Экономическое развитие во второй половине XIX в.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем заключались требования либералов? Как развивалось либеральное движение?
Вариант 2 Экономическое развитие во второй половине XIX в. Сельское хозяйство. Абсолютное большинство населения России в начале XX в. занималось сельским хозяйством. Но постепенно доля городского населения увеличивалась. После отмены крепостного права помещики могли перейти к капиталистической организации хозяйства. Но в стране не было широкого слоя наемных рабочих и парка сельскохозяйственных машин. Помещики сдавали землю крестьянам не за деньги, которых у тех не было, а на условиях обработки хозяйской земли. Такая система получила название отработок. Видом отработка была издольщина — аренда земли за часть урожая. Отработки, являясь пережитком барщины, в то же время были шагом к капитализму, так как в их основе лежал наем, хотя и не за деньги, а за работу. При отработках получение урожая обходилось в полтора раза дешевле, чем при вольном найме, однако сам урожай при найме был в полтора раза выше (на урожайности отражался тот факт, что при отработках крестьяне были мало заинтересованы в качестве производимых ими работ). Крестьяне имели надельные земли, до выкупа считавшиеся неполной собственностью. Наделами можно было пользоваться, передавать по наследству, но нельзя было продавать. Кроме того, крестьянин не мог отказаться от надела. Крестьяне могли арендовать землю у помещиков, других крестьян или купить ее.
Зажиточные крестьяне вели хозяйство с целью получения прибыли. Они нередко выступали и как ростовщики для своих односельчан. И то и другое свидетельствовало о развитии капитализма в сельском хозяйстве. Крестьянские хозяйства к концу XIX в. давали около половины товарного хлеба страны. Но в то же время более половины крестьянских дворов были бедны. Основными причинами бедности являлись малоземелье, тяжелые подати, в том числе выкупные платежи, и кабальная эксплуатация. Рост налогов увеличивал и без того огромные недоимки. Даже отмена подушной подати в 1887 г. и уменьшение поземельного налога в 1896 г. не улучшили положения основной массы крестьянства, так как одновременно увеличились земские и мирские сборы. Развитие капитализма в земледелии вело к общему росту производительных сил страны. За период с 1864 по 1894 г. выросли среднегодовые чистые (т. е. не считая семян) сборы зерновых и картофеля. Повышение сборов зерновых сопровождалось увеличением экспорта. Перед реформой за границу вывозилось 5 % собранного хлеба, в 70-х гг. XIX в. — 10 %, а в 80 —90-х гг. XIX в. — 20 %. Развитие промышленности. Реформы стимулировали также и рост промышленности. Развитие сельского хозяйства высвобождало рабочие руки и создавало спрос на промышленную продукцию. Некоторые отрасли промышленности (например, хлопчатобумажная) довольно быстро перешли к использованию паровых машин, т. е. на фабричную стадию. Но большинство отраслей промышленности все еще находилось на уровне мануфактуры. Это было характерно для тех отраслей, в которых затруднялась механизация работ или были сильны традиции крепостничества. Например, горнозаводчики Урала, одновременно являвшиеся и крупнейшими землевладельцами, широко применяли отработки. Предоставляя рабочим участки земли, владелец завода снижал им заработную плату.
В ряде отраслей наряду с ручным применялся машинный труд. Например, в шахтах угольные пласты еще долго разрабатывались при помощи примитивных кайла и лопаты, а подъем и транспортировка угля осуществлялись паровыми двигателями.
К 80-м гг. XIX столетия в большинстве отраслей крупной промышленности промышленный переворот, начавшийся еще в 30 — 40-е гг. XIX в., был завершен. Переход к фабрике способствовал ускорению промышленного развития. Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 90-е гг. XIX в. были самыми высокими в мире. Добыча угля в 1867 —1897 гг. увеличилась в 25 раз. Добыча нефти в 1870 —1895 гг. возросла также в 25 раз. Быстро росла добыча угля в Донбассе, железной руды — в Кривом Роге, нефти — в Баку. Донбасский уголь и криворожская руда стали базой стремительного развития металлургии юга России. Несколько ниже были темпы роста легкой промышленности и машиностроения. В целом Россия стремительно догоняла развитые страны, но отставание России к 1861 г. было так велико, что достичь уровня передовых стран к концу XIX в. она не смогла. Страна превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную. Однако отсутствие достаточной материально-технической базы и пережитки крепостничества тормозили завершение процесса индустриализации. В Россию усиленно привлекался иностранный капитал. Высокие прибыли для иностранцев обеспечивались наличием дешевой рабочей силы и обилием запасов полезных ископаемых. Правительство, постоянно повышая пошлины на ввоз товаров, также способствовало ввозу капиталов в Россию. Помимо иностранных капиталов в российскую промышленность вкладывались и отечественные капиталы, причем они были намного значительнее иностранных. Ввоз иностранных капиталов способствовал росту российской промышленности, но имел и отрицательные последствия. Так, Франция, активно предоставлявшая займы русскому правительству, добилась ряда уступок в торговом договоре с Россией. Развитие транспорта. Огромное значение для развития экономики имел транспорт. В первую очередь это были железные дороги и пароходное сообщение. В 1865 —1890 гг. железнодорожная сеть возросла в семь раз. В 1891 г. началась прокладка Транссибирской магистрали. К строительству железных дорог правительство привлекло и частные капиталы. В 60 — 70-х гг. XIX в. железные дороги принадлежали частным лицам, поэтому начался выкуп в казну частных дорог и прокладка новых, государственных. В результате к середине 90-х гг. XIX в. казне принадлежало уже 60 % железнодорожной сети.
Финансовая политика. Промышленность и транспорт после отмены крепостного права остро нуждались в кредитах. Огромных средств требовало и проведение реформы 1861 г. Бюджет России испытывал хронический дефицит, который приходилось покрывать за счет различных финансовых ухищрений, иностранных займов, выпуска казначейских билетов, не обеспеченных товарами. Через год после отмены крепостного права правительство было вынуждено приступить к проведению финансовых реформ, растянувшихся до конца XIX в. Уступая давлению общественности и международных финансовых организаций, оно стало публиковать государственный бюджет и отчеты государственного контроля. Форсированное развитие промышленности и реформирование финансов были связаны с деятельностью Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, последовательно сменявших друг друга на посту министра финансов. В 1880 —1886 гг. Н. Х. Бунге расширил государственное железнодорожное строительство, начал выкуп частных железных дорог в казну, проводил государственное финансирование машиностроения и металлургии, добивался спасения от банкротства крупных предприятий и банков. Он был инициатором учреждения Крестьянского банка для помощи крестьянским хозяйствам. И. А. Вышнеградский стал министром финансов в 1888 г. В этот период значительно снизились мировые цены на сельскохозяйственные продукты, к тому же начался застой в промышленности и торговле. Однако Государственный банк располагал огромной наличностью, что позволило приступить к созданию бездефицитного бюджета. Господствующим стало стремление поддержать промышленность путем роста таможенных пошлин. С 1892 г. министром финансов стал С. Ю. Витте, бывший до того министром путей сообщения. По его инициативе широко велось железнодорожное строительство. В 1895 — 1897 гг. на основе золотого обращения была проведена денежная реформа.
В результате реформ 60 — 70-х гг. XIX в. модернизация в России пошла ускоренными темпами. За несколько десятилетий страна преодолела путь, который другие прошли за века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|