Образовательная среда
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Практически каждый человек когда-нибудь задавал себе вопрос: «В чем смысл жизни человека?» Жизнь — физиологическое существование человека (или животного) как отдельного организма. На уровне биологических форм жизни индивид выступает лишь как организм. С прекращением физиологического существования организма завершается жизнь. Видимо, поэтому жизнь человека как ценность чаще рассматривают в контексте жизнедеятельности. В словарях понятие «жизнедеятельность» трактуется как способность человека к осуществлению осмысленной, осознанной жизни, деятельность человека во всех проявлениях жизни. В обоих случаях речь идет о субъекте жизнедеятельности. Именно в жизнедеятельности человек формируется и развивается как субъект. Субъективное раскрывается не только в направленном акте на самого себя, но и во внешнюю действительность как соподчинение жизни и деятельности. Иначе говоря, жизнедеятельность человека есть способ его существования, необходимый для поддержания физиологического развития, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни. Поскольку человек — субъект жизнедеятельности, он выступает и в качестве носителя сознания. В этом принципиальное отличие способа существования человека от способа существования животных. Человек, преобразуя окружающую среду в процессе осознанной деятельности, создает такие жизненные средства, которые природа без него не произвела бы и которые не могут создать животные. Осознанная деятельность человека обращает к другому уровню и другому масштабу рассмотрения жизнедеятельности, т.е. в контексте развития общества. Предметно-практическая, преобразующая окружающую среду деятельность присуща общественному человеку, носителю не только сознания, но и общественного, социально ориентированного опыта.
Жизнедеятельность человека предполагает постоянную проверку на практике в повседневной жизни опыта, приобретаемого в социально обусловленной деятельности. Под жизнедеятельностью можно понимать саморазвитие человека в социально обусловленной деятельности. На основе врожденной способности к внешней ориентации человек осуществляет вхождение в мир. В социальном окружении у него развивается социальная ориентация, приобретается социальный опыт. Развитие же человека происходит в деятельности, которая от рождения неразделима с жизнедеятельностью как способом организации приобретения общественного, социально ориентированного опыта. Жизнедеятельность в таком случае — основной природообусловленный способ существования человека, фактор развития человека. Фактор (от лат. /ас!ог — делающий, производящий) понимается как существенное обстоятельство, влияющее на процесс, явление. Жизнедеятельность и есть то существенное обстоятельство, влияющее на процесс развития человека, на возвышение человеческого фактора. Человеческий фактор — специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных и других отношений — все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни. Этн о педагогику интересуют такие сферы жизнедеятельности человека, как предметно-практическая деятельность (игра, уче- ние, труд) и общение, по сути — способы жизнедеятельности человека в игре, учении, труде, общении. Как истинный субъект своей жизнедеятельности человек хорошо знает свои и объективные возможности, занимает активную позицию по отношению к их развитию; ориентируется по отношению к возможным событиям; знает, чего хочет; способен ставить и разрешать задачи собственной жизни; субъективно регулировать время, т.е. видеть из настоящего прошлое и будущее. Способность человека предвидеть возможные события — важный показатель его социальной зрелости.
Организация человеком своей жизнедеятельности обусловлена многими внутренними и внешними факторами, которые в совокупности образуют среду жизнедеятельности. (Термин «среда» заимствован из старославянского языка и означает середина. Среда жизнедеятельности в таком случае может интерпретироваться как середина, центр того, что обусловливает жизнь и деятельность человека.) Понятие «среда» можно раскрыть через категории пространство, окружение, условие. Следуя философской категории пространство, подходим к пониманию того, что среда жизнедеятельности человека как пространство — форма бытия и как форма бытия ориентирует на предметно-практическое взаимодействие. Предметно-практическое взаимодействие предполагает взаимодействие с природой и создание жизненных средств. Определение среды как окружения позволяет увидеть более тонкие конструкты среды жизнедеятельности человека. Окружение означает близкое расположение влияющих на развитие человека факторов. Влияние окружения в среде жизнедеятельности человека рассматривается в двух планах: как необходимое и как сопутствующее, но непременно только то окружение, с которым человек взаимодействует. Именно от влияния окружения зависит, каким будут эффекты взаимодействия: конкуренции или содействия, сотрудничества или соперничества, дружбы или вражды, любви или ненависти, лидерства или конформизма. Понимание среды как совокупности условий, влияющих на развитие человека, позволяет рассматривать самого человека как носителя среды. Человек рассматривается как носитель и представитель среды жизнедеятельности и субъект взаимодействия. Взаимодействие человека с окружающим миром — природой, техникой, наукой, культурой, социальной средой, другими людьми — отражает не только социальную взаимосвязь, но и психологическую. В процессе прямого или опосредованного взаимодействия человек «присваивает» духовные богатства, которые созданы другими людьми и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.
