Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Флаг Европейского союза (ЕС)




Становление постбиполярной системы международных отношений в конце ХХ -начале ХХ1 в.

 

В конце XX в. и в начале ХХl в. в мире произошли эпохальные изменения. Ведущие страны, составляющие ядро западной цивилизации, уверенно вошли в фазу постиндустриального общества. К этому времени наиболее трудная часть структурной перестройки экономики осталась позади. В 90-е гг. ХХ в. большинство стран данного региона демонстрировали достаточно устойчивые и стабильные темпы экономического роста – в среднем 2-2,5% в год. Особенно успешным оказалось это десятилетие для США, которые еще дальше ушли в отрыв от своих конкурентов. И по другим ключевым показателям – уровню безработицы, инфляции, производительности труда – общая картина опять-таки выглядела вполне благополучно.

Были сделаны существенные шаги вперед в социально-экономическом развитии Японии, Китая, и некоторых других государств Азии. На долю еще недавно отсталых КНР, Тайваня, Республики Корея, Сингапура, Малайзии, Тайданда, Филиппин и Индонезии к началу ХХl в. приходилось 17% мирового экспорта и импорта. Осуществляя политику региональной интеграции, страны АТР, наряду с Европейским союзом образовали мощный финансово-торговый и экономический центр мира.

В то же время произошел трагический распад СССР. Рухнула мировая система социализма. В России и других бывших советских республиках, а также в государствах Центрально-Восточной Европы стали осуществляться сложные, многоплановые процессы постсоциалистической трансформации.

Характерной чертой мирового развития стало усиление начавшегося еще в конце Х1Х – начале ХХ столетия процесса глобализации. На первой стадии процесса речь шла о начале активного взаимного сближения экономических структур разных государств. Ныне глобализация означает слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основанную на лёгкости перемещения капитала, на информационной открытости мира, технологической революции, либерализации движения товаров и капитала, коммуникационного сближения и интернационализации образования.

Глобализация – многомерный процесс, в качестве главных составляющих которого выделяют: 1) формирование единого мирового финансового рынка; 2) формирование единой информационной сети; 3) либерализацию мировой торговли; 4) резкое расширение роли транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике.

В глобализации отчетливо выделяются два пласта. Первый порожден объективными процессами в сфере экономики, которые способствуют формированию качественно нового уровня развития мирового хозяйства. Второй связан с попытками США направить эти объективные процессы в выгодное для себя русло, представить глобализацию как проявление тенденции к неизбежной унификации многоликой человеческой цивилизации. Не случайно одни ученые (А.Гидденс, У.Конноли, Р.Робертсон) трактуют глобализацию как процесс более широкий, чем вестернизация. Другие (С.Амин, Л.Бентон) понимают под этим глобальную диффузию западного модернизма, т.е. расширенную вестернизацию, распространение западного капитализма и западных, прежде всего, американских, институтов на весь остальной мир. В любом случае глобализация приведет к консолидации мира вокруг наиболее развитой его части. Американские ученые Дж.Модельски и У.Томпсон считают, что будет создан союз демократий вокруг тверого ядра – США и ЕС. Это ядро будет увеличиваться за счет роста членов НАТО и ЕС, включения в ОЭСР Мексики, Польши, Южной Кореи. Другие страны и регионы должны, прежде чем присоединиться к “ядру”, пройти определенный путь. Используя то обстоятельство, что Америка действительно по ряду параметров лидирует в процессе строительства постиндустриального общества, вашингтонские политики утверждают, что все остальные члены мирового сообщества должны следовать ее курсу. Однако, если исходить из рыночной природы глобализации и конкурентного механизма, в конечном счете ни одна модель развития, в том числе американская, не может стать всеобщей, поглотив все иные модели. Кроме того, пассивную роль в процессе развития мировой экономики не хотят ни Япония, ни Европейский Союз, не говоря уже о развивающихся странах. Последние лучше всех понимают, что глобализация не смягчает, а усиливает мировое неравенство. Действительно, вступление 41 африканской страны во Всемирную торговую организацию не принесло им улучшения условий торговли, а, напротив, ухудшило их. Проблема Север – Юг будет, по-видимому, еще долго будет существовать.

