Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений




Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

 

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

 

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

 

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

 

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

 

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 

Земельные правоотношения (понятие, структура, классификация правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений).

Земельные правоотношения – урегулированные нормами ЗП общественные отношения, участники которых являются потенциальными носителями субъективных прав и обязанностей.

 

Структура:

Субъект

ФЛ, ЮЛ, публичные образования

Иностранные граждане, апатриды, бипатриды и иностранные ЮЛ не могут обладать на праве собственности з/у, которые относятся к категории земель с/х назначения, а также не могут обладать на праве собственности з/у, находящимися на приграничных территориях.

Объект – то, по поводу чего возникают правоотношения:

• Земля как природный объект, природный ресурс, часть окружающей среды

• Земельный участок

• Часть земельного участка

• Земельная доля или доля в праве собственности

 

Содержание – совокупность прав и обязанностей участников отношений.

Субъективное право – мера возможного поведения субъекта:

- право на обладание з/у

- право на совершение конкретного действия или бездействия

- право требовать от обязанного лица определенного поведения

- право на защиту

Юридическая обязанность – мера должного поведения субъекта.

Могут быть активными и пассивными, общими (обязанность использовать з/у по целевому назначению) и специальными (произвести осушение з/у).

 

Классификация правоотношений:

• По содержанию:

- отношения по собственности на землю

- отношения землепользования

- управленческие отношения

- правоохранительные отношения

 

• По характеру:

- материальные (устанавливающие права и обязанности)

- процедурные (устанавливающие порядок деятельности субъектов)

- процессуальные (устанавливающие порядок деятельности компетентных органов)

 

Основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений – юридические факты.

Изменение:

• Изменение качества земель

• Изменение категории, целевого назначения, целевого использования

• Переоформление прав

• Установление охранных зон

 

Объекты земельных отношений.

Совокупный объект земельных отношений – земля.

- земля как природный объект

- земля как природный ресурс

- земля как объект недвижимости (з/у, часть з/у, доля в праве на з/у)

 

Юридическое понятие земли раскрывается через категории по целевому назначению (7 категорий).

Земельный участок – часть поверхности земли (в т.ч.почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в определенном порядке.

 

Виды вещных прав на земельные участки.

Права на з/у могут быть вещными и обязательственными.

Вещные:

• Право собственности

• Право постоянного (бессрочного) пользования з/у

• Право пожизненного наследуемого владения з/у

• Сервитут

Право собственности – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования, распоряжения з/у.

Владение (фактическое обладание), пользование (извлечение полезных свойств), распоряжение (определение юридической судьбы).

Виды права собственности: государственная, муниципальная, частная.

 

Если з/у поступает в собственность двух и более субъектов, то возникает режим общей собственности (общая долевая – по общ.правилу, общая совместная – предусм.законом).

 

Основания возникновения права собственности:

РФ:

• Разграничение государственной собственности на землю

• Реквизиция

• Конфискация

• Национализация

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебное решение

• …

 

Субъекта РФ:

• Разграничение гос.собственности

• Реквизиция

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебные решения

• безвозмездная передача зу из ФС

 

МО:

• Разграничение гос.собственности

• ФЗ и законы субъекта

• Изъятие для муниципальных нужд

• Г-П сделки

• Судебные решения

• безвозмездная передача зу из собсти субъекта РФ

• отказ от пс фл

 

Частная собственность:

• Г-П сделки

• Административно-правовые акты

• Судебные решения

• Наследование

 

Право постоянного (бессрочного) пользования – ограниченное вещное право, предоставляющее его обладателю правомочия владения и пользования з/у без установленного срока, но исключающее правомочие распоряжения этим з/у.

Предоставляется:

• Гос.и мун. учреждениям

• ОГВ и ОМСУ

• Казенным предприятиям

• Центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий

Субъекты – землепользователи

 

ФЛ с момента вступления в силу ЗК РФ не предоставляется, но право за ними сохраняется, они вправе переоформить его на право собственности путем перерегистрации.

ЮЛ обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года, путем заключения договора купли-продажи или аренды.

 

Право пожизненного наследуемого владения – ограниченное вещное право, предоставляющее его обладателю полномочия владения и пользования, а также передавать по наследству.

Субъекты – землевладельцы

 

ФЛ не предоставляется, но право сохраняется.

 

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое с целью обеспечения права эксплуатации смежного с ним з/у, в том случае, если оно не может быть реализовано без установления сервитута.

Возникает с момента гос.регистрации.

Бывают срочные, бессрочные, частные и публичные.

Понятие, формы и виды права собственности на землю.

Право собственности – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования, распоряжения з/у.

Владение (фактическое обладание), пользование (извлечение полезных свойств), распоряжение (определение юридической судьбы).

Виды права собственности: государственная, муниципальная, частная.

 

Если з/у поступает в собственность двух и более субъектов, то возникает режим общей собственности (общая долевая – по общ.правилу, общая совместная – предусм.законом).

