Классификация методов этнопедагогики в зависимости от ее дифференциации
Стр 1 из 3Следующая ⇒
ходимо выбирать методы, адекватные целям и задачам разных эт-нопедагогик (табл. 1.1). Методы этнопедагогики как науки определены культурологическим и аксиологическим подходами. Один из методов связан с познанием жизненного пути человека, что позволяет увидеть своеобразие самовосстановления человека в кризисные, подчас разрушительные периоды жизни (потери, утрата прежних ценностей). История хранит много биографических примеров и подробных жизнеописаний, которые представляют собой путь самостояния человека, этику духовного совершенства. «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет»1. Жизненный путь человека в свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Образ жизненного пути выступает для него как объективная основа для пережива-
1 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. — С. 104-105. ния удовлетворенности или неудовлетворенности собственной жизнью. Именно поэтому для человека его биография неслучайна, это не внешнее и психологически безразличное обстоятельство, он переосмысливает ее на протяжении всей жизни. Ретроспекция зрелой личности убеждает в важности и значимости для каждого человека его жизненного пути, который в большинстве случаев воспринимается как ценность. Опираясь на ценности, приобретенные в индивидуальном прошлом, человек задает перспективу своего будущего. Гуманитарное познание обращается к внутреннему миру человека, к его личностным ценностям и смыслу жизни. Важная особенность внутреннего мира человека — его неразрывная связь с переживаниями, поэтому гуманитарное познание ориентирует на понимание. Понимание — особый метод — становится прогнозом последующего развития, своеобразной научной рефлексией. Это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию разных явлений. Именно поэтому следует признать необходимость включения герменевтики1 и феноменологии2 как методов гуманитарного познания в этнопедагогике. У В.Дильтея («Описательная психология») герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, отделивший мир природы от человеческого мира: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». «Учение об истолковании» — связующее звено между философией и науками. Философия предполагает анализ сознания, только он дает средство, отправляясь от непосредственных переживаний Я, достичь сути духовной и природной жизни. В.Дильтей утверждает, что человек не имеет истории, но сам есть история, которая раскрывает его. Признавая особую познавательную ценность автобиографии человека, можно утверждать, что особое познавательное значение имеет биографический метод. Автобиография — это размышление человека о своей жизни. «Но в том случае, когда размышление о собственной жизни переносится на понимание жизни другого человека, возникает биография как форма понимания чужой жизни. Все человеческое становится документом, который актуализирует в себе какую-то возможность нашего бытия»3. Все доступно пониманию через переживание и интерпретацию, все это требует понимания.
' Герменевтика (от греч. Негтепеипкоз — разъясняющий) — искусство и теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований. 2 Феноменология (от греч. рИатотепоп — являющееся, факт, явление) — учение о феноменах. 3 Дильтей В. Описательная психология. — М., 1924. — С. 141. Герменевтика стала источником обоснования «диалога как понимания», «педагогического описания как понимания», «понимания как метода познания» человека, его истории и среды жизнедеятельности. Для гуманитарного познания чрезвычайно важна феноменология внутреннего мира человека, который безгранично богат и разнообразен. Утверждая это, мы исходим из того, что каждый человек имеет свое мировосприятие, мироощущение: образ мира и образ самого себя в этом мире. Человеческие образы, представления и мысли пристрастны (А.Н.Леонтьев), они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. Внутренняя жизнь человека осознанна. В сознательном волевом поведении человек осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета. Внутренний мир человека включает в себя и бессознательные явления. Внутренний мир человека дан ему в непосредственном опыте переживаний. Переживания характеризуют индивидуальный жизненный путь человека, историю развития личности. На это указывает С.Л.Рубинштейн: «Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта — это его мысли, его чувства, это его переживания — кусок его собственной жизни, в плоти и крови его. <...> Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него. <...> Переживания человека — это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности»1.