Некоторые ученые, например, П.Хирст, считают, что глобализация – это миф, направленный на сокрытие конфронтационного развития мировой экономики, поскольку усиливается соперничество регионов Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Т.н. “изоляционисты” (П.Бьюкенен) выступают против глобализации, утверждая, что она означает допуск на американский рынок “демпинговых” товаров из стран с дешевой рабочей силой и приведет к подрыву американской экономики.

Ширится движение антиглобалистов. Летом 1999 г. на первой международной конференции антиглобалистов в Париже, в которой участвовали представители 70 стран мира, один из лидеров движения А. Кревин заявил: “…мы против превращения нашей планеты в товар. Против того, чтобы здравоохранение, культура, образование были подчинены получению прибыли. Против капиталистическойй либеральной системы и ее негативных последствий”. Если в первых акциях антиглобалистов участвовали сотни активистов, то в последних число участников превышали уже сотни тысяч. Так в выступлениях во Флоренции в ноябре 2003 г. приняли участие более 500 тыс. человек.

Процесс глобализации развивается неравномерно. Наиболее интенсивно идет глобализация финансовых рынков. Сегодня в глобальном движении капитала выделяется три основных потока. Во-первых, это кредитно-финансовые потоки, обеспечивающие экспортно-импортные операции. Во-вторых, это прямые иностранные инвестиции, связанные с долгосрочными вложениями в экономику, и, наконец, это портфельные инвестиции, включающие в себя операции с валютой, облигациями и ценными бумагами. Объем и роль этой третьей части общего глобального движения капитала растет особенно быстро, и именно она начинает оказывать наибольшее воздействие на динамику развития цивилизации. Пока не сложилось адекватных регуляторов этой сферы движения капитала, и в силу этого именно она стала главным источником неустойчивости мирового финансового рынка, которая за последние десятилетия обернулась несколькими региональными кризисами. Возникли первые наднациональные валютно-финансовые органы: к Международному валютному фонду и Всемирному банку в 1995 г.прибавились Всемирная торговая организация (ВТО), в которой участвуют 135 стран. Проблемы международного сотрудничества и перспективы глобализации обсуждаются на заседаниях “большой восьмерки” - клуба семи крупнейших государств, в который недавно вступила и Россия.

 

l Основные формы процесса глобализации - интеграция, ярко проявившаяся в создании Европейского союза (ЕС), НАФТА (зоны свободной торговли США, Канады и Мексики) и др.объединений,

Флаг Европейского союза (ЕС)

l а также деятельность транснациональных компаний (ТНК ).

К началу нового тысячелетия из 3 трлн. долл. заграничных инвестиций 2,7 трлн. долл. обеспечивалось ТНК. 2/3 этой суммы приходилось на 100 крупнейших ТНК из общего числа 11 тыс. Каждая треть из этик 100 компаний – американская.

 

 

Карикатура на ТНК

Произошел прорыв в плане реализации мечты европейцев о об объединении Европы. В декабре 1991 г. в голландском г. Маастрихте был одобрен, а 27 февраля 1992 г. подписан Договор о создании Европейского союза. Согласно документу между 15 государствами-членами ЕС окончательно устранялись последние ограничения на свободное передвижение финансовых ресурсов, товаров, услуг и рабочей силы. Специальные программы унификации сближали основные показатели социально-экономического развития (бюджеты, торговые дефициты, уровень инфляции, государственные долги). В декабре 1991 г. Западноевропейский союз (ЗЕС) был назван ответственным за оборонные аспекты эволюции ЕС. В Амстердамском договоре (июнь 1997 г.) была сформулирована общая стратегия стран ЕС. Был учрежден пост верховного представителя Европейской комиссии, ответственного за единую европейскую и оборонную политику. Впоследствии был учрежден Европейский валютный институт, призванный принять меры для создания Европейского центрального банка (ЕЦБ). С 1 января 1999 г. началось введение единой валюты (евро) в безналичных расчетах между рядом государств., а с 1 января 2002 г. был осуществлен обмен национальных валют на евро.

Марта 1995 г. вступило в силу подписанное десять лет назад соглашение между Бельгией, Францией, Германией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией и Испанией об отмене внутреннего пограничного контроля и отмене визового режима (Шенгенское соглашение), к которому позднее присоединились Австрия, Италия и Греция.

Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

 

 

 

 

Члены ЕС используют стандартизированный дизайн паспортов цвета бургунди с указанием страны-члена, гербом и надписью «Европейский союз» на официальном языке (или языках) страны.

 

 

На рубеже веков на долю стран Европейского союза приходилось примерно 20% мирового ВВП и более 40% мировой торговли. При этом бюджет Евросоюза превысил 100 млрд. долл. и имеет тенденцию к дальнейшему росту. На встрече премьер-министра Англии Э. Блэра и президента Франции Ж. Ширака в Сент-Мало (декабрь 1998 г.) была достигнута договоренность о проведении единой европейской военной политики и политики в области безопасности. Канцлер ФРГ Г. Шредер присоединился к этим договоренностям. В декабре 1999 г. на саммите ЕС в Хельсинки было принято решение о создании в течение двух лет единого корпуса быстрого реагирования в 60 тыс. человек.В мае 2000 г. министры иностранных дел и обороны 10 государств ЕС (Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Голландии, Испании, Великобритании, и Португалии) приняли решение о ликвидации ЗЕС и передаче его функций Единой европейской армии ЕС (ЕЕА).

 

Высший политический орган ЕС - Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей - министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии.

Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Президентом Европейского совета является Герман Ван Ромпей, а президентом Еврокомиссии - Жозе Мануэль Баррозу.

Президентом Европарламента является Мартин Шульц, высоким представителем ЕС по внешним делам и политике безопасности - Кэтрин Эштон, еврокомиссаром по расширению и европейской политике соседства- Штефан Фюле, еврокомиссаром по вопросам торговли Карел де Гухт (данные на конец ноября 2013 г.).

Главную роль в этой группе играют Германия и Франция, то есть крупнейшие и наиболее влиятельные государства Евросоюза.

Интеграционные процессы охватили и другие континенты.

В Западном полушарии наряду с Латинорамериканской экономической системой(ЛАЭС), созданной в 1975 г. и объединяющей 26 государств, появившейся в 1981 г. Латиноамериканской ассоциацией интеграции 11 стран(ЛААИ), в 1991 г. был образован Меркосур – Южноамериканскоий общий рынок (Бразилия, Аргентина,Уругвай, Парагвай), а в 1994 г. НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли с участием США, Канады и Мексики. В 2005 г. Гондурас, Гватемала, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Доминиканская Республика заключили Центральноамериканское соглашение о свободной торговле (ЦАФТА). Создаются условия для достижения соглашения о свободной торговле между государствами ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна, чему способствуют проходящие с 1999 г. ежегодные саммиты.

Продолжают расширяться рамки Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданного в 1989 г. Ныне АТЭС, с совокупным населением в 2,5 млрд. человек и ВВП, равным 19 трлн. долл., является крупнейшей международной организацией торгово-экономического сотрудничества. Прошедший в ноябре 2005 г. в г. Пусане (Республика Корея) саммит АТЭС прошел под лозунгом “К единому сообществу – через испытания и обновление”, что означает курс на совместную борьбу с терроризмом, “птичьим гриппом”, на реформирование организации и либерализацию международной торговли.

Стал определяющим интеграционный выбор и для государств Африки, 2/3 которых относятся к числу беднейших в мире(49% африканцев имеют доход менее чем 1 доллар в день на человека, наблюдается регресс в уровне и динамике среднедушевого дохода),а внешний долг превышает половину ВВП по всему континенту и достигает 2/3 по субсахарским странам. В 1991 г. было принято решение о создании Африканского экономического сообщества, а в марте 2001 г. членами Организации Африканского Единства был подписан “Учредительный акт Африканского Союза”. Выдвигаются идеи о создании единой валюты “афро” и Панафриканского парламента.

