Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Екатерина О., 5 лет(номер обследования на гистограмме - ?)




Данные медицинского обследования: анамнез ребенка: Ребенок от третьей беременности, протекавшей с угрозой прерывания родов на сроке в 30 недель, масса тела при рождении — 1520 г, длина— 43 см. Оценка по шкале Апгар 5/7 балла. Проводились реанимационные мероприятия, на вторые сутки жизни обнаружение внутрижелудочковых кровоизлияний, результатом которых стало формирова­ние постгемморагической окклюзионной гидроцефалии, до 3-месячного возраста проводился наружный дренаж боко­вых желудочков, в 3 месяца проведено наложение вентрику- лоперитонеального шунта. Дальнейшее развитие — с выраженной задержкой становления двигательных функ­ций. На протяжении трех лет проводилась неоднократ­ная ревизия шунта из-за нестабильности состояния ребенка, кроме того, в 1999 году было произведено наложение антисифонного устройства. В сентябре 2000 года выявлен двусторонний диспластический подвывих бедер.

Дополнительные исследования и консультирование спе­циалистов:

ЭЭГ — грубое раздражение стволовых структур, преи­мущественно в ростральных отделах ствола мозга с проявлениями пароксизмального характера, судорожная готовность стволового генеза, общемозговые изменения органического характера, задержка коркового электрогене- за, существенной динамики от сентября 2001 года не отмечается.

Заключение логопеда — ЗПРР, стертая форма дизарт­рии.

Рентгенография тазобедренных суставов — двусторон­ний диспластический маргинальный вывих бедер.

Консультация нейрохирургов (ДКБ №9 им. Сперанского) от 17 января 2002 года — шунтозависимая гидроцефалия, задержка психомоторного развития, учитывая нестабильную работу дренажной системы (7 операций за 2001 год) проведение оперативного вмешательства в течение 1 года нежелательно.

Состояние зрения: миопия высокой степени, сходящееся косоглазие, частичная атрофия дисков зрительного нерва.

Состояние слуха — N.

Неврологическое состояние: врожденная гидроцефалия с множественными повторными ревизиями вентрикуло- перитонеального шунта и антисифонного устройства. Синдром спастической диплегии.

Психическое состояние: задержка психического и рече- вогоразвития. Энурез. Быстро истощается. Работоспособность снижена.

Состояние опорно-двигательной системы: эквино-плосковальгусные стопы. На момент поступления — самостоятельно не ходит, может передвигаться при поддержке за две руки, при наклоненном вперед туловище, с опорой на передние отделы стоп (стопы пяточные), бедра приведены и ротированы внутрь, D>S, коленные суставы согнуты. Темп ходьбы медленный. На колени встает при поддержке, позу на четвереньках удерживает, опора на кисти, ползание нереципрокное, сидит с поддержкой, мышечный тонус дистоничныи по спастическому типу, нет активных движений в голеностопных суставах, укорочение правой ноги на 1,0 см. хамстринг-тесты по 160 градусов с 2 сторон + фелпс, достаточное разведение бедер, трицепс-тест 80/70. Ротация бедер справа и слева 90/20.

Данные семейного анамнеза. Семья полная: отец — инженер, мать — ветеринарный врач, наследственных заболеваний нет.

Данные социального развития: у девочки наблюдается частая смена настроений. В контакт вступает легче со взрослыми, чем со сверстниками. Навыками самообслуживания владеет не в полном объеме. К игрушкам особого интереса не проявляет, вместе с тем владеет процессуальным типом игровых действий.

 

Экспериментально-психологическое исследование: девочка пришла на обследование неохотно. Выполнение инструкций пролонгировано во времени, что связано с индивидуальными характеристиками ребенка. Рабочая рука — правая. Самостоятельная деятельность не организована, оценка результата производится с опорой на эмоциональную реакцию взрослого, ошибки самостоятельно не исправляются. В конечном результате деятельности не заинтересована. При работе с одним дидактическим мате­риалом наблюдается быстрая истощаемость, на фоне которой возникает отказ от деятельности. Ориентиров­ка в окружающем мире снижена. При исследовании про­странственного восприятия наблюдается зеркальность.

Способ деятельности с дидактическим материалом — силовые пробы с элементами практического примеривания. На первичном обследовании были выявлены трудности, связанные с несформированностью функций анализа и синтеза.

 

Логопедическое обследование: речевое общение практически не поддерживает, не инициирует. Артикуляционный аппарат без грубой патологии. В мышцах губ, щек, языка наблюдается атония. Носогубные складки сглажены. Твердое нёбо — высокое, мягкое — паретично, язык распластан в полости рта. Наблюдаются трудности удержания позы, поисковые движения при переключении артикуляцион­ных движений. Кинестетическое восприятие органов артикуляции снижено. Лицо амимичное, доступны непроизволь­ные мимические движения, произвольные — нет. Тип дыхания — клавикулярный. Голос громкий, грубый, затухающий к концу фонации. Наблюдаются множественные нарушения звукопроизношения. Понимание обращенной речи ограничено бытовой ситуацией. Время запуска речи пролонгировано, что является следствием дискоординации органов дыхания, голосообразования и артикуляции. Объем лексического запаса снижен, это проявляется в формальности речевых пред­ставлений внутри основных лексических групп, вербальных парафазиях по визуальному сходству (кастрюля-чашка, носки-ботинки) и по функциональному назначению (чашка- чайник), выявлены трудности актуализации импрессивно- го словаря. Грамматическое оформление фразы нарушено, допускаются структурные аграмматизмы (тата пила — кукла пьет, тата ука — кукла моет руки и др.). Понимание грамматических категорий неустойчивое. Слоговая структура речи нарушена. Мозжечковая форма дизартрии.

 

Задания выполнялись частично самостоятельно, имеется способность к подражанию действиям взрослого, при выполнении заданий свои действия не контролировала, помощь использовала в разной степени.

 

 

Рис. 1 Уровни развития детей (по результатам обсл.)

 

Примерный вариант трехступенчатой модели коррекционно-развивающей программы для детей с комплексными нарушениями (образец)

1 ступень II ступень III ступень
Развивающие задачи Основные содержательные аспекты занятия Развивающие задачи Основные содержательные аспекты занятия Развивающие задачи Основные содержательные аспекты занятия
           
1-й блок. Формирование и активация мотивационных механизмов психологического развития
Формирование положительного эмоционального отношения к кор- рекционным за­нятиям. Адаптация к условиям психо­логических кор- рекционных за­нятий. Сглаживание чувства тревоги, блокировка проявлений агрес­сии Игра «Давай познакомимся» (с использова­нием телесного контакта: через пожатие, прикосновение). Обследование, изучение окружающего пространства, предметов, наполняющих пространство. Знакомство с элементарными символами календар­ной системы Развитие моти- вационной на­правленности на участие в психо- коррекционных занятиях. Адаптация детей к новым формам взаимодействия с окружающими. Регуляция эмо­циональных про­явлений Игры: «Давай познакомимся», «Я и моя семья». Расширение объема словаря из календарной системы. Изучение окружающего пространства психологического кабинета. Игры с предметами-игрушками (машинки, кубики, самолет, кук­ла, мячик) Совершенство­вание эмоционально-регулятивных навыков поведения и де­ятельности на психокоррекци- онных занятиях. Формирование устойчивых ме­ханизмов учебной мотивации Игры: «Давай познакомимся», «Я и моя семья», «Я и мои друзья». Составление индивидуального маршрута деятельности с использованием календарной системы. Психогимнастика

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...