Понятие опасности и безопасности.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…….…..…………………………………………….. 1 ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.………………………………………………………… 2 ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ И РИСКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………… 3 ЗАЩИТА ОТ ВНЕШНЕГО ШУМА…………………..………
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и на жизнь человека с «завидной регулярностью» отрицательно воздействуют природные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так возрастание их негативных последствий. Современное состояние безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека в Украине нельзя охарактеризовать как удовлетворительное [2]: - по данным Государственного комитета статистики в стране ежегодно умирает сотни тысяч человек в работоспособном возрасте, уровень смертности наибольший в Европе, а средняя продолжительность жизни сокращается и не превышает 70 лет у мужчин и 75 у женщин; - по данным Министерства охраны здоровья до 75% молодежи в возрасте 18 лет имеют различные патологии. Нельзя упускать из виду и тот факт, что каждый регион Украины характеризуется своим "набором" опасностей, обусловленных географическим положением, распределением и профилем продуктивных сил. По данным Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы около 80% населения Украины проживает в потенциально опасных зонах. Отсутствие централизованного государственного финансирования мероприятий по БЖД, определенная экономическая нестабильность, поиск политических альтернатив не позволяют поддерживать на необходимом уровне безопасность граждан страны. Законодательные документы создали, в основном, правовое поле для защиты жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности, но механизмы реализации многих законов отсутствуют или не функционируют в должной мере.
Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требует изучения вопросов БЖД на различных этапах обучения, в первую очередь - в высших учебных заведениях. БЖД – это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека, основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности. Нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны и др. Материал дисциплины основан на фундаментальных и специальных дисциплинах (математика, физика, электротехника и др.). 1 ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Цель работы
Исследование влияния различных факторов окружающей среды, условий труда и восстановительных мероприятий на здоровье человека в процессе его трудовой деятельности.
Общие положения.
Составляющие безопасности жизнедеятельности (БЖ) человека складываются из: - БЖ в условиях производственной деятельности человека; - БЖ в повседневных условиях быта;
- БЖ в ЧС и экстремальных условиях. Система "Человек-машина-среда" Безопасность жизнедеятельности человека определяется его взаимодействием с окружающей средой. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной под эгидой ООН, окружающая (человека) среда - это то, где мы все живем. Рассматривая человека в неразрывной связи и в непрерывном обменном взаимодействии с окружающей средой, выделим объектом изучения БЖ систему «Ч-М-С», а предметом изучения - опасности и их воздействие на человека в процессе функционирования и развития системы «Ч-М-С». С позиций БЖ главным в системе «Ч-М-С» является безопасность человека. Выполним декомпозицию системы «Ч-М-С», используя функционально-структурный подход и представляя "человека" тремя составляющими частями: Ч1 – человек, выполняющий определенные целенаправленные действия (управление технологическим оборудованием, уборка квартиры, приготовление завтрака и др.), Ч2 – человек, рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на среду (тепло- и влаговыделение, потребление кислорода и др.), Ч3 – человек с точки зрения своего психофизиологического состояния под влиянием внешних воздействий (усталость, неприятные ощущения при жаркой погоде и др.). На рис. 1.1 приведена обобщенная структурная схема системы «Ч-М-С». При анализе конкретной системы «Ч-М-С» необходимо «наполнять» реальным содержанием элементы этой системы и связи между ними. Система «Ч-М-С» применяется для анализа условий жизнедеятельности человека и для разработки защитных мер, обеспечивающих безопасность человека. Возможны следующие условия жизнедеятельности человека: комфортные – условия, когда все элементы системы «Ч-М-С» обеспечивают объективное состояние и субъективное чувство удовлетворения человека при безопасной жизнедеятельности; некомфортные – условия, когда состояние хотя бы одного из элементов системы «Ч-М-С» существенно отклоняется от нормы; невыносимые – условия, созданные элементами системы «Ч-М-С», в которых человек не может существовать. Между комфортными и некомфортными условиями жизнедеятельности существует психологическая граница и человек может приспособиться к некомфортным условиям.
Между некомфортными и невыносимыми условиями жизнедеятельности существует физиологическая граница, определяемая физиологическими ограничениями для человека. Поэтому в невыносимых условиях человек без отрицательных последствий для себя не может существовать вообще или же может, но весьма ограниченное время. Рисунок 1.1 - Система «Ч-М-С» Влияния: 1 - "человека" на "среду"; 2 - "среды" на состояние "человека"; 3 - "среды" на действия "человека"; 4 - "машины" на состояние "среды"; 5 - "среды" на работу "машины"; 6 - "машины" на состояние "человека"; 7 - "предмета труда" на состояние "человека"; 8 - состояния "человека" на его деятельность, 9 - деятельности "человека" на его взаимодействие со "средой"; 10 - деятельности "человека" на его состояние; А - внешней среды на систему «Ч-М-С»; Б - системы «Ч-М-С» на внешнюю среду, целенаправленные воздействия. 11 - "человека" на "машину", 12 - "человека" на "предмет труда"; 13 - "машины" на "предмет труда"; 14 - "машины" на "среду". Понятие опасности и безопасности. Центральное место в БЖ занимает опасность. Опасность - явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинять ущерб здоровью человека. Опасность может привести к одному или совокупности из следующих нежелательных последствий: 1) отклонению здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. к заболеванию или смерти (под здоровьем понимается объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического и социального комфорта); 2) ухудшению состояния окружающей среды, обусловленному нанесением материального или социального ущерба. Опасность может причинять ущерб здоровью человека непосредственно (например, заболевание, травма) или косвенно (например, нарушение хозяйственной деятельности, ведущее к субъективному чувству неполного комфорта, ухудшение потребляемой воды, ведущее к различным изменениям в организме человека).
Различают следующие виды опасностей: - техногенно-производственные опасности, обусловленные хозяйствен-ной деятельностью человека, техногенно-производственные опасности также называют антропогенными опасностями; - природно-экологические опасности, обусловленные причинами природного характера; - социально-экономические опасности, обусловленные причинами социального, экономического и психологического характера. В отдельную группу можно выделить военные опасности, обусловленные военными действиями, работой военно-промышленного комплекса, террористическими актами. Опасность тесно связана факторами опасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|