Кодекс учительского Сердца
Пишу себе Кодекс Учительского Сердца.
Напрягать свое Сердце, ибо оно есть: – Мост, объединяющий Землю со Вселенной, – Солнце всех Солнц, – Престол разума и колыбель мысли, – Твердыня чувств, – Хранитель суровости долга, – Дом Духа.
Воспламенять свое Сердце огнями: – чувства Любви, – чувства Преданности, – чувства Сострадания, – чувства Сорадости, – чувства Признательности, – чувства Подвига, – чувства Покаяния.
Дарить дары своего Духа каждому в лучших проявлениях: – Улыбки, – Соприкосновения, – Творящего терпения, – Сотрудничества, – Понимания, – Мыслей.
Прислушиваться к языку своего Сердца: – к его Биению, – к его Ритму, – к его Трепету, – к его Томлению, – к его Радостям, – к его Чувствознанию.
Жить по начертаниям законов Сердца: – закона Неповторимости, – закона Единения, – закона Непреложности, – закона Соизмеримости, – закона Блага, – закона Вмещения, – закона Красоты.
Пропускать всю свою педагогическую жизнь через Сердце: – любить ее Сердцем, – мыслить о ней Сердцем, – творить ее Сердцем, – страдать о ней Сердцем, – радоваться ею Сердцем.
Мерить все мерами Сердца: – мерою Любви, – мерою Красоты, – мерою Творчества, – мерою Блага, – мерою Мудрости, – мерою Беспредельности, – мерою Вечности.
Действовать по принципам Сердца: – думать Сердцем, – принимать Сердцем, – утверждать Сердцем.
Знать, не забывая: – над небом есть Небо, – над миром есть Миры, – над жизнью есть Жизнь, – над Сердцем ученика есть Сердце Учителя.
Беречь Сердце свое и Сердце каждого. Закрывать на замок Сердце свое: – для отрицания
– для сомнения, – для недостойных мыслей, – для соблазна.
Помнить: – Без Качества куда пойдем? – Без Сердца что поймем? – Без Красоты чего достигнем?
Путь Нам нужен путь. А лучший путь – спешить к лучшему. Великий путь – созидать великое. Прекрасный путь – творить прекрасное. Путь добра – творить добро. Путь восхождения – восходить. И всякий путь – в Сердце. Путь к Сердцу – жить Сердцем. Мы мечтаем о свободе, но свобода наша в Сердце нашем! Вернитесь к Сердцу Сердце!.. Сердце!.. Сердце!.. В вере своей я перехожу на крик: Люди, вернитесь к Сердцу своему!.. Все ваши сокровища – вечные и непреходящие – в нем! Все ваше благородство зарождается в Сердце, все ваши блага собираются в Сердце! В нем записана тайна предназначения каждого! Думайте о Сердце, думайте Сердцем! Держите Сердце в чистоте! Не забрасывайте его, не забывайте, не позволяйте, чтобы образовалось в нем болото с темными существами!..
Утверждение Духа «Нельзя отложить заботу о великом и вечном». Нельзя допустить такое, какие бы ни были времена и нравы... – Ребята, найдите поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре!» – сказала пожилая учительница, мудрая и добрая, своим ученикам. Любовь к учительнице заставила каждого искать книгу. Было трудно, но сделали. – Будем читать и размышлять! – сказала она на второй день. Читали день, читали два... Читали в течение полугода... Читали до последнего дня учебного года. Читали медленно, размышляли. Перечитывали, углублялись. Читали и влюблялись в героев. Читали и восхищались мудростью. Читали и впитывали возвышенную речь. Философствовали о духовности. Писали сочинения, научные статьи. Выпускали номера рукописного журнала «Нестан и Тариэл». Устраивали симпозиумы и конференции о мудрости, о прекрасной любви, преданности. Жили мыслями о подвиге. Расширялась душа «лучшими побуждениями».
