Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Этнопсихологические проблемы социализации личности (2 часа).




Введение

Профессиональная деятельность сотрудника ОВД, зачастую осуществляется в условиях взаимодействия с отдельными лицами и группами различных национальностей. Это вызывает необходимость изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Исходя из этого, цель изучения дисциплины «Этнопсихология» во взаимосвязи с другими дисциплинами специализации – изучить национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей. Будущих сотрудников ОВД необходимо знакомить с основными проблемами этнопсихологии, показать возможности использования полученных знаний при изучении межэтнических отношений и межкультурного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности. Будущему сотруднику ОВД важно уметь анализировать психологические особенности людей, ориентироваться в свойствах их личности, прогнозировать их поведение в ситуациях общения, опираясь на знание психологических особенностей представителей разных этнических групп.

Основные задачи дисциплины:

1. Расширить знания курсантов и слушателей системой научных знаний в области теории этнопсихологии;

2. Способствовать формированию у обучаемых необходимых профессиональных качеств;

3. Формировать у курсантов и слушателей мотивацию к изучению и использованию в практической деятельности знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

4. Воспитывать высокую культуру общения и деятельности.

5. Формировать личную психотехнику общения с представителями различных этнических общностей.

6. Формировать представления о психологических проблемах миграции, адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде.

Место курса в дисциплинах кафедры и междисциплинарных областях:

Содержание и преподавание курса «Этнопсихология» тесно связано с дисциплинами «Юридическая психология», «Психология», «Социология», «Философия», «Конфликтология», «Культурология». В программе курса учтены межпредметные связи этнопсихологии с другими юридическими, специальными и гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в Нижегородской академии МВД России. Овладение и творческое осмысление этнопсихологических знаний позволяет свободно ориентироваться в потоках постоянно обновляющейся социально-психологической информации, анализировать ее, выбирая то, что необходимо для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Изучаю этнопсихологию, курсанты и слушатели должны помнить о том, что получаемые ими знания и навыки будут непосредственно использоваться в их практической деятельности.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны:

Знать:

- понятийный аппарат современной этнопсихологии и сфере ее практического применения в деятельности сотрудника ОВД;

- современные представления о психологических особенностях представителей различных этнических групп;

- особенности психологических средств общения с представителями различных этнических групп;

- историю возникновения и становления этнопсихологии; ее место в современной системе психологических дисциплин;

- работы отечественных и зарубежных этнических психологов и психологических антропологов;

- основные теоретические направления этнопсихологии;

- проблемы и направления развития современной этнопсихологии;

- психологию межэтнических отношений;

- психологические черты и свойства народов, их этнические установки и стереотипы поведения;

Уметь:

- использовать понятийный аппарат изучаемого курса в профессиональной речи;

- выявлять и анализировать психологические механизмы этнических процессов и изменений;

- применять навыки профессионального общения с разными этническими группами;

- формировать толерантное, уважительное отношение к людям различных национальностей у собеседников в ситуациях профессионального общения;

Владеть:

- средствами анализа национально-психологических особенностей собеседников в ситуациях профессионального общения;

- средствами этнопсихологической регуляции в конфликтных ситуациях в процессе профессиональной деятельности.

Программа дисциплины предусматривает проведение следующих форм занятий: лекции, семинарские и практические занятия. Систематизировать полученные знания и закрепить их, призвана внеаудиторная самостоятельная работа под руководством ведущего преподавателя.

Учебная дисциплина рассчитана на 60 часов. Из них 12 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия, 10 часов – практические занятия и 30 часов самостоятельной работы.

Изучение дисциплины завершается зачетом.


Тема 1. Введение в предмет. Этнопсихология как область знаний специалиста ОВД (2 часа).

Современная этнопсихология: предмет, задачи, основные проблемы. Понятие этноса, условия возникновения этноса его характерные признаки и особенности. Общие методологические принципы этнопсихологии, методы этнопсихологического исследования.

Семинарское занятие (2 часа).

Цели и задачи занятия.

- сформировать знания об этнопсихологии.

- развить у курсантов способность анализировать, сравнивать и обобщать материал, подводить итоги

- сформировать мотивацию использования этнопсихологических знаний для самопознания и саморазвития обучаемых.

План занятия.

1. Групповая дискуссия по учебным вопросам.

2. Защита докладов.

Учебные вопросы.

1. Современная этнопсихология в деятельности сотрудника ОВД.

2. Предмет, задачи и основные проблемы этнопсихологии. Этнопсихология как наука о психологических особенностях этноса.

3. Понятие этноса и его особенности.

4. Методология и методы этнопсихологии.

Темы докладов:

1. Национально-психологические особенности жителей Южной и Северной Америки.

2. Национально-психологические особенности жителей Европы.

3. Национально-психологические особенности жителей прибалтийских государств.

Вопросы для самостоятельной подготовки (4 часа)

1. Современная этническая ситуация в России.

2. Особенности проживания в полиэтническом государстве.

Литература.

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 1994.

2. Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие. М., 2002.

3. Налчаджан А.А. Этнопсихология. – СПб: Питер, 2004.

4. Основы этнопсихологии в деятельности сотрудников ОВД. Краткий курс лекций/ И.В. Биочинский, А.П. Ромаев, Е.В. Лабутина, В.А. Лоскот. Н.Новгород, НА МВД, 2010.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2007.

6. Этносоциология: Учебное пособие для вузов/Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.-М.: «Аспект Пресс»1998.

Дополнительная:

1. Баронин А.С. Этническая психология. – Киев: Тандем, 2000. – 264 с.

2. Боронаев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология, СПб., 1994.

3. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996..

4. Введение в этническую психологию. / Под ред. Ю.П. Платонова., СПб, 1995.

5. Душков Б.А. Психология типов личности, народов, эпох. Екатеринбург.2001

6. Крысько В.Г., Деркач А.А., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Ч. 1-2. -М., 1992.

7. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.-М., 1996.

8. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

9. Методики социально-психологической диагностики личности и групп. М., 1990.

10. Платонов Ю.П. Этническая психология. – СПб.: Речь, 2001.

11. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб, 1999.

12. Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С.А. Арутюняна и др. М., 1979.

13. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. М., 2002.

14. Стефаненко Т.Г. и др. Методы этнопсихологического исследования.М., 1993.

15. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб, 1996.

16. Этническая психология и общество /Под ред. Н.М. Лебедевой М., 1997.

Тема 2. Этнопсихологические проблемы социализации личности (2 часа).

Различие понятий: человек, индивид, личность. Понятие и содержание социализации. Влияние культуры и социума на развитие ребенка. Результат социализации в жизнедеятельности человека. Благоприятные условия социализации и самореализации человека. Особенности социализации в современных условиях развития общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...