Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постоянно-нейтральное государство.




Тема 4: Понятие и виды нейтралитета.

1. Развитие институту нейтралитета.

2. Сущность нейтралитета.

3. Нейтралитет в сухопутной войне.

4. Нейтралитет и военные действия на море.

5. Нейтралитет и военные действия в воздушном пространстве.

6. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств.

Развитие институту нейтралитета.

Нейтралитет – правовой статус государства, которое не участвует в войне и воздерживается от предоставления помощи как одной, так и другой из воюю­щих сторон. (от лат. neyter – «ни тот, ни другой»).

Это категория историческая и является одним из древнейших институтов права войны. Зарождение этого института происходило в древние времена. Нейтральные государства, находящиеся вне военного конфликта, нередко приглашались противниками как посредники при заключении мира.

Но права и обязанности государств, не бравших участие в войне, не были четко размежеваны. В большинстве случаев государства античности (Древний Рим конца Республики и начала Империи) ставили на пути этим государствам препятствия, руководствуясь своими политическими выгодами. «Кто не снами, тот против нас».

В эпоху феодализма нейтралитет приобретает большое распространение. В XV веке этот термин начал употребляться в договорах и иных политических документах. Те, кто воюют, в формальном смысле, лишались возможности вынуждать третьи страны делать свой выбор. Наиболее характерной чертой нейтралитета этого периода было одинаковое отношение нейтрального государства к обеим воюющим сторонам. Это отношение давало возможность предоставления равных услуг воюющим. Допускалась вербовка солдат на нейтральной территории, использование последней для так называемого «невредного» прохода воюющих войск, продажа им оружия, продовольствия и даже поставка войск одной из воюющих сторон, если в отношении этого до возникновения войны были заключены специальные соглашения. Допускалось преследование побежденных войск на территории нейтрального государства.

В морской войне крупные государства стремились к полной ликвидации внешней торговли нейтралов. Груз, принадлежащий противнику, подлежал конфискации, даже если перевозился дружественным кораблем («нейтральный флаг не покрывал груза противника», Англия), одновременно с этим нейтральная собственность на корабле противника конфискации не подлежала. Однако большинство европейских государств придерживались противоположного принципа: нейтральный флаг покрывает груз противника. Франция в свою очередь требовала конфискации как собственности противника на нейтральном корабле, так и нейтральной собственности на корабле противника.

В XVIII веке в доктрине международного права появляется трактовка нейтралитета как реализация принципа беспристрастности. Нейтралы не должны:

1. способствовать сторонам в ведении войны;

2. отказывать сторонам в том, что не имеет отношения к войне, и что они предлагают другой стороне.

Права и интересы государств нейтралов постоянно нарушались. Наиболее ощутимых ударов получала со стороны великих морских государств нейтральная торговля. Россия выступила с идеей «вооруженного нейтралитета» - это введение в международное употребление следующих важнейших принципов:

· свобода плавания нейтральных судов между портами и вдоль берегов воюющих государств,

· право на задержание нейтральных судов лишь при условии, что это задержание оправдано и прямые доказательства этого существуют,

· признание товаров, принадлежащих подданным противника, на нейтральных кораблях, свободными, за исключением военной контрабанды.

К XIX веку эти принципы были признаны большинством европейских государств. Они были поддержаны на Парижском конгрессе 1856 г. В принятой специальной Декларации о принципах морского международного права. Были сформулированы отдельные важные правила:

ü нейтральный флаг покрывает груз противника, за исключением военной контрабанды;

ü нейтральный груз, за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату даже на судне противника.

Источники:

1. V Гаагская конвенция 1907 г. О правах и обязанностях нейтральных государств и лиц, в случае войны на суше

2. XIII Гаагская конвенция 1907 г. Об обязанностях нейтральных государств в случае морской войны.

3. Лондонская конференция 1909 г. Декларация о правах морской войны.

Основные положения этих документов сводятся к тому, что территория нейтрального государства не может превращаться в театр военных действий.

Нейтралитет — один из древнейших институтов права войны. Однако в современном международном праве он обрел немало новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматривается, прежде всего, в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфликтом.

После вступления в силу Устава ООН, поставившего приме­нение силы вне закона и обязавшего государства сотрудничать в поддержании мира и безопасности, в литературе начали выска­зываться взгляды, отрицающие возможность нейтралитета. Од­нако жизнь не подтвердила этих умозрительных выкладок. И в ирано-иракской войне, и при конфликте вокруг Фолклендских островов большинство государств оставались нейтральными. Даже в случае применения вооруженных сил против Ирака на основе полномочий Совета Безопасности участие в подавлении агрессии принимали лишь несколько государств. Правда, на другие государства резолюции Совета Безопасности возложили определен­ные обязательства по ограничению их отношений с агрессором. Такие случаи получили наименование «ограниченный нейтрали­тет».

Имеются случаи «дружественного нейтралитета». Так, в пер­вые годы Второй мировой войны США придерживались «друже­ственного нейтралитета» в отношении торговли с Великобританией и одновременно ограничивали торговлю с Германией, что не отве­чало нормам о нейтралитете, требующим равного отношения к воюющим.

Постоянно-нейтральное государство.

Нейтралитет во время войны бывает 2-х видов: постоянный – на случай любой войны и временный – только в отношении конкретной войны, о чем государство официально заявляет.

Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудниче­ства между государствами. Таким образом, постоянный ней­тралитет осуществляется не только во время войны, но и в мир­ное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает госу­дарство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствую­щего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие та­кого договора не обусловлено каким-либо сроком — он заклю­чается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать прави­ла нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам между­народного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности, Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухо­путной войне (пятая конвенция) и морской войне (тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета, закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом прин­ципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления ста­туса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важ­но лишь, чтобы в этом случае данный статус получил призна­ние других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралите­та принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Ав­стрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подпи­савшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швей­царии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и не­прикосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейца­рии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие держа­вы — СССР, США, Англия, Франция — заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы, и не будет допускать соз­дания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными держава­ми и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по уре­гулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, един­ство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной це­лостности и неприкосновенности, нейтралитета и национально­го единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязатель­ство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, всту­пившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики. Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в ко­торой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.5

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозгла­шен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конститу­цию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоян­ном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содер­жание указанных документов и закрепляется положение, со­гласно которому "признанный сообществом нейтралитет Турк­менистана является основой его внутренней и внешней поли­тики".

Таким образом, только полноправный субъект междуна­родного права — государство — может обладать статусом по­стоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из стату­са постоянно-нейтрального государства, не могут служить ог­раничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных кон­фликтах) лишено "права на войну" и стеснено в свободе дейст­вий.

Современное международное право, ликвидировавшее "пра­во на войну" и закрепившее принцип добросовестного соблюде­ния международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.

Известны случаи постоянного нейтралитета. Бельгия была постоянно нейтральным государством на основе договора до 1914 г. Нарушение Германией нейтралитета Бельгии послужило одним из официальных оснований вступления Великобритании в Первую мировую войну.

Сущность нейтралитета.

Важно, чтобы стороны взаимно уведомляли друг друга о своей позиции к конкретной войне. Ст. 2 Ш-й Гаагской конвенции 1907 г. О начале военных действий провозглашает, что «состояние войны должно быть без проволочек оповещено нейтральным государствам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения…» Для воюющих оповещение является международной обязанностью. Нейтральное государств в свою очередь должно оповестить воюющих о позициях, которые оно имеет намерение занять в войне.

Для определения своего статуса принимается и опубликовывается Декларация.

Воюющим сторонам запрещено провозить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт, Нейтральное государство обязано интернировать войска воюющего государства, если они окажутся на его территории. На территории нейтрального государства не допускается открытие и функционирование вербовочных пунктов воюющих государств, размещение радиостанций и других средств связи воюющих государств. Запрещается оказание помощи воюющим государствам оружием и другим военным материалом со стороны нейтрального государства.

В случае покушения на статус нейтрального государства, оно может использовать вооруженные силы для защиты своего нейтралитета. Однако провоз больных и раненых воюющих сторон через территорию нейтрального государства допускается.

Граждане нейтральных государств могут в качестве добровольцев сражаться на стороне воюющих государств. При этом они становятся комбатантами и теряют статус нейтрального лица.

В прошлом решающими были формальные моменты, нейтра­литет начинался с наступлением юридического состояния войны. Ныне решающим является наличие вооруженного конфликта не­зависимо от юридического состояния войны. Правила нейтрали­тета подлежат применению, коль скоро международный конфликт достигает такого уровня, при котором приобретает значение по­зиция третьих государств. Нейтралитет в отношении конфликта немеждународного характера не имеет места, поскольку это внут­реннее дело соответствующего государства и здесь действует прин­цип невмешательства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...