Факторы риска – это факторы, которые повышают достоверность возникновения разных нарушений здоровья, в частности, развитий заболеваний. К ним могут относиться факторы производственной, естественной и социальной среды, факторы образа жизни людей, индивидуальные особенности организма и наследственные факторы. Так, производственная среда является источником ряда вредных факторов: химических веществ, электромагнитных полей, ультрафиолетового излучения, радиации, шума, вибрации и др. Сфера поведения человека содержит такие значащие факторы риска, как курение, употребление наркотиков и алкоголя, обжорство, пренебрежение ремнями безопасности при езде на автомобиле и др. Факторы риска, которые содержатся в естественной среде – это неблагоприятные климатические условия и погодные явления, возбудители инфекций.

Количественной мерой риска является уровень риска R, который определяется как отношение количества событий n с неблагоприятными результатами, которые уже осуществились, к максимально возможному их числу N за определенный период времени:

Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы опасности делятся на: опасные, вредные и поражающие.




Опасный фактор – фактор, воздействие которого на человека или окружающую среду в определенных условиях приводит к резкому ухудшению здоровья человека или ухудшению состояния окружающей среды вследствие нанесения ей материального или социального ущерба.

Вредный фактор – фактор, воздействие которого на человека или окружающую среду в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности человека, а также к постепенному ухудшению состояния окружающей среды, обусловленному изменением ее параметров.

Поражающий фактор – фактор опасности, имеющий "крайнюю форму" воздействия на человека и окружающую среду, характеризующийся существенными неблагоприятными последствиями для человека и общества в целом (например, смерть человека, массовые разрушения зданий).

Как правило, опасные и вредные факторы являются причиной несчастного случая, а поражающие - причиной катастроф.

Опасность всегда присутствует в системе «Ч-М-С». Для понимания этого факта необходимо определить источники опасности в этой системе.

Источник опасности – это любая деятельность или состояние элементов системы «Ч-М-С», способные привести к возникновению опасности и соответствующих факторов опасности.

Источниками опасности являются:

"человек" ® деятельность и состояние человека;

"машина" ® работа и техническое состояние машины;

"среда" ®состояние среды;

"предмет труда"® состояние предмета труда;

"внешняя среда" ® состояние среды, окружающей систему «Ч-М-С».

 

Необходимое условие безопасности человека в системе "Человек-машина-среда".

Организм человека – это сложная саморегулирующая и приспосабливающаяся к окружающей среде система.

Приспособление человека к окружающей среде определяется взаимодействием с другими элементами системы «Ч-М-С».

Тогда необходимое условие БЖ можно сформулировать в следующем виде: необходимо согласование между собой параметров человека и других элементов системы «Ч-М-С» и их совместимость при функционировании и развитии этой системы.

Человек осуществляет связь с другими элементами системы «Ч-М-С» при помощи своих анализаторов. Следовательно, состояние элементов системы «Ч-М-С» должно соответствовать параметрам анализаторов человека.

Любой анализатор человека состоит из следующих элементов:

рецептор – превращает энергию раздражителя в нервный процесс, вход рецептора приспособлен к приему сигналов определенного вида (световых, звуковых и др.), на выходе – появляются сигналы единые по своей природе;

проводящие нервные пути – передают энергию внешнего раздражителя в виде импульсов в кору головного мозга;

центр в коре больших полушарий головного мозга – обрабатывает поступивший сигнал, который далее возвращается к рецептору.

В зависимости от модальности сигнала различают анализаторы: зрительный, тактильный, обонятельный, вестибулярный, слуховой, вкусовой, температурный.

Основная характеристика любого анализатора – чувствительность. Чувствительность подразделяется на абсолютную и дифференциальную.

Абсолютная чувствительность – это способность анализатора к ощущению раздражителя. Характеризуется нижним и верхним порогами чувствительности.

