Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.




По общему правилу лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков.

Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

 

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

 

- использовать участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- своевременно приступать к использованию участков в случаях, если сроки освоения участков предусмотрены договорами;

- исвоевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные законами.

 

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, если иное не установлено законом.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения – ограниченное вещное право, предоставляющее его обладателю полномочия владения и пользования, а также передавать по наследству.

 

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане.

Субъекты – землевладельцы.

 

 

Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

 

ФЛ не предоставляется, но право сохраняется.

 

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Аренда земельных участков.

Земельные участки могут предоставляться в аренду на основе договора. Общие положения о договоре аренды установлены ГК РФ.

По договору аренды з/у арендодатель обязуется предоставить арендатору з/у за плату во временное владение или пользование.

 

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования земельного участка в соответствии с договором, являются его собственностью. Арендатор имеет также отдельные права по распоряжению арендованным земельным участком – может сдать его в субаренду.

 

Существенные условия:

• Предмет договора

• Арендная плата:

- Если з/у находится в частной собственности, размер арендной платы определяется соглашением сторон

- Если в федеральной собственности – порядок расчета определяется Правительством РФ

- Если в собственности субъектов – порядок расчета определяется ОГВ субъекта

- Если в муниципальной собственности – порядок расчета определяется ОМСУ.

 

 

Срок не является существенным условием: если он не определен, то считается заключенным на неопределенный срок.

 

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются сроком на 49 лет (максимальный (предельный) срок).

 

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев перехода прав на недвижимое имущество, расположенное на этом земельном участке.

 

Форма договора: если менее 1 года – письменная, если 1 год и более – гос.регистрация.

 

Арендатором может быть любое физическое или юридическое лицо. При этом иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

Арендодателями могут быть только собственники земельных участков, а также лица, уполномоченные законом или собственником.

 

 

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

ПБСП возникает на основе договора, по которому одна сторона обязуется передать з/у в безвозмездное срочное пользование другой стороне, а другая сторона обязуется вернуть его в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором.

 

Субъекты:

Если з/у предоставляется……

Из публичной собственности:

• Гос. и мун.учреждения

• ОГВ и ОМСУ

• Казенные предприятия

• Центры исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий

• Религиозные организации

Этим 6 – на срок, не превышающий 1 года

• ЮЛ, получившие право на заключение контракта для жилищного строительства, финансируемого за счет соответствующего бюджета – на срок строительства

на личное подсобное хозяйство до 6 лет

религ орг - до 10 лет или до момента прекращения пс на объект

служ.надел - на срок осуществления трудовой функции

 

 

• Из частной собственности:

Круг субъектов не ограничен: ФЛ, ЮЛ, публичные образования

 

Служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с трудовой функцией работника (отдельных отраслей экономики, лесники, егери, ж/д работники).

 

Обладатели ПБСП – землепользователи.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Право постоянного (бессрочного) пользования – ограниченное вещное право, предоставляющее его обладателю правомочия владения и пользования з/у без установленного срока, но исключающее правомочие распоряжения этим з/у.

Предоставляется:

• Гос.и мун. учреждениям

• ОГВ и ОМСУ

• Казенным предприятиям

• Центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий

Субъекты – землепользователи

 

ФЛ с момента вступления в силу ЗК РФ не предоставляется, но право за ними сохраняется, они вправе переоформить его на право собственности путем перерегистрации.

ЮЛ обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года, путем заключения договора купли-продажи или аренды.

Земельный сервитут.

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое с целью обеспечения права эксплуатации смежного с ним з/у, в том случае, если оно не может быть реализовано без установления сервитута.

Возникает с момента гос.регистрации.

Классификация:

• В зависимости от срока:

• Срочный (на определенный срок)

• Бессрочный (без указания срока)

• В зависимости от интересов:

• Частный – устанавливается в пользу конкретного лица/лиц, на основании соглашения

• Публичный – устанавливается в пользу неопределенного круга лиц – гос-во, МСУ, местное население, на основании НПА, проводятся общественные слушания.

