Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Разработка учебного курса по психологии




Тема 1. Роль и место различных психологических знаний при обучении психологии

Знания научной и практической психологии как основа учебного курса. Место и роль житейских психологических знаний и психологии в искусстве в учебном курсе.

Тема 2. Методика разработки учебного курса по психологии

Нормативные документы, регламентирующие содержание обучения психологии: государственный стандарт, учебный план, рабочая программа. Постановка учебных целей. Выбор учебников, учебных пособий и других материалов для учащихся. Отбор содержания курса. Постановка учебных целей. Разработка рабочей программы курса. Планирование отдельных учебных занятий. Определение системы критериев оценки знаний и умений по дисциплине. Разработка опросного листа для оценки курса студентами или учащимися.


Приложение 6

Образец оформления учебно-методического и информационного обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.

Дополнительная литература

3. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 122-124.

4. Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры // Культурно историческая психология и конструирование миров. – М.: Воронеж, 1996. С. 535-549.

5. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2003. – 304 с.

6. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с.

7. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе: Учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. – 68 с.

8. Введение в психологию: Учебник для высш. школы / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М, 1996. – 493 с.

9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

10. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М., 1968.

11. Герасимова В.С. Роль факультатива по психологии для старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 88-92.

12. Захаров В.П., Хряцева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. – 55 с.

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Ростов-н/Д, 1997. – 476 с.

14. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. С. 284-312.

15. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефераты, курсовые, дипломные. – М.: Смысл, 2002.

16. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 57-60.

17. Контрольные работы по психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Е.Л. Бокуть, Л.А. Першина, А.А. Родина и др.; Сост. Л.А. Першина. – М.: Академия, 1998. – 96 с.

18. Кулюткин К.Н. Культура групповых дискуссий. – СПб., 1997.

19. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2001. – 77 с.

20. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М, 1972.

21. Никифорова О.В. Использование иллюстративного материала в лекциях по психологии // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 157-162.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru

Журнал «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru

Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:

· http://informika.ru

 

 


Приложение 7

Образец оформления теоретического занятия

План-конспект лекционного занятия

Тема: Структура личности по К.Г. Юнгу.

Цель: Ознакомить студентов со структурой личности по К.Г. Юнгу, в рамках изучения психоаналитического направления.

Задачи:

1. Кратко ознакомить студентов с биографией учёного;

2. Основной материал дать под запись, акцентируя внимание на наиболее важных моментах;

3. Задать домашнюю работу для закрепления пройденного материала.

Структура урока:

1. Приветствие аудитории, проверка посещаемости;

2. Краткое повторение темы предыдущего занятия посредствам вопросов к аудитории. Обозначение связи между предыдущей и данной темой;

3. Основная часть лекции;

4. Взаимодействие с аудиторией, вопросы, обсуждение;

5. Заключительный этап. Резюмирование, выводы, домашнее задание.

Методы и приёмы работы педагога с учащимися:

• Словесный метод: рассказ, дискуссия;

• Наглядный метод: схема, таблица;

• Метод закрепления: домашнее задание.

Учебное оборудование: отсутствует.

Содержание урока:

Биографический очерк: Карл Густав Юнг (1875-1961). Продолжал развивать психоанализ после 3. Фрэйда. 1910г. – был избран первым президентом международной психоаналитической ассоциации. 1913г. – Фрэйд и Юнг разорвали отношения в силу теоретических расхождений. Последующие годы Юнг был одержим изучением собственных сновидений и фантазий.

Структура личности по К. Г. Юнгу:

Архетипы – врождённые идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Домашнее задание: Привести по одному примеру по каждому архетипу, как и в чём они проявляются в реальной жизни.

Список рекомендуемой литературы:

1. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. – М., 1999.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.

3. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.


Приложение 8

Образец оформления практического занятия

Практическое занятие 1.

Тема: «Отрасли психологии»

Цель занятия – систематизировать представления студентов о структуре современной психологии.

Список рекомендуемой литературы

 

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969.

Бачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1996.

Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Ход работы

1-й этап. После актуализации знаний об основных отраслях научной психологии с точки зрения основных ее сфер (фундаментальной и прикладной) студенты разделяются на микрогруппы по 5 – 6 человек. Каждой микрогруппе предлагается графически представить взаимосвязь отраслей психологии (структуру психологии). Время выполнения задания – 40 мин. Выбираются эксперты, которые будут оценивать качество работы групп. Совместно с экспертами вырабатываются критерии оценки совместной работы, выбирается шкала оценки качества работы группы.

2-й этап. После окончания работы представители микрогрупп предъявляют разработанные схемы (нарисованные на листах ватмана), объясняя выделенные взаимосвязи.

3-й этап. После группового обсуждения предложенных схем подводятся общие итоги. Эксперты определяют лучшую группу по заданным критериям.


Приложение 9

Образец оформления семинарского занятия

 

Тема 1. Психологическое консультирование как направление деятельности практического психолога.

Цель – определение специфики психологического консультирования в сравнении с другими видами деятельности практического психолога.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическое консультирование как метод воздействия.

2. Цели психологического консультирования

3. Задачи взаимодействие психологи и клиента в процессе консультирования

4. Этическое и правовое регулирование психологического консультирования

Список рекомендуемой литературы:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М, 1997

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест 1995.

3. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., 2000.

4. Пряжников Н.С. Схема организации консультации как процесс взаимодействия. // Вестник МГУ. Сер. Психология, 1989, №2.

5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М, 1999.


Приложение 10

Образец оформления дидактического теста

 

Аннотация Дидактический тест составлен для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Педагогическая психология» специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000). Дидактический тест содержит 15 тестовых заданий. Время, отводимое для выполнения – 20 мин. Проверка тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа.

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с утвержденными критериями:

Процент правильных ответов Оценка по общепринятой шкале
90 –100 % отлично
60 – 89 % хорошо
30 – 59% удовлетворительно
0 – 29% неудовлетворительно

 

Инструкция Уважаемые студенты! Вашему вниманию представляется дидактический тест для проведения контрольного опроса по дисциплине «Педагогическая психология» специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000).

Дидактический тест как инструмент, позволяющий выявить факт усвоения знаний, может включать в себя такие задания, как:

1. Задания с формулировкой «Выберите номер правильного варианта ответа», в которых необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных. Например:

Выберите номер правильного варианта ответа

ОСНОВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) освоение новых способов действий и научных понятий;

2) изменения в предмете, с которым осуществляется учебное действие;

3) создание общественно-материальных благ.

 

2. Задания с формулировкой «Выберите номера правильных вариантов ответов», в которых необходимо выбрать несколько правильных ответов из предложенных. Например:

Выберите номера правильных вариантов ответов

ОСНОВУ ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОСТАВЛЯЮТ

1) научные психологические знания;

2) житейские психологические знания;

3) знания, полученные в сфере парапсихологии;

4) практические психологические знания;

5) эзотерические знания.

3. Задания с формулировкой «Дополните», в которых необходимо определить пропущенную информацию. Например:

Дополните

ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:______________, УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, КОНТРОЛЬ (САМОКОНТРОЛЬ), ОЦЕНКУ (САМООЦЕНКУ).

 

4. Задания с формулировкой «Установите соответствие», в которых необходимо найти такие однозначные связи между позициями первого и второго столбцов, чтобы одной позиции первого столбца соответствовали позиции второго. Например:

Установите соответствие

Стили педагогического общения Характеристики стилей общения
1) авторитарный А) активная и директивная позиция, четкость инструкций и заданий, консервативность и субъективность в отношениях с учащимися
2) демократический Б) пассивная, попустительская позиция, недостаточная требовательность, ситуативность и непоследовательность в оценках студентов
3) либеральный В) активная позиция, требовательность сочетается с уважением к личности учащихся, объективность в оценках учащихся

 


Приложение 11

Образец оформления глоссария

 

Глоссарий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...