Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международный туризм в Амурской области

 

Несмотря на положительную динамику, на современном этапе наибольшее распространение получил выездной туризм, в то время как въездной и внутренний не получили должного развития в области.

Так, в 2007 году число обслуженных туристов на внутреннем направлении составило 4550 человек (без учета экскурсантов), 2006 году 4789 и 2005 – 4989. Динамика обслуженных туристов на внутреннем направлении в 2005 – 2007 гг. представлена на Рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Количество обслуженных туристов на внутреннем направлении в 2005 – 2007 гг.

 

Определяющим направлением изменений объема реализации туристических за последние три года стал значительный рост показателей. Принимая 2005 год за базисный, можно проследить увеличение объема реализации в 2006 году на 78%, в 2007 г. на 215%. Если же отследить темпы роста по годам, то в 2006 году удельный прирост по отношению к 2005 составил 78%, в 2007 году по отношению к 2006 году 76%. На въездном — 9443 человек, на международном - 75182 человек. Число российских граждан, выезжающих по путевкам за рубеж, постоянно увеличивается. Только в 2007 году по сравнению с 2005 годом число российских граждан, выехавших за рубеж, увеличилось на 67,2%. Самой посещаемой страной по-прежнему остается Китай.

Динамика объема реализации туристических услуг в 2005-2007 представлена на Рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Объем реализации туристических услуг 2005-2007 гг

 

В то время как количество иностранных граждан, посетивших Амурскую область, сократилось за этот период на 72 %. Во многом это связано с нововведениями в паспортно-визовом законодательстве КНР, а также с тем, что въездной поток формируется на 99,9% из граждан КНР. Прослеживается очень сильная зависимость состояния въездного туризма в Амурской области от административных решений в КНР, что нельзя назвать положительной тенденцией. В этой связи следует работать над диверсификацией въездного потока по географическому признаку. Примером может служить Хабаровский край, где не наблюдается таких колебаний во въездном туризме, что связано с существенной долей во въездном потоке туристов из Японии. На начало 2008 года в Амурской области зарегистрировано 47 организаций, осуществляющих туристическую деятельность. Рост произошел за счет увеличения числа турфирм, занимающихся турагентской деятельностью. Кроме того, на рынке туристских услуг появился филиал туроператора из Хабаровска. Среднее число работников, занятых туристской деятельностью, в расчете на одну турфирму увеличилось на 14%. Такая тенденция соответствует мировому опыту развития рынка туристских услуг. Следует отметить, что большинство туроператоров и турагентов работают на международном направлении.

В настоящее время для экономики области приоритетным является развитие внутреннего и въездного туризма. Для развития данных видов туризма область обладает необходимыми условиями.

Сфера туризма группирует вокруг себя определенное количество отраслей экономики, стимулируя их развитие и формируя спрос на товары и услуги для нужд туризма. Отраслевой заказ туризма на товары, которые могут выпускаться местными товаропроизводителями и реализовываться как на рынке Амурской области, так и на других рынках, также не определен.

Необходимо отметить, что в последние годы отмечается положительная динамика доходов населения Амурской области. В то же время с улучшением благосостояния граждан существенно изменяется и структура потребления. Так, в 2004 году снизились суммарные расходы на приобретение продуктов питания (на 27,6% относительно 2000 года), и параллельно с этим возросли расходы на приобретение непродовольственных товаров (на 35,5%) и оплату услуг, в том числе туристических (на 28,8%).

 Эта тенденция по изменению структуры потребительских расходов населения в сторону оплаты услуг сохранилась в 2007 году. Так, доля расходов на оплату услуг в 2007 году увеличилась до 21% против 18,8% в 2006 году. Эта ситуация косвенно свидетельствует о повышении уровня жизни населения Амурской области, так как при повышении уровня материального благосостояния доля расходов на покупку продуктов питания снижается, а доля расходов на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг растет.

Сотрудничество с Китайской народной республикой и рядом ее регионов является наиболее развитым в структуре международных связей области. По данным областной статистики практически весь объем экспортных услуг (98,3%) приходился на Китай. Почти третья часть объема импорта услуг (32,2%) приходилась на услуги, оказанные китайскими гражданами, из них 42,6% – услуги бюро путешествий и туристских агентов и 26,2% – транспортные услуги.