Таким образом, среда жизнедеятельности человека — форма бытия человека, исторически обусловленная степенью развития общества и определяемая характером социального и предметно-практического взаимодействия. Человечество многолико, и этнос — его важная составляющая. Выделение этноса как особого объекта исследования среды жизнедеятельности человека актуализирует задачи определения этнических образований, к которым отнесены моноэтнические и полиэтнические объединения людей, изучения закономерностей и связей взаимодействия этих объединений. Моноэтническое объединение (сообщество) — исторически сложившаяся, устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными видами деятельности. Среда жизнедеятельности моноэтнического сообщества определяется главным образом общностью происхождения и места проживания, что оказывает серьезное влияние на культурный опыт человека. Культура в моноэтнической среде жизнедеятельности служит для упорядочения опыта и регулирования поведения членов определенной этнической группы. Особенности моноэтнического объединения людей состоят в том, что культурные основы жизнедеятельности формировались на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. В этой связи пространственно-временной фактор моноэтнической среды жизнедеятельности является системообразующим в сохранении целостности моноэтнического объединения и их самобытной этнической культуры. Степень трансформации этнической культуры, традиций, этнического сознания зависит от экстремальных естествен но-географических факторов. П.Чаадаев считал, что всякий народ несет в себе самом то особое начало, которое накладывает свой отпечаток на его социальную жизнь, направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества; это образующее начало — элемент географический. По его мнению, вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел.
История и общий дух этноса определяются различными физическими факторами, к которым относят климат, почву, ландшафт и географическое положение. Не только у отдельных людей, но и у этносов есть Родина. По мнению Л.Н.Гумилева, родиной этноса является то сочетание ландшафтов, где он впервые сложился в новую систему. Природа действует на человека принудительно, заставляя развиваться в определенном направлении. Перманентный процесс взаимного приспособления между культурой и природой, направленный на выживание человека в определенных условиях, делает среду жизнедеятельности стабильной и более адаптируемой. Именно культуре принадлежит особая роль в приспособлении к естест- венным ресурсам, обусловливающая развитие «технологий выживания». Преодолев экстремальные препятствия, приспособившаяся, адаптированная культура серьезно влияет на среду жизнедеятельности человека. В этом заключается природосообразность среды жизнедеятельности человека. Находясь в определенных естественно-географических условиях, человек поминутно и попеременно приспосабливается к окружающей его природе, к ее силам и способам действий, а также приспосабливает их к себе самому, к своим потребностям. Объектом анализа, например, может служить опыт вживания человека в условия Крайнего Севера и Сибири и обустройства моноэтнической среды жизнедеятельности. Коренное население, занимаясь специфическими видами деятельности, сумело хорошо приспособиться к суровым реалиям края. Фактически отдельные моноэтнические объединения становились частью природы, слившись с ней. Так, для традиционной культуры кетов было характерно закаливание детей. Младенца, родившегося зимой, следовало сразу вынести из жилища и погрузить в снег. Таким образом его как бы посвящали «всем суровостям сердитого севера» и закаляли на борьбу с ним. После этого ребенка вносили в чум и обмывали теплой водой, а затем уже завертывали «в теплые оленьи кожи» и клали в колыбель. Обустраивая среду жизнедеятельности, жилище кеты устанавливали таким образом, чтобы сторона, противоположная входу, была направлена на восток (или юго-восток). Эта сторона считалась «чистой», передней. Особое, сакральное отношение было и к покрышке, закрывавшей верхнюю часть чума с этой стороны. Внутренняя площадь жилища с той стороны (до очага, занимавшего центральное положение) также считалась «чистой», передней, и служила спальным местом старших членов семьи (из поколения родителей отца ребенка и гостей старшего возраста). Ближняя к входу часть жилища до очага называлась задней и противостояла «чистой», передней, стороне. Центральная часть жилища занимала как бы нейтральное положение. По обе стороны от очага были спальные места остальных членов семьи.
