Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия и тактика поведения в конфликте




Тест американского социального психолога К. Томаса по­зволяет оценить индивидуальную стратегию (партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей партнера или напористость — реализация собственных интересов, достиже­ние собственных целей) и тактику (уступка, сотрудничество, компромисс, избегание, противоборство) поведения в конф­ликтной ситуации.

Инструкция:

Для определения своих индивидуальных характеристик пове­дения в конфликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику по­ведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характеризует Ваше обыч­ное поведение в конфликте, и отметьте его. Утверждения повто­ряются, но каждый раз в новом сочетании.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса, б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохра­нить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти под-

держку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для

себя, б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-

бы со временем решить его окончательно, б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состо­ят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих

разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состо-

ят все затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра­нить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз-

вать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

717

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его

взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохра-

нить наши отношения.

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-

ность настоять на своем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состо-

ят все затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к жела-

ниям другого, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине меж-

ду моей позицией и точкой зрения другого человека, б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание

каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стара-

юсь пойти навстречу его желаниям, б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих

взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каж­дого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать

споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совме­стно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику К. Томаса:

Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.

~"""—-^'Тактика Hi вопроса""—--~_^ Противоборство Сотрудничество Компромисс Избегание Уступка
        а б
    б а    
  а       б
      а   б
    а      
в б     а  
      б а  
  а б      
  б     а  
  а   б    
    а     б
      б а  
  б   а    
  б а      
        б а
  б       а
  а     б  
      б   а
    а   б  
    а б    
    б   а  
  б   а    
    а   б  
      б   а
  а       б
    б     а
        а б
  а б      
      а б  
    б     а

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается та­кая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике резуль­тат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», от­меченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, дру­гие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимизации 720

своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестиро­вания.

Баллы

12 11 10

8 7 6 5 4 3 2

           
          ..................
           
           
          ......
           
           
           
           
           
           
           

У Тактики

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резо­люциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.

Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы — все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрица­тельной формулировках, а также и предлагаемые варианты от­ветов.

Бренд (брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка.

Бриф — документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится до­полнительная информация, необходимая агентству для их дости­жения.

Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которого форму­лируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования.

Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного по­казателя тому, что подлежало измерению.

Вариация — разброс в значениях переменной.

Верификация — подтверждение научной теории всем множе­ством эмпирических фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

Вопросы-фильтры — класс дополнительных вопросов социоло­гической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к дан­ному вопросу.

Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обработана.

Выборка — группа людей, подобранная для исследования, реп­резентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Выборочная совокупность — люди, которыми социолог интере­суется как исследователь и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка.

Выборочное обследование — способ систематического сбора дан­ных о поведении и установках людей посредством опроса специ­ально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность — множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Гистограмма — графическое изображение распределения, пост­роенного чаще всего по интервальной шкале.

Глубинные интервью — детальное изучение представителей це­левой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга).

Группировка данных — один из основных методов обработки первичной статистической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близ­кие значения изучаемого признака.

Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.

Деликатный вопрос — анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы.

Деловые игры — прикладная методика и система решения кон­кретных управленческих задач на предприятии или в организации,

имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активно­го обучения) руководящего персонала.

Дельфи-метод — метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значению прогнозируемого показателя.

Дескриптивная интерпретация — описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дескриптивные исследования {descriptive research) — исследова­ния, построенные на простом описании изучаемого объекта.

Диаграмма — обобщенное название самых разнообразных гра­фических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.

Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протека­ющего в форме свободного диалога исследователя и исследуемо­го, в котором оба занимают одинаково активную позицию и рав­ноправно обмениваются мнениями относительно обсуждаемых проблем.

Дискриминантная валидность — те переменные, которые в тео­рии считаются невзаимосвязанными (некоррелирующими), дол­жны быть таковыми и в эмпирии.

Дискриминантный анализ — статистический метод, который по­зволяет изучать различия между двумя и более объектами по не­скольким признакам одновременно.

Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений при­знака от их средней величины.

Дневник — метод исследования, при котором респонденты в те­чение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специ­альные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.

Дневниковые исследования — изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опра­шиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интере­сующую информацию.

Доверительная вероятность — вероятность того, что оценивае­мый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.

Домашний тест (Home-test) — методика домашнего тестирова­ния товаров.

Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел — утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при не­которых весьма общих условиях, к результату, почти не завися­щему от случая.

Закономерность — мера вероятности наступления какого-то со­бытия или явления либо их взаимосвязи.

Идеализированный объект — теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа.

Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свой­ствам или сторонам.

Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупнос­ти элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.).

Индивидуальное (личное) интервью — беседа тет-а-тет интер­вьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей.

Индивидуальные глубинные интервью — индивидуальные бесе­ды с экспертом в области вашего исследования.

Индикатор — ориентирующий показатель, измеритель, позво­ляющий в определенной степени предвидеть, в каком направле­нии следует ожидать развития экономических, социальных, по­литических и экологических процессов.