Кипела духовная жизнь, в ней прекрасные образы слагались в мировоззрение. По коридорам школы шествовали утвержденные и строгие программы и учебники. В них возвеличивалось грубое, материалистическое сознание, идеология. В них утверждался культ вождя. А в классе расцветала другая жизнь – она утверждала культ Культуры, утверждала дух. Вера. Духовность. Свобода Мысли... На улице стоял 1948 год. В классе жила Вечность. А Учителя звали Варвара Вардиашвили. С тез пор «Витязь в тигровой шкуре» не расстается со мной.
Улыбка Вся Вселенная, вся Жизнь на Земле – одна животворящая Улыбка и Радость. Улыбается Космос – Вечностью и Беспредельностью. Улыбается Небо – Звездами и Радугами. Улыбается Солнце – Лучами и Светом. Улыбается Земля – Жизнью Великой. Улыбается Жизнь – Восхождением и Утверждением. Улыбается Христос – Призывом и Благословением. Улыбается Поле – Цветами и Благоуханием. Улыбается Человек – Верою и Созиданием. Улыбается Ребенок – Настоящему и Будущему. Кто улыбается, тот живет. Кто не улыбается, тот сохнет. Улыбка – знак качества улучшения бытия. Должна же улыбаться Школа, держательница Жизни? Улыбка Школы – Учитель. Улыбка Учителя – его Сердце. Дар небес Мы пошли к мудрецу набраться уму-разуму. Мы спросили его: – Можно запрещать детям? Сказал нам мудрец: – Тогда они не научатся летать. Мы спросили: – А если они вредят? Сказал мудрец: – Даже вредное не запрещать. Мы удивились: – Как же тогда быть? Сказал он нам: – Отведите глаз ребенка от вредного или предупредите о нем. Мы спросили: – А если он над пропастью и не хочет принять совет? Ответил мудрец: – Строго берите его за руку и уведите от пропасти. Это и будет исполнение долга. Сказали мы: – Он заплачет. Ответил он: – Заплачьте вместе с ним. Слезы обеспечивают взаимопроникновение. Тогда мы задали мудрецу вопрос: – Можно ли осуждать за проступок? Ответил мудрец: – Осуждение мертво, так дети не научатся летать. Спросили мы: – Оставить незамеченным? Ответил он: – Нет. Проявить снисхождение. Спросили мы: – Не получится ли, что ребенку все сойдет с рук? Ответил мудрец: – Может получиться. Но надо дать детям понимание суровости долга.
Спросили: – Как это сделать? Сказал мудрец: – Пусть живут, как взрослые. Дайте им строить свои города, пусть таскают бревна своего города и устанавливают в нем законы жизни. Тогда спросили у мудреца: – Как быть с похвалой? Ответил он нам: – Похвала напрягает устремление к полету, увеличивает скорость и высоту полета, совершенствует красоту полета. Спросили мы: – За что хвалить ребенка? Ответил мудрец: – Хвалите за всякое продвижение, даже за самое малое, трудноуловимое. Хвалите за случайное благое движение. Спросили мы: – Не возомнит ли о себе ребенок? Ответил мудрец: – Возомнит, если похвала фальшивая. Спросили мы: – Какова же похвала истинная? Ответил он нам: – Истинная похвала есть утверждение ребенка, она есть встреча с будущим. Спросили мы: – Значит, исключается возмущение? Ответил мудрец: – Возмущение искреннего сердца есть похвала, она поощряет к дерзанию. Возмущение злобное есть наказание, оно тушит устремления. Попросили мы мудреца: – Открой нам мудрость воспитания. Ответил он: – Наберитесь терпения, оно есть дар Небес. Спросили мы: – В чем суть терпения? Ответил он: – Энергия терпения способствует событиям, но предупреждает заблуждения. Для терпеливого ничего никогда не кончается, но все только начинается. Сказали мы: – Дай нам пример. Ответил мудрец: – Заботливый родитель в творчестве воспитания убережется от раздражения – во время урока терпения не раздражаются. Пусть невежды выходят из себя, но испытатель терпения не унизит приемами, свойственными невеждам. Попросили мы мудреца: – Дай нам напутствие. Сказал мудрец: – Утверждающий богат, отрицающий беден. Так живите. Мы поклонились мудрецу и поспешили к детям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|