Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология как наука и ее предмет




ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой №42 А. Глушаченков

«___» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________ 201__ г.

 

 

Автор: кандидат педагогических наук

Крушинская Т.Ф.

 

 

ЛЕКЦИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

ТЕМА: Предмет психологии, ее задачи и методы

 

Обсуждена на заседании кафедры

“___“ ___________ 201___ г.

протокол № ___

 

ХИМКИ - 2016


1. Учебные и воспитательные цели:

а) ознакомить обучаемых с основными задачами по изучению новой учебной дисциплины;

б) уточнить ее роль и место в учебном плане и профессиональной деятельности обучаемых;

в) способствовать формированию научного мировоззрения слушателей по вопросам психологии и педагогики;

г) мотивировать познавательную деятельность обучаемых в процессе изучения курса.

2. Учебно-материальное обеспечение:

а) развернутая выставка учебной литературы по теме;

б) план работы преподавателя с графическими материалами;

в) слайды по вопросам лекции к проекционной аппаратуре.

Время: 2 часа.

3. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть  
Учебные вопросы: 1. Психология как наука и ее предмет. 2. Основные задачи и методы психологии.  
Заключительная часть  

4. Литература для самостоятельной работы обучающихся:

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Юрайт-Издат, 2004. - 484 с.

2. Педагогика: учебное пособие / ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с. (Основы наук).

3. Крушинская Т. Ф., Овсянникова О.А. Психология и педагогика: в 2 ч.: Учебно-методическое пособие. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2006. – Часть 1. – 142 с.; Часть 2. – 119 с.

4. Крушинская Т. Ф. Психология личности: Учебное пособие. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2005. – 122 с.

5. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. — 384 с.

6. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1997. – 256 с.

 

 


5. Организационно-методические указания:

а) В ходе чтения лекции особое внимание следует обратить на методику изучения курса: наличие литературы по основным вопросам, самостоятельную работу обучаемых, организацию групповых и индивидуальных консультаций.

б) При разъяснении основных категорий понятийного аппарата психологии использовать диалоговую форму общения с обучаемыми для получения информации о ходе усвоения учебного материала.

в) Для повышения эффективности восприятия основных положений лекции обучаемыми использовать наглядные пособия с демонстрацией через проекционную аппаратуру, графическое изображение отдельных вопросов на доске в соответствии с заранее разработанным планом.

г) Изложение учебного материала сопровождать обращением к его практической значимости в деятельности обучаемых, увязывать с другими учебными дисциплинами в сфере человековедения.

д) Предусмотреть обязательное определение задания на самостоятельную работу по теме, изложить его в процессе заключительной части лекции.

 

Введение

Деятельность сотрудника МЧС России в период подготовки и проведения спасательных работ по своему содержанию носит ярко выраженный психологический характер. Знание закономерностей поведения и функционирования личности помогает человеку успешно управлять своей психикой и психологией групп людей и помогать другим. Раскрыть эти закономерности помогает психология. Она определяет требования, предъявляемые ходом аварийно-спасательных работам к личности сотрудника МЧС России, вооружает его психологическими знаниями, необходимыми для работы с людьми.

Психология это практическая прикладная учебная дисциплина. Она призвана во взаимодействии с другими социальными и гуманитарными науками вооружить сотрудников МЧС России знаниями основ психологии поведения людей – спасателей и пострадавших в ходе аварии, катастрофы или стихийного бедствия, заложить основы психолого-педагогического мышления, подготовить их к овладению методикой аутотренинга, релаксации, реадаптации и др.

 


I-й учебный вопрос:

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ ПРЕДМЕТ

Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине прошлого века. Первоначально он относился к науке, которая занималась изучением душевных и психических явлений, связанных с сознанием, т.е. таких явлений, которые каждый человек легко обнаруживает у себя в результате самонаблюдения. Слово психология в переводе с древнегреческого означает наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Впоследствии, уже в начале ХХ века, сфера исследований психологов значительно расширилась. Она вобрала в себя и неосознаваемые психологические процессы и деятельность человека. Эти исследования вышли далеко за рамки собственно субъективных психических явлений.