Данные государственной статистики отражают часть прямых доходов сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре валового регионального продукта определена в размере 0,095%. Доля туризма в 2007 году в общем объеме платных услуг составила 10,5%. Объемы прямых выплат сферы туризма области за 2005 - 2007 годы в бюджеты всех уровней составили 65 млн. рублей. В среднем каждый житель области вывозит около 10 тыс. рублей (дополнительно без стоимости оплаченных услуг проживания и питания). Это позволяет судить о платежеспособном потенциале населения, который может быть задействован в туристском секторе внутри региона. Таким образом, развитию въездного и внутреннего туризма препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры международного туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе. На сегодняшний день в области наиболее распространен выездной туризм, при этом число иностранцев, посещающих Приамурье, неуклонно сокращается. По этой причине огромное значение приобретает развитие в области въездного и международного туризма. Тем более, что и необходимые условия имеются: от разнообразных природных ресурсов, памятников культурно-исторического наследия до специальных туристско-рекреационных предприятий вроде турбаз, лечебно-оздоровительных учреждений и летних лагерей. Однако, такие факторы как слабая транспортная доступность ряда районов области, низкое качество обслуживания на предприятиях питания и некатегорийность амурских гостиниц снижают возможность привлечения туристов. Вдобавок к этому развитие индустрии отдыха сдерживает отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям, нет также и генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов. А отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе. Основные турпотоки туризма сосредоточены в Китай, это обусловлено сравнительно низкими ценами на туры, нежели в другие страны и именно эта страна обладает наиболее развитой туристической инфраструктурой, и отдых здесь привлекателен для всех возрастных групп. Все вышеперечисленные проблемы требуют неотлагательного решения, однако финансовый кризис может помешать решению этих проблем.

Сумма налоговых поступлений от турфирм в бюджеты разных уровней в период с 2005 - 2007 гг. возросла на 106,9%, в 2006 году по отношению к 2005 увеличился на 68,7%, в 2007 году по отношению к 2006 на 30,8%.

Развитие туризма в Амурской области сопровождается рядом проблем, основной из которых 60% работников туристских организаций считают независящий от них рост цен на свои услуги. Это подтверждают данные областной статистики, согласно которым услуги с января по сентябрь 2008 года стали дороже на 15,1%. Актуальными проблемами также являются несовершенство законодательной базы и отсутствие условий для цивилизованного бизнеса. Среди условий, наиболее препятствующих развитию туризма в области, работники туристских фирм в качестве основных выделяют неразработанность государственной стратегии по развитию туризма (66,1%) и неравномерность социально-экономического развития (57,1%), неразвитость инфраструктуры туризма (51,8%)

Работники аппарата управления считают, что в области самыми существенными факторами, препятствующими развитию туризма, являются снижение уровня жизни российских граждан (53,1% и 50% соответственно) и неразвитость инфраструктуры туризма (46,9% и 56,8%).

Амурская область имеет климатические, природные и другие условия для привлечения туристов и организации отдыха. Но для этого необходима серьезная работа по улучшению:

- сервиса сферы обслуживания;

- качества и пропускной способности дорог;

- сервиса технического обслуживания транспортных средств;

- развития материально-технической базы туристических предприятий и гостиничного хозяйства;

- качества обслуживания на туристических базах, в гостиницах, ресторанах;

- расширения программ культурных и спортивных мероприятий, развлекательных шоу.

Необходимо серьезно поработать над разработкой собственных экскурсионных, туристических маршрутов с включением в их программу знакомств с историческими местами, памятниками культуры, интересными природными местами и организации отдыха с элементами самобытных, традиционных, колоритных, национальных видов развлечений, охоты и др.

Развивать и предлагать виды спорта и отдыха, которые обусловлены естественными природными условиями (горный туризм, альпинизм, горнолыжный спорт, конные маршруты, спуск на плотах и байдарках по рекам и другое). Для развития туризма определенное значение имеет и необходимость изменения характера туризма. В прошлые годы туризм базировался на организации группового туризма, в то время как мировая практика показывает, что основная часть туристов желает путешествовать индивидуально. Для решения проблем, вставших перед индустрией туризма, необходимо использовать различные формы экономического сотрудничества: создание фирм с иностранными инвесторами, строительство новых туристических объектов, предоставление свободы частной инициативе. Организация транзитных туров с организованными экскурсиями по Амурской области особенно актуальна, так как это даст Амурской области возможность вхождения в зону интереса для иностранных туристов.

Видимые перспективы отрасли обнадеживают. Специалисты прогнозируют дальнейший рост значения Амурской области на мировом туристском рынке. Однако, мечтая об эффективном использовании туристского потенциала области, необходимо помнить о главной и неотложной задаче – создать современную инфраструктуру отрасли и, прежде всего, сектор размещения, отвечающий международным стандартом.

Проблему, которую туристская отрасль может решить только при поддержке федеральных и региональных органов власти – финансирование модернизации туристской инфраструктуры.

В области зарегистрированы и действуют две туристские ассоциации: «Амурская областная туристическая организация» и «Амурский Союз Туристических Организаций». В которых зарегистрированы 79 турорганизации 22 занимаются туроператорской деятельностью, а 47 турагентской. Наиболее перспективным направлением Амурских турфирм на международном туристском рынке является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Китаем, Кореей и Японией. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке туризма является Германия.