Основания возникновения и прекращения иных прав (кроме прав собственности) на землю.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного пользования), права пожизненного наследуемого владения:

• Отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на з/у

• Использование з/у не в соответствии с его целевым назначением или принадлежности к той или иной категории земель

• Использование з/у способами, которые приводят к существенному занижению плодородия с/х земель, либо к значительному ухудшению экологической обстановки

• Неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений (отравление, загрязнение, порча, уничтожение плодородного слоя, систематическая неуплата земельного налога)

 

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования:

• Истечение срока, на который земельный участок был предоставлен

• В случае использования з/у не по целевому назначению

 

Основания прекращения служебного надела:

• Прекращение работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

Исключения:

• Может быть сохранено за работником при прекращении трудовых отношений, если он вышел на пенсию по старости или инвалидности (на период жизни)

• Если погиб при исполнении служебных обязанностей, право может быть сохранено за нетрудоспособным супругом или родителями (на период их жизни), либо за несовершеннолетними детьми (до их совершеннолетия).

 

Основания прекращения сервитута:

• Частного:

- по требованию собственника з/у, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен

- в случае невозможности использования з/у, обремененного сервитутом

 

• Публичного:

- в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен (необходимо принятие акта)

Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственных и муниципальных земель.

Земли из публичной собственности могут предоставляться в собственность или аренду (ФЛ и ЮЛ), а также на праве безвозмездного срочного пользования (религиозным организациям).

 

По общему правилу, з/у из публичной собственности гражданам и ЮЛ предоставляются за плату.

 

Бесплатное предоставление з/у возможно в случаях, прямо предусмотренных ФЗ:

- социальные гарантии героям соц.труда, полным кавалерам ордена трудовой славы

- гражданам, совершавшим сделки с з/у до вступления в силу закона СССР, которые не были надлежаще оформлены

 

и законами субъектов:

- многодетные семьи, единственный родитель, воспитывающий несовершеннолетних детей, детям сиротам.

 

Органы, осуществляющие предоставление з/у:

• Из фед.собственности – ФОГВ (Росимущество)

• Из собственности субъектов – ОИВ субъекта (Министерство имущественных отношений)

• Из собственности МО – ОМСУ (Департамент имущественных отношений)

• Собственность на которые не разграничена – ОМСУ или ОИВ субъекта.

 

Основания для отказа предоставления з/у в собственность:

• Резервирование для гос. и мун.нужд

• Запрет на приватизацию, установленный ФЗ

• Изъятие из оборота

 

Предоставление з/у в зависимости от цели: для строительства и для целей, не связанных со строительством.

 

Предоставление для строительства:

• С предварительным согласованием места размещения объекта

• Без предварительного согласования (ИЖС, комплексное освоение в целях жилищного строительства, многоквартирное строительство)

 

С предварительным согласованием:

• Обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением

В заявлении указывается:

- местоположение з/у

- площадь

- испрашиваемое право

- технико-экономическое обоснование проекта

 

• Выбор з/у и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта

Выбор оформляется актом, к которому прикладывается схема расположения з/у на кадастровом плане территории

 

Решение о предварительном согласовании действует в течение 3 лет.

 

• Проведение работ по формированию з/у

За счет заявителя

 

• Кадастровый учет (присвоение номера)

• Принятие решения о предоставлении з/у заявителю

 

Предоставление для строительства без предварительного согласования:

По общему правилу – путем проведения торгов.

 

Этапы:

Инициатива от органа публичной власти.

• Проведение работ по формированию з/у

• Принятие решения о проведении торгов по продаже прав на з/у

Торги: конкурс, аукцион. Закрытые, открытые (закрытые по форме подачи предложения)

• Публичное сообщение о проведении торгов («Омский вестник», «Третья столица»)

• Проведение торгов, определение победителя, подписание протокола о результатах торгов (в день проведения), заключение договора аренды или купли-продажи (в течение 3 дней).

 

Предоставление для целей, не связанных со строительством:

• Обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган публичной власти

В заявлении:

- местоположение

- цель использования

- площадь

- вид испрашиваемого права

 

• Документы передаются в ОМСУ

• Заявитель за свой счет проводит межевание, осуществляет постановку на кадастровый учет

• Орган публичной власти в 2-х недельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого з/у принимает решение о предоставлении этого з/у в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду.

Понятие оборота. Ограничения оборотоспособности земельных участков.

Оборотоспособность – возможность свободного распоряжения з/у собственниками путем отчуждения в собственность либо передачи во временное владение или пользование другим лицам, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

 

Виды з/у:

• Свободные в обороте

• Ограниченные в обороте (сделки прямо предусмотрены законом)

• Изъятые из оборота (з/у находится в фед.собственности, не м.б.совершены какие-либо сделки)

 

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

 

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

 

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

 

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

 

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

 

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

 

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

 

5) объектами организаций органов государственной охраны;

 

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

 

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

 

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

 

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

 

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

 

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

 

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

 

2) из состава земель лесного фонда;

 

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

 

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

 

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

 

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

 

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

 

8) предоставленные для нужд связи;

 

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

 

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

 

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

 

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

 

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

 

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

 

Особенности совершения сделок с земельными участками, являющимися общей собственностью.