Однако по сложившейся традиции за этой наукой до сих пор сохраняется ее прежнее название. Этот факт входит в некоторое противоречие с рассматриваемым ниже современным, действительным предметом психологии.

Психологию как науку знают в основном те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все. То, что изучает психология, хорошо известно каждому по собственному повседневному бытовому опыту. В этом – в одновременном знании и незнании психологии – заключается один из парадоксов этой науки.

Второй парадокс состоит в следующем: психология как наука одновременно и древняя, и молодая. Ее проблемы, загадки и тайны на протяжении многовековой человеческой истории привлекали к себе внимание мыслящих людей. Первые дошедшие до нас документальные свидетельства попыток проникновения в тайны человеческой души относятся к середине первого тысячелетия до нашей эры, но точной экс­периментальной наукой она стала сравнительно недавно. В настоящее время в России развернут фронт психологической науки.

В главе фронта - Президент Российской академии наук, осуществ­ляющий общее руководство системой научно-исследовательских инсти­тутов. Во главе этой системы - Московский научно-исследовательский институт психологии. Всего данная система объединяет 12 институтов, крупных лабораторий. Лаборатории исследуют теоретические и практи­ческие вопросы по психологии труда, а также социально-психологичес­кие проблемы. В системе МЧС России успешно функционирует Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины. В его составе – Центр экстренной психологической помощи. Его сотрудники ведут большую научно-исследовательскую работу, выезжают в места аварий, катастроф, стихийных бедствий, оказывают конкретную психологическую помощь не только пострадавшим, но и спасателям, офицерам войск ГО.

Большой научный потенциал сосредоточен на факультетах и кафедрах психологии в высших учебных заведениях. Это кузница кадров психоло­гической науки, включающая студенчество, систему аспирантуры, научные лаборатории институтов. Факультет психологии МГУ готовит специалистов по психологии. Психологи-практики оказывают психологическую помощь россиянам, создают популярную литературу по психологии. Все специалисты психологии объединены в Общероссийское общество психологов. Оно является коллективным членом Международной психологической ассоциации.

В настоящее время психология представляет собой весьма развернутую систему наук. В ней выделяется много подотраслей. Они представляют относительно самостоятельные направления научных исследований. Правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комп­лексе психологических наук. Их можно разделить на специальные и фундаментальные, или базовые отрасли психологической науки. Они имеют общее значение для понимания и объяснения поведения и психологии людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занима­ются. К ним относятся:

- психология познавательных процессов и состояний;

- психология личности;

- психология индивидуальных различий;

- возрастная психология;

- социальная психология;

- зоопсихология;

- психофизиология и др.

Эти области науки дают знания, одинаково необхо­димые всем, кого интересует психология и поведение человека.

Общие понятия и положения, характеризующие психику людей независимо от возраста и профессии, излагаются в курсе "Общая психология".

Наряду с названными областями науки выделяются специальные или прикладные отрасли, призванные исследовать поведение и психологию людей, занятых тем или иным видом практической деятельности. Это инже­нерная, летная психология, психология высшей школы, военная психология, экстремальная психология и др.

Психология призвана обеспечивать различные стороны обучения и воспитания людей - профессиональную, кадровую и гуманитарную. Эти задачи требуют, чтобы наука была фундаментальной. Фундаментальность проявляется в связи психологии с другими науками.

 
 

 

 


Психология связана с группами точных наук - математикой, физикой, кибернетикой, статистикой и др. Степень связи различна. С матема­тикой — обработка больших вычислений. Математизация и кибернетизация исследования психических процессов упрощает психологию и частично ее выхолащивает.

К биологическим наукам относится анатомия, физиология, физиология высшей нервной деятельности, эмбриология (наука о предзародышевом развитии, оплодотворении, зародышевом развитии организма) и т.д. Психика связана с материальным субстратом, организацией человека в целом.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов.

И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь педагогу.

Оперативно-тактическая подготовка, инженерное обеспечение деятельности войск и сил РСЧС и другие специальные науки создают базу для понимания проявлений психики человека в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, психология дает знания, необходимые в различных областях жизнедеятельности человека. В этом проявляется фундаментальность психологии. Отсюда вытекают следующие положения:

- сотрудник МЧС России должен обладать широким кругозором, обязан знать основы психологии;

- связь с другими науками определяет не только фундаментальность психологии, но и ее практическую значимость.

 

Опорой психологии является философия - наука об общих законах природы, общества и познания. Философия дает понимание подхо­дов и выработку целостного взгляда на мир, на критерии добра, гуман­ности и сострадания. Психология разрабатывает принципы, методы и формы воздействия на сознание, управление психикой человека, перестройки сознания на действия в чрезвычайных ситуациях. Психология вооружает слушателей теоретическими познаниями, помогаю­щими реально оценивать обстановку, обеспечивающими видение действи­тельности в чрезвычайных ситуациях.

Знание психология влияет на функционирование системы предупреждения и действий сил РСЧС в чрезвычайных ситуациях. Это определяется следующим.

- возможность аварий, катастроф и стихийных бедствий на террито­рии России сохраняется. Подготовка к защите населения обеспечение устойчивости работы объектов народного хозяйства - необходимый эле­мент государственной политики, функция государства. В этих условиях актуальна потребность в психологии, содержательные элементы которой (направленность личности, способности, психические состояния и др.) готовят личный состав сил РСЧС к эффективному проведению АСиДНР;

- особенности социальной ситуации в регионах страны с техногенными опасностями формируют проблему неприятия населением повы­шенного риска. Нужна психологически обоснованная стратегия взаимо­действия органов управления по делам ГО и ЧС с населением, администраций регионов;

- проблемы реабилитации, адаптации и реадаптации спасателей, сил РСЧС, на­селения, пострадавшего в результате аварии, катастрофы, стихийного бедствия определяют подходы к человеку как социальному и биологическому существу; психологические стороны этих проблем раскрывает психология как наука;

- проведение сложных спасательных работ требует перехода к применению новых видов специальной спасательной техники. Психология помогает выработать у сотрудников МЧС России научно-техническое мышление, чувство ответственности за готовность техники и снаряжения к работе в любых климатических условиях;

- аварии, катастрофы и стихийные бедствия порой влекут за собой многочисленные жертвы и страдания людей, что оказывает негативное психогенное действие на спасателей. Психологическая устойчивость - важное условие эффективности проведения спасательных работ. Психология разрабатывает проблемы психологической подготовки войск и сил РСЧС;

- проведение спасательных работ требует сформированности у руководителей оперативного мышления, способности оценивать обстановку, умения принимать правильные решения, склонности к оправданному риску, умение взять на себя ответственность. Знание психологических закономерностей функционирования психики человека помогает изменять характер мышления руководителя спасательных работ, адекватно реагировать на опасность, на стрессоры. Психология готовит руководителей к содержательной стороне его деятельности – видеть, понимать, владеть, чувствовать обстановку, принимать психологически обоснованные решения.

Кроме того, перед психологией высшей школы стоят конкретные проблемы, имеющие особое значение – проблемы формирования и развития, обучения и воспитания личности, психологической совместимости групп людей, профессионального отбора и подготовки, психологической, психофизиологической подготовки и т.д.

Таким образом, психология – фундаментальная наука. Это определяется ее содержанием, связями с точными, специальными и гуманитарными науками.

Психология занимается изучением психологических аспектов функционирования психики личности, психологии коллектива, их деятельности и формирует выводы, обобщения, которые используются в работе по совершенствованию процессов обучения, руководству людьми.

Из определения видно, во-первых, что объект психологии – человек, личность, предмет психологии – психология личности и коллектива; во-вторых, их изучение осуществляется в условиях конкретной деятельности; в-третьих, психология призвана формулировать обобщения и выводы, которые мог бы использовать сотрудник МЧС России в деле обучения, воспитания и руководства подчиненными.

Предметом психологии являются те психологические зависимости и механизмы, которые лежат в основе функционирования психики человека, особенности ее проявления в чрезвычайных ситуациях. Личность многогранна. Психологов – ученых и практиков – интересует психологическая сторона личности, раскрывающая ее индивидуальные особенности и возможности, которые должны учитываться и развиваться в повседневной деятельности.

Особенности психики человека, т.е. его внутренний мир, складывается из психических процессов, свойств, состояний и образований. Все они проявляются и влияют на поведение человека, на его поступки. В процессе жизнедеятельности важен информационный обмен. Он обеспечивается функционированием психических познавательных процессов, чувствами и волей.

Психологические свойства – это стабильные особенности личности, существенно определяющие качественный уровень деятельности и поведения. Свойства личности устойчивы и постоянны, однако это не исключает возможность их развития и совершенствования. Люди отличаются друг от друга по особенностям свойств личности. К ним относятся: направленность личности, характер, темперамент, способности, то есть индивидуально-психологические особенности, входящие в основную характеристику личности.

Психика человека в целом, а также его психологические свойства, состояния, процессы обладают определенными качествами или чертами. Например, когда мы говорим о целеустремленности, собранности, активности, сосредоточенности того или иного человека, то имеем в виду как особенности его воли, так и особенности его личности в целом.

На коммуникативные характеристики личности оказывают влияние психические состояния индивида. Они выражаются в том, насколько остро, быстро или медленно переживает человек то или иное событие, как протекают у него психические реакции и процессы, как в это время проявляются присущие его личности свойства. От психического состояния спасателя во многом зависит эффективность спасательных работ.

Психические состояния характеризуют психику человека в целом, влияют на динамику и результативность психических процессов, способствуют или затрудняют деятельность человека. Психические состояния многочисленны и разнообразны: подъем и угнетение, бодрость и уныние, напряженность и спокойствие и т.д. Психические состояния овладевают личностью на определенные периоды времени. Постоянно повторяясь, некоторые психические состояние становятся типичными, характерными для данного человека.

Содержательная сторона функционирования психики – проявление руководителем и формирование у подчиненного системы психических образований. К ним относятся знания, навыки и умения, привычки, которыми человек обогащается на протяжении всей жизни. Например, в период учебы слушатель приобретает и развивает знания в области гражданской обороны, навыки и умения использования техники ГО, привычки соблюдать правила проведения спасательных работ. Будучи структурными компонентами психики, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека составляют духовный мир. И в них он проявляется.

 

Предметом исследования психологии являются также закономерности проявления психологии коллектива и масс людей. Психологию коллектива составляют групповые установки, совместные переживания, реакции, высказываемые мнения, сложившиеся взаимоотношения, традиции, которые влияют на действия коллектива и каждого его члена в отдельности.

 

Психология изучает педагогическую деятельность руководителя. Ее существо заключается в том, что руководитель, опираясь на свои знания, опыт, авторитет и профессиональное мастерство воздействует на подчиненных с целью выработки у них определенных качеств и формирования необходимых знаний. В системе обучения личного состава войск ГО командиры и начальники приобретают знания и умения организации спасательных работ, ведения боевой учебы, воспитания, обучения подчиненных тактике проведения спасательных работ, руководства ими в повседневной деятельности, жизни.

Таким образом, психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств, и других процессов и явлений психики. Предметом психологической науки является психика человека, психология коллектива, групп людей.

 


II-й учебный вопрос:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...