Цели выполнения курсовой работы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Методика преподавания психологии» предполагает следующие цели ее освоения. Учебная цель: систематизация теоретических знаний по данной дисциплине и освоение обучающимися знаний и умений проектирования Воспитательная цель: развитие профессиональной направленности студентов, самостоятельного мышления, поиска и осмысления материала по интересующей тематике, актуализация индивидуально-психологического потенциала, формирование культуры педагогического труда. Выполнение курсовой работы по дисциплине «Методика преподавания психологии» входит в вариативную часть в модуль «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки: Психология образования). Данная курсовая призвана сформировать у обучающихся представление о психолого-педагогических особенностях образовательного процесса, специфике проектирования процесса обучения психологии с учетом типов студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями и уровнем их развития, и разработке учебных курсов «Методика преподавания психологии» является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Однако специфика психологии как научной
Приобретенные в ходе выполнения курсовой работы по данной дисциплине знания, умения, навыки и профессиональные компетенции впоследствии обеспечат успешное прохождение педагогической практики и адаптацию к педагогической деятельности. Необходимым условием для выполнения курсовой работы по дисциплине «Методика преподавания психологии» является наличие · знание основных психолого-педагогических категорий (теории обучения и воспитания, учебная дисциплина, цели, задачи, методы, способы, технологии, виды занятий, формы работы с учащимися и др.); · знание основ разработки учебного курса по психологии; · умение выполнять реферативные формы научной работы; · умение осуществлять личностную и групповую диагностику индивидуальных и возрастных социально-психологических особенностей учащихся; · владение способами отбора, группировки и обобщения информации, а также нахождения нерешенных проблем по изучаемой теме, спорных вопросов и подходов к отдельным проблемам;
· владение методами и технологиями эффективного обучения психологии для разных категорий учащихся.
2. Содержание курсовой работы Курсовая работа включает в себя следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список. К элементам содержания курсовой работы предъявляются определенные требования: Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовой работе в высшем учебном заведении (пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в прил. 1.). Введение предполагает обозначение темы работы (выбранная психологическая дисциплина, входящая в образовательный стандарт какого-либо направления в цикл дисциплин предметной подготовки или являющаяся факультативным курсом или курсом по выбору, или входящая в план дополнительного образования какого-либо образовательного учреждения), обосновывается ее актуальность, описываются цели и задачи выполнения данной курсовой работы. Например, тема работы может быть такой: «Разработка рекомендаций учебно-методического комплекса дисциплины "Возрастная психология" для направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология образования»» и т.п. Основная часть работы включает 4 раздела. Первый раздел основной части курсовой работы содержит разработку рабочей программы выбранной дисциплины, имеющей следующие формо-образующие элементы: титульный лист, основную (содержательную) часть. Титульный лист рабочей программы содержит полное наименование министерства, вуза или другого учебного заведения, института и кафедры, где осуществляется преподавание дисциплины; наименование вида издания (рабочая программа), наименование учебной дисциплины; сведения об обучающихся, для которых она предназначена (для школы – ступень обучения и тип учебного заведения, для вуза сведения о специальности (коды и наименование), отрасли или области, специализации); место и год издания. Пример оформления титульного листа рабочей программы приведен в прил. 2.
Основная (содержательная) часть программы имеет следующую структуру: 1) цели освоения дисциплины; 2) место дисциплины в основной образовательной программе; 3) компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины; 4) структура дисциплины: объем дисциплины и виды учебной работы, тематическое планирование дисциплины, содержание дисциплины; 5) образовательные технологии; 6) оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям, перечень вопросов для подготовки к экзамену или зачету); 7) учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Цели освоения дисциплины содержат краткое описание назначения учебной дисциплины. Структурный компонент «место дисциплины в основной образовательной программе» содержит характеристику категории слушателей; информацию о месте и роли дисциплины в системе подготовки слушателей по выбранному направлению (в том числе указывается перечень учебных курсов, изучение которых необходимо для освоения данной дисциплины), ее связи с другими смежными дисциплинами и науками, требования к уровню освоения содержания дисциплины (к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентами в процессе изучения дисциплины). В структурный компонент «компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины» входит перечень компетенций образовательного стандарта, которые будут формироваться в процессе освоения данной дисциплины. В компонент программы «структура дисциплины» представление объемов дисциплины и видов учебной работы, (количество часов, отводимое на изучение дисциплины, студент определяет самостоятельно в соответствии со спецификой содержания разрабатываемой дисциплины или в соответствии с учебными планами по профилю соответствующей подготовки, и оформляет как таблицу (прил. 3)), тематическое планирование дисциплины представляет собой конкретизацию форм учебной деятельности учащихся или студентов, направленной на освоение предмета, а также наименование тем (разделов) дисциплины и соответствующих им видов и объемов аудиторных занятий, отводимых на изучение каждой темы (сформированный тематический план оформляется в виде таблицы (прил. 4)), содержание учебной дисциплины представляет собой название каждой выделенной ранее темы (раздела) и краткое изложение основных ее учебных элементов (пример оформления приведен в прил. 5).
