Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Личность в деловом общении




Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Это делалось для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. Знание психологии и понимание психологических процессов позволяет регулировать человеческие отношения.

Изучение психологии личности помогает определить характер, темперамент, внимание, память, способности, повышает эффективность работы менеджеров с работниками организации. От этого зависит психологический климат в коллективе и, как следствие, работа этого коллектива.

Исключительная сложность феномена личности объясняет наличие у психологов разных определений личности. Проблема личности в психологии охватывает огромное поле исследований. И хотя нельзя не согласиться с тем, что личность – это хорошо, следует с самого начала поставить все на свои места: личность – не оценочная категория, она присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста.

Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества;

4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика – то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Личность – это понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Научное определение личности отличается от ненаучного четкостью и полнотой, оно не содержит слов или понятий, которые требуют дополнительного определения. Такое, например, сочетание слов, как «личность – это человек как член общества», не может считаться четким научным определением, потому что не раскрывает специфики человека как личности (каждый человек – член общества). Другое определение: «личность есть человек как носитель сознания» – тоже не вполне удовлетворительно, поскольку содержит, по крайней мере, два слова, требующих дополнительного определения («носитель» и «сознание»).

Научное объяснение должно указывать на условия возникновения или изменения того или иного качества личности, например, ее способностей, потребностей, характера. Поскольку личностью определяется каждый поступок человека, а сама личность имеет сложный состав, научное объяснение поступков предполагает точное указание на то, какие компоненты поведения зависят от тех или иных качеств личности, например, в какой степени поступки человека определяются темпераментом, характером, потребностями, мировоззрением, моралью и другими личностными свойствами. Научно понять личность – значит также установить тип и законы сочетания друг с другом отдельных компонентов личности.

Все эти вопросы рассматриваются и решаются в психологических теориях личности. Они создавались в течение нескольких столетий представителями разных стран. Взгляды ученых на строение личности, естественно, отличались друг от друга, поскольку в них отражались личный жизненный опыт, научные интересы, особенности страны, включая ее традиции, обычаи, историю и культуру.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности, социальные установки – убеждения и отношения людей.

Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование, но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя, строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же.

Таким образом, личность с философской точки зрения – это способность человека (или человек, способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. Разумеется, здесь не может идти речь обо всем опыте человечества – каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую часть его, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии освоить. При этом, во-первых, каждое новое усваиваемое извне содержание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, и во-вторых, будучи усвоено, оно не сохраняется неизменным на протяжении жизни человека, а изменяется по специфическим законам динамики внутреннего мира, еще очень мало изученым. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек приобретает регуляторы поведения. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов.

Особенность психологического подхода к личности в отличие, например, от традиционного педагогического заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваются одинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятия человека: сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу по определению исходит из необходимости сформировать некоторые идеальные типы, качества и всегда смотрит на конкретного человека уже через призму этого идеала, что мешает видеть его самого по себе.

Отнесение человека к определенному типу не является познанием человека, оно может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Например, в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставления склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль. В другой ситуации (возьмем ту же нозологию в психиатрии) тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т. д., и здесь в соответствии с определенной практической целью типология работает. Значит, все типологии действенны в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то самостоятельной познавательной ценности они не имеют. Если типологии и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то более объективное познание связано с изучением личности в разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому-то одному общему обозначению.

Каждый человек не только личность, но и индивидуальность, так как в наборе или в степени развитости этих свойств он всегда чем-то отличается от других людей. В мире, наверное, не отыщешь двух людей, которые как личности были бы абсолютно похожими друг на друга. Индивидуальность как раз и отличает одну личность от другой.

Индивидуальные психологические различия людей объясняются многими причинами, у них много источников. Основной из них – то, что получено человеком по наследству, например, анатомо-физиологические особенности организма и свойства нервной системы (последними, например, определяется темперамент человека). Обусловленная анатомо-физиологическими факторами природная красота или непривлекательность человека могут повлиять на формирование его характера, самооценки, уровня притязаний, отношение к людям и привычки. Такие врожденные свойства, как неуравновешенность и возбудимость, способны оказать влияние на поведение человека. Хронические врожденные или приобретенные серьезные заболевания также могут быть источником индивидуальных личