Задачи, обучающие координатному методу
Для разработки методики формирования умения применять координатный метод важно выявить требования, которые предъявляет логическая структура решения задач мышлению решающего. Координатный метод предусматривает наличие у обучающихся умений и навыков, способствующих применению данного метода на практике. Проанализируем решение нескольких задач. В процессе этого анализа выделим умения, являющиеся компонентами умения использовать координатный метод при решении задач. Знание компонентов этого умения позволит осуществить его поэлементное формирование. Задача №1. В треугольнике ABC: AC=b, AB=c, ВС=а, BD - медиана. Докажите, что . Выберем систему координат так, чтобы точка А служила началом координат, а осью Ох - прямая АС (рис. 2). (умение оптимально выбирать систему координат, т. е. так, чтобы наиболее просто находить координаты данных точек). В выбранной системе координат точки А, С и D имеют следующие координаты: А(0,0), D(,0) и С(b,0) (умение вычислять координаты заданных точек). Обозначим координаты точки В через х и у. Тогда используя формулу для нахождения расстояний между двумя точками, заданными своими координатами, получаем: х2+у2=с2, (x - b)2+ y 2 = a 2 (1) (умение находить расстояние между двумя точками, заданными координатами) По той же формуле . (2) Используя формулы (1) находим х и у. Они равны: ; . Далее, подставляя х и у в формулу (2), находим . . (умение выполнять преобразования алгебраических выражений) Задача №2. Найти множество точек, для каждой из которых разность квадратов расстояний от двух данных точек есть величина постоянная. Обозначим данные точки через А и В. Выберем систему координат так, чтобы ось Ох совпадала с прямой АВ, а началом координат служила точка А.
(умение оптимально выбирать систему координат). Предположим АВ=а, тогда в выбранной системе координат А(0,0), В(а,0). (умение находить координаты заданных точек) Точка М(х,у) принадлежит искомому множеству тогда только тогда, когда AM2-MB2=b2 где b - постоянная величина (умение переводить геометрический язык на аналитический, составлять уравнения фигур). Используя формулу расстояний между двумя точками, получаем: , , (умение вычислять расстояние между точками, заданными координатами), или . Данное уравнение является уравнением прямой, параллельной оси Оу и отстоящей от точки А на расстояние . (умение видеть за уравнением конкретный геометрический образ) Нетрудно видеть, что и для решения этой задачи необходимо овладение перечисленными выше умениями. Кроме того, для решения приведенной задачи, а также и других задач важно умение «видеть за уравнением» конкретный геометрический образ, которое является обратным к умению составлять уравнения конкретных фигур. Выделенные умения являются основой при решении и более сложных задач. Задача №3. В трапеции меньшая диагональ перпендикулярна основаниям. Найти большую диагональ, если сумма противоположных углов равна , а основания равны а и b. Направим оси координат по меньшей диагонали и одному из оснований (рис. 3). (умение оптимально выбирать систему координат). Тогда точка А имеет координаты (0,0), точка В - (а,0), точка С - (0,c), точка D - (b,c). (умение находить координаты заданных точек) Пусть и острые углы в трапеции АВСD, тогда их сумма равна . Для вычисления длины большей диагонали BD надо найти значение с. Его можно вычислить 2 способами. Первый - из прямоугольного треугольника АВС по формуле находим . Второй способ из прямоугольного треугольника ACD: . Отсюда получили, что
(1) Из равенства (1) находим отношение : оно равно - , так как . Выразим . Он равен , исходя из этого, пользуясь зависимостью (1), получаем . (умение выразить недостающие координаты через уже известные величины) Далее воспользовавшись координатной формулой расстояния между двумя точками, найдем длину BD. (умение вычислять расстояние между точками, заданными координатами) Она равна . Итак, компонентами умения применять координатный метод в конкретных ситуациях являются следующие умения: 1. переводить геометрический язык на аналитический для одного типа задач и с аналитического на геометрический для другого; 2. стоить точку по заданным координатам; 3. находить координаты заданных точек; 4. вычислять расстояние между точками, заданными координатами; 5. оптимально выбирать систему координат; 6. составлять уравнения заданных фигур; 7. видеть за уравнением конкретный геометрический образ; 8. выполнять преобразование алгебраических соотношений. Данные умения можно отработать на примере следующих задач, формирующих координатный метод: 1) задачи на построение точки по ее координатам; 2) задачи на нахождение координат заданных точек; 3) задачи на вычисление расстояния между точками, заданными координатами; 4) задачи на оптимальный выбор системы координат; 5) задачи на составление уравнения фигуры по ее характеристическому свойству; 6) задачи на определение фигуры по ее уравнению; 7) задачи на преобразование алгебраических равенств; Приведем примеры таких задач. I. Построение точек на плоскости. С координатной прямой, а затем и с координатной плоскостью учащиеся знакомятся в 5-6 классах при изучении математического материала. При этом удобно использовать мультимедийные презентации, которые позволяют в динамике излагать необходимый материал, использовать всевозможные иллюстрации и звуковые эффекты, тем самым, заинтересовывая учащихся и являясь хорошим наглядным средством. Одним из примеров является презентация «Метод координат», опирающаяся на учебник [7]. (см. приложение 1). Приведем несколько примеров задач, которые можно использовать при изучении координатной плоскости. Эти задачи могут быть использованы:
§ для оттачивания навыков построения точек по их координатам со всем классом; § для дополнительных заданий отстающим ученикам; § для развития интереса к изучаемой теме. 1) На координатной плоскости постройте точки А(7,2), B(-2,1), C(0,2). 2) Отметьте на плоскости несколько точек. Начертите произвольную систему координат и найдите в ней координаты заданных точек. 3) Постройте фигуры по координатам их узловых точек. Указание: узловыми будем называть точки, служащие концами отрезков, образующих фигуры. Точки, координаты которых записаны подряд через запятую, соединяйте последовательно друг с другом. Если же координаты разделяются знаком «;», то соответствующие точки не следует соединять. Они нужны для изображения вспомогательных элементов. А) Камбала (Рис. 4) (3,7), (1,5), (2,4), (4,3), (5,2), (6,2), (8,4), (8,-1), (6,0), (0,-3),(2,-6),(-2,-3), (-4,-2),(-5,-1),(-6,1),(-4,1); (-6,1), (-6,2), (-3,5), (3,7); (-4,-2),(-2,0),(-2,2),(-3,5);(-3,3). Б)Найдите координаты выделенных на рисунке точек, двигаясь по часовой стрелке от самой жирной точки. (Рис. 5 и 6)
II.Задачи на выбор системы координат Выбор системы координат имеет очень важное значение при применении метода координат. Для примера возьмем задачу, которая рассмотрена в учебнике [2] «Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от его вершин». Первым шагом при применении метода координат является такой выбор осей и системы координат, при котором алгебраические выкладки становятся более простыми. Для данной задачи удачный выбор системы координат показан на рисунке 7. Таким образом, начало координат помещаем в точку А, а оси проводим через точки В и С так, чтобы эти точки лежали на положительных лучах осей. Следовательно, В(а,0) и С(0,b). Поэтому по формуле середины отрезка D(). Теперь , . Поэтому AD=BD. А так как по определению середины отрезка BC=CD, то теорема доказана. Можно выбрать систему координат и по-другому (рис.8, рис.9). Если выбрать оси совсем случайно, то легкую задачу можно превратить в очень трудную. Чтобы начать доказательство исходя из рисунка 10, нужно найти способ, позволяющий выразить алгебраически, что треугольник ABC имеет при вершине А прямой угол. Сделать это можно, но будет это не очень просто.
Поэтому необходимо вырабатывать у учащихся, начиная с 6 класса, представления о возможности произвольного выбора системы координат. Эту работу целесообразно вести в процессе решения задач. В целях пропедевтической работы можно рекомендовать в 6 классе задачи из учебника на нахождение координат точек по рисунку, разнообразя их с помощью изменения направления осей и начала координат. (см. приложение1) 1. Длина отрезка АВ равна 5см. а)Выберите систему координат, в которой можно было бы наиболее просто определить координаты концов отрезка. б)Выберите систему координат так, чтобы координаты концов отрезка были бы: А (-2.5,0), В(2.5,0). 2. Постройте квадрат ABCD со стороной 2 см; отметьте точку М- центр квадрата. Поместите начало координат последовательно в точки A, B, C, D и выберите направление осей координат так, чтобы точка М в каждой системе координат имела координаты (1;1). За единичный примите отрезок длиной 1 см. 3. Треугольник ABC равносторонний (длина стороныравна 6 см.). Выберите систему координат так, чтобы можно проще было бы определить координаты его вершин. III. Расстояние между точками 1) Точка М(а,с) находится от начала координат и точки А(4,0) соответственно на расстояниях 3 и 4 см. Определите координаты точки М. 2) Дан прямоугольник ABCD (АВ=2 см., ВС=4 см.). Как выбрать систему координат, чтобы его вершины имели координаты А(-1,-2), В(-1,2), С(1,2), D(l,-2)? 3) Длины сторон треугольника ABC равны 3, 4 и 5 см. Выберете систему координат и определите в ней координаты вершин треугольника ABC. 4) Вершины четырехугольника ABCD имеют следующие координаты: А(-3,1), В(3,6), С(2,2) и D(-4,3). Установите вид четырехугольника. IV. Составление уравнения фигур Это умение является одним из основных умений, которые необходимы при применении метода координат к решению задач. 1) Изобразите систему координат. Отметьте на оси Ох точки А и В. Запишите соотношения, которым удовлетворяют координаты точек, принадлежащих: а)отрезку АВ; б)лучу АВ; в)лучу ВА; 2) Запишите уравнение прямой, содержащей начало координат и точку А(2,5). 3) Запишите уравнение прямой, содержащей точки А(2,7)и В(1,3). 4) Изобразите на координатной плоскости произвольную прямую и найдите ее уравнение. 5) Запишите соотношения, которым удовлетворяю координаты точек прямоугольника с вершинами А(2,3), В(2,5), С(4,5), D(4,3). 6) Что представляют собой множества точек плоскости, координаты которых удовлетворяют неравенствам: а)х≤3; b)-5≤х≤0; c)x>1; d)x<-2; e) ≥2; f) ≥0?
7) Какую фигуру образует множество точек, координаты которых удовлетворяют системе неравенств 2≤x≤5 и 1≤y≤3? 8) Постройте точки, симметричные точкам А(2,-3), В(5,0), С (0,7) относительно: а) оси Ох; б) оси Оу; в)биссектрисы I и III координатных углов. Запишите эти координаты. 9) Установите, относительно какой из координатных осей симметричны точки А(1,2),В (-7,2). 10) Точки А(5,…), В(…,2) симметричны относительно оси Ох. Запишите пропущенные координаты. 11) Постройте образы точек А(1,5), В(-2,3), С(3,0) при параллельном переносе а)О(0,0)→К(3,0); 6)0(0,0)→М(2,3). Запишите их координаты. 12) С помощью какого параллельного переноса можно отобразить точку М(-3,4) в точку M1(2,4)? 13) Найдите на прямых у=-Зх+1 и у=2х+3 точки, симметричные относительно оси Ох. 14) Запишите уравнение прямой, на которую отображается прямая у=4х-3 вектором с координатами (3,4). 15) На прямых у=Зх+2 и у=-5х+5 найдите такие точки, которые находятся одна от другой на расстоянии 5 см, и принадлежат прямой, параллельной оси Ох.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|