 

Основания возникновения права собственности:

РФ:

• Разграничение государственной собственности на землю

• Реквизиция

• Конфискация

• Национализация

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебное решение

• …

 

Субъекта РФ:

• Разграничение гос.собственности

• Реквизиция

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебные решения

• …

 

МО:

• Разграничение гос.собственности

• ФЗ и законы субъекта

• Изъятие для муниципальных нужд

• Реквизиция

• Г-П сделки

• Судебные решения

• Вымороченное имущество

• …

 

Частная собственность:

• Г-П сделки

• Административно-правовые акты

• Судебные решения

• Приобретение з/у

• Наследование

• …

Право государственной собственности на землю.

Государственная собственность – это собственность РФ и субъектов РФ.

 

Основания возникновения права собственности:

РФ:

• Разграничение государственной собственности на землю

• Реквизиция

• Конфискация

• Национализация

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебное решение

• …

Субъекта РФ:

• Разграничение гос.собственности

• Реквизиция

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебные решения

• …

Разграничение государственной собственности на землю.

Разграничение гос.собственности на землю – законодательное и иное нормативно-правовое регулирование порядка отнесения объектов гос.собственности к тем или иным уровням этой собственности – федеральной, собственности республик, др. субъектов РФ и МО.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

 

Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

 

 

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 1 июля 2006 г.

Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):

- нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;

- если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;

- прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, - прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

 

В целях разграничения гос.собственности на землю к федеральной собственности относятся:

• з/у, занятые зданиями, сооружениями, строениями, находящимися в собственности РФ;

• з/у, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким академиям;

• иные, предусмотренные законом: особо охраняемые территории федерального значения, земли железнодорожного транспорта, земли обороны и безопасности…

К собственности субъектов относятся:

• з/у, занятые зданиями, сооружениями, строениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

• з/у, предоставленные ОГВ субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным ОГВ субъектов РФ;

• иные.

 

Распоряжение з/у, гос.собственность на которые не разграничена, осуществляется ОМСУ (по общему правилу), а если населенный пункт является административным центром субъекта, либо его столицей и на территории субъекта принят НПА, наделяющий полномочиями по распоряжению ОИВ субъекта, то такими з/у распоряжается ОИВ субъекта.

Право муниципальной собственности на землю.

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию.

От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления имеют право предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, как в границах муниципальных образований, так и за их пределами. Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муниципальных образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ. Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собственности земли на территории другого муниципального образования.

Возникновение права собственности МО:

• Разграничение гос.собственности

• ФЗ и законы субъекта

• Изъятие для муниципальных нужд

• Реквизиция

• Г-П сделки

• Судебные решения

• Вымороченное имущество

• …

 

Право частной собственности на землю.

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения землей конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

 

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических лиц и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц — субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, других земель сельскохозяйственного назначения не могут быть собственниками земельных долей. Имеются и другие ограничения. Так, иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками на приграничных территориях, а приобретают право частной собственности на землю на разрешенных для этого территориях только за плату.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель.

 

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Основания возникновения:

• Г-П сделки

• Административно-правовые акты

• Судебные решения

• Приобретение з/у

• Наследование

• …

Основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности на землю.

Возникновение права собственности МО:

• Разграничение гос.собственности

• ФЗ и законы субъекта

• Изъятие для муниципальных нужд

• Реквизиция

• Г-П сделки

• Судебные решения

• Вымороченное имущество

• …

Основания возникновения права собственности:

РФ:

• Разграничение государственной собственности на землю

• Реквизиция

• Конфискация

• Национализация

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебное решение

• …

Субъекта РФ:

• Разграничение гос.собственности

• Реквизиция

• Изъятие для гос.нужд

• Г-П сделки

• Судебные решения

• …

Основания прекращения права собственности:

• Отчуждение по сделкам

• Предоставление в частную собственность

• Приватизация

• Судебные решения

 

Основания возникновения, прекращения права частной собственности на землю.

Основания возникновения:

• Г-П сделки

• Административно-правовые акты

• Судебные решения

• Приобретение з/у

• Наследование

• …

Основания прекращения права собственности: добровольные и принудительные.

Добровольные:

• Отказ собственника от права собственности

• Отчуждение з/у по сделкам

• Смерть гражданина и ликвидация ЮЛ

Принудительные:

• Изъятие з/у путем выкупа для гос. и мун. нужд.

• Принудительное изъятие з/у, связанное с нарушением законодательства при использовании этого з/у.

• Прекращение права собственности лица, которому з/у не может принадлежать в силу закона.

• Обращение взыскания на з/у по обязательствам.

• Конфискация

• Реквизиция

• Национализация

Полномочия собственника по распоряжению земельным участком. Полномочия иных титульных владельцев земельных участков.

Собственник земельного участка вправе:

 

- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ;

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртех-нические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

- осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...