Человек и время в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Этот роман - итоговая книга писателя, выстраданная книга. Говоря о замысле его и тех задачах, которые ставил перед собой Мастер (а это было высказано в письмах), Б.Л. Пастернак подчеркивал: "Это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время сторонами своего сюжета: эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории:"
В основе романа лежит судьба Юрия Живаго с момента, когда он, еще мальчик, хоронит свою мать в 1902 году, до 1929 года, когда герой умирает сам от разрыва сердца на московской улице.
Пастернак рисует мир, в котором формировалась интеллигенция его поколения. В юности она ожидала и приветствовала революцию, еще плохо представляя себе, что это такое. Затем мечты сталкиваются с правдой жизни, и открывается неожиданное: мир многогранен. В нем не совпадают христианские идеалы и революционные, индивидуальность оказывается подавленной категоричностью времени.
Роман не дает нам описания политических событий, социальных столкновений, он философичен в основе своей: с интересом вдумываемся мы в размышления и споры героев о жизни, о предназначении человека, осознаем судьбу творческой личности в революции.
В юности герою Б. Пастернака, как и самому автору, революция казалась высшим актом справедливости, в ней чудилось "что-то евангельское". Тем горше было разочарование. "Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственно ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром",- так оценивает итог духовных исканий Ю.А. Живаго.
Если сначала герою революция виделась как панацея от язв, лекарство для исцеления общества, то, утратив иллюзии, он видит прежде всего бесчеловечность. Любовь, милосердие, сострадание уходят из жизни.
Меж двух лагерей стоит доктор Живаго. Он не понимает этого деления, не признает нормальным существование "вообще красных", как и "вообще белых". За этим "вообще" стоят конкретные люди, личности. Сталкиваются христианская и революционная морали, последняя отвергается, так как заставляет человека "перестать быть собой".
Живаго не желает потерять себя, он остается "над схваткой". Бесчеловечные времена затягивают людей в водоворот кровавой бойни. Доктора этот водоворот тоже увлекает, как бы он ни сопротивлялся.
Герой не боец, но тем не менее участвует в гражданской войне то на той, то на другой стороне. Оказавшись в партизанском отряде, он вглядывается в лица наступающих белых. Ему кажется, что это знакомые люди, что они где-то встречались. У них одни корни, культура, воспитание, и они вынуждены стрелять друг в друга.
Живаго врач, он давал клятву Гиппократа, он призван спасать людей, да и по убеждениям доктор гуманист. У него даже нет оружия. Но вот оно ему вручается. Юрий Живаго начинает стрелять, как все, но стреляет он в стоящее перед ним обуглившееся дерево. "Но ужас! Как ни остерегался доктор: Двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни".
Так человек во времена убийств и кровавых злодеяний становится преступником против своей воли. Позиция "над схваткой" не спасает героя, он должен занять свое место в битве двух сторон. Но даже убив человека, Живаго остается самим собой. Он честно проживает свой век, не изменяя призванию истинного русского интеллигента.
Антипод Ю. Живаго - Антипов - Стрельников. Уже в фамилиях героев заложено противоречие. Живаго - жизнь, живой, вечный. Антипов меняет фамилию на Стрельников. Простонародное звучание настоящей фамилии подчеркивает холодную жестокость псевдонима. Да и жизнь мужа Лары, вернее, конец ее - это самоубийство, выстрел.
Всего лишь дважды и оба раза случайно встречаются Юрий Живаго и Павел Стрельников. Первый раз, когда Стрельников всемогущ, от одного только слова его в жестокие времена зависят жизни и смерти людей. Насмешливо разговаривает он с Живаго, но отпускает его. Вторая встреча с доктором заканчивается самоубийством Стрельникова. Он уже затравленный, преследуемый бывшими товарищами человек.
Если после первой встречи Павел, вспоминая о семье, думает: " Это ведь совсем из другой жизни. Надо сначала кончить эту, новую, прежде чем вернуться к той, прерванной", то подводя итог своей жизни, Павел Павлович с горечь говорит Живаго: ": мне казалось, - еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им / жене, дочери/, мои руки развязаны. И: все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят: Меня схватят и не дадут оправдываться".
Трагизм судьбы Антипова - Стрельникова потрясает: от смешливого мальчика, влюбленного юноши, талантливого учителя к активному участнику революции, жестокому командиру, воплощению воли, энергии, беспощадности к раздавленному этой же революцией человеку.
Герои Живаго и Стрельников не только противопоставлены (один - дворянин, второй - рабочий; один - доктор, другой - математик; Живаго - поэт, Стрельников - комиссар), но и сопоставляются. Они, как говорится в романе словами Шекспира, "в книге рока на одной строке".
Они оба связаны с Ларой, которая и стоит между ними, и одинаково любит обоих. Оба они искренни, оба умирают. Но умирают они по-разному. И дело тут не в конкретных обстоятельствах смерти, а в конечном итоге жизни. Истовая готовность героя на деле осуществлять революцию, быть ее орудием привела к опустошению души, самоубийству. Это судьба Антипова.
Живаго не потерял себя, не отказался от главного в себе, не принял ни одной из чуждых ему ролей. Сломанный трамвай, в котором нечем дышать, - последний символ, характеризующий взаимоотношения Живаго с миром. Сердце не выдержало, но физическая смерть героя не означает прекращения существования. По мысли самого героя, никто не исчезает в мире. Остаются стихи доктора Живаго - а это новая форма жизни.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: