Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психологических исследований




Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. В психологии выделяются четыре группы методов.

1 группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный метод (многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени), комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук).

2 группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

3 группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) метод.

4 группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

 

Метод наблюдения заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности человека, за которым наблюдают. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят неорганизованный, случайный характер. Суть научного метода наблюдения состоит в переходе от описания факта к объяснению его внутренней сущности.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, объектом которого являются психологические состояния, действия самого субъекта.

 

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Его специфика состоит в том, что в нем продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценить. Он позволяет надежнее, чем другие методы, судить о причинах изучаемого явления. Однако организовать и провести настоящий эксперимент бывает не так легко. Поэтому на практике экспериментальный метод встречается реже, чем остальные.

Различают естественный эксперимент и лабораторный. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше соответствуют типичному жизненному поведению и психологии людей, но не всегда достаточно точны. В зависимости от целей и задач исследования различают констатирующий эксперимент (когда выявляются знания, навыки, умения, положительные и отрицательные черты характера) и формирующий эксперимент (сочетает в себе изучение психологии личности и коллектива и организацию определенного воздействия на них с целью формирования тех или иных качеств).

Старый испытанный метод психологии – беседа. Ее цель – выяснить ограниченный круг вопросов, недоступных наблюдению. Очень важно, чтобы беседа была научной, а не обычной. Поэтому к ней заранее нужно готовиться, продумывать во всех деталях структуру беседы (цель беседы, место, время, учет воздействия, средство воспитания). Беседа – не официальный разговор, не нравоучение, она должна быть обоюдной и ни в коем случае не должна превращаться в опрос. Нужно не только спрашивать, но и рассказывать о себе, чтобы расположить собеседника к откровенности. Только серия встреч, каждая из которых преследует конкретные цели, дает желаемый результат.

Эффективны также методы опроса: индивидуального (это может быть и беседа) и массового (анкеты, карты, тесты).

В ходе применения метода опроса человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов этого метода имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно ведется наблюдение за поведением и реакцией человека, отвечающего на вопросы. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения, и, как правило, больших затрат времени.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Недостатки письменного опроса является то, что, применяя его, нельзя заранее учесть реакции отвечающего и, исходя из этого, изменить характер вопросов, их содержание в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.

Свободный опрос – это такая разновидность устного и письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы. Стандартный опрос, при котором вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее, более экономичен.

Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми, вербальными и действительными. Ответы на тестовые задания могут быть разными. Это и свободные ответы, и выбор одного из нескольких предложенных, и т.д.

Тест-опросник – основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые определенно можно судить об их психологических качествах.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по выполнению которых судят об изучаемом качестве.

Положительная сторона тестов состоит в том, что они применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам и верованиям, разных профессий и не одинакового жизненного опыта. Недостаток состоит в том, что испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Проективные тесты применяются для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям «проецировать» их на других. Пользуясь проективными тестами, психологи вводят испытуемых в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно найти выход. Такими ситуациями могут быть, например, поиск определенного смысла в сюжетно-неопределенных картинках, завершение незаконченных предложений, оценка поведения и поступков незнакомых людей в неясных ситуациях и т.п.

Использование в исследовании анкет позволяет собрать большой фактический материал – в этом ценность метода. Анкета – это опросной лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Недостаток анкетирования в том, что отвечаемый не контролируется на искренность ответов, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами.

 

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных, в психологии широко применяются различные методы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа. В частности, в современной психологии широко используются различные приемы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях.

Существуют методы обобщения независимых характеристик, методы анализа результатов деятельности, выборочный метод изучения, социометрический метод, метод изучения документов и т.п. Выбор методов – дело не простое. Исследование сложных социально-психологических явлений, как правило, должно базироваться не на отдельных методах, а на их совокупности.

 

Межличностные отношения в группе, коллективе изучаются с помощью социометрического метода. Его цель – определение структуры взаимоотношений и психологической совместимости людей. Через сравнительно несложную процедуру выбора руководитель может понять причины сложившейся структуры отношений.

В последнее десятилетие в психологии широкое распространение получил метод моделирования, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, психология – это наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики. Однако данное определение не однозначно. Во-первых, всякая наука развивается и дать ее однозначное застывшее определение не представляется возможным. Во-вторых, в любую дефиницию невозможно включить все то, что изучается наукой даже в данное время. В-третьих, никакое заранее заданное направление науки не откроет свое содержание прежде, чем мы сами не познаем эту науку.

Предметом психологии является психика человека. Характеризуя в свое время предмет знакомой для него науки, великий философ Г.В.Ф. Гегель писал: «Логика» не может сказать наперед, что она такое, а лишь все изложенное рождает впервые это знание о ней».[1]


[1] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. – М., 1937 г., т. V. – с.19.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...