинофильмам, ток шоу и развлекательным телепередачам. Новостные и политические передачи популярностью не пользуются. Любимым жанром кино и литературы у подростков является фантастика и детектив. Подростки с девиантным типом поведения плохо заботятся о своем здоровье, больше половины из них имеют одну и более вредных привычек, но хотят от них избавиться. Считают, что сексом можно заниматься с 15-16 лет. Больше половины вступали в половые отношения так же в возрасте 15-16 лет. И все таки, в глазах окружающих хотят выглядеть лучше, чем они есть, стремятся к социально одобряемым целям. Таким образом, по полученным данным можно сказать, что подростки и молодежь - основной контингент и резерв организованной преступности, латентность которой чрезвычайна высока. Официальная статистика не всегда отображает реальные положение преступности несовершеннолетних. Доля подростковых правонарушений в общем массиве регистрируемой преступности постоянно снижалась, и в 2001 году она была втрое ниже, чем в советские времена. При этом доля несовершеннолетних и молодежи в населении относительно снижалась за анализируемый период времени Статистические данные по преступности несовершеннолетних Иркутска и Иркутской области ни чем не отличаются от общих данных по России. Остро стоит проблема высокой латентности преступлений совершенных подростками или с их участием. По проведенному исследованию были получены следующие данные: Большинство подростков проживают в неполных семьях со средним материальным достатком. У них есть все условия для отдыха и занятий (своя комната или "угол"). При наличии всех выше перечисленных данных более половины подростков не успевают по школьной программе, т.е. средним баллом в их аттестате является удовлетворительно (по данным, полученным от инспекторов ПДН). Самой распространенной причиной постановки на учет является самовольный уход из дома, бродяжничество; кражи, разбой, грабеж, хищения поставлено; отсутствие на уроках без уважительной причины; употребление алкогольных напитков; антиобщественная деятельность. По характеристикам, данным инспекторами ПДН можно сказать, что самыми распространенными качествам, которыми обладают подростки с девиантным типом поведения, являются: подверженность внешнему влиянию; скрытность; эмоциональная не устойчивость; вспыльчивость; агрессивность; не адекватная реакция на замечания; безответственность; конфликтность, не сдержанность. Положительной характеристикой обладают всего несколько человек, это подростки, которые были поставлены на учет в милицию из за незначительных проступков. Высшее образование хотят получить более половины опрошенных. В будущем хотят иметь высокооплачиваемую работу, создать прочную семью и воспитать хороших детей. При использовании разных методов в исследовании выявилось, что подростки давали социально одобряемые ответы, которые не соответствуют действительности. Не адекватно оценивают свои жизненные перспективы, имея в школьном табели успеваемости среднюю оценку "удовлетворительно", большинство планирует поступить ВУЗ, а в дальнейшем иметь высокооплачиваемую работу. Многие приписывают себе положительные личностные характеристики, которыми они не обладают.
Заключение
Под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые. Причинами отклонений может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения. Это: биологические теории девиантности; эволюционная теория поведения; социально-психологические теории девиантности; социологические теории девиантности. В настоящее время возрастает динамика крайних форм девиаций, а именно – делинквентного поведения. Рост делинквентного поведения среди подростков является индикатором, отражающим криминогенный эф
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|