Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование крановой нагрузки. Формирование ветровой нагрузки.




Нагрузки от мостовых кранов определяют с учетом группы режимов работы крана, вида привода и способа подвески груза.

Крановые нагрузки по своей природе являются динамическими, так как могут сопровождаться рывками и ударами при перемещении крана, тележки, подъеме и опускании груза. Однако, ввиду демпфирующих свойств подкрановых конструкций, проявление динамических эффектов на элементы поперечной рамы несущественно. В связи с этим при расчетах поперечной рамы можно рассматривать нагрузки от кранов как статические.

На крановый рельс от колес крана передаются вертикальные силы Fk, которые зависят от веса крана, веса груза на крюке и положения тележки на крановом мосту; горизонтальные поперечные Tk, возникающие при торможении тележки; горизонтальная продольная Ткр, возникающая при торможении крана за счет трения колес о рельсы. Первые две из названных нагрузок учитывают при расчете поперечной рамы, третью - при проектировании вертикальных связей по колоннам.

Многопролетные производственные здания, как правило, оборудуют несколькими крановыми путями, на каждом из которых могут одновременно работать по два и более кранов. Это обстоятельство обусловливает возможность появления целого ряда неблагоприятных сочетаний нагрузок от кранов, одновременно выполняющих подъемно-транспортные операции вблизи расчетной рамы. Соответствующие рекомендации вы можете найти в нормах проектирования [6].

Рассмотрим, как определяют нагрузки на раму от мостовых кранов. При совместной работе двух кранов (рис. 2.13, а), когда их тележки с грузом расположены в непосредственной близости от колонны К1, наибольшее давление D max будет передаваться на эту колонну (рис. 2.13 б, г), а на колонну К2 в этот момент будет передаваться давление D min. Эти давления определяют по линиям влияния опорных реакций (рис. 2.13, в):

В этих формулах Fi, max (Fi, min) - максимальное (минимальное) нормативное давление на колесо крана; yi - ордината линии влияния опорной реакции колонн; п - число колес всех кранов, передающих нагрузку на рассматриваемую колонну; γf = 1,1.

Коэффициенты сочетаний равны: при учете двух кранов с режимами работы 1К...6К ψ = 0,85, с режимами работы 7К...8К ψ = 0,95; при учете четырех кранов с режимами работы 1К...6К ψ = 0,7, при режимах работы 7К...8К ψ = 0,8; при учете одного крана ψ = 1.

Наибольшее нормативное вертикальное давление одного колеса крана Fmax на той стороне, к которой приближена тележка с грузом, обычно приводят в стандартах на краны (см. табл. П3.1...П3.3). При отсутствии таких данных, вы можете определить нормативное давление колеса крана по формуле

где Q - грузоподъемность крана; Gk - вес крана без крановой тележки; GT - вес крановой тележки; Lcr - пролет крана; l min – минимальное

расстояние от крюка крана до оси подкрановой балки; пo - число колес на одной стороне крана.

С противоположной стороны крана на одно колесо будет передаваться давление F min, которое нетрудно найти из условия равновесия Q + G = п0 F max + n0 F min, или

F min =

Q + G
n 0

- F max,(2.31)

где G - вес крана с тележкой (см. табл. П3.3).

В кранах с Q > 80 т F max для разных колес может быть различным (см. рис. 2.22). В этом случае обычно принимают среднее значение максимальных давлений колес Рт ,тах = (F1 + F2)/2 и вычисляют по формуле (2.31) среднее значение минимальных давлений Fm ,min. При желании уточнить расчет, вы можете распределить минимальные давления пропорционально распределению максимальных, т.е.

F1 ,minFm ,min(F1 ,max / Fm ,max); F2 ,minFm ,min (F2 ,max / Fm ,max).

В рамах с колоннами ступенчато-переменного сечения силы D max и D min прикладывают по оси подкрановой ветви, т.е. с эксцентриситетом по отношению к геометрической оси сечений нижнего (подкранового) участка колонны. Вследствие этого в расчетную схему следует включить моменты (рис. 2.13, г)

M max = D max ek,(2.33) M min = D min ek,(2.34)

где еk - эксцентриситет приложения D max или D min по отношению к центру тяжести сечения подкрановой части колонны, он примерно равен (0,5...0,55) hn.

На колонны среднего ряда действуют вертикальные силы D max (D min) от кранов, расположенных соответственно в левом и правом пролетах. При переносе этих сил на ось колонны следует учитывать направления возникающих моментов (рис. 2.14).

Расчетную горизонтальную силу на колонну от поперечного торможения тележек кранов определяют по линии влияния опорной реакции тормозной балки, которая не будет отличаться от линии влияния опорной реакции подкрановой балки (см. рис. 2.13, в), но вместо вертикальных сил

F здесь будут приложены горизонтальные силы Тkn, приходящиеся на одно колесо мостового крана

T max = γf ψ ∑ Tkn yi. (2.35)

Для определения Tkn нужно тормозную силу поделить на число колес мостового крана с одной его стороны, полагая, что эта сила целиком передается на одну сторону кранового пути и распределяется поровну между всеми колесами на этой стороне крана. Тормозная сила, возникающая при разгоне тележки с грузом или при ее торможении, зависит от их массы и ускорения. Но, поскольку эта сила не может превысить силу трения между тормозными колесами и рельсом, последнюю принимают за основу. Нагрузка может быть направлена как внутрь, так и наружу рассматриваемого пролета. Таким образом, нормативное значение горизонтальной силы, приходящейся на одно колесо с одной стороны крана, принимают равным

Tkn = β (Q + GT)/ no,(2.36)

где β = 0,05 - для кранов с гибким подвесом груза и β = 0,1 - с жестким подвесом груза.

Горизонтальные силы можно учитывать только в совокупности с вертикальными, так как горизонтальные силы не могут возникать при отсутствии кранов.

От подвесных кранов нагрузка передается через подвесной крановый путь на ригель в виде сосредоточенных вертикальных и горизонтальных сил. Как правило, подвесной подкрановый путь выполняют по схеме неразрезной балки и поэтому для под счета D max, D min, Т ординаты yi следует брать с линий влияния реакций для неразрезной балки. В практических расчетах можно использовать решения для пятипролетной балки (табл. П5.1). При этом в расчет следует включать ординаты тех линий влияния (Ro, R1 или R2) при которых получаются большие расчетные усилия D max.

В качестве примеров на рис. 2.15 представлены схемы загружений для однопролетных зданий, оборудованных мостовыми опорными и подвесными кранами.

Ветровая нагрузка. В нормах [6] ветровую нагрузку представляют в виде двух составляющих - средней (статической, соответствующей установившемуся скоростному напору ветра) и пульсационной (динамической). При расчете одноэтажных производственных зданий высотой h ≤ 36 м при отношении высоты к пролету менее 1,5 динамическую составляющую можно не учитывать. Далее мы будем рассматривать лишь влияние статической составляющей. Она оказывает активное давление на здание с наветренной стороны и на отсос - с заветренной. Расчетное значение ветровой нагрузки на 1 м2 поверхности

qow = wokcγf,(2.21)

где wo - нормативное значение ветрового давления (табл. П4.4); k - коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте и тип местности; с - аэродинамический коэффициент, зависящий от конфигурации здания (табл. П4.5). При расчете рамы обычно учитывают только коэффициенты с для вертикальных стен, принимая их равными с = 0,8 с наветренной стороны и с = 0,6 для отсоса; γf = 1,4 - коэффициент надежности по ветровой нагрузке.

В практических расчетах неравномерную по высоте здания нагрузку на участках от уровня земли до отметки расчетной оси ригеля (рис. 2.12, а) заменяют эквивалентной равномерно распределенной (рис. 2.12, в). Интенсивность эквивалентной нагрузки можно найти из условия равенства изгибающих моментов М0 в основании защемленной условной стойки от фактической эпюры ветрового давления и от равномерно распределенной нагрузки


Рис. 2.12. Схема загружения рамы ветровой нагрузкой:
а - по нормам проектирования; б - грузовая площадь; в - условная расчетная схема

M0 = weq H 2/2,(2.22)

где

где

Из равенства (2.22) будем иметь

 

Значения keq (при Н Н0) для значений 5 ≤ Н ≤ 40 м приведены в табл. П4.6.

Интенсивность расчетной нагрузки на колонны поперечной рамы (рис.2.12)

qeq = weqB,(2.23)

где В - ширина грузовой площади, равная шагу рам для схем с одинаковым шагом колонн по наружным и внутренним рядам и отсутствием продольного фахверка. При наличии продольного фахверка нагрузку на колонны принимают в виде эквивалентной равномерно распределенной, собранной с участков шириной, равной расстоянию между основной колонной и соседней с ней стойкой фахверка (ФС),

qeq = weq В1 (2.24)

и сосредоточенных, передаваемых опорно-связевыми элементами в местах их соединения с основной колонной. Величины сосредоточенных сил, передаваемых на колонны, равны реакциям опорно-связевых элементов

Wi = weq Аi,(2.25)

где Ai - грузовая площадь i -го участка.

Роль опорно-связевых элементов выполняют горизонтальные связевые фермы, расположенные вдоль здания в уровне нижних поясов стропильных ферм, к которым прикрепляют верхним концом стойки фахверка. Сила W1 от активного давления ветра и W - от отсоса соответствуют верхним реакциям стоек фахверка, расчетные схемы которых приняты как для однопролетных шарнирно опертых по концам балок, загруженных распределенной нагрузкой

W1 = weq 2 A1. (2.26)

Также в виде горизонтальной сосредоточенной силы передают ветровую нагрузку с участков от оси ригеля до верхней отметки здания (парапета, конька кровли или фонаря). Ее можно определять по усредненным значениям интенсивности нагрузки wm на этих участках (см. табл. П4.6 а)

W 2 = wm А2. (2.27)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...