Сердцевиной качественных изменений мировой экономики стали сдвиги в области информационно-коммуникационных технологий, радикально трансформировавших материальный базис общества. Прежде всего, заметно снизилась роль производства индустриального типа. Во-вторых, в последние четверть века заметно видоизменились источники экономического роста. В их ряду все большую роль приобретает информация, которая становится одним из главных товаров в глобальной экономике. В-третьих, меняется структура производственного процесса, в котором постепенно основное место занимает индивидуализированная мелкосерийная продукция, а это ведет к изменению всей системы управления производственным процессом. А это, в свою очередь, стало возможным благодаря появлению нового типа информационных технологий, прежде всего – системы Интернет.

Глобализация способствовала перерастанию традиционных международных отношений в мировую политику, которая представляет собой сферу взаимодействия между традиционными (государства) и новыми (ТНК, индивиды, движения, международные и общественные организации и т.д.) субъектами международного общения по поводу как их собственного поведения в отношении друг друга, так и собственных внутренних проблем.

Глубокие качественные изменения в мировой экономике и мировой политике, вызванные процессом глобализации, наряду с несомненными достижениями, принесли и новые крупномасштабные проблемы, которые не без оснований назвали глобальными. В их ряду на первое место выдвигается экологическая проблема. В отдельных регионах ситуация в этой сфере достигла такой остроты, что возникает угроза для безопасности среды обитания человека. Научно-технический прогресс стал часто оборачиваться появлением и распространением новых, ранее неизвестных заболеваний.

Как это ни парадоксально, но, несмотря на бурный прогресс научных знаний, серьезные заботы у современной цивилизации вызывает традиционная для человечества демографическая проблема, точнее говоря, неконтролируемый и неравномерный рост населения планеты, который абсолютно не коррелирует с темпами экономического роста. На протяжении XX в. численность населения Земли выросла почти в 4 раза – с 1,5 млрд. чел. до более 6 млрд., причем большая часть прироста населения приходится как раз на страны с невысоким уровнем жизни. Это ведет к тому, что на планете создаются своеобразные зоны-заповедники, где процветают голод и нищета, а они являются одним из важных источником обострения самых различных по своей природе конфликтов.

В последние годы все чаще говорится о назревании энергетического и сырьевого кризиса. Конечно, истощение источников сырья и, следовательно, появление серьезных проблем в энергетике произойдет не скоро, но темпы сокращения запасов сырья приобретают угрожающий характер, и человечество обязано заблаговременно задуматься над этой проблемой.

Рост населения планеты обозначил еще одну кризисную проблему продовольственную. Безусловно, она касается прежде всего наиболее отсталых стран, но от этого она не становится менее острой. Более того, ее обострение лишь усугубляет все увеличивающийся разрыв в уровне жизни между наиболее развитыми и богатыми странами и остальным человечеством. Однако достижения ведущих мировых держав в значительной мере основываются на перекачке ресурсов из стран, составляющих периферию системы международных отношений. А отсюда берет свои истоки явление, названное известным американским ученым С.Хантингтоном “столкновением цивилизаций”.

Глобализация ослабляет роль национальных государств, а это вызывает практически неконтролируемый рост националистических настроений, усугубляемый массовыми миграциями из слаборазвитых государств на Запад. К началу ХХ1 в. во Франции проживало уже 4 млн. выходцев из Северной Африки, а в Германии – 2 млн. турок. Лондон стал местом жизни сотен тысяч людей из Южной и Юго-Восточной Азии.

Формирование постиндустриального общества в условиях глобализации привело к обострению кризиса культурной и национальной идентичности и ускорило поиск новой цивилизационной парадигмы, которая могла бы включать все культурно-религиозное многообразие современного мира.

Нежелание некоторых государств, особенно США, подписать Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, принятый 159 государствами 11 декабря 1997 г. и предусматривающий сокращение выброса парниковых газов всеми сторонами к 2008-2012 гг., игнорирование угрозы глобального потепления привело к крупномасштабным стихийным бедствиям (в т. ч. цунами) в районах Тихого океана и Атлантики.

Новой острой и опасной проблемой стала угроза безопасности мировому сообществу со стороны международных террористических организаций. Страны Запада обладают достаточными финансово-экономическими ресурсами для успешной борьбы с международным терроризмом, но демонстрируют полную беспомощность сфере духовного обновления и преодоления затянувшегося кризиса цивилизационной идентичности. Поэтому решить проблему борьбы с международным терроризмом можно лишь при объединении усилий стран Запада, России, Китая, всех членов мирового сообщества.

В последнее десятилетие ХХ в. и в начале ХХ1 в. пережили серьезные изменения международные отношения. Прежде всего, наблюдался распад биполярной системы. Окончилась длившаяся десятилетия холодная война. Произошло крушение ялтинско-потсдамского порядка. До сих пор процесс смены одной модели международных отношений другой сопровождался серьезными военно-политическими катаклизмами. На этот раз все происходило иначе. С политической карты мира исчез один из двух мощнейших центров силы, на которых базировалась биполярная система. Крушение Варшавского Договора и СЭВ, распад СССР, процессы постсоциалистической трансформации на территории Центрально-Восточной Европы и бывшего Советского Союза привели к восстановлению целостности международной системы. Однако обвальный характер распада биполярной системы предельно размывал характер базовых параметров нарождающейся модели международных отношений. Отсюда процесс становления этой модели растянулся более чем на десятилетие. Как никогда раньше параметры новой модели в значительной мере зависели от единственной оставшейся супердержавы – США. Этот процесс сопровождался обилием острых региональных кризисов и конфликтов, в ходе которых отрабатывался модус взаимоотношений основных центров силы, формировалась новая структура международных отношений.

Ныне державой номер один являются Соединенные Штаты Америки. На их долю в 2000 г. приходилось всего 4 % населения, но 22 % мирового дохода. Доля США в мировом ВВП с 1996 г. по 2002 г. увеличилась с 25, 9% до 31, 2 %. США более чем вдвое превышали по ВВП своего ближайшего конкурента Японию(около 10,9 млрд. долл. против 3, 95 млрд. долл.). Это обеспечило американцам один из самых высоких в мире уровней жизни. Экономические сдвиги в значительной мере были связаны с бурным развитием новейших информационных технологий. В 1998 г. объем электронной торговли на Интернете в США составил 50 млрд. долларов. США перехватили у Японии лидерство в конкурентоспособности ряда экспортных товаров. Они сохранили самую мощную военную машину в мире, сделав ставку на обеспечение абсолютного военного превосходства. На долю США приходилось в конце 90-х гг.35 % мировых военных расходов и 75 % затрат на оборонные НИОКР. В 2003 фин. году США израсходовали на военные нужды больше, чем 15 следующих за ними по значимости государств. Это позволило США без соперников вступить в новый тур гонки вооружений, с включением в планы создания "национальной системы ПРО". Претензии США на роль единственной сверхдержавы обеспечивается не только военной и экономической мощью, но и системой военно-политических союзов. В целом на долю США и их союзников приходилось 60 % мировых военных расходов. Была сделана ставка на укрепление механизмов регулирования глобализации мировой экономики. Достижением американцев стало создание НАФТА. США упрочили свою роль в ОЭСР, МВФ, Всемирном банке.

ООН немедленно учла новое соотношение сил в мире и при принятии важнейших решений прежде всего исходила из интересов США и их партнеров по НАТО. В 1991-1992 гг. ООН и ОБСЕ откровенно пренебрегли принципом универсальности норм международного права и встали на путь использования “двойных стандартов”. Так для скорейшего признания расчленения СССР и Югославии было применено положение Заключительного акта Хельсинки о возможности мирного изменения границ, без указания на то, что эти изменения возможны лишь в соответствии с конституционными процедурами, при условии обеспечения прав народов. Однако территории отделяющихся республик – Боснии и Герцеговины, Украины, Молдовы, Грузии и других – были объявлены не подлежащими изменению. Населяющие их многие народы, в том числе разделенные, были лишены права свободного волеизъявления по вопросу об их государственной принадлежности. Границы этих республик, прежде бывшие административными, были провозглашены международными и неприкосновенными. В данном случае был использован другой принцип хельсинкского Заключительного акта – принцип нерушимости границ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...