Структурный компонент рабочей программы «образовательные технологии» включает в себя описание основных используемых образовательных технологий и форм организации учебных занятий. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включают контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям, и перечень вопросов для подготовки к экзамену или зачету. В учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины входит список основной и дополнительной рекомендуемой литературы по дисциплине (основная литература должна включать учебники и учебные пособия по данной дисциплине, рекомендованные учебно-методическим отделом или министерством образования в качестве учебного пособия для выбранной категории студентов или учащихся и быть издана в течение последних пяти лет; дополнительная литература может включать учебные пособия; научную литературу в виде монографий, статей научных журналов и сборников научных статей; словарей и справочников). Рекомендуемая литература приводится в алфавитном порядке. Пример оформления данного пункта рабочей программы приведен в прил. 6. Также в данный компонент рабочей программы входит и информационное обеспечение дисциплины, т.е. программное обеспечение и электронные ресурсы, которые используются для освоения изучаемой дисциплины. Второй раздел основной части курсовой работы включает разработку теоретического занятия, практических, семинарских и тренинговых занятий. Данный раздел должен включать следующие компоненты: 1. Разработку одного теоретического занятия, соответствующего тематическому плану изучения дисциплины (пример разработки занятия приведен в прил. 7). 2. Разработку практических, семинарских и тренинговых занятий. Количество занятий определяется спецификой разрабатываемой дисциплины, но необходимо описать не менее 5-ти занятий. Причем должны быть представлены все виды занятий. Разработка занятий должна включать тему занятия, цель, задачи и для семинарских занятий вопросы для обсуждения, библиографию к теме, краткое описание хода занятия. Примеры описания практического и семинарского занятий предложены в приложениях 8 и 9.
Третий раздел основной части курсовой работы содержит описание методической разработки формы контроля уровня сформированности знаний учащихся. Формой контроля в данной курсовой работе может выступать дидактический тест (пример оформления приведен в прил. 10) или любая другая разработанная студентами форма (опрос, практические задания), включающая аннотацию с инструкцией для выполнения, текст 15 заданий, критерии оценки усвоения знаний и ключ для обработки. Четвертый раздел основной части курсовой работы содержит глоссарий понятий, составляющих терминологический аппарат разрабатываемого учебного курса (пример разработки глоссария приведен в прил. 11). В заключении курсовой работы студент должен сделать выводы о проделанной им работе, показать насколько достигнута поставленная цель и решены задачи. Библиографический список к курсовой работе включает только ту литературу, которая была проработана студентом. Это могут быть литературные источники по дисциплине, разрабатываемой студентом и учебные пособия по методике преподавания психологии. Для успешного и полного освоения обучающимися материала дисциплины и разработки учебного курса по психологии предполагается, что в ходе подготовки курсовой работы обучающиеся будут выполнять самостоятельно все ее разделы и оформлять в соответствии с требованиями и образцами, представленными в приложениях. Курсовая работа выполняется индивидуально каждым обучающимся по самостоятельно предложенной теме или предложенной преподавателем по итогам прохождения разделов дисциплины, связанных с общей теорией и практикой преподавания психологии. Защита курсовой работы предполагается в форме аудиторной презентации обучающимся разработанного курса по психологии с обязательным использованием мультимедийных технологий.
3. Рекомендуемая литература для выполнения курсовой работы по дисциплине Список основной литературы
1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учеб. для бакалавров: рек. Советом по психологии УМО по клас. университет. образованию в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности психологии / В.Н. Карандашев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. 375 с. 2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2009. – 144с. 3. Психолого-педагогический практиукм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян]; под ред. В.А. Сластёнина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224с.
Список дополнительной литературы 4. Андреева А.Д., Данилова Е.Г. Преподавание психологии в современной школе//Вопросы психологии. - 1999. - № 2. -с. 122-124. 5. Аржакаева Т.А., Бачков И.В., Попова А.X. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. – М.: Ось-89, 2003. 168 с. 6. Аржакаева Т.А., Бачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. – М.: Ось-89, 2004. 168 с. 7. Аржакаева Т.А., Бачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. – М.: Ось-89, 2005. 168 с. 8. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М.: Учебная литература, 1997. - 256 с. 9. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2004. - 303 с. - (Серия "Учебное пособие для вузов"). 10.Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2008. – 208с. 11.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. 12.Герасимова В.С. Роль факультатива по психологии для старшеклассников // Вопросы психологии. – 1987. – 4. - с. 88-92. 13.Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003. 14.Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя; Экспериментальный учебный курс для подростков. – М., 1994. – 264с. 15.Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефераты, курсовые, дипломные. – М.: Смысл, 2006. 16.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии в начальной школе: Учебное пособие. – Вологда, 2002. – 132 с. 17.Карандашев В.Н. Преподавание психологии: Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества // Психологический журнал. – 2001. - Т. 22. – №2. С. 86 – 89. 18.Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 57-60. 19.Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и оценки знаний: Учебные материалы к лекционному курсу и практическим занятиям. Великий Новгород, 2001. 20.Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. — 2-е изд.—М.: Просвещение, 1986. — 223 с. 21.Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-м классе. М.: Генезис, 2005. 182 с. 22.Кривцова С.В., Рязанова Д.В., Чал-Борю В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3-м кл. (пособие для психолога). М.: Генезис, 2004. 23.Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск: Харвест, 1999.-384 с, 24.Кудрина Г.Я. Сборник задач по детской психологии (Психические процессы). – Иркутск, 1986. - 91 с. 25.Лебедева В.А. Психологические основы взаимодействия педагога и учащихся: учебное пособие / В.А. Лебедева, О.В. Кружкова, Ф.Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 171 с. 26.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: В 2 частях. Часть 2. М.: Ось-89, 2006. 160 с. 27.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб.: Лидер, 2007. – 192с. 28.Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с. 29.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. 30.Махмутов М.И. Современный урок. – 2-е изд. – М., 1985. 31.Микляева А.В. Я подросток. Программа уроков психологии. СПб.: Речь, 2006. 336 с. 32.Минаев А.Я., Попова М.В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. 33.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200с. 34.Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997. 35.Никифорова О.В. Использование иллюстративного материала в лекциях по психологии // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. - С.157-162. 36.Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. Спб.: Речь, 2004 г. 190 с. 37.Основы педагогики и психологии и психологии высшей психологии / Под ред. А.В., Петровскою. – М., Изд-во Московского университета, 1986. – 298с. 38.Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психол. наука и образование. 1998. № 3-4. С. 38-46. 39.Педагогические технологии: Уч. пособие для ст-ов педаг. спец-й / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д, 2002. 40.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. 41.Платонов К.К. Занимательная психология. - М., 1997. 42.Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. Конспекты занятий и дневник практического психолога. - М., 1993. 43.Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М: ВЛАДОС, 2001. 44.Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. - М: ВЛАДОС, 2000. – 288с. 45.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. 46.Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – 2-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 47.Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. - 288 с. 48.Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. 49.Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977. 50.Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов – 2-е изд. / А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995. 51.Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. – Мн., 1999. 52.Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 1997. 53.Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. – М.: Педагогика, 1983. 247 с. 54.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 2001/1995. 55.Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учебное пособие для пед. институтов. – Минск, 1988. – 175с. 56.Тарская О.Ю., Валовик В.И., Бушуева Е.В. И др. Методика преподавания психологии. М.: Высшее образование, 2007. 207 с. 57.Технологии в изучении психологии: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО Минобразования РФ] / А. С. Чернышов [и др.]. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 253 с.: ил., табл. 58.Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: Учебное пособие: В 3 т. – Самара: Самарский ун-т, 1994. 59.Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу «Психология». Психологическая феноменология и эксперимент. – М., 1993. 60.Хроменко О.В. Методика преподавания психологии. – Ростов-на-Дону, 2004. - 203 с. 61.Хруцкий ЕЛ. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991. 62.Чеснокова А.Г. История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания / А.Г. Чеснокова. - // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2006. - № 1. - С. 3-10. 63.Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н. и др. Технологии в изучении психологии. – М.: Педагогическое общество, 2003. 64.Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения.: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2008. - 159 с. Программное обеспечение 1. Microsoft Word 2. Microsoft Power Point
Приложение 1 Образец оформления титульного листа к курсовой работе Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии Кафедра психологии образования
Курсовая работа по дисциплине «Методика преподавания психологии»
На тему: Разработка методическихрекомендаций по дисциплине «Методика преподавания психологии» для направления 050400 Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология образования»
Выполнил: Студент: Иванов И.И. Группа: ЗПП-211
Проверил:
Екатеринбург 2014 Приложение 2 Образец оформления титульного листа рабочей программы Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии Кафедра психологии образования
УТВЕРЖДАЮ ______________________________ «______» _______________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Методика преподавания психологии»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология образования»
Екатеринбург 2014
Приложение 3 Образец оформления таблицы объема дисциплины и видов учебной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|