Режим общей собственности возникает, если з/у поступает в собственность двух или более лиц.

Виды:

• Общая долевая собственность (по общ.правилу)

• Общая совместная собственность (в случаях, предусмотренных законом)

 

Особенности таких сделок связаны с наличием двух и более сособственников, а также особыми правилами обращения долей в праве общей долевой собственности, распоряжения имуществом, находящимся в общей совместной собственности.

Если доли каждого из сособственников определены, то это общая долевая собственность, если нет – то совместная. По общему правилу общая собственность является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности. Общей совместной собственностью признается собственность супругов и совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

Законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено для садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества создание совместной собственности на имущество общего пользования, приобретенное таким товариществом за счет целевых взносов, в том числе и на земельные участки общего пользования.

 

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

 

Следует выделить особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению распорядиться принадлежащей ему долей. При возмездном отчуждении должны соблюдаться правила о преимущественном праве покупки доли.

 

При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу продавец доли должен известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Споры подлежат разрешению в судебном порядке.

 

В случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности необходимым условием государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками.

 

Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

Купля – продажа земельных участков.

Договор купли-продажи з/у – Г-П договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать з/у в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот з/у и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

 

Существенные условия:

• Предмет договора (з/у, прошедший процедуру государственного кадастрового учета)

Сведения о з/у:

- кадастровый номер

- местоположение

- площадь

- категория

- вид разрешенного использования

 

• Цена:

Если з/у находится в частной собственности, то цена определяется соглашением сторон.

Если в публ.собственности, то должна быть определена его рыночная цена, в отдельных случаях – кадастровая стоимость.

 

Форма договора: простая письменная, обязательное приложение – акт приема-передачи

Государственная регистрация – 20 календарных дней.

 

К отношениям по купле-продаже земельных участков применяются общие положения о купле-продаже гл. 30 ГК РФ с учетом особенностей, установленных ЗК РФ.

 

 

Договор купли-продажи земельного участка заключается в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами как единого документа. Государственной регистрации в этом случае подлежит переход права собственности к покупателю.

 

Особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При продаже частным собственникам право преимущественной покупки принадлежит ОГВ субъекта или ОМСУ.

Собственник при продаже такого з/у обязан уведомить об этом орган публичной власти с указанием цены договора и цены, за которую з/у продается.

Если орган публичной власти в течение 30 дней не реализует свое право, то собственник вправе его продать в течение 1 года любому лицу по цене, не ниже цены, указанной в уведомлении.

Ипотека земельных участков.

По договору о залоге одна сторона (залогодержатель), являющаяся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение всех своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости з/у другой стороны (залогодателя) преимущественно перед другими кредиторами залогодателя.

 

Существенные условия:

Предмет договора:

- з/у, находящиеся в собственности граждан, их объединений, ЮЛ;

- з/у, находящиеся в муниципальной собственности, и з/у, гос.собственность на которые не разграничена, если такие з/у предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения.

 

Не допускается ипотека:

- з/у, находящихся в муниципальной или гос.собственности

- части з/у, площадь которого меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов или ОМСУ

 

Оценка предмета ипотеки

Существо, размер и срок исполнения основного обязательства

Особенности ипотеки з/у:

• Если предмет ипотеки з/у, то ипотека распространяется на здания и сооружения, находящиеся или строящиеся на з/у (ПРАВИЛО ДИСПОЗИТИВНОЕ)

• Ипотека здания и сооружения допускается только с одновременной ипотекой з/у (ПРАВИЛО ИМПЕРАТИВНОЕ)

• Ипотека зданий и сооружений невозможна вместе с з/у, если з/у находится у собственника здания или сооружения на ППБП.

 

Порядок и основания обращения взыскания на предмет ипотеки:

По общему правилу обращение взыскания производится в судебном порядке.

 

Внесудебный порядок: если это предусмотрено договором об ипотеке либо договором, влекущим за собой возникновение ипотеки в силу закона, или если права залогодержателя удостоверены закладной, закладной.

Обращение взыскания на предмет ипотеки во внесудебном порядке по исполнительной надписи нотариуса допускается на основании нотариально удостоверенного договора об ипотеке или нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона, либо закладной, которые содержат условие об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке.

