Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка агропромышленного комплекса




Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….. стр.3

Государственная поддержка агропромышленного комплекса………………………... стр.8

Опыт иностранных государств по поддержке национального

товаропроизводителя……………………………………………………………………. стр.12

Проблемы налогообложения в сельском хозяйстве………………………………….. стр.21

Предложения экономистов по улучшению экономического состояния АПК……… стр.24

Список литературы…………………………………………………………………….. стр.32

Государственная поддержка агропромышленного комплекса

Место и роль агропромышленного комплексав России и принципиальные особенности переходного периода в стране обусловливают необходимость создания механизма государственного регулирования данного сектора экономики. АПК не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства, низкую отдачу вложенного капитала, медленнее приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям. А уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны.

В соответствии с нынешним состоянием сельского хозяйства в России меры господдержки аграрного сектора отечественной экономики должны быть направлены на стимулирование роста сельхозпроизводства. Однако сегодня механизмы регулирования АПК России мало побуждают к росту объемов и повышению эффективности производства в отрасли. Они скорее носят реанимационный характер и не отражают состояние экономики вообще и аграрного сектора в частности. Но, несмотря на недостаточность финансирования и практически разовый характер субсидий и дотаций, государственная поддержка сельхозпредприятий все же осуществляется.

Проблема эффективности прямой государственной помощи аграрному сектору многогранна. Применительно к нашей стране в современных условиях хозяйствования наиболее актуальными являются: размер помощи и механизм ее оказания, адресность, связь с уровнем первичного распределения добавленной стоимости посредством цен на сельхозпродукцию и товары промышленного производства, оптимизация соотношения федерального, регионального и местного бюджетов как источников финансирования помощи и др.

При решении данной проблемы необходимо учитывать возникшую в последние годы тенденцию резкой дифференциации сельскохозяйственных предприятий по их финансовому состоянию: благополучные повышают свой уровень состоятельности, а неблагополучные накапливают долги, теряют свой производственный потенциал.

Такая тенденция получила свое развитие в связи с ориентацией помощи на хозяйства, которые имеют достаточно высокую эффективность производства, что является экономически целесообразным с точки зрения отдачи государственных средств. Однако при этом недостаточно эффективно решается задача вывода значительной части несостоятельных предприятий в благополучные, на начало 2009 г 60% хозяйств нуждались в финансовом оздоровлении.

Правительством Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», включающий в себя три направления:

- «Ускоренное развитие животноводства»;

- «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

- «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (и их семей) на селе».

Национальный проект "Развитие АПК" в настоящее время перерастает в Государственную программу, и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства, отмечает Минсельхоз России. На реализацию пятилетней программы из федерального бюджета выделяется 551 миллиард рублей. В соответствии с федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" Минсельхоз России подготовил, и Правительство Российской Федерации приняло Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

В госпрограмме закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству, как к перспективной и приоритетной отрасли экономики, и к селу в целом - как к важному укладу жизни нашего народа. На ближайшее пятилетие определены три основные цели аграрной политики. Это, во-первых, устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения. Во-вторых - рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. В-третьих - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов. Аграрная политика на ближайшие 5 лет становится более прозрачной, что создает гарантии для бизнеса и делает отрасль более привлекательной для потенциальных инвесторов.

Объем поддержки сельского хозяйства из Федерального бюджета за пять лет увеличится в три раза (в сравнении с предыдущим пятилетием), а доля расходов на сельское хозяйство в федеральном бюджете - до 1,5%. Кроме этого, предполагается в тех же объемах софинансирование мероприятий Государственной программы со стороны бюджетов субъектов Федерации. В рамках Государственной программы намечается значительно увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства. При этом акцент будет сделан на росте объемов производства продукции животноводства. Среди главных задач Минсельхоз считает обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития отрасли.

Результаты работы российского АПК в 2008 году дали серьезные сдвиги в животноводстве: производство мяса (в живом весе) за 11 месяцев, по данным Росстата, увеличилось на 7,3%, молока - на 1,1% Несмотря на разразившийся в мире сначала продовольственный, а затем и финансовый кризис, показатели деятельности сельского хозяйства за 2008 год часто сопровождаются определением "рекордный". Рекордный урожай зерна (более 108 млн. тонн), рекордный урожай кукурузы (6,3 млн. тонн, рекордный урожай подсолнечника (7,3 млн. тонн), который привел к рекордному экспорту растительного масла.

Хороший урожай обернулся для агропромышленного комплекса большими проблемами. Цены обрушились и подорвали стимулы для ведения расширенного воспроизводства. Сельхозорганизации серьезно вложились в агротехнологию, и именно это помогло им получить высокий урожай, но в 2009 году они могут этого не сделать. В Волгоградской области цены на зерно были ниже себестоимости его производства. В ноябре цены на пшеницу 3 класса составили 4325 руб./т., 4 класса – 3350 руб./т.  Зерно не находило сбыта по достойным ценам. Да и хранить его в нормальных условиях имеют возможность далеко не все производители. 

