Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов этнопедагогики в зависимости от ее дифференциации




Методы этнопедагогики
как науки как учебной дисциплины как вида деятельности
Обобщение данных Самоотчет; само- Внушение; заражение;
этнографических, эт- анализ; включен- подражание; показ;
нологических, этно- ное наблюдение; одобрение; осуждение;
лингвистических, идентификация; запрет; угроза; призна-
этнокультурологиче- рефлексия; ние; упражнение;
ских исследований рефлексивное рассказ; поручение;
и анализ научной наблюдение; непосредственное уча-
и художественной беседа как диалог; стие в праздниках, спор-
литературы; позна- биографический тивных играх и состяза-
ние жизненного пути метод ниях, инсценировках,
человека этниче-   исполнение обрядов
ского; биографиче-    
ский метод; понима-    
ние; герменевтика    

ходимо выбирать методы, адекватные целям и задачам разных эт-нопедагогик (табл. 1.1).

Методы этнопедагогики как науки определены культурологи­ческим и аксиологическим подходами. Один из методов связан с познанием жизненного пути человека, что позволяет увидеть свое­образие самовосстановления человека в кризисные, подчас разру­шительные периоды жизни (потери, утрата прежних ценностей). История хранит много биографических примеров и подробных жизнеописаний, которые представляют собой путь самостояния человека, этику духовного совершенства.

«Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника оп­ределенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событи­ями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной програм­мой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность вла­деет»1. Жизненный путь человека в свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Образ жизненно­го пути выступает для него как объективная основа для пережива-

1 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. — С. 104-105.

ния удовлетворенности или неудовлетворенности собственной жизнью. Именно поэтому для человека его биография неслучай­на, это не внешнее и психологически безразличное обстоятель­ство, он переосмысливает ее на протяжении всей жизни. Ретро­спекция зрелой личности убеждает в важности и значимости для каждого человека его жизненного пути, который в большинстве случаев воспринимается как ценность. Опираясь на ценности, приобретенные в индивидуальном прошлом, человек задает перс­пективу своего будущего. Гуманитарное познание обращается к внут­реннему миру человека, к его личностным ценностям и смыслу жизни. Важная особенность внутреннего мира человека — его неразрывная связь с переживаниями, поэтому гуманитарное по­знание ориентирует на понимание.

Понимание — особый метод — становится прогнозом последу­ющего развития, своеобразной научной рефлексией. Это и про­цесс, и результат познания. Процесс понимания может развора­чиваться в различных формах или моментах познания, приводя­щих в итоге к определенному толкованию разных явлений. Имен­но поэтому следует признать необходимость включения герменев­тики1 и феноменологии2 как методов гуманитарного познания в этнопедагогике.

У В.Дильтея («Описательная психология») герменевтика превра­щается в специфический метод наук о духе, отделивший мир при­роды от человеческого мира: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». «Учение об истолковании» — связующее звено между философией и науками. Философия предполагает анализ сознания, только он дает средство, отправляясь от непо­средственных переживаний Я, достичь сути духовной и природ­ной жизни. В.Дильтей утверждает, что человек не имеет истории, но сам есть история, которая раскрывает его. Признавая особую познавательную ценность автобиографии человека, можно утвер­ждать, что особое познавательное значение имеет биографичес­кий метод. Автобиография — это размышление человека о своей жизни. «Но в том случае, когда размышление о собственной жиз­ни переносится на понимание жизни другого человека, возника­ет биография как форма понимания чужой жизни. Все человечес­кое становится документом, который актуализирует в себе ка­кую-то возможность нашего бытия»3. Все доступно пониманию через переживание и интерпретацию, все это требует понимания.

' Герменевтика (от греч. Негтепеипкоз — разъясняющий) — искусство и тео­рия истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объек­тивных и субъективных оснований.

2 Феноменология (от греч. рИатотепоп — являющееся, факт, явление) — уче­ние о феноменах.

3 Дильтей В. Описательная психология. — М., 1924. — С. 141.

Герменевтика стала источником обоснования «диалога как пони­мания», «педагогического описания как понимания», «понима­ния как метода познания» человека, его истории и среды жизне­деятельности.

Для гуманитарного познания чрезвычайно важна феноменоло­гия внутреннего мира человека, который безгранично богат и разнообразен. Утверждая это, мы исходим из того, что каждый человек имеет свое мировосприятие, мироощущение: образ мира и образ самого себя в этом мире. Человеческие образы, пред­ставления и мысли пристрастны (А.Н.Леонтьев), они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. Внутренняя жизнь чело­века осознанна. В сознательном волевом поведении человек осу­ществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ста­вит должное выше желаемого. Но человек сталкивается и с таки­ми действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета. Внутренний мир человека включает в себя и бессознательные яв­ления.

Внутренний мир человека дан ему в непосредственном опыте переживаний. Переживания характеризуют индивидуальный жиз­ненный путь человека, историю развития личности. На это указы­вает С.Л.Рубинштейн: «Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта — это его мысли, его чувства, это его переживания — кусок его собственной жизни, в плоти и крови его. <...> Переживанием становится для человека то, что оказыва­ется личностно значимым для него. <...> Переживания человека — это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный ас­пект жизненного пути личности»1.

Мы придерживаемся утвердившейся в психологии позиции, что в переживании представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения его потребностям (Л.И.Бо-жович, В.К.Вилюнас, С.Л.Рубинштейн). Переживание не явля­ется чем-то чисто субъективным, поскольку оно есть пережива­ние того или иного события, явления. Осознание переживания — это всегда выяснение объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено. Осозна­ние переживания, таким образом, всегда и неизбежно не замы­кание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром. Совокупность отношений человека к миру, по существу, передается в форме личного переживания. Пере­живания побуждают человека избирать то или иное поведение, обособляться от других людей или находить способы единения с ними, отстраняться от проблем или стремиться их разрешать.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей псих С. 12-15.

ог ии: в 2 т. — Т. 1. — М., 1989. —

Познание переживаний требует адекватных методов понима­ния. Анализ жизненного пути человека как представителя того или иного этноса, культуры позволит собрать необходимый факти­ческий материал, сделать определенные обобщения и выводы, касающиеся предмета и задач этнопедагогики. Художественные тексты, личные воспоминания и другие текстовые источники, материалы этнографических, этнологических, этнолингвистиче­ских, этнокультурологических исследований дают богатый мате­риал для понимания особенностей человека этнического, мето­дов и средств его социализации применительно к той или иной культуре, тому или иному времени и месту.

Конкретными формами понимания и освоения учебной дис­циплины «Этнопедагогика» выступают следующие методы: педа­гогическое описание (или обоснование) проблемы этносоциали-зации ребенка, самоотчет, самоанализ, включенное наблюдение, идентификация, рефлексия, рефлексивное наблюдение, беседа как диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.

Этнопедагогика как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения имеет свои специфические и особен­ные методы (см. табл. 1.1). Каждый народ не только хранит истори­чески сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить истори­ческого национального лица и самобытности. Живучесть тради­ций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценно­сти, необходимости сконцентрированного в этих традициях и осо­бенностях народного опыта (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Средства народного воспитания

Материальные Духовные Соционормати вные
Природа и природ­ные факторы Специфика трудовой деятельности этноса Родной язык Народное искусство Религия и верования Система традиций Обрядовая деятельность Игра Общественное мнение

Разумеется, было бы ошибкой воспитывать ребенка только в рамках его этнической культуры и опыта. Мир велик и разнообра­зен, но он же являет собой и общечеловеческую целостность, в которой действуют некие общие законы бытия. Не столько разли­чие, сколько единство в этнопедагогических методах разных на­родов позволяет понять, что забота родителей любых националь­ностей сводится к одному — сделать счастливыми своих детей.

 

Задания для самоконтроля

1. Используйте взаимосвязи видов знаний: понятие, суждение, умо­заключение, доказательство, объяснение, гипотеза, теория.

Вычлените признаки, по которым категории (понятия) педагогики (педагогический процесс, образование, воспитание, обучение) отлича­ются от таких категорий, как самообразование, самовоспитание, само­обучение (умение, навык, знание).

Следствием каких суждений является умозаключение «Термины "эт­нопедагогика" и "народная педагогика" приобретают разные смысло­вые нагрузки»?

Докажите истинность суждения «Деятельность педагога есть всегда деятельность по управлению деятельностью воспитанников».

Объясните связи культуры и образования.

Обоснуйте гипотезу как условное объяснение причин, по которым этнопедагогику можно считать составной частью педагогики как науки.

Разработайте теоретические положения, согласно которым воспита­ние человека этнического представляет собой последовательный ряд методов и средств внешних воздействий, связанных с культурой народа. Воспользуйтесь для этого табл. 1.1 и 1.2.

2. Сравните разные интерпретации термина «педагог».

Термин древнегреческого происхождения (греч. раШа%о%о$ — ведущий ребенка, детоводитель). Педагогами в Древней Греции называли рабов, которым было поручено присматривать за детьми рабовладельцев, со­провождать их в школу. Для подобных целей в XVIII в. в дворянских семь­ях держали гофмейстера, или информатора (чаще всего кандидата бого­словия). В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием и имеющим для этого специальную подготовку.

Дополним интерпретацию понятия общеславянским словом «пестун» (воспитатель — от питать, т.е. печься, с любовью думать и заботиться о том, кто рядом и нуждается в опеке, в попечительстве). В этом контексте педагогу предопределена особая миссия, а именно миссия воспитания (питание души ребенка высоким, возвышенным) (Г. П. Корнеева).

3. Обоснуйте взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в изучении этнопедагогических явлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...