Если права залогодержателя удостоверены закладной, удовлетворение требований залогодержателя за счет имущества, заложенного по договору об ипотеке, во внесудебном порядке по исполнительной надписи нотариуса допускается, если условие об обращении взыскания во внесудебном порядке содержится как в закладной, так и в договоре об ипотеке или договоре, влекущем за собой возникновение ипотеки в силу закона, на основании которых выдается закладная. Такие договоры должны быть нотариально удостоверены.

Основание обращения взыскания – неисполнение либо ненадлежащее исполнение основного обязательства.

Управление земельным фондом (понятие земельного фонда, категории земель, органы, осуществляющие управление, функции управления).

Земельный фонд – все з/у, расположенные в пределах территориальных границ РФ.

Управление земельным фондом – организующая деятельность компетентных ОИВ и ОМСУ по обеспечению рационального использования и учета земель, их распределения, перевода из одной категории в другую, охрана земель различными субъектами земельных отношений.

Категории земель:

• Земли населенных пунктов

• Земли сельхоз.назначения

• Земли запаса

• Земли особо охраняемых территорий

• Земли лесного фонда

• Земли водного фонда

• Земли промышленности, энергетики, радиовещания, обороны, обеспечения космической деятельности и иного специального назначения

Система органов управления ЗФ:

- органы общей компетенции (Президент, Правительство)

- органы специальной компетенции:

+ функциональные органы (Мин.природных ресурсов, мин.экологического развития)

+ отраслевые органы (Мин.с/х, мин.связи)

 

Функции управления:

• Учетная

• Распределительная

• Землеустройство

• Надзор и контроль

• Мониторинг

• Перевод земель из одной категории в другую

 

Землеустройство (понятие и назначение).

Землеустройство – одна из функций государственного управления земельным фондом, которая заключается в мероприятиях по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования, их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и ЮЛ з/у для осуществления с/х производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов для обеспечения их традиционного образа жизни.

 

Объекты:

- территории субъектов РФ

- территории МО

- территории населенных пунктов

- территориальные зоны

- зоны с особыми условиями использования территорий

 

Основания для проведения:

- решения ОГВ или ОМСУ

- договор

- решение суда

 

Назначение землеустройства -система мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений государственных органов по вопросам использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Государственный кадастр недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости – систематизированный свод сведений, упорядоченный по определенному принципу перечень сведений, необходимых для ведения учета и идентификации недвижимого имущества, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, границах между субъектами, границах МО, границах населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий.

Принципы ведения:

• Открытость содержащихся сведений

• Непрерывная актуализация

• Единство технологии ведения на всей территории РФ

• Сопоставимость сведений со сведениями, содержащимися в иных государственных информационных ресурсах


Документы, необходимые для постановки на учет:

• Заявление

• Документ, удостоверяющий личность

• Межевой план з/у

• Правоустанавливающие документы на з/у

 

Постановка на ГКН осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Осуществляют кадастровую деятельность кадастровые инженеры.

Реализация прин ципа платности использования земли.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

Принцип платности использования земли в земельном праве реализуется через такие формы платы как земельный налог (собственники) и арендная плата (арендаторы).

 

Цели введения платы за землю:

• Стимулирование рационального землепользования

• Повышение плодородия почв

• Формирование специальных фондов для финансирования мероприятий по восстановлению земель

 

Установление и порядок платежей за землю регулируются следующими НПА: Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог"), Гражданский кодекс РФ (глава 34 "Аренда), Закон РФ "О плате за землю" в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:

1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;

2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;

3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Кадастровая стоимость и нормативная цена земли.

Кадастровая стоимость з/у – условный экономический показатель, необходимый для регулирования земельных отношений, сделок с землей, для установления объективной цены на з/у.

Кадастровая стоимость необходима для определения размера земельного налога и размера арендной платы, если з/у передается в аренду из публичной собственности.

Кадастровой оценке подлежат все з/у, расположенные в пределах территориальных границ РФ.

Кадастровая оценка проводится не реже 1 раза в 5 лет.

Орган, на который возложена обязанность по проведению кадастровой оценки – Росреестр.

 

Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (применяется, когда нет кадастровой стоимости).

Нормативная цена земли определяется ежегодно ОИВ субъекта.

Она не должна превышать 75% от рыночной стоимости з/у, который подлежит оценке.

ОМСУ вправе изменять установленный размер нормативной цены, но не более, чем на 25 %.

Земельный налог.

Земельный налог – налог, уплачиваемый ФЛ и ЮЛ, обладающими з/у на праве собственности, ПБП либо ПНВ.

