История создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра боевых действий в тыл страны. Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи.
Значительный рост санитарных потерь в войнах второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в тыл страны, а развитие железнодорожного и водного транспорта способствовали её обеспечению. I. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях, при которых развертывались группы госпиталей и лазаретов. Возглавляли эвакуационные комиссии строевые генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе и рассматривали эвакуацию раненых и больных как чисто военное мероприятие, направленное на освобождение войск от утративших боеспособность воинов. Врачи были отстранены от руководства эвакуацией раненых и больных, эвакуация была оторвана от лечения, часто носила нерациональный характер. Например, легкораненые могли быть эвакуированы в глубокий тыл, а инфекционные больные развозились по всей России. После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакуационных комиссий. В 1890 году было издано «Положение об эвакуации больных и раненых». II. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. были организованы два вида эвакуационных комиссии, во фронтовом районе - полевые эвакуационные комиссии, в тылу страны - внутренние эвакуационные комиссии. В составе последних появились «врачи для сортировки» раненых и больных, а также начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились прототипом современных сортировочных госпиталей При эвакуационных комиссиях, кроме сборных эвакуационных пунктов, стали развертываться госпитали и лазареты военного ведомства, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций, «слабосильные команды», военно-санитарные поезда, дезотряды, бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.
Эвакуационные комиссии по своей организации приближались к современным эвакуационным пунктам. «Положение об эвакуации больных и раненых» 1890 года действовало до 1914г. Согласно, ему для размещения раненых и больных должны были использоваться также гражданские больницы, лазареты, лечебные учреждения общества Красного Креста и других общественных организаций. С августа 1914 года по 15 ноября 1916 годов с театра военных действий во внутренние районы страны было эвакуировано свыше 4 мил. раненых и больных, для лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом за счет общественных организаций — Союзов городов, общества Красного Креста, Земского общества и других. Общая коечная ёмкость госпиталей составляла 427 000 коек. Эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны, так и не смогли обеспечить выполнение возложенных на них задач и были упразднены. III. Взамен им была создана система эвакуационных пунктов. По сравнению с эвакуационными комиссиями, функции их были значительно расширены. В тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых (б), это: Распределительные эвакуационные пункты (РЭП) которые развертывались на узловых железнодорожных станциях с таким расчетом, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили через них. Одной из главных задач этих пунктов являлось проведение медицинской сортировки, распределение и отправка раненых и больных «в зависимости от места их службы, родины или избранного места жительства по соответствующим ОЭП.
Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на узловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуществлялась эвакуация раненых и больных из РЭП. Основной задачей ОЭП являлось распределение раненых и больных, требующих госпитального лечения, по ЛУ военного и гражданского ведомств и отправка «неспособных к службе» на родину или в избранные места жительства. Р и ОЭП работали независимо друг от друга, не имели отношений подчиненности, возглавлялись строевыми офицерами и в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике, не была реализована. Например: в Москву приходили поезда с не кормленными несколько суток, голодными людьми, с ранами не перевязанными, а если перевязанными — однажды, в течение нескольких дней. Иногда с таким количеством личинок мух, червей, что трудно было даже медицинскому персоналу выносить такие ужасы, которые обнаруживались при осмотре больных». В первую мировую войну санитарная служба Русской армии вошла с системой эвакуации «во что бы то ни стало». По этой причине из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строй вернулось только 42 %. После Гражданской войны в 1929 году было введено в действие «Руководство по санитарной эвакуации в РККА». Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-санитарном управлении РККА. Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом районах — полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе страны — распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты. Начальники МЭП подчинялись начальникам РЭП. При РЭП создавались лазареты для выздоравливающих. Распоряжением ВСУ РККА за РЭП закреплялись военно-санитарные поезда. При всех РЭП, МЭП и приписанных к ним ЛУ предписывалось иметь ВВК для проведения военно-врачебной экспертизы. IV. В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место продолжают занимать местные эвакуационные пункты. МЭП это территориальный орган управления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы.
МЭП предназначен: 1. для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из ГБ фронтов, флотов, войск военного округа военного времени, 2. доставки поступающих раненых и больных в ТГЗ. 3. оперативного руководства деятельностью ТГ. МЭП непосредственно подчинён НМС ВО ВВ, на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ. К органам управления СФЗ относятся: · Главное управление по руководству СФЗ, · Отделы и секторы по руководству ТГ. Они являются структурными подразделениями Минздравсоцразвития и органов управления здравоохранением субъектов РФ и формируются при объявлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами. На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи: 1. руководство работой спецформирований в период мобилизации и в ВВ; 2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спецформирований, их мат-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период моб. и в ВВ. 3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (медслужбой военного округа ВВ, управлением МЭПа) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных. 4. осуществление контроля за качеством лечения раненых (Б), их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы. 5. руководство проведением сангигиенических и п/эпидемических мероприятий. 6. организация медицинского снабжения специальных формирований; 7. руководство медицинским и бухучетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений; 8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения раненых и больных, исходы их лечения и др. задачи. Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ.
Главное управление по руководству СФЗ формируется в следующем составе: руководитель, его заместители, главные медспециалисты (хирург и терапевт), трех управлений (орг-плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и двух отделов (финансово-экономический и защиты государственной тайны). Отдел по руководству ТГ формируется в составе: начальника отдела, его заместителя, главных медспециалистов (хирург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя. Сектор по руководству ТГ формируется в составе: начальника сектора, инспектора — врача, инспектора-провизора, делопроизводителя и водителя. Начальники органов управления СФ подчинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|