Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития европейской экономической интеграции




Основные этапы интеграции ЕС:

1 1945-1950 гг. – подготовительный этап, в течение которого разрабатывались различные проекты объединения Западной Европы.

2 1951-1957 гг. – первый этап европейской интеграции. В 1955 г. в Мессине состоялась конференция, на которой были рассмотрены предложения о создании таможенного союза и объединении усилий в сфере ядерной энергетики, используемой в мирных целях. В 1957 г. 6 стран подписали Римский Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

3 1958-1985 гг. – второй этап, замечательный созданием таможенного союза, введением в действие Европейской валютной системы и формированием условий для создания общего рынка.

4 1985-1992 гг. На этом этапе Сообщество приступило к завершению строительства общего рынка.

5 1992-2000 гг. Создание единого экономического, валютного и политического союза. Это потребовало внесения изменений в положения ранее принятых регламентов ЕЭС.

6 2001 г. – по наши дни – современный этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС.

Цели ЕС: единый экономический союз, политический союз, валюта, гражданство.

Основные критерии для присоединения к ЕС:

1 дефицит государственного бюджета не более 3% ВВП;

2 государственный долг не более 60% ВВП;

3 инфляция: уровень за год больше среднего показателя по 3 странам-участницам с минимальной инфляцией не более чем 2%;

4 процентные ставки: средняя минимальная ставка по долгосрочным кредитам превышает средний показатель по 3 странам – участникам с минимальным уровнем не более чем на 2%;

5 предельные колебания валютных курсов: колебания относительно валют стран – участников европейской валютной системы не превышает 2,5% за год в течение 2 лет.

Главные органы управление ЕС:

1. Европарламент (контролирующий орган, утверждает бюджет).

2. Еврокомиссия (исполнительный орган, имеет право предоставлять на утверждение Совету министров проекты законов, осуществляет контроль за соблюдением договоров таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой).

3. Совет Министров ЕС (возглавляет министр иностранных дел на 6 месяцев от страны в зависимости от ВВП) – законодательный орган, на уровне которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС.

4. Центральный Банк ЕС.

5. Европейский Совет: призван определять общие политические принципы ЕС.

Одной из тенденций является перенос производства во вновь вступившие страны.

С 1 мая 2004 года странами-членами Евросоюза стало 25 государств с общей численностью населения более 450 млн. человек. Указанный экономический блок производит около 30% мирового ВВП и почти половину мировых инвестиций. Расширение ЕС оказало заметное влияние на Беларусь.

В мае 2004г. страны-кандидаты перешли на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим условия доступа большинства белорусских товаров на рынки Польши, Венгрии и Чехии станут благоприятнее, что обусловлено более низкими ставками таможенных пошлин ЕС. С другой стороны, сегодняшние ставки импортных таможенных пошлин в странах Балтии ниже, чем в ЕС. Следовательно, ожидается ухудшение условий торговли, в особенности с Латвией и Эстонией.

Положительным моментом присоединения новых членов явится предоставление режима торговых преференций этими странами для Беларуси. Это будет касаться таких товаров, как нефтепродукты, тракторы, холодильники, строительные материалы. К отрицательным факторам, затрагивающим внешнеторговые интересы нашей страны, будет относиться предоставление таких же преференций нашим крупнейшим торговым партнерам - России и Украине, что приведет к усилению конкуренции на рынках указанных стран.

Известно, что до сих пор ЕС применяет антидемпинговые пошлины против поставок белорусского и российского хлористого калия. В настоящее время Польша импортирует примерно 400 тыс.т белорусских минеральных удобрений, однако с 1 мая 2004г. она примет на себя обязательства ЕС по данному вопросу. Это означает, что Беларусь может потерять относительно большой рынок с минимальной транспортной составляющей.

Расширение ЕС не явится большой проблемой для Беларуси в вопросах сертификации и стандартизации.

Литва и Латвия с 1 января 2003г. денонсировали действующие соглашения с Беларусью об упрощенном порядке пропуска приграничного населения через государственную границу. Польская сторона ввела визовый режим въезда для всех категорий белорусских граждан. Ужесточение визового режима нашими соседями на Западе влечет за собой значительное снижение деловых, научных, культурных, родственных контактов между гражданами Беларуси, Литвы и Польши.

