Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Складывание новой политической системы СССР




12 июня 1991 г. – первым президентом России стал Б.Н. Ельцин;

Ноябрь 1991 г. – формирование российского правительства;

8 декабря 1991 г. – создание Содружества Независимых Государств и прекращение деятельности СССР (Беловежские соглашения);

Октябрь 1993 г. – противостояние исполнительной (Президент) и законодательной (Верховный Совет) ветвей власти, завершилось победой Б.Н. Ельцина.

12 декабря 1993 г. – выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции. Россия стала президентской республикой.

Новая система государственной власти, предполагающая разделение властей и политический плюрализм, была создана в соответствии с новой конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. По Конституции Россия - демократическое федеративное правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Главой государства является избираемый всенародным голосованием президент. Он по своему усмотрению назначает председателя правительства РФ, по представлению которого формирует правительство. Кандидатура председателя правительства утверждается Государственной Думой, которая вместе с Советом Федерации образует российский парламент (законодательная власть) – Федеральное Собрание.

15 марта 2000 г. – победа на президентских выборах В.В. Путина. Взят курс на укрепление «вертикали власти»; создан Государственный Совет, в федеральные округа назначены полномочные представители.

14 марта 2004 г. – В.В. Путин избран президентом на второй срок. политическая и экономическая стабилизация; принятие в 2003 г. в Чечне Конституции, избрание президента и парламента; назначение губернаторов; министерская реформа; монетизация льгот.

Вывод: В.В. Путин предпринял шаги по укреплению государственного строя России, так называемой «вертикали власти», изменился порядок формирования Совета Федерации, был создан Государственный Совет, в семь федеральных округов назначены полномочные представители президента.

Формирование новой государственности в России происходило в чрезвычайно сложных условиях. Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России.

 

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации

Первоочередные задачи:

− сохранение территориальной целостности и независимости страны;

− обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в качестве равноправного члена в мировое сообщество.

Распад СССР и образование СНГ выявили две сферы внешнеполитических интересов России – ближнее и дальнее зарубежье.

1. Отношения РФ со странами СНГ направлены на определение круга общих интересов и содействие их эффективной реализации, но сталкиваются с серьезными трудностями в связи с тем, что многие члены содружества не считают контакты с Россией приоритетным направлением собственной внешней политики, стремясь к сближению с НАТО.

2. Связи России со странами дальнего зарубежья во многом определяются российско-американскими отношениями, хотя развитие контактов с Евросоюзом считается приоритетным направлением.

Вывод: В целом можно констатировать, что Россия как правопреемница СССР пока не сумела найти свое новое место в изменившемся мире, которое соответствовало бы ее статусу великой державы. Необходимым условием проведения эффективной внешней политики является восстановление экономического потенциала страны и его быстрое развитие на основе новейшей техники и технологии.

 

Общий вывод

Таким образом, в период с 1988-89 по 1993-94 год в России произошла «революция» сверху, принципиально изменившая модель общественного развития страны:

− Стали иными отношения собственности. Российская экономика стала рыночной и многоукладной.

− Изменилась система власти. Вся ее полнота перешла от структур КПСС к государственным органам западного типа, основанным на принципе парламентаризма, разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме.

 

Особенности «революции»:

− произошла без широкого участия народных масс;

− относительно мирным путем, хотя массовые демонстрации и вооруженные конфликты имели место на всем протяжении обозначенного периода;

− реальным носителем власти была и осталась бюрократия.

 

В современной России власть по-прежнему стоит над обществом, что определяется исторической и культурной традицией, но наряду с общегосударственными и собственными интересами российская политическая элита и чиновничество выражают – в большей или меньшей степени - интересы крупного и среднего капитала. Специфика российской системы власти заключается в том, что чем меньше будет влиять на нее крупный капитал, тем в большей степени она будет выражать общегосударственный интерес и тем очевиднее ее деятельность будет отвечать интересам широких слоев населения.

 

Заключение к курсу

И российская, и советская государственность, несмотря на более чем 500-летнюю разницу во времени, формировались в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок при определяющей роли политических факторов. Российское государство не столько «вырастало» из сословий, сколько формировало их путем разверстки тягла, политико-административного принуждения. После 1917 г. новое, уже советское «партия-государство» также создавало адекватную экономическую, социальную и культурную базу.

Эти специфические российские черты, и, прежде всего, несформированность гражданского общества, отнюдь не способствовали естественной, сколько-нибудь плавной социальной эволюции. Напротив, характерной чертой российской истории на протяжении многих веков является кризисность и даже катастрофичность ее развития.

В основе фундаментальных перемен в современном мире, знаменовавших его вступление в постиндустриальную эпоху, лежит научно-техническая революция, в 1970 – 1980-х принявшая нарастающий характер. Она коренным образом меняет облик общества – экономику, систему социальных отношений, культуру, быт, самого человека, формирует принципиально новый технологический базис общества.

Качественные перемены по своей значимости и социальным последствиям несопоставимы с предыдущими сменами технологических укладов. Они знаменуют выход за пределы индустриальной эпохи, тогда как предыдущие уклады представляли собой этапы её развития.

Именно с этой точки зрения может быть адекватно оценена сравнительная динамика технологических перемен в России в послевоенные годы в сопоставлении с мировыми процессами.

Наш курс не сводит институциональные перемены в России и других странах с переходной экономикой к реставрации капитализма.

Современное западное общество находится в состоянии серьезной трансформации в сторону социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики со все усиливающейся тенденцией к социализации различных сторон общественной жизни. Научно-техническая революция вызвала изменения в социальной структуре западного общества, привела к снижению остроты классовых противоречий, развитию социального партнерства, формированию современных систем социальной защиты населения, повышению благосостояния трудящихся. Усиливается тенденция демократизации общественной жизни, наблюдается отход от авторитарных режимов и методов управления.

Есть основания полагать, что двухвековая история индустриальной эпохи – лишь преддверие грядущего постиндустриального общества, а социальные институты капитализма и социализма способны дать лишь отдельные конструкции принципиально новой социальной системы. Она, вероятно, возникнет не просто как комбинация компонентов двух систем, а будет во все большей степени базироваться на общецивилизационных ценностях, выросших из тысячелетнего опыта человечества и соответствующих тенденциям постиндустриализма.

Результатом изучения отечественной истории должны стать убеждения будущих специалистов, основанные на научном фундаменте знаний, в неоспоримой талантливости и удивительной жизнеспособности российского народа, уверенность в реальной возможности синхронизировать наше социальное время с мировым развитием, дать миру образец достойной государственности, высокой гражданственности, нравственности и духовности личности.

Приложение

 

Планы семинарских занятий

 

Занятие 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» ─ 2 часа

1. История как наука. Историческое сознание, исторические концепции и принципы изучения истории.

2. Источники изучения истории России.

3. Закономерности и этапы исторического развития.

4. Специфика исторического пути России. Спорные проблемы.

 

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.3-10─ 1 вопрос.

2. История России для технических вузов. Учебн. пособие. Изд. 2-е.//Под ред. проф. Б.В. Личмана. Ростов н/Д, 2005. С.9-28 ─ 1, 2 вопросы; С. 29-51 ─ 4 вопрос.

3. Отечественная история для технических вузов. Учебн. пособие.//Под ред. проф. В.В. Фортунатова. М., СПб, Нижний Новгород и др.: ПИТЕР, 2005.С.7-9 ─ 1 вопрос.

4. Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов./Под ред. Е.В. Бодровой, Т.Г. Поповой. М., 2004. С.12-22 ─ 1 вопрос, С. 23-48 ─ 3 вопрос; С.7-12, 49-55 ─ 4 вопрос.

5. Семин В.П. История Отечества. Учебн. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, Гаудемус, 2005. С.6-30 ─ 1,2 вопросы.

6. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для вузов. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 − С.15-38 − 4 вопрос.

 

Дополнительная литература:

1. Кузнецов Н.И. Отечественная история: Учебник.−М.: «Дашков и К0». 2004. С.27-32 − 2 вопрос.

2. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Справочник студента. М.: «СЛОВО», «АСТ», 1999. С.12-17, 35-51, 61-64, 77-88, 96-141, 147-171, 177-179, 187-193 ─ 3 вопрос.

3. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под. ред. И.М. Узнародова, Я.А. Перехова. М.: Гардарики, 2002. С.13-18 ─ 4 вопрос.

4. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: ЗАХАРОВ, 2004.−С.11-43 − 4 вопрос.

Статьи:

1. Абдулатипов Р.Г. В поисках “звездного часа” России.//Звезда.2001.№3. С.174-181─4 вопрос.

2. Ахиезер Л.С. Диалектика урбанизации и миграции в Рос- сии.//Общественные науки и современность. 2000.№1. С.78-89 ─ 4 вопрос.

3. Дашичев В.И. Политика глобального господства — от XX к XXI веку.//Социально-гуманитарные знания. 2004.№3. С.3-26 − 5 вопрос.

4. Журавлев В.В. История разрушающая или история созидающая?//Новая и новейшая история. 2000. №5.С.72-76─1 вопрос.

5. Зотов В.Д. Цивилизации в XXI веке — конфликты и война или диалог и сотрудничество?//Социально-гуманитарные знания. 2004.№3. С.27-42 − 5 вопрос.

6. Левандовский А. Оружие мифа (Миф как средство легитимации власти в России).// Свободная мысль. 2001. №2. С.102-118─ 4 вопрос.

7. Малето Е.И., Сенявская Е.С. Россия и мир: проблемы взаимовосприятия в XV-ХХ вв. Заседание «круглого стола».// Отечественная история. 2001.№2.С.206-210 ─ 4 вопрос.

8. Рейман Р. Россия на переломе истории // Россия на рубеже XXI века. Оглядываясь на век минувший. М., 2000. С. 205-215 – 4 вопрос.

9. Свистунов М. Н. О влиянии Русской Православной Церкви на формирование основ русской цивилизации.//Социально-гуманитарные знания. 2004. №1.С.252-262 − 4 вопрос.

10. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния.// Новая и новейшая история. 2000.№4. С.13-14─ 1 вопрос.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...