Иначе обустраивалась среда жизнедеятельности у других народов. Например, в традиционной культуре у хантов решающее место занимали взаимоотношения человека и природы, приготовление детей к жизни в окружающей природе, прежде всего в лесу. Стоит только посмотреть на одежду, обувь, пищу и жилище, чтобы убедиться, ханты и лес неразделимы, и почувствовать значение леса, который обеспечивал жизнь человеку, семье, детям, всему народу. За многие сотни лет были выработаны оптимальные варианты действий, предполагающие экономию сил и времени, но вместе с тем придающие максимальную надежность всему тому, что делается руками. В чуме общей площадью 30 — 35 квадратных метров постоянно живут три семьи — 12 человек, а летом с гостями — более 20. (При этом этнографы делают оговорку: называя число, они нарушают хантыйский запрет пересчитывать людей.) Внутренний такт, представления о недопустимости вмешательства в дела другой семьи — вот на чем держатся мир и гармония. Хозяйка одной половины чума никогда не возьмет посуду или иную вещь у другой и даже не зайдет на ту половину. После захода солнца, когда смолкает природа, нельзя шуметь и людям. Ритмичность — одна из удивительных характеристик северного народного быта. Ритм жизни в суровых условиях высвобождает время и духовные силы каждого человека в отдельности или этнического сообщества в целом. Самый тяжелый мускульный труд становится посильным, менее утомительным, если он обретает мерность. Ритм помогает быстрее осваивать трудовые секреты, приобретать навыки. Ритмичны не только дневной и суточный циклы деятельности, но и недельный, и годовой. Ритмичность, сопровождающая человека в среде жизнедеятельности, объясняет многие «странности» и особенности этнического быта. Нганасаны — самая северная народность евразийского континента. Постоянное существование за пределами Полярного круга в условиях обширных тундровых пространств с крайне редким населением было связано с укладом жизни и деятельности. Считается вполне нормальным участие женщин в некоторых процессах оленеводства. Они оказывали помощь весной перед отелом, при отделении важенок от остальной части стада, отлове ездовых оленей перед перекочевкой, а в отдельных случаях и в окараули-вании стада. Жизнеобеспечение традиционного хозяйства достигалось только совокупным трудом всего коллектива. Труд женщин и мужчин был одинаково важен. Особым образом приспосабливаясь к условиям Крайнего Севера, нганасаны вынуждены были учитывать каждого человека. Производственные коллективы не были постоянными. Их численность соответствовала хозяйственному сезону и обилию основного объекта промысла на осваиваемой территории: дикого оленя, птицы, рыбы. В зимние периоды эта численность была более высокой, так как вместе было легче прокормиться и обогреться. В другое время, когда территория не позволяла прокормиться относительно большому коллективу, объединения распадались и расходились на большее пространство в целях охоты на одиночных оленей, небольшие стаи полярной куропатки, рыболовства. Характерологической особенностью моноэтнической среды жизнедеятельности можно считать бережное отношение к природе и разумное использование ее средств. Экологическая мудрость народа состояла в том, что человек с детства приучался поддерживать ПО для будущей жизни природные ресурсы, не убивать без нужды животных, не загрязнять воду, беречь землю; он стремился не наносить ущерба природе, частью которой себя осознавал. Скорее всего, это результат адаптивного приспособления культуры к природе. Установки на разумное отношение к природе можно найти в культуре практически любого народа. Очевидным становится, что каждый член моноэтнического сообщества строго ориентирован на сохранение окружающей среды и природы с целью обеспечения жизни будущих поколений. В этом заключена забота о продолжении рода. Воспроизведение культуры и сохранение традиционных видов деятельности обусловливает жизнь в определенных природных условиях. Сохранению этноса способствуют прежде всего установки в семье, например: заключение браков только с представителями своего народа, общение в семье на родном языке, строгое соблюдение обрядов и др. Таким образом, моноэтническая среда жизнедеятельности в первую очередь социокультурное понятие. Моноэтническая среда жизнедеятельности человека — это пространственно-временная организация бытия, где передача самобытной культуры последующему поколению и общение этнических субъектов осуществляются на основе определенных видов деятельности и общности родного языка (рис. 3.1). Под влиянием естественно-географических факторов и особенностей природы, к которой люди адаптировались и которую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные аспекты моноэтнической среды жизнедеятельности, включающие особенности культуры, быта, обычаев и нравов. «Жизнедеятельность племени в известных природных условиях содействует созданию народной индивидуальности, отличной от других» (А. Л. Бугаева). Именно в моноэтнической среде жизнедеятельности многие поколения людей формировали этническое самосознание и этнический характер — совокупность некоторых общих качеств психики, связанных с культурным единством членов этноса. Чтобы считаться типичными для этноса, ценностные ориентации самосознания и качества характера должны быть присущи значительной части его членов. Этнический характер — самый «неуловимый» феномен моноэтнической среды жизнедеятельности. В ходе исторического развития этноса осуществляется этнокультурная трансмиссия, именно поэтому этнический характер проявляется впоследствии и в другой среде жизнедеятельности человека, передается через воспитание будущим поколениям. Образ жизни материнского этноса и этнической группы с переносом в новые условия проявляется в особенностях этнического характера и существенно влияет на поведение человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|