Мы придерживаемся утвердившейся в психологии позиции, что в переживании представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения его потребностям (Л.И.Бо-жович, В.К.Вилюнас, С.Л.Рубинштейн). Переживание не является чем-то чисто субъективным, поскольку оно есть переживание того или иного события, явления. Осознание переживания — это всегда выяснение объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено. Осознание переживания, таким образом, всегда и неизбежно не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром. Совокупность отношений человека к миру, по существу, передается в форме личного переживания. Переживания побуждают человека избирать то или иное поведение, обособляться от других людей или находить способы единения с ними, отстраняться от проблем или стремиться их разрешать. 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей псих С. 12-15. ог ии: в 2 т. — Т. 1. — М., 1989. — Познание переживаний требует адекватных методов понимания. Анализ жизненного пути человека как представителя того или иного этноса, культуры позволит собрать необходимый фактический материал, сделать определенные обобщения и выводы, касающиеся предмета и задач этнопедагогики. Художественные тексты, личные воспоминания и другие текстовые источники, материалы этнографических, этнологических, этнолингвистических, этнокультурологических исследований дают богатый материал для понимания особенностей человека этнического, методов и средств его социализации применительно к той или иной культуре, тому или иному времени и месту.
Конкретными формами понимания и освоения учебной дисциплины «Этнопедагогика» выступают следующие методы: педагогическое описание (или обоснование) проблемы этносоциали-зации ребенка, самоотчет, самоанализ, включенное наблюдение, идентификация, рефлексия, рефлексивное наблюдение, беседа как диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика. Этнопедагогика как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения имеет свои специфические и особенные методы (см. табл. 1.1). Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта (табл. 1.2). Таблица 1.2 Средства народного воспитания
Разумеется, было бы ошибкой воспитывать ребенка только в рамках его этнической культуры и опыта. Мир велик и разнообразен, но он же являет собой и общечеловеческую целостность, в которой действуют некие общие законы бытия. Не столько различие, сколько единство в этнопедагогических методах разных народов позволяет понять, что забота родителей любых национальностей сводится к одному — сделать счастливыми своих детей.
Задания для самоконтроля 1. Используйте взаимосвязи видов знаний: понятие, суждение, умозаключение, доказательство, объяснение, гипотеза, теория. Вычлените признаки, по которым категории (понятия) педагогики (педагогический процесс, образование, воспитание, обучение) отличаются от таких категорий, как самообразование, самовоспитание, самообучение (умение, навык, знание). Следствием каких суждений является умозаключение «Термины "этнопедагогика" и "народная педагогика" приобретают разные смысловые нагрузки»? Докажите истинность суждения «Деятельность педагога есть всегда деятельность по управлению деятельностью воспитанников». Объясните связи культуры и образования.
Обоснуйте гипотезу как условное объяснение причин, по которым этнопедагогику можно считать составной частью педагогики как науки. Разработайте теоретические положения, согласно которым воспитание человека этнического представляет собой последовательный ряд методов и средств внешних воздействий, связанных с культурой народа. Воспользуйтесь для этого табл. 1.1 и 1.2. 2. Сравните разные интерпретации термина «педагог». Термин древнегреческого происхождения (греч. раШа%о%о$ — ведущий ребенка, детоводитель). Педагогами в Древней Греции называли рабов, которым было поручено присматривать за детьми рабовладельцев, сопровождать их в школу. Для подобных целей в XVIII в. в дворянских семьях держали гофмейстера, или информатора (чаще всего кандидата богословия). В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием и имеющим для этого специальную подготовку. Дополним интерпретацию понятия общеславянским словом «пестун» (воспитатель — от питать, т.е. печься, с любовью думать и заботиться о том, кто рядом и нуждается в опеке, в попечительстве). В этом контексте педагогу предопределена особая миссия, а именно миссия воспитания (питание души ребенка высоким, возвышенным) (Г. П. Корнеева). 3. Обоснуйте взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в изучении этнопедагогических явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|