Бил 15-1 Процесс обучения, его сущность, функции. Характеристика понятий: знания, умения, навыки. Компоненты процесса обучения. Основные этапы процесса обучения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Обучение – это целенаправленный управляемый процесс, взаимодействия учителя и ученика, направленный на реализацию трех дидактических целей – обучить. Основой обучения следует считать учение, объектом обучения является ученик. Ф-ции процесса обучения – образовательная, воспитательная, развивающая. Образовательной функции заключается в обеспечении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их практического применения. Научные знания состоят из фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий. Умение как операция направляется отчетливо осознаваемой целью; навык, т. е. автоматизированное действие, основывается на системе укрепившихся связей. Воспитывающая функция.. Воспитывающая функция может воплощаться в действительность с помощью особой налаженности общения учителя с учеником. Осуществление воспитывающей функции всегда обусловлено правильным осмыслением задач воспитания на различных ступенях формирования общества при организации учебного процесса, содержания образования, а также при выборе их форм и методов. В настоящее время она предполагает развитие научной идеологии, материалистического осмысления естественных законов, общества и мышления, создание отношений учеников к науке и природе, к обществу, самому себе и другим, формирование этических личностных качеств и черт. Развивающая функция более эффективно воплощается в действительность при специальной ориентированности на всестороннее развитие личности, взаимодействие учителей и учащихся. Такая ориентированность обучения на формирование и развитие личности получила название развивающего обучения. Развивающая функция всегда обусловливается формированием и становлением речи и мышления, поскольку развитие вербальных способностей наиболее ярко отражает общее развитие ученика. Огромное значение играет также развитие сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребност-ной сфер личности.
Основными понятиями процесса обучения явл-ся: знания, умения, навыки. (ЗУН) Знания – это отражение в сознании информации об окружающем мире полученной с помощью органов чувств и мышления. По степени усвояемости выделяют: 1) знание-репродукция – автоматически выученное знание, воспроизводимое «по-книжному», но в объяснениях затрудняется; 2) знание-узнавание – это поверхностное, плохо выученное знание; 3) знание-понимание – осознанно выученное и запомненное знание, связанное с опытом; 4) знание-убеждение – уверенность в истинности полученного знания; 5) знание-применение – располагает критериями знания-понимания и часто – знания-убеждения; 6) знание-творчество – высший уровень овладения знанием. Знание дополняется субъективными размышлениями, опытом, умозаключениями и выводами. Умения – это применение знаний в практической деятельности. Умения включают в себя следующие группы. 1. Конструктивные – умение планировать учебно-воспитательный процесс и формировать коллектив и отдельную личность. 2. Организаторские – умение организовывать познавательную деятельность, воспитательный процесс, общественную деятельность, а также управлять коллективом. 3. Коммуникативные – умение находить целесообразные отношения с учениками и коллегами, умение сглаживать коллективные и межличностные конфликты. 4. Гностические – умение изучать объект учебной работы, применяя психолого-педагогические знания, литературу, и предвидеть и анализировать результаты. Навык – это частично автоматизированное умение. Формируется с помощью упр-ий.
Овладение навыком начинается с описания действий учителем. Демонстрация навыков обычно происходит в два этапа: первый показ действий – образец, второй показ – осуществление педагогом действия, разбитого на элементы, в медленном темпе, с пояснениями. Иногда чувствуется необходимость в третьей демонстрации по типу второй. Всякий навык в своем формировании проходит три основные ступени. 1. Аналитико-синтетическая стадия усвоения учащимся всего диапазона действий и их элементов. Педагог же дает дополнительные пояснения и демонстрации. 2. Стадия автоматизации. Она характеризуется постепенным ускорением и точностью выполнения действия учащимся. 3. Стадия надежности. При введении различных усложнений в действие скорость и правильность его выполнения не должны снижаться. Сущность образования – как ценностный процесс, включает компоненты: 1-субъекты (ученик, учитель); 2-Цель; 3-Принципы – нормы, правила; 4- Содержание – та информация которую передали; 5- Методы; 6 – Средства; 7- Форма организации; 8- Результат. Обучение – сложный и многосторонний процесс отражения в сознании ребенка реальной действительности на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения. К компонентам процесса обучения относятся: 1) цель обучения. Цели бывают общие и частные. Общая цель – это передача совокупности знаний, умений и навыков от преподавателя к ученикам. Частные цели ставит перед собой педагог, они представляют собой задачи по обеспечению полного постижения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Цель увеличивает эффективность обучающего взаимодействия с детьми, направляет на выбор более эффективных методов и форм работы; 2) содержание обучения. Установление количества, качества и степени трудности информации, необходимой для школьников, вероятности ее выучивания и применения на практике учениками; 3) учитель. Это главная фигура в процессе обучения, которая является носителем содержания образования и воспитания, устроителем целостной познавательной деятельности учеников. Учитель передает знания, организует деятельность, активизирует интерес и развивает у учащихся потребность в знаниях; 4) ученик. Он является и объектом и субъектом обучения одновременно. В процессе обучения в сознании ребенка происходит сложнейший процесс отражения реальной действительности при помощи различных, научно обоснованных методов обучения;
5) ученический коллектив. Процесс коллективного обучения адекватен индивидуальному обучению, но может быть организован как использование знаний, умений и навыков на практике, как анализ и обобщение выводов, извлеченных из экспериментальных данных. Так как у учащихся различный запас знаний, то происходит также процесс обмена ими между учениками; 6) методы обучения. Они представляют собой различные технологии обучающего взаимодействия учителя и учеников. Их эффективность зависит прежде всего от осознания учащимися каждого метода работы; 7) организационные формы обучения. Они позволяют правильно распределить по времени и в зависимости от содержания совместную познавательную деятельность учителей и учащихся; 8) самостоятельная внеурочная работа учащихся. Она позволяет закрепить полученную на уроке информацию, дает учащимся возможность для самообразования; 9) практическое применение знаний, умений и навыков. Этот компонент представляет собой синтез всех предыдущих компонентов, дает возможность опробовать качество результатов учебной работы жизненной общественной практикой; 10) педагогическая диагностика. Диагностика представляет собой совокупность методов, способов и приемов, которые направлены на раскрытие качества знаний. Основные этапы процесса обуч-я – можно представить как этапы познания, которые включают стимул, цель, восприятие, осознание, закрепление, применение и результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|