Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура информационной связи




Лекция 1. Структура общения

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

· субъекты;

· средства;

· потребности, мотивация и цели;

· способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

· результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” [8].

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания (рис. 1).

Рис. 1. Структура общения

Субъект и объект общения

Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.

Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено [3, 6].

Средства общения

Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Большое внимание изучению “речевого общения” уделял А.А. Леонтьев [7]. Психологическая структура процесса речевого общения (по А.А. Леонтьеву) такова:

· ориентировка

· планирование

· исполнение

· контроль

Также он исследовал функционально-целевые, групповые и ролевые факторы, характеризующие особенности ориентировки в ситуации и собеседнике.

Но все общение не может сводиться к деятельности (в том числе и речевой), речь всего лишь инструмент или средство человеческого общения, хотя и очень значимый в виде устного и печатного слова. Это вербальное средство общения.

Весьма важны и невербальные средства общения: мимика, выражение глаз, пантомимика (поза, жесты, движения, походка), манера держаться, дистанция между общающимися. Особенно выразительна человеческая мимика. Например, в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого исследователями найдено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Очень весомыми являются психотерапевтические возможности невербальных средств общения (группы телесной, танцевальной терапии и др.).

Однако восприятие и понимание человека человеком – это результат комплексного воздействия вербальных и невербальных факторов; кроме этого, необходимо учитывать физический облик человека, поведение, внешность.

Любая форма вербальной связи содержит элемент эмоционального значения (подтекст и т. п.). В условиях непосредственного контакта огромное значение приобретает невербальное сопровождение информации (например психосоматические движения). Язык всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения: с экспрессивными реакциями, семантикой поведения (смысл и значение поступков) в процессе совместной деятельности [9].

Функции коммуникации

1. Обмен информацией в предельно широком смысле. В человеке информативно все – от содержания речи до позы, жеста, мимики и звучания голоса. Но информацией для другого это становится тогда, когда он готов к ее восприятию и адекватной интерпретации [6].

2. Глубинная психологическая связь – передача элементов уникальности личности, психических состояний общающихся. К.С. Станиславский: “Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т. е. прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли” [12].

3. Общение не просто информационное, а энергоинформационное поле. Основным механизмом энергоинформационного или эмоционально-энергетического обмена партнеров в процессе коммуникации является психическое заражение (творческое, например дирижер с оркестром и со зрителем) [5].

Вопросы для повторения

1. Что вы знаете об основных подходах к структуре общения?

2. Каковы основные компоненты общения?

3. В чем сущность дифференциации общения на форму и содержание?

4. Как соотносятся вербальные и невербальные средства общения?

5. Перечислите функции коммуникации в общении.

Лекция 2. Общение как информационный процесс

Здесь необходимо рассмотреть условия, предпосылки, средства человеческого общения, структуру этого процесса: формы и способы информационной связи вообще и в групповых структурах.

Структура информационной связи

По видам информационная связь между общающимися индивидами может рассматриваться:

· со стороны вербальных и невербальных средств;

· в общей и специфической форме: непосредственная и опосредованная связь;

· по масштабу:

· межперсональная (обращенная к отдельному индивиду);

· камерная (к небольшой группе);

· массовая (к большим группам);

· статическая и динамическая;

· односторонняя и двусторонняя (обратная связь).

Способы информационной связи – это высказывания разного вида, которые могут выполнять три функции:

а) взаимный обмен;

б) передача информации;

в) воздействие.

Вербальная связь между общающимися индивидами предполагает наличие следующих компонентов: партнеров по общению; средств и способов установления связи (звук, письмо, жесты); сети и каналов связи; частоты и направленности связи [9]. Способы связи могут быть официальными, ролевыми и неофициальными. Официальными способами общения являются те, которые создаются структурой официальной, институированной организации. Способы общения передают осведомляющую, управляющую и координирующую информацию. Осведомляющая информация передается вышестоящим руководителям; управляющая направляется от вышестоящих к исполнителям, а координирующей информацией обмениваются люди, не подчиненные друг другу. Способы общения могут передавать обобщенную (вышестоящему руководителю) и конкретную (нижестоящему руководителю) информацию.

Наряду с официальными следует различать и неофициальные способы информационной связи. Неофициальными способами общения являются те, которые устанавливаются путем межличностного общения и личных контактов в отличие от официально установленных. Общающиеся лучше узнают друг друга, вовремя и с меньшими искажениями получают информацию. Но если в организации преобладает неофициальное общение, то снижается уровень эффективности деятельности.

Большая часть официальных способов общения осуществляется в письменной форме. Но они могут быть и устными.

Способы внутригрупповой информационной связи делятся на централизованные и нецентрализованные сети (рис. 2).

а б

Рис. 2. Централизованные и нецентрализованные сети коммуникации: а – централизованный член; б – нет централизованного члена, все имеют одинаковое число каналов коммуникации

Степень централизованности определяется наличием центральной позиции в сети коммуникации, определенным местом ее в сети, количеством каналов, связывающих одну позицию с другой. Член группы действует как “передающий” или как “интегрирующий”. Как интегрирующий член группы он может утаивать, не передавать сообщения, которые он получает, пока сам не решит проблему. Он может также:

· послать решение другому члену;

· послать решение и всю необходимую информацию в одном сообщении другим членам;

· послать всю необходимую информацию, не посылая решения в одном сообщении другим членам.

В нецентрализованных сетях коммуникации нет центрального члена. Все члены имеют одинаковое число каналов коммуникации. Члены коммуникации обмениваются информацией, по желанию посылая сообщения любому члену сети, не всегда получают ответы на них, работают с помощью собственных решений.

Эффективность сетей определяется по трем критериям:

· по количеству сообщений, необходимому для выполнения задачи;

· времени, требуемому для решения задачи;

· удовлетворенности данной сетью коммуникации.

В сети б больше ошибок, необходимо больше времени и информации для решения задачи. Централизованные же сети облегчают выполнение установленных задач, усиливают позицию лидера и быстро стабилизируются в процессе взаимодействия членов группы. Те, кто находится в центре информационной сети, получают большее удовлетворение, чем те, кто находится на периферии.

Говоря об информационной стороне общения, мы не можем исключить средства невербального поведения человека, хотя они и подчинены языку, но обладают некоторой долей самостоятельности. Наглядно это проявляется в случаях рассогласования между коммуникативными формами речи и ее значением (“вербальный диссонанс”) при различных психических расстройствах, например болезни Паркинсона, одним из симптомов которой является масковидное лицо, когда у больных отсутствует способность к голосовым модуляциям во время речи. Поскольку познавательные процессы не затрагиваются, то больные могут разговаривать и легко вступать в коммуникацию. Но госпитальный персонал при этом жалуется на чувство неуверенности в том, насколько адекватно им воспринята и понята информация, идущая от больных, лишенных способности сопровождения речи выразительными движениями.

При истерии и других неврозах, при местных нарушениях в лобных долях головного мозга наблюдаются рассогласования, называемые эхолалией. На команду или вопрос такой больной отвечает точным повторением, но не исполнением или осмысленным ответом.

В первом случае мы видим сложности в межиндивидуальных контактах, во втором – с пониманием смысла и значения контакта.

В вербальной связи выделяют еще модальность речи, которая показывает, является ли то, о чем говорится, существенным или возможным, желательным или необходимым, выявляет отношение к партнеру и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...