Дифференциальная чувствительность – это способность анализатора воспринимать различие между двумя состояниями раздражителя. Характеризуется дифференциальным порогом, который определяет минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающими разные ощущения. Экспериментально установлено, что величина дифференциального порога dJ пропорциональна исходной величине раздражителя J

 

, (1.1)

 

где k – константа, зависящая от вида анализатора:

для зрительного k = 0,01,

для слухового k = 0,1,

для тактильного k = 0,3.

Из (1.1) вытекает закон Вебера-Фехнера: интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя

 

(1.2)

 

где Ε – величина ощущения, а С – константа, учитывающая вариабельность ощущений среди людей.

Закон Вебера-Фехнера справедлив для среднего участка диапазона чувствительности анализатора.

Ход работы.

 

В лабораторной работе на основе компьютерной моделирующей программы «Работяга» исследуется влияние на здоровье человека следующих факторов:

- экологическая среда;

- специфика предприятия;

- профессиональные нагрузки;

- восстановительные мероприятия;

- производственные и бытовые травмы.

Для выполнения лабораторной работы из рабочей директории необходимо запустить программу «Работяга»; ознакомиться со справочной системой (кнопка «Помощь»), включающей в себя теоретические материалы и инструкцию пользователя.

Задание

Для выполнения лабораторной работы необходимо проработать 15 лет (каждый ход равен одному году) в лице ответственного за охрану труда на выбранном предприятии. В течение этого времени надо стремиться поддерживать хорошее состояние здоровья всех работников предприятия и своевременно назначать специальные меры реабилитации от травм, возникающих после чрезвычайных ситуаций.

Здоровье работников определяется выбором профессиональных нагрузок, условий труда и восстановительных мероприятий, зависящих от типа предприятия, региона и рода профессии. Выбранные параметры могут приводить как к улучшению состояния здоровья работников, так и к его ухудшению. При значительной утрате здоровья работник предприятия теряет квалификацию, что приводит к невозможности дальнейшего продолжения программы. В этом случае необходимо повторить прохождение, учитывая все предыдущие недостатки по выбору параметров.

При работе с программой дважды в случайно выбранные моменты времени с работниками происходят некоторые чрезвычайные ситуации (болезни, травмы), влекущие к ухудшению здоровья по одной из систем организма. В этом случае необходимо в кратчайшее время найти эффективные средства лечения среди новых предложенных оздоровительных мероприятий и специального питания.

Раз в 4 хода программа будет подводить промежуточные итоги по всем работникам предприятия, оценивая их состояние здоровья и эффективность труда. Для успешного завершения программы необходимо по каждому из работников набрать не менее 120 очков (единиц оценки эффективности труда). Важно помнить о том, что чем лучше состояние здоровья работников, тем выше их эффективность труда.

После успешного прохождения программы автоматически будет сформирован отчет.

Содержание отчета

Отчет включает в себя некоторые накопленные данные по ходу выполнения работы. Кроме того, в шаблоне отчета предусмотрены места для самостоятельного заполнения – профессиональные нагрузки и оптимальные условия труда для каждого работника, наиболее эффективные места отдыха и средства реабилитации от последствий чрезвычайных ситуаций.

Шаблон отчета формируется в HTML-документе, однако его редактирование может производиться в программе Microsoft Word.

 

1.4 Контрольные вопросы

 

1. Дайте характеристику условиям жизнедеятельности человека?

2. Назовите составляющие безопасности жизнедеятельности человека

3. Что такое система «Ч-М-С», из каких элементов она состоит?

4. Что такое комфортные и некомфортные условия жизнедеятельности человека? Приведите примеры.

5. Определите понятия опасности и безопасности

6. Какие виды опасностей вы знаете? Приведите примеры.

7. Что такое фактор опасности? Приведите примеры.

8. Приведите классификацию факторов опасности.

9. Что такое несчастный случай, аврия, катастрофа? Приведите примеры.

10. Что такое травма, заболевание, отравление? Приведите примеры.

11. Что такое опасный, вредный и поражающий факторы? Приведите примеры.

12. Что может быть источником опасности? Приведите примеры.

13. Что такое организм человека?

14. Какие анализаторы человека вы знаете?

15. Из каких элементов состоят анализаторы человека?

16. Дайте определение абсолютной и дифференциальной чувствительности. Приведите примеры.

17. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

18. Составьте систему «Ч-М-С» для одной из профессий, рассмотренных в лабораторной работе.

 

 

2 ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ И РИСКОВ

ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

2.1 Цель работы

 

Целью работы является оценка рисков для здоровья населения и профессиональных рисков путем исследования влияния факторов окружающей среды и профессиональной деятельности на уровень риска.

 

2.2 Общие положения

 

При изучении рисков следует иметь в виду, что широком понимании слова, риск – это возможность пострадать от какой-нибудь опасности. Когда речь идет о здоровье, то под риском понимается возможность возникновения вредных эффектов для здоровья данного человека или группы людей при наличии какой-нибудь опасности.

Важнейшее место в обеспечении и сохранении здоровья человека занимает в настоящее время выявление источников и факторов риска, а также условий, которые оказывают содействие их возникновению. Классификация основных источников риска смерти человека приведена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Классификация источников рисков смерти человека

 

Источник риска смерти Основные причины смерти
Внутренняя среда организма Генетические и соматические заболевания, старение
Естественная среда проживания Несчастные случаи при землетрясениях, ураганах, наводнениях и т.п.
Искусственная среда проживания Несчастные случаи в быту, на транспорте, заболеваемость от загрязнений внешней среды и т.п.
Профессиональная деятельность Профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве
Непрофессиональная деятельность Заболеваемость и несчастные случаи в любительском спорте и других видах непрофессиональной деятельности
Социальная среда Самоубийства и самоповреждения; убийства и повреждение, которые причинены с преступной целью; убийства и ранения, которые связаны с военными действиями
Вредные привычки Курение, алкоголизм, наркомания и др.

 

, (2.1)

 

Например, травматизм со смертельным результатом, который связан с транспортом, составил по Украине в 1999 г. n=6469 люд., а население Украины в том же году составляло N=49,8 млн. люд. Итак, уровень риска травматизма со смертельным результатом от транспорта составил на одного жителя Украины в год величину R=6469/49800000=0,00013.

Если фактор риска действует в течение времени t, а статистические данные получены за временной период Т, то уровень риска по отношению к данному фактору риска определяется выражением:

 

, (2.2)

 

В общем случае реальный уровень риска неблагоприятного для человека события зависит от множества факторов: пола, возраста, рода деятельности человека, места его проживания, образа жизни, привычек, времени и т.д. Например, в таблице 2.2 приведен риск смерти от несчастных случаев для мужчин разных вековых групп.

 

Таблица 2.2 - Риск смерти от несчастных случаев для мужчин разного возраста за данными ВОЗ (на 1 чел. в год)

Возрастные группы, № п/п Возрастные группы, года Риск смерти
  Все возрасты 0,00092
  Трудоспособный возраст (15-60) 0,00097
    0,00078
  1-4 0,00031
  5-9 0,00025
  10-14 0,00022
  15-19 0,00072
  20-24 0,0011
  25-29 0,00088
  30-34 0,00083
  35-39 0,00084
  40-44 0,00089
  45-49 0,001
  50-54 0,0012
  55-59 0,0013
  60-64 0,0014
  65-69 0,0015
  70-74 0,0017
  75-79 0,0027
  80-84 0,0042
  85 и старше 0,007

 

В таблице 2.3 приведены данные относительно риска смерти от болезней одного человека на протяжении года.

 

Таблица 2.3 - Риск смерти от болезней (на человека за год) за данными ВОЗ

Возрастные группы, № п/п Возрастные группы, года Риск смерти
  Все возрасты 0,0105
  Трудоспособный возраст (15-60) 0,0038
    0,023
  1-4 0,0008
  5-9 0,0003
  10-14 0,0002
Продолжение таблицы 2.3
Возрастные группы, № п/п Возрастные группы, года Риск смерти
  Все возрасты 0,0105
  Трудоспособный возраст (15-60) 0,0038
  15-19 0,0003
  20-24 0,0004
  25-29 0,0005
  30-34 0,0009
  35-39 0,0016
  40-44 0,0027
  45-49 0,0048
  50-54 0,0084
  55-59 0,015
  60-64 0,025
  65-69 0,038
  70-74 0,059
  75-79 0,091
  80-84 0,143
  85 и старше 0,240

 

По данными ВОЗ, состояние здоровья людей на 20-25 % определяется состоянием окружающей среды. Риск для здоровья человека, связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

1. наличие источника риска (токсичное вещество в почве, в воде, в воздухе, в пище и др.);

2. источник риска окружающей среды должен характеризоваться вредной для человека концентрацией или интенсивностью;

3. присутствие человека, контактирующего с источником риска и восприимчивого к его действию;

4. наличие путей передачи вредного воздействия от источника риска к организму человека.

Химические вещества (в том числе и канцерогенные), попадающиеся в значительных концентрациях в воздух, воду и почву при работе промышленных предприятий, вносят значительный взнос в развитие заболеваний людей.

 

Анализ рисков помогает решать следующие задачи:

1) определение проблем окружающей среды и здоровье человека, связанных с разными активностями и веществами;

2) сравнение новых технологий или эффективностей разных методов управления для снижения рисков, например, разные пути уменьшения выбросов;

3) выбор расположения потенциально опасных производств.

Пожизненный риск для здоровья, связанный с действием конкретного агента риска, определяется по формуле:

 

, (2.3)

где R – риск индивида на протяжении жизни заболеть определенным заболеванием, связанным с действием агента риска;

Fi – фактор потенциала, который характеризует достоверность развития заболевания при действии определенного агента риска, который попадает в организм человека i -м путем;

– коэффициент, который отображает время, на протяжении которого индивид подвергался действию агента риска (здесь t – время действия в годах, а коэффициент 70 характеризует среднюю продолжительность жизни человека, равную 70 годам),

Di (мг/кг/день) – дневная доза агента риска (из расчета на 1 кг веса), что попадает в организм человека i- м путем.

Фактор потенциала для некоторых канцерогенных веществ приведен в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Данные о токсичности потенциальных канцерогенов

Код вещества Химическое вещество Fi при действии через оральный путь, (мк/кг/день)-1 Fi при действии через органы дыхания, (мк/кг/день)-1
  Мышьяк 1,75  
  Бензол 0,029 0,029
  Бензопирен 11,5 6,11
  Тетрахлористый углерод 0,13 0,053
  Хлороформ 0,0061 0,081
  ДДТ 0,34 0,34
  1,1-дихлоретилен 0,58 1,16
  Диелдрин    
  Гептахлор 3,4 4,5
  Гексахлоретан 0,014 0,014
  Метиленхлорид 0,0075 0,014
  Тетрахлоретилен 0,051 0,0021
  Диоксин    
  Винилхлорид 2,3 0,295
  Трихлоретилен 0,011 0,013

Дневная доза Di поступления агента риска в организм человека рассчитывается по формулам:

 

; , (2.4)

 

где N1 – концентрация токсичного вещества в воздухе, мкг/м3;

Kпол – количество воздуха, которую в среднем потребляет человек в день, м3;

Kпол – количество воды, которую в среднем потребляет человек в день, л;

M – средний вес человека, кг.

При расчете Di следует также использовать данные о стандартных средних характеристиках человека (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Стандартные средние характеристики человека

Параметр Стандартное среднее значение
Средний вес тела взрослого человека 70 кг
Средний вес тела ребенка 10 кг
Количество питьевой воды в день (взрослый) 2 литра
Количество питьевой воды в день (ребенок) 1 литр
Количество воздуха в день (взрослый) 20 м3
Количество воздуха в день (ребенок) 5 м3
Если действие происходит на протяжении всей жизни, то продолжительность жизни принимается за 70 лет
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...