 

 

Миграционные процессы в Республике Беларусь

До 60-х годов главная роль в миграционных перемещениях населения Беларуси принадлежала внешней миграции. Республика активно теряла свое население в обмене с РСФСР, Украиной, Казахстаном, республиками Прибалтики. С начала 60-х и до второй половины 80-х годов по мере развития производительных сил и увеличения числа мест приложения труда в самой республике внешняя миграция стала уменьшаться и ведущее место заняли перемещения внутри Беларуси, направленные в основном из сельской местности в города республики, и из мелких городов в крупные. Во второй половине 80-х - начале 90-х годов произошли кардинальные изменения в объемах, интенсивности, направленности миграционных потоков.

Распад СССР, экономический и политический кризис, возникновение военных конфликтов ("горячих точек") на территории целого ряда бывших советских республик, последствия экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС и ряд других причин обусловили, во-первых, широкое распространение репатриационных миграционных потоков, во-вторых, вызвали массовые потоки беженцев и переселенцев. Межреспубликанская миграция населения бывшего СССР с распадом на независимые государства превратилась в международную.

В результате в 90-е годы отмечаются существенные темпы снижения внутриреспубликанских и межреспубликанских потоков. Уменьшились объемы выезда населения за пределы республики и въезда в нее. Возросли миграционные потоки, вызванные стрессовыми ситуациями. В обмене населением с другими государствами по годам отмечаются существенные отклонения сальдо миграции как в ту, так и в другую сторону. Максимальный миграционный прирост республики наблюдался в 1989, 1992 и 1993 гг., максимальный отток - в 1986 и 1990 гг.

Миграционный прирост населения Беларуси в 90-егоды

Год Мигра- Общее В том числе за счет Административные

Ционные сальдо преобразования

потоки миграции**

Внешней Внутренней

Миграции миграции

С ближним с дальним

зарубежьем* зарубежьем

Всего -32,0 -6,6 -34,1 — —

Город +25,9 -1,0 -34,1 +52,3 +3,4

Село -57,9 -5,6 — -52,3 -3,4

1991 Всего +3,0 +34,3 -22,0 — —

Город +29,3 +21,9 -22,0 +38,7 +1,7

Село -26,3 +12,4 — -38,7 -1,7

1992 Всего +53,6 +66,9 -9,7 — —

Город +40,0 +38,6 -9,7 +14,7 —

Село +13,6 +28,3 — -14,7 —

1993 Всего +32,4 +39,3 -6,9 — —

Город +27,9 +25,1 -6,9 +9,7 +1,1

Село +4,5 +14,2 — -9,7 -1,1

1994 Всего -3,3 +2,3 -7,0 — —

Город +7,6 +0,4 -7,0 + 12,8 —

Село -10,9 +1,9 -12,8 —

1995 Всего -0,2 +7,2 -7,4 — —

Город +7,7 +4,9 -7,0 +9,8 —

Село* -7,9 +2,3 -0,4 +9,8 —

1996 Всего +9,4 +16,0 -6,6 — —

Город +16,0 + 11,3 -6,2 + 10,9 —

Село -6,6 +4,7 -0,4 -10,9 —

1997 Всего + 14,7 +20,2 -5,5 — —

Город +28,2 +13,2 -5,2 +20,1 —

Село -13,5 +8,0 -0,3 -20,1 —

*Отчетные данные.

**Данные с поправкой Министерства статистики Республики Беларусь.

В настоящее время резко выросли объемы нелегальной миграции. Многие коммерсанты, работники фирм, частные лица, вынужденные и транзитные мигранты живут в республике без прописки или другой регистрации, следовательно, в отчетность о миграционных потоках не попадают. Кроме того, качество миграционной статистики снизилось. Это следует учитывать

при оценке миграционных процессов в республике. Так, считается, что миграционный учет по месту прибытия (прописки) более точный. Количество выбывших из Беларуси в другие государства бывшего СССР ранее считалось не по месту выбытия, а по месту прибытия этих мигрантов на новое место жительства. После распада СССР исследователям приходится пользоваться отчетностью о выбытии, сведения о прибытии белорусских мигрантов в другие республики получить трудно. В результате дан-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...