Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическое развитие во второй половине XIX в.




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем заключались требования либералов? Как развивалось ли­беральное движение?

  1. В чем заключалась деятельность «Народной воли»? Почему по­сле убийства Александра II народовольцы не смогли осуще­ствить свои планы? Могла ли, по вашему мнению, после убий­ства Александра II начаться революция? Свой ответ аргумен­тируйте.

 

Вариант 2

Экономическое развитие во второй половине XIX в.

Сельское хозяйство. Абсолютное большинство населения России в начале XX в. занималось сельским хозяйством. Но постепенно доля городского населения увеличивалась.

После отмены крепостного права помещики могли перей­ти к капиталистической организации хозяйства. Но в стране не было широкого слоя наемных рабочих и парка сельскохо­зяйственных машин. Помещики сдавали землю крестьянам не за деньги, которых у тех не было, а на условиях обработ­ки хозяйской земли. Такая система получила название от­работок. Видом отработка была издольщина — аренда земли за часть урожая. Отработки, являясь пережитком бар­щины, в то же время были шагом к капитализму, так как в их основе лежал наем, хотя и не за деньги, а за работу. При отработках получение урожая обходилось в полтора раза де­шевле, чем при вольном найме, однако сам урожай при най­ме был в полтора раза выше (на урожайности отражался тот факт, что при отработках крестьяне были мало заинтересо­ваны в качестве производимых ими работ).

Крестьяне имели надельные земли, до выкупа считав­шиеся неполной собственностью. Наделами можно было поль­зоваться, передавать по наследству, но нельзя было прода­вать. Кроме того, крестьянин не мог отказаться от надела. Крестьяне могли арендовать землю у помещиков, других кре­стьян или купить ее.

 

Зажиточные крестьяне вели хозяйство с целью получе­ния прибыли. Они нередко выступали и как ростовщи­ки для своих односельчан. И то и другое свидетельство­вало о развитии капитализма в сельском хозяйстве.

Крестьянские хозяйства к концу XIX в. давали около по­ловины товарного хлеба страны. Но в то же время более половины крестьянских дворов были бедны. Основными при­чинами бедности являлись малоземелье, тяжелые подати, в том числе выкупные платежи, и кабальная эксплуатация. Рост налогов увеличивал и без того огромные недоимки. Даже отмена подушной подати в 1887 г. и уменьшение поземель­ного налога в 1896 г. не улучшили положения основной мас­сы крестьянства, так как одновременно увеличились земские и мирские сборы.

Развитие капитализма в земледелии вело к общему росту производительных сил страны. За период с 1864 по 1894 г. выросли среднегодовые чистые (т. е. не считая семян) сборы зерновых и картофеля. Повышение сборов зерновых сопро­вождалось увеличением экспорта. Перед реформой за грани­цу вывозилось 5 % собранного хлеба, в 70-х гг. XIX в. — 10 %, а в 80 —90-х гг. XIX в. — 20 %.

Развитие промышленности. Реформы стимулировали так­же и рост промышленности. Развитие сельского хозяйства высвобождало рабочие руки и создавало спрос на промыш­ленную продукцию.

Некоторые отрасли промышленности (например, хлопча­тобумажная) довольно быстро перешли к использованию па­ровых машин, т. е. на фабричную стадию. Но большинство отраслей промышленности все еще находилось на уровне мануфактуры. Это было характерно для тех отраслей, в ко­торых затруднялась механизация работ или были сильны традиции крепостничества. Например, горнозаводчики Ура­ла, одновременно являвшиеся и крупнейшими землевла­дельцами, широко применяли отработки. Предоставляя ра­бочим участки земли, владелец завода снижал им заработ­ную плату.

В ряде отраслей наряду с ручным применялся машинный труд. Например, в шахтах угольные пласты еще долго раз­рабатывались при помощи примитивных кайла и лопаты, а подъем и транспортировка угля осуществлялись паровыми двигателями.

 

К 80-м гг. XIX столетия в большинстве отраслей круп­ной промышленности промышленный переворот, на­чавшийся еще в 30 — 40-е гг. XIX в., был завершен.

Переход к фабрике способствовал ускорению промышлен­ного развития. Темпы роста добывающей и тяжелой промыш­ленности в 90-е гг. XIX в. были самыми высокими в мире. Добыча угля в 1867 —1897 гг. увеличилась в 25 раз. Добыча нефти в 1870 —1895 гг. возросла также в 25 раз. Быстро рос­ла добыча угля в Донбассе, железной руды — в Кривом Роге, нефти — в Баку. Донбасский уголь и криворожская руда ста­ли базой стремительного развития металлургии юга Рос­сии.

Несколько ниже были темпы роста легкой промышленно­сти и машиностроения. В целом Россия стремительно дого­няла развитые страны, но отставание России к 1861 г. было так велико, что достичь уровня передовых стран к концу XIX в. она не смогла. Страна превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную. Однако отсутствие достаточной материально-технической базы и пережитки крепостничества тормозили завершение процесса индустриализации.

В Россию усиленно привлекался иностранный капитал. Высокие прибыли для иностранцев обеспечивались наличи­ем дешевой рабочей силы и обилием запасов полезных иско­паемых. Правительство, постоянно повышая пошлины на ввоз товаров, также способствовало ввозу капиталов в Рос­сию.

Помимо иностранных капиталов в российскую промыш­ленность вкладывались и отечественные капиталы, причем они были намного значительнее иностранных. Ввоз иностран­ных капиталов способствовал росту российской промышлен­ности, но имел и отрицательные последствия. Так, Франция, активно предоставлявшая займы русскому правительству, добилась ряда уступок в торговом договоре с Россией.

Развитие транспорта. Огромное значение для развития экономики имел транспорт. В первую очередь это были же­лезные дороги и пароходное сообщение.

В 1865 —1890 гг. железнодорожная сеть возросла в семь раз. В 1891 г. началась прокладка Транссибирской маги­страли. К строительству железных дорог правительство при­влекло и частные капиталы. В 60 — 70-х гг. XIX в. железные дороги принадлежали частным лицам, поэтому начался вы­куп в казну частных дорог и прокладка новых, государствен­ных. В результате к середине 90-х гг. XIX в. казне принад­лежало уже 60 % железнодорожной сети.

Финансовая политика. Промышленность и транспорт по­сле отмены крепостного права остро нуждались в кредитах. Огромных средств требовало и проведение реформы 1861 г. Бюджет России испытывал хронический дефицит, который приходилось покрывать за счет различных финансовых ухищ­рений, иностранных займов, выпуска казначейских билетов, не обеспеченных товарами.

Через год после отмены крепостного права правительство было вынуждено приступить к проведению финансовых ре­форм, растянувшихся до конца XIX в. Уступая давлению об­щественности и международных финансовых организаций, оно стало публиковать государственный бюджет и отчеты государ­ственного контроля. Форсированное развитие промышленности и реформирование финансов были связаны с деятельностью Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, последова­тельно сменявших друг друга на посту министра финансов.

В 1880 —1886 гг. Н. Х. Бунге расширил государственное железнодорожное строительство, начал выкуп частных же­лезных дорог в казну, проводил государственное финансиро­вание машиностроения и металлургии, добивался спасения от банкротства крупных предприятий и банков. Он был ини­циатором учреждения Крестьянского банка для помощи кре­стьянским хозяйствам.

И. А. Вышнеградский стал министром финансов в 1888 г. В этот период значительно снизились мировые цены на сель­скохозяйственные продукты, к тому же начался застой в про­мышленности и торговле. Однако Государственный банк рас­полагал огромной наличностью, что позволило приступить к созданию бездефицитного бюджета. Господствующим стало стремление поддержать промышленность путем роста тамо­женных пошлин.

С 1892 г. министром финансов стал С. Ю. Витте, бывший до того министром путей сообщения. По его инициативе ши­роко велось железнодорожное строительство. В 1895 — 1897 гг. на основе золотого обращения была проведена де­нежная реформа.

 

В результате реформ 60 — 70-х гг. XIX в. модернизация в России пошла ускоренными темпами. За несколько десятилетий страна преодолела путь, который другие прошли за века.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...