 

Налог является местным.

Объект налогообложения – з/у, расположенные в границах соответствующих МО.

Не являются объектом налогообложения изъятые из оборота з/у и ограниченные в обороте.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, для земельного налога – кадастровая стоимость.

Налоговый период – календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются НПА ОМСУ.

Освобождаются от налогообложения:

• Организации и учреждения УИС

• Организации в отношении з/у, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования

• Религиозные организации

• ФЛ, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока и их общины

• И т.д.

Контроль и надзор за использованием и охраной земель.

Контроль и надзор за использованием и охраной земель – деятельность компетентных органов по проведению мероприятий по контролю за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Виды контроля за использованием и охраной земель:

- государственный земельный надзор;

- муниципальный земельный контроль;

- общественный земельный контроль;

- производственный земельный контроль.

Государственный земельный надзор:

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Органы, уполномоченные на осуществление государственного земельного контроля:

- Росреестр

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы;

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы.

 

Предметом государственного земельного контроля является соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а так же гражданами в части:

1) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а так же без документов разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

2) соблюдения порядка переуступки права пользования землёй;

3) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

4) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

5) соблюдения порядка предоставления сведений о состоянии земель;

6) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

7) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности Росреестра.

 

Конечным результатом исполнения государственной функции является выявление и пресечение нарушений организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а так же гражданами нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию Росреестра (его территориальных органов) путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Муниципальный земельный контроль: за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

Общественный земельный контроль: осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль: осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Задача производственного земельного контроля - обеспечение исполнения действующего земельного и иных отраслей законодательства, соблюдение установленных требований по использованию и охране земель, выполнения соответствующих программ и мероприятий в деятельности конкретной организации, т.е. с учетом конкретных условий (состояния земель, цели и технологии их использования и т.п.).

Мониторинг земель (понятие и назначение).

Мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием земельного фонда, являющаяся составной частью мониторинга компонентов окружающей среды.

Уполномоченный орган – Росреестр

Мониторинг осуществляется ежегодно.

Задачи:

• Своевременное выявление изменения состояния земель

• Информационное обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного земельного надзора

• Обеспечение информацией о состоянии земель граждан.

 

Объекты – все земли РФ, независимо от формы собственности и их целевого назначения.

Охрана земель (понятие, цели, содержание).

Охрана земель - это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

 

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

 

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 

Правовые меры государственной охраны земель подразделяются на три группы:

1) рациональная организация земель;

2)защита почв от эрозии, загрязнения и иных вредных воздействий;

3) восстановление нарушенных земель.

Защита прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков (значение, способы защиты прав).

Права землевладельцев, землепользователей и собственников могут быть нарушены в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности. Законодательством предусмотрены способы и формы защиты от таких нарушений.

 

Способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков:

 

• признание права;

 

• восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;

 

• признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

 

• признание не действительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

 

• самозащита прав;

 

• принуждение к исполнению обязанностей в натуре;

 

• возмещение убытков;

 

• взыскание неустойки;

 

• компенсация морального вреда;

 

• прекращение или изменение правоотношения;

 

• неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

 

Защита прав может также осуществляться иными способами, предусмотренными законом. Выбор способа защиты права принадлежит стороне, чье право нарушено.

 

Защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в двух основных формах – административной и судебной. У лица, чье право было нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд.

Нормы предоставления земельных участков.

Нормы предоставления з/у – минимальный и максимальный размер з/у, предоставляемых гражданам и ЮЛ из публичной собственности.

 

Предельные размеры з/у, предоставляемых гражданам для:

• КФХ

• Садоводства

• Огородничества

• Животноводства

• Дачного строительства

Устанавливаются законами субъектов

 

Предельные нормы з/у, предоставляемых гражданам для:

• Личного подсобного хозяйства

• ИЖС

Устанавливаются нормативными актами ОМСУ

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства (понятие правонарушений, виды ответственности).

Юридическая ответственность – одна из форм государственного принуждения, обеспечивающего правовую систему общества, реакция государства на противоправное действие.

Правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние, противоречащее требованиям правовых норм, влекущее юридическую ответственность.

Элементы: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона.

 

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий:

1. противоправного поведения;

2. вреда (ущерба);

3. причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);

4. вины нарушителя установленных правил поведения.

 

Выделяют такие виды юридической ответственности, как: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая (имущественная).

 

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления – виновно совершенного, общественно опасного, противоправного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...