Проблему обострил и финансовый кризис. Кредиты на подготовку к весенне-полевым работам для сельскохозяйственных организаций стали малодоступны. По оценке Минсельхоза РФ, потребность АПК в кредитных ресурсах на сезонную оперативно-хозяйственную деятельность, включая затраты на животноводство, составляет 335 млрд. рублей

В этих условиях правительство РФ вынуждено было спасать ситуацию. Меры по поддержке зернового производства обсуждались на самом высоком уровне. Большинство из них ранее в России не применялись. 2 февраля 2009 г премьер-министр России Владимир Путин провел совещание по поддержке АПК. Глава правительства заявил, что кредиты для АПК будут субсидироваться в размере 80% ставки рефинансирования ЦБ. Путин также сообщил, что уставный капитал Россельхозбанка увеличен на 45 миллиардов рублей. Деньги пойдут на расширение масштаба зерновых интервенций. Это должно помочь сохранить эффективность и объемы сельхозпроизводства и стабилизировать процесс ценообразования на внутреннем рынке. Первоначально на проведение закупочных интервенций было выделено 36 млрд. руб. По данным Министерства сельского хозяйства государство к концу 2008 года довело объем зерновых интервенций до 5 миллионов тонн. В дальнейшем задача повысилась до 10 млн. тонн, а в феврале было объявлено о приобретении около 20 млн. тонн. Кроме того, начнутся интервенции по закупке кукурузы. Закупочная цена составит 4 тысячи рублей за тонну, а всего планируется закупить 1 миллион тонн. Кроме того, параллельно с интервенциями было предложено проводить залоговые операции с зерном, которые позволят сельхозтоваропроизводителям получать дополнительный доход и дадут возможность стабилизировать ценовую ситуацию на рынке, исключив пиковые колебания цен. Волгоградским областным комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию организовано активное участие аграриев региона в государственной зерновой интервенции. В настоящее время ими уже продано порядка 750 тыс. тонн зерна на общую сумму более 3 млрд. руб. Это позволит поддержать сельхозпроизводителя в условиях кризиса.

Внутренние цены на зерно в России – главная и самая больная проблема отечественного сельхозпроизводства. Принятые государством меры, прежде всего, закупочные интервенции, позволили несколько изменить динамику цен.

Продовольственная пшеница третьего класса подорожала с 4308 рублей за тонну до 4352 рубля, фуражная - с 2394 рублей до 2427 рублей, и в настоящее время внутренние цены на зерно в РФ на 1400 рублей за тонну выше мировых. В связи с этим необходимо принять ряд мер, от которых будет зависеть размер будущих субсидий.

Помимо перечисленных выше мероприятий по оказанию помощи сельхозтоваропроизводителям необходимо также вносить поправки в сферу страхования агропромышленных предприятий. Нынешний уровень сельскохозяйственного страхования в стране, где более 75% территории расположены в условиях зоны рискованного земледелия, не дает основания говорить об использовании этого важнейшего рыночного инструмента в качестве надежного и системного института, обеспечивающего формирование оптимальных экономических условий для деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в период неблагоприятных климатических условий. На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект о сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой, регулирующий понятия, основополагающие принципы и объекты сельскохозяйственного страхования.

Страховая система построена таким образом, что средний уровень выплат страховых возмещений по отношению к взносам за последние 8 лет составил всего 59,9%, причем величина выплат имеет тенденцию к уменьшению. Это означает, что 40% полученных страховых взносов использовались страховщиками для финансирования собственных расходов и формирования прибыли. Это свидетельствует о том, что значительная часть бюджетных средств остается у страховщиков, а не направляется на осуществление страховых выплат. Повсеместно, за редкими исключениями, страховыми выплатами возмещается незначительная часть ущерба в размере - 4-5% от стоимости урожая, в то время как ущерб в регионах в отдельные годы достигает 20-30% стоимости урожая. В результате интерес работать со страховыми организациями у производителей падает. Практически не страхуются риски в таких сложных отраслях как животноводство, пчеловодство, рыбоводство и другие.

Одной из причин отказа сельских организаций сегодня заключить договора является то, что в настоящее время во время подписания страхового договора он должен полностью выплатить сумму страховых премий. Договора подписываются до начала весенних работ, сельхозпроизводители не имеют в это время финансовых ресурсов и вынуждены прибегать к привлечению дорогостоящих кредитов, что делает крайне невыгодной эту систему. При этом нужно иметь ввиду, что в любом случае страховщику эти средства потребуются не ранее конца августа месяца, значит более 5 месяцев полученные от страхователя средства (изъятые из сельского хозяйства) страховые организации используют на другие цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...