Нейтралитет и военные действия на море
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Эти вопросы регламентируются XIII Гаагской конвенцией 1907 г. Конвенция о правах и обязанностях нейтральных государств в случае морской войны. Она требует от воюющих уважения прав нейтральных государств и возлагает на них обязательства воздерживаться на нейтральной территории либо в нейтральных водах от любых военных действий, которые приводили бы к нарушению нейтралитета. В данном случае существуют две основные проблемы: а) права воюющих сторон в отношении морской торговли нейтрального государства; б) права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции. Издавна признается право воюющих государств на досмотр нейтральных торговых судов в целях предотвращения провоза военной контрабанды. Принято различать: • абсолютно военную контрабанду, т. е. военные материалы; • условную контрабанду, т. е. материалы двойного назначения, пригодные для использования и в военных, и в мирных целях, • неконтрабанду. Предметы первых двух категорий могут быть захвачены, если предназначены для противника. Третья категория захвату не подлежит. Почта не подлежит захвату. В случае, если почта окажется в руках воюющего государства, она должна быть отправлена по адресу как можно скорее. Перевозящее контрабанду нейтральное судно может быть захвачено в открытом море или в территориальных водах воюющих государств. Контрабандный груз подлежит конфискации на основе решения специального, призового суда. Само нейтральное судно может быть конфисковано как приз, если контрабанда составляла более половины всего груза. В вооруженных конфликтах на море применяется морская блокада, т.е. изоляция портов или береговой линии противника. Блокада должна быть эффективной, т. е. способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады - захвачены. Во время мировых войн применялся режим изоляции. Любой груз, включая еду, считается контрабандой, если направляется противнику. После 1945г. были случаи объявления блокады, но ни один из них не отвечал соответствующим требованиям.
Так, во время войны с Пакистаном Индия в 1971 г. объявила блокаду портов противника. Однако количество выделенных для этого кораблей было весьма далеко от требований эффективной блокады. Широкомасштабная блокада была организована Соединенными Штатами в отношении Кубы в целях не допустить доставку советских ракет. Блокада была предпринята в мирное время и не может быть признана правомерной, поскольку представляла нарушение принципа неприменения силы или угрозы силой. Блокада применяется в качестве международных экономических санкций. В 1990 г. Совет Безопасности уполномочил применение военно-морских сил для прекращения экспорта нефти из Ирака. На морскую акваторию распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море нейтрального государства, то оно не может быть театром военных действий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается. Военные корабли воюющих государств могут находиться в водах нейтрального государства (в территориальных водах, в портах, на рейдах) не свыше 24 часов, причем в одном порту — не более 3-х кораблей. Продление срока пребывания может иметь место в случае потребности в ремонте в пределах, необходимых для достижения судном своего порта или по состоянию моря. В случае превышения кораблем допустимого срока его команда подлежит интернированию, а корабль делается непригодным для выхода в море.
В случае, если в нейтральном порту одновременно оказываются военные корабли обоих воюющих государств, то устанавливается 24-й интервал между выходом кораблей каждой их сторон. Тот же интервал устанавливается между выходом из нейтрального порта торгового судна и военного корабля, находящихся под разными флагами. Причем, торговое судно уходит первым. Военные корабли воюющих сторон могут воспользоваться временным убежищем в нейтральном порту, за исключением случаев, когда они прячутся от преследования противником. Предоставление убежища зависит целиком от нейтрального государства. Предоставление убежища преобразовывается в обязанность лишь в случае, если судно терпит бедствие. Военные суда воюющих сторон могут ремонтироваться в нейтральных портах и рейдах, но лишь в той мере, в которой это необходимо для безопасности плавания и без увеличения их военной мощи, т.е. на нейтральных территориях не могут ремонтироваться повреждения, нанесенные огнем противника. Воюющим сторонам не разрешается создавать в нейтральных портах и водах базы для морских операций против противника, устанавливать радиостанции для связи со своими ВС. Вопрос о прохождении через территориальные воды нейтрального государства должен решаться с учетом норм МП, в частности Женевской конвенции 1958 г. «О территориальном море и прилежащей зоне». Допускается в принципе беспрепятственный мирный проход через территориальные воды, т.е. (ст. 10 XIII Конвенции) «нейтралитет Державы не считается затронутым простым проходом через ее территориальные воды военных судов и призов воюющих» - нейтральное государство имеет право пропускать через территориальные воды военные корабли воюющих сторон, без последующего обвинения в нарушении ими нейтралитета. Гаагские конвенции допускают предоставление нейтральных лоцманов военным судам воюющих государств для проведения их в нейтральный порт, выход из него и проход черех нейтральные воды. Кораблям воюющих сторон запрещяется испрользовать нейтральные порты, рейды и территориальные воды для восстановления или увеличения военных запасов, вооружения и пополнения экипажей. Военные суда могут обеспечиваться в нейтральных портах только для пополнения нормального запаса, чтобы добраться до ближайшего своего порта или порта союзников. Повторное обеспечение топливом в порту того же нейтрального государства возможно лишь через 3 месяца.
Запрещается передача военных судов или боеприпасов нейтральным государством воюющему прямо или через посредников. Нейтральное госудаврство обязано принять все необходимые меры, чтобы воспрепятствовать обеспечению или вооружению любого судна, которое предназначено для способствования военным операциям против государства, с которым оно находится в мире. Нейтральное государство обязано применить одинаковые условия для воюющих сторон: ограничения или запрещение, установления ним относительно допуска в свои территории военных судов воюющих государств. Корабль – нарушитель нейтралитета может быть недопущен в порт и рейд нейтрального государства если судно не подчиняется требованиям нейтрального государства, последнее может применить меры, чтобы задержать его и его экипаж на весь срок войны. В последние годы ряд государств объявили запрет на заход в их порты кораблей с ядерным оружием или даже с ядерным двигателем. Такое запрещение может быть отнесено и к периоду вооруженного конфликта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|