Определяющим направлением изменений объема реализации туристических услуг на международном рынке является Китай, за последние три года Китай стал самой посещаемой страной. Принимая 2005 год за базисный, можно проследить увеличение объема реализации выездных туристских услуг в 2006 году на 78%, в 2007 г. на 216 %. Динамика реализации услуг в 2005 – 2007 гг. на туристском рынке в Амурской области представлена на рисунке 6.

Из рисунка 8 видно, с возросшим выездом туристов за рубеж снизились показатели въездного туризма, и есть не значительный рост внутреннего туризма. Эту ситуацию нельзя назвать положительной тенденцией для развития туризма в Амурской области. Во-первых, это способствует снижению доходов российских туристских фирм, а значит и поступлению налогов в бюджет, а с другой стороны - вывозу доходов граждан в виде финансовых ресурсов в Китай, что в свою очередь предполагает развитие там сектора услуг, ориентированных на российского потребителя.

Рисунок 8– Реализация услуг в 2005 – 2007 гг.на туристском рынке в Амурской области

 

Социально-географические условия области, отражающие особенности расселения населения на территории, его плотность, пропорции городского и сельского населения и т.д., воздействуют на все виды туризма, так как определяют размещение туристских ресурсов, трудового потенциала, распределение элементов инфраструктуры и организаций, размеры и социальный состав туристических потоков, географию туристических поездок и т.д.

На Рисунке 9 показаны доли участия ведущих Амурских фирм на международном туристском рынке.

На турпотоки влияют факторы, никак не зависящие от стараний туркомпаний. В этом году негативных воздействий было особенно много, из-за чего операторы теперь опасаются делать прогнозы на предстоящий сезон. Единственное в чем они сходятся, так это в том, что особого роста рынка в зимнем сезоне не произойдет, 2009 год может быть провальным из-за международного финансового кризиса.

Демографические и социальные изменения будут оказывать положительное влияние на развитие мирового рынка туризма. Новые технологии инфраструктуре сделают возможными постоянные контакты почти со всеми регионами мира. При достаточном развитии инфраструктуры, уровня подготовки профессиональных кадров в турфирмах области обладающих знаниями в международном сервисе, экологии и финансирования, можно назвать перспективными в сфере развития туризма.

 

Рисунок 9 – Рыночные доли туристских фирм на международном туристском рынке

 

Тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, все это ведет к увеличению потоков международного туризма. Увеличение объема туристских услуг планируются за счёт расширения географии туристических маршрутов, продаж более дорогостоящих туров, создания межрегиональных туров для российских и иностранных туристов по Амурской области.

Основными проблемами, сдерживающими развитие международного и въездного туризма в Амурской области на современном этапе, являются:

1) отсутствие генеральной схемы размещения объектов  инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов Амурской области для развития международного и въездного туризма;

2) неразвитость системы паспортизации туристских маршрутов и отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов, что снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе;

3) отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям области (в том числе ведомственным базам отдыха), что сдерживает развитие индустрии отдыха в регионе;

4) отсутствие новых, востребованных потребителями турпродуктов и объектов показа, слабое развитие индустрии развлечений (не считая казино), направленных на активное привлечение туристов, а значит и развитие внутреннего туризма;

5) отсутствие центра по координации самодеятельного и экологического  туризма в регионе;

6) некатегорийность гостиниц Амурской области, необходимость реконструкции и повышения качества обслуживания коллективных средств размещения;

7) повышение качества обслуживания на предприятиях питания области и расширение их сети;

8) слабая транспортная доступность ряда районов Амурской области и плохое качество дорог;

9) слабая рекламно-информационная деятельность по продвижению регионального турпродукта как внутри страны, так и за рубежом. Отсутствие бренда Амурской области как туристского региона и регионального туристского сайта;

10) ориентированность местных туристических фирм на выездной туризм;

11) низкая конкурентоспособность амурских турпродуктов (в том числе по цене), что ведет к оттоку денежных средств в другие регионы и прежде всего в Китай;

12) отсутствие программы по подготовке и повышению квалификации туристских кадров;

13) несовершенство нормативной правовой базы развития туризма.

Вышеизложенные проблемы развития туризма невозможно решить отдельными мероприятиями, для решения необходима разработка программы развития туризма в Амурской области, ориентированной на внутренний и въездной туризм.

Таким образом, активное развитие рынка туристских услуг возможно при росте материального благополучия граждан и наличии развитой туристской инфраструктуры, наибольшее влияние на совершенствование которой оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма непосредственно в области. Очевидно, что проблем в сфере туризма в области очень много, однако рациональная организация туристской деятельности способствовали бы развитию внутреннего туризма на более высоком уровне, что позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет города, области.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...