Современная земельная реформа
С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так, происходит радикальное изменение отношений собственности. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" Российская Федерация заявила о суверенном правовом регулировании земельных отношений и отношений по природопользованию только российским законодательством и законодательством входящих в нее республик.
3. Вопрос
Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок. Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений. Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права. Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права. Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения): ·
административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»; Похожая статья: Предмет диспозитивного режима уголовно-правового регулирования · гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.
4. Вопрос Понятие и состав земельных правоотношений Земельные правоотношения – общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права
5. Вопрос
Земе́льный уча́сток — часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Согласно Земельному кодексу РФ, границы участка должны быть определены в соответствии с федеральными законами. 3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. — Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Общие сведения Земельные участки (земли) являются недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Каждый земельный участок относится к определённой Земельным кодексом Российской Федерации категории земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: · земли сельскохозяйственного назначения; · земли населённых пунктов; · земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; · земли особо охраняемых территорий и объектов; · земли лесного фонда; · земли водного фонда; · земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с законодательством возможен перевод земельного участка из одной категории в другую. Целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Земельные участки могут быть выведены из оборота либо ограничены в обороте. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 6. Вопрос Оборотоспособность земельных участков определяется земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством. 1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК); 2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; 3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4. объектами организаций федеральной службы безопасности; 5. объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9. воинскими и гражданскими захоронениями; 10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ. Ограничены в обороте (не могут отчуждаться) следующие государственные и муниципальные земельные участки, указанные в п. 5 ст. 27 ЗК: 1. в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК; 2. из состава земель лесного фонда; 3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК; 6. не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК в границах закрытых административно-территориальных образований; 7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8. предоставленные для нужд связи; 9. занятые объектами космической инфраструктуры; 10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13. в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Аналогично, в соответствии с п. 8 ст. 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества не подлежат отчуждению из государственной и муниципальной собственности земельные участки в составе земель: 1. лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов; 2. зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; 3. общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.); 4. транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития, если иное не предусмотрено федеральными законами; 5. не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ. Оборот земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, регулируется Законом об обороте земель. Оборот земель лесного фонда (лесных участков) регулируется ЛК. 1. покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2. занятые гидротехническими сооружениями и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, формирование земельных участков не осуществляется (п. 2 ст. 102 ЗК). Следовательно, в пределах береговой линии водного объекта невозможно сформировать объект имущественных прав - земельный участок. Можно говорить об ограниченном имущественном обороте только одного вида земель водного фонда - занятых гидротехническими и иными сооружениями, которые могут быть предоставлены в аренду. 7. Вопрос 8. Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений. 9. Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части. 10. Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель. 11. Институты Общей части включают: 12. 1) право собственности и иные вещные права на землю; 13. 2) управление земельными ресурсами РФ; 14. 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; 15. 4) правовую охрану земель; 16. 5) управление в сфере использования и охраны земель; 17. 6) правовое регулирование платы за землю; 18. 7) ответственность за нарушение земельного законодательства; 19. Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; 20. 2) правовой режим земель населенных пунктов; 21. 3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения; 22. 4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 23. 5) правовой режим земель лесного фонда; 24. 6) правовой режим земель водного фонда; 25. 7) правовой режим земель запаса. 26. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части. 27. В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность. 28. В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса. 29. В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.
8. Вопрос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|