Инновация — конечный результат инновационной деятельнос­ти, получивший воплощение в виде нового или усовершенство­ванного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершен­ствованного процесса, используемого в практической деятельно­сти либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Интервенционистская социология — научное исследование соци­альной проблемы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс.

Интерпретация — истолкование, объяснение.

Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на осно­ве сформулированных научных проблем.

История жизни — тактика исследования, использующая биогра­фические данные, а также другие источники.

Кабинетные исследования {Desk research) — в маркетинге вто­ричные исследования, т.е. обработка уже существующей инфор­мации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.

Квазиэксперимент — крупномасштабное социальное нововведе­ние без предварительного тестирования объекта.

Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объек­та (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы.

Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей

между ними.

Кластерный анализ — группа технических процедур, использу­емых для объединения объектов или людей, похожих между со­бой по двум и более классификационным признакам.

Клиническая социология — направление прикладной социоло­гии, ставящее своей целью произвести позитивные изменения в социальной организации любого уровня.

Кодирование — присвоение числовых кодов позициям в соци­ологической анкете.

Конвергентная валидность — те переменные, которые в теории считаются взаимосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Конкретизация — перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация).

Консалтинг — помощь клиентам (индивидуальным или инсти­туциональным), оказываемая отдельным специалистом или кон­салтинговой компанией, при решении социальных, экономичес­ких и политических проблем, возникающих в ходе практической деятельности.

Контент-анализ — количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Контролирование репрезентативности — сравнение средних ге­неральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

Концептуальное (понятийное) определение предмета социоло­гии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практи­чески решает социальные проблемы.

Концептуальное картирование {Concept Mapping) — процесс пе­ревода абстрактных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа.

Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент вариации — отношение среднего квадратическо-го отклонения к величине соответствующей ему средней.

Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона — оценка сте­пени тесноты связи между качественными, но не альтернативны­ми признаками.

Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Коэффициент корреляции рангов Спирмэна — непараметричес­кая оценка, позволяющая измерить тесноту связи как между ко­личественными, так и между качественными признаками.

Критерий Пирсона2) {Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случайная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распределения F(X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными.

Критерий Стьюдента (/-критерий) — критерий, предназначен­ный для проверки гипотез о средних величинах.

Кросстаб (от англ. crosstab {cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное нало­жение значений двух переменных.

Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц.

Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные часто­ты или частости, а на горизонтальной — значения признака.

Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной переменной.

Логический анализ понятий — логическое структурирование ис­ходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований.

Маркетинговые исследования {Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения мар­кетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Медиана — величина варьирующего признака, делящая сово­купность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью кото­рых устанавливается связь между фактами, гипотезами и тео­риями.

Методика — организационный документ, основанный на сово­купности методов, связанных общностью решаемой задачи. М. вы­полняет функцию методической инструкции.

Методология: 1) система принципов научного исследова­ния; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы когнитивного интервью — вовлечение респондента в процесс тестирования, критики и улучшения вопросника.

Мистери-шоппинг — оценка условий торговли, качества обслу­живания с помощью контрольных покупок, проводимых инког­нито.

Мода — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.

Модераторы — интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов.

Наблюдение — метод сбора первичной информации путем пря­мой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Наводящий вопрос — вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, допол­нительная информация, необходимые пояснения.

Нарративное интервью {narrative — рассказ, повествование) — произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера.

Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные.

Неформализованное интервью — длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минималь­ной детализацией поведения интервьюера.

Номинальная шкала — шкала произвольных взаимно-однознач­ных преобразований, в результате которых сохраняются отноше­ния равенства и неравенства между числами.

Нормальное распределение — непрерывное, симметричное рас­пределение, имеющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68% наблюдений по­падают в интервал Х± а; около 95% наблюдений — в интервал Х± 2а; а 99% — в интервал Х± За.

Обработка социологической информации — математико-статис-тическое преобразование данных, которое делает их компактны­ми, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, спо­собные дать социологу необходимую информацию.

Объем выборки — количество единиц выборочной совокуп­ности.

ОМНИБУС — опрос респондентов путем заполнения ими ан­кет с большим количеством вопросов на различные темы.

Операционализация — перевод понятий в термины либо наде­ление терминов эмпирическими признаками; установление коли­чественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

Операционализм — форма неопозитивизма, основанная на пред­ставлениях англо-американского физика П. Бриджмена.

Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.

Опросная сеть — совокупность обученных и опытных интер­вьюеров по всей стране, которые занимаются проведением различ­ных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных.

Органиграмма — графическая интерпретация процесса вы­полнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделе­ниями, их внутренними структурными органами и отдельны­ми работниками.

Организационный план исследования — описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследова­ния.

Оценочное исследование — систематическое, использующее ме­тоды социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рассматривать как вариант прикладно­го социального исследования.

Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Ошибки выборки — ошибки, допускаемые исследователем при составлении выборочной совокупности.

Ошибки поля — ошибки, связанные с организацией и проведе­нием поля ошибки.

Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.

Первичные данные — полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математичес­кую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения.

Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, про­цессов, отражающих их структуру или динамику развития.

Полевое исследование — крупномасштабное изучение соци­альных явлений методом непосредственного наблюдения за пове­дением людей в реальных жизненных ситуациях.

Полигон распределения — замкнутая ломаная линия в прямоу­гольной системе координат с координатами р q), где х(. — зна­чение /-го признака, qt — частота или частость /-го признака.

Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспек­тов, относительно которых должна быть получена информация.

Понятие-индикатор — понятие, обозначающее регистрируемые признаки.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для реше­ния проблемы исследования.

Проблема исследования — различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желатель­ным положением дел, выраженное на научном языке.

Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Программа — стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего ме­роприятия, изложить концепцию всего исследования.

Прожективные вопросы — вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей.

Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с нео­пределенными терминами (переменными), при выборе конкрет-

ных значений для этих терминов преобразующееся в осмыслен­ное (истинное или ложное) высказывание.

Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии методологи, придерживающиеся позитивистской ориен­тации.

Профиль работника — перечень профессиональных умений, зна­ний, навыков и производственного опыта, требуемых для выпол­нения данной работы или назначения на конкретную должность.

Процедура — последовательность всех операций, общая систе­ма действий по организации исследования.

Психотехника — прикладное направление в советской психоло­гии труда в 20—30-е гг., изучавшее широкий круг социальных воп­росов — от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала; послужило историческим предшественником заводской социологии.

Релевантность — уместность, соответствие чему-либо.

Репрезентативность выборки — свойство выборочной совокуп­ности представлять характеристики генеральной.

Роллинговые исследования — опрос, при котором данные накап­ливаются до достижения достаточного уровня значимости.

Социальная диагностика — оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирова­ния и развития.

Социальная проблема — существующая в самой реальности про­тиворечивая ситуация, носящая массовый характер и затрагива­ющая интересы больших социальных групп либо социальных ин­ститутов.

Социальное проектирование — обоснованное конструирование отвечающих заданным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдаленном будущем социальных объектов (состо­яний, процессов).

Социальные технологии — вид прикладного исследования, по­зволяющий многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления.

Среднее арифметическое — сумма значений переменной, поде­ленная на число значений.

Среднее квадратическое отклонение — один из показателей ва­риации, представляющий собой корень второй степени из сред­него квадрата отклонений значений признака от их средней ве­личины (дисперсии).

 

Среднее линейное отклонение — один из показателей вариации, представляющий собой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины.

Среднее отклонение — мера разброса, основанная на отклоне­нии каждого из значений от среднего.

Средняя (средняя арифметическая) — значение признака, ко­торое равномерно распределено между всеми единицами совокуп­ности.

Статистические таблицы — способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характери­зующих те или иные массовые явления или процессы.

Стратагема — алгоритм практических или теоретических дей­ствий.

Структурированные интервью — визуальный опрос респонден­тов путем фиксирования на бумаге точных и однозначных пока­зателей.

Структурная интерпретация — упорядочение теоретических по­нятий, выявление их взаимных связей.

Сценарий — вероятностное описание картины будущего, состав­ленной на основе компетентных технических суждений.

Телефонное интервью — одна из форм опосредованного опроса при помощи телефона.

Тенденция — слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной закономерности.

Теоретическая модель предмета исследования — обобщенное выражение проблемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных понятий.

Тест — кратковременное стандартизованное испытание, на­правленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психическо­го свойства.

Техника — совокупность специальных приемов для эффектив­ного исследования того или иного метода.

Типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обо­снованным критериям.

Типологическая группировка — разделение качественно разно­родной совокупности на отдельные качественно однородные груп­пы и выделение на этой основе социальных типов явления.

Тренинг — комплекс упражнений, проводимых на умствен­ном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществ-732

ляемых по специальной методике, разработанной на научной основе.

Трудный вопрос — это вопрос, затруднения при ответе на кото­рый связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста.

Факторная интерпретация — установление связей (иногда вы­раженных в количественных величинах) между исходными поня­тиями и переменными.

Факторы — гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые переменные, подразделяются на общие и характерные.

Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непос­редственном (личном) контакте в специально отведенном поме­щении.

Фокусированное (направленное) интервью — подробное обсуж­дение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

Формализованное интервью — беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструк­цию вопросов, варианты возможных ответов.

Холл-тесты — тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки.

Хронография — графическая фиксация временных характерис­тик двигательной активности человека в процессе работы.

Хронометраж — метод опосредствованного наблюдения трудо­вого процесса с применением секундомера.

Центральная тенденция — выявление того, какие из значений переменных встречаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономер­ность.

Частнонаучные понятия — социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции.

<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...