Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие опасности и безопасности.




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ…….…..……………………………………………..

1 ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.…………………………………………………………

2 ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ И РИСКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………

3 ЗАЩИТА ОТ ВНЕШНЕГО ШУМА…………………..………

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и на жизнь человека с «завидной регулярностью» отрицательно воздействуют природные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так возрастание их негативных последствий.

Современное состояние безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека в Украине нельзя охарактеризовать как удовлетворительное [2]:

- по данным Государственного комитета статистики в стране ежегодно умирает сотни тысяч человек в работоспособном возрасте, уровень смертности наибольший в Европе, а средняя продолжительность жизни сокращается и не превышает 70 лет у мужчин и 75 у женщин;

- по данным Министерства охраны здоровья до 75% молодежи в возрасте 18 лет имеют различные патологии.

Нельзя упускать из виду и тот факт, что каждый регион Украины характеризуется своим "набором" опасностей, обусловленных географическим положением, распределением и профилем продуктивных сил. По данным Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы около 80% населения Украины проживает в потенциально опасных зонах.

Отсутствие централизованного государственного финансирования мероприятий по БЖД, определенная экономическая нестабильность, поиск политических альтернатив не позволяют поддерживать на необходимом уровне безопасность граждан страны. Законодательные документы создали, в основном, правовое поле для защиты жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности, но механизмы реализации многих законов отсутствуют или не функционируют в должной мере.

Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требует изучения вопросов БЖД на различных этапах обучения, в первую очередь - в высших учебных заведениях.

БЖД – это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека, основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности.

Нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны и др.

Материал дисциплины основан на фундаментальных и специальных дисциплинах (математика, физика, электротехника и др.).

1 ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Цель работы

 

Исследование влияния различных факторов окружающей среды, условий труда и восстановительных мероприятий на здоровье человека в процессе его трудовой деятельности.

 

Общие положения.

 

Составляющие безопасности жизнедеятельности (БЖ) человека складываются из:

- БЖ в условиях производственной деятельности человека;

- БЖ в повседневных условиях быта;

- БЖ в ЧС и экстремальных условиях.

Система "Человек-машина-среда"

Безопасность жизнедеятельности человека определяется его взаимодействием с окружающей средой. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной под эгидой ООН, окружающая (человека) среда - это то, где мы все живем.

Рассматривая человека в неразрывной связи и в непрерывном обменном взаимодействии с окружающей средой, выделим объектом изучения БЖ систему «Ч-М-С», а предметом изучения - опасности и их воздействие на человека в процессе функционирования и развития системы «Ч-М-С».

С позиций БЖ главным в системе «Ч-М-С» является безопасность человека.

Выполним декомпозицию системы «Ч-М-С», используя функционально-структурный подход и представляя "человека" тремя составляющими частями:

Ч1 – человек, выполняющий определенные целенаправленные действия (управление технологическим оборудованием, уборка квартиры, приготовление завтрака и др.),

Ч2 – человек, рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на среду (тепло- и влаговыделение, потребление кислорода и др.),

Ч3 – человек с точки зрения своего психофизиологического состояния под влиянием внешних воздействий (усталость, неприятные ощущения при жаркой погоде и др.).

На рис. 1.1 приведена обобщенная структурная схема системы «Ч-М-С». При анализе конкретной системы «Ч-М-С» необходимо «наполнять» реальным содержанием элементы этой системы и связи между ними.

Система «Ч-М-С» применяется для анализа условий жизнедеятельности человека и для разработки защитных мер, обеспечивающих безопасность человека.

Возможны следующие условия жизнедеятельности человека:

комфортные – условия, когда все элементы системы «Ч-М-С» обеспечивают объективное состояние и субъективное чувство удовлетворения человека при безопасной жизнедеятельности;

некомфортные – условия, когда состояние хотя бы одного из элементов системы «Ч-М-С» существенно отклоняется от нормы;

невыносимые – условия, созданные элементами системы «Ч-М-С», в которых человек не может существовать.

Между комфортными и некомфортными условиями жизнедеятельности существует психологическая граница и человек может приспособиться к некомфортным условиям.

Между некомфортными и невыносимыми условиями жизнедеятельности существует физиологическая граница, определяемая физиологическими ограничениями для человека. Поэтому в невыносимых условиях человек без отрицательных последствий для себя не может существовать вообще или же может, но весьма ограниченное время.


Рисунок 1.1 - Система «Ч-М-С»

Влияния:

1 - "человека" на "среду";

2 - "среды" на состояние "человека";

3 - "среды" на действия "человека";

4 - "машины" на состояние "среды";

5 - "среды" на работу "машины";

6 - "машины" на состояние "человека";

7 - "предмета труда" на состояние "человека";

8 - состояния "человека" на его деятельность,

9 - деятельности "человека" на его взаимодействие со "средой";

10 - деятельности "человека" на его состояние;

А - внешней среды на систему «Ч-М-С»;

Б - системы «Ч-М-С» на внешнюю среду,

целенаправленные воздействия.

11 - "человека" на "машину",

12 - "человека" на "предмет труда";

13 - "машины" на "предмет труда";

14 - "машины" на "среду".

Понятие опасности и безопасности.

Центральное место в БЖ занимает опасность.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинять ущерб здоровью человека.

Опасность может привести к одному или совокупности из следующих нежелательных последствий:

1) отклонению здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. к заболеванию или смерти (под здоровьем понимается объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического и социального комфорта);

2) ухудшению состояния окружающей среды, обусловленному нанесением материального или социального ущерба.

Опасность может причинять ущерб здоровью человека непосредственно (например, заболевание, травма) или косвенно (например, нарушение хозяйственной деятельности, ведущее к субъективному чувству неполного комфорта, ухудшение потребляемой воды, ведущее к различным изменениям в организме человека).

Различают следующие виды опасностей:

- техногенно-производственные опасности, обусловленные хозяйствен-ной деятельностью человека, техногенно-производственные опасности также называют антропогенными опасностями;

- природно-экологические опасности, обусловленные причинами природного характера;

- социально-экономические опасности, обусловленные причинами социального, экономического и психологического характера.

В отдельную группу можно выделить военные опасности, обусловленные военными действиями, работой военно-промышленного комплекса, террористическими актами.

Опасность тесно связана факторами опасности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...