Раздел 3. Разработка учебного курса по психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Тема 1. Роль и место различных психологических знаний при обучении психологии Знания научной и практической психологии как основа учебного курса. Место и роль житейских психологических знаний и психологии в искусстве в учебном курсе. Тема 2. Методика разработки учебного курса по психологии Нормативные документы, регламентирующие содержание обучения психологии: государственный стандарт, учебный план, рабочая программа. Постановка учебных целей. Выбор учебников, учебных пособий и других материалов для учащихся. Отбор содержания курса. Постановка учебных целей. Разработка рабочей программы курса. Планирование отдельных учебных занятий. Определение системы критериев оценки знаний и умений по дисциплине. Разработка опросного листа для оценки курса студентами или учащимися. Приложение 6 Образец оформления учебно-методического и информационного обеспечение дисциплины Основная литература 1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с. 2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с. Дополнительная литература 3. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 122-124. 4. Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры // Культурно историческая психология и конструирование миров. – М.: Воронеж, 1996. С. 535-549. 5. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2003. – 304 с. 6. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с. 7. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе: Учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. – 68 с.
8. Введение в психологию: Учебник для высш. школы / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М, 1996. – 493 с. 9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991. 10. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М., 1968. 11. Герасимова В.С. Роль факультатива по психологии для старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 88-92. 12. Захаров В.П., Хряцева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. – 55 с. 13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Ростов-н/Д, 1997. – 476 с. 14. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. С. 284-312. 15. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефераты, курсовые, дипломные. – М.: Смысл, 2002. 16. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 57-60. 17. Контрольные работы по психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Е.Л. Бокуть, Л.А. Першина, А.А. Родина и др.; Сост. Л.А. Першина. – М.: Академия, 1998. – 96 с. 18. Кулюткин К.Н. Культура групповых дискуссий. – СПб., 1997. 19. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2001. – 77 с. 20. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М, 1972. 21. Никифорова О.В. Использование иллюстративного материала в лекциях по психологии // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 157-162.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru Журнал «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru Поисковые системы, рекомендованные ФГОС: · http://informika.ru
Приложение 7 Образец оформления теоретического занятия План-конспект лекционного занятия Тема: Структура личности по К.Г. Юнгу.
Цель: Ознакомить студентов со структурой личности по К.Г. Юнгу, в рамках изучения психоаналитического направления. Задачи: 1. Кратко ознакомить студентов с биографией учёного; 2. Основной материал дать под запись, акцентируя внимание на наиболее важных моментах; 3. Задать домашнюю работу для закрепления пройденного материала. Структура урока: 1. Приветствие аудитории, проверка посещаемости; 2. Краткое повторение темы предыдущего занятия посредствам вопросов к аудитории. Обозначение связи между предыдущей и данной темой; 3. Основная часть лекции; 4. Взаимодействие с аудиторией, вопросы, обсуждение; 5. Заключительный этап. Резюмирование, выводы, домашнее задание. Методы и приёмы работы педагога с учащимися: • Словесный метод: рассказ, дискуссия; • Наглядный метод: схема, таблица; • Метод закрепления: домашнее задание. Учебное оборудование: отсутствует. Содержание урока: Биографический очерк: Карл Густав Юнг (1875-1961). Продолжал развивать психоанализ после 3. Фрэйда. 1910г. – был избран первым президентом международной психоаналитической ассоциации. 1913г. – Фрэйд и Юнг разорвали отношения в силу теоретических расхождений. Последующие годы Юнг был одержим изучением собственных сновидений и фантазий. Структура личности по К. Г. Юнгу: Архетипы – врождённые идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. Домашнее задание: Привести по одному примеру по каждому архетипу, как и в чём они проявляются в реальной жизни. Список рекомендуемой литературы: 1. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. – М., 1999. 2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001. 3. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. Приложение 8 Образец оформления практического занятия Практическое занятие 1. Тема: «Отрасли психологии» Цель занятия – систематизировать представления студентов о структуре современной психологии. Список рекомендуемой литературы
Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. Бачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1996. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. Ход работы 1-й этап. После актуализации знаний об основных отраслях научной психологии с точки зрения основных ее сфер (фундаментальной и прикладной) студенты разделяются на микрогруппы по 5 – 6 человек. Каждой микрогруппе предлагается графически представить взаимосвязь отраслей психологии (структуру психологии). Время выполнения задания – 40 мин. Выбираются эксперты, которые будут оценивать качество работы групп. Совместно с экспертами вырабатываются критерии оценки совместной работы, выбирается шкала оценки качества работы группы. 2-й этап. После окончания работы представители микрогрупп предъявляют разработанные схемы (нарисованные на листах ватмана), объясняя выделенные взаимосвязи. 3-й этап. После группового обсуждения предложенных схем подводятся общие итоги. Эксперты определяют лучшую группу по заданным критериям. Приложение 9 Образец оформления семинарского занятия
Тема 1. Психологическое консультирование как направление деятельности практического психолога. Цель – определение специфики психологического консультирования в сравнении с другими видами деятельности практического психолога. Вопросы для обсуждения: 1. Психологическое консультирование как метод воздействия. 2. Цели психологического консультирования 3. Задачи взаимодействие психологи и клиента в процессе консультирования 4. Этическое и правовое регулирование психологического консультирования
Список рекомендуемой литературы: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М, 1997 2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест 1995. 3. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., 2000. 4. Пряжников Н.С. Схема организации консультации как процесс взаимодействия. // Вестник МГУ. Сер. Психология, 1989, №2. 5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М, 1999. Приложение 10 Образец оформления дидактического теста
Аннотация Дидактический тест составлен для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Педагогическая психология» специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000). Дидактический тест содержит 15 тестовых заданий. Время, отводимое для выполнения – 20 мин. Проверка тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа. Оценка тестовых заданий производится в соответствии с утвержденными критериями:
Инструкция Уважаемые студенты! Вашему вниманию представляется дидактический тест для проведения контрольного опроса по дисциплине «Педагогическая психология» специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000). Дидактический тест как инструмент, позволяющий выявить факт усвоения знаний, может включать в себя такие задания, как: 1. Задания с формулировкой «Выберите номер правильного варианта ответа», в которых необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных. Например: Выберите номер правильного варианта ответа ОСНОВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) освоение новых способов действий и научных понятий; 2) изменения в предмете, с которым осуществляется учебное действие; 3) создание общественно-материальных благ.
2. Задания с формулировкой «Выберите номера правильных вариантов ответов», в которых необходимо выбрать несколько правильных ответов из предложенных. Например: Выберите номера правильных вариантов ответов ОСНОВУ ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОСТАВЛЯЮТ 1) научные психологические знания; 2) житейские психологические знания; 3) знания, полученные в сфере парапсихологии; 4) практические психологические знания; 5) эзотерические знания. 3. Задания с формулировкой «Дополните», в которых необходимо определить пропущенную информацию. Например: Дополните ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:______________, УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, КОНТРОЛЬ (САМОКОНТРОЛЬ), ОЦЕНКУ (САМООЦЕНКУ).
4. Задания с формулировкой «Установите соответствие», в которых необходимо найти такие однозначные связи между позициями первого и второго столбцов, чтобы одной позиции первого столбца соответствовали позиции второго. Например:
Установите соответствие
Приложение 11 Образец оформления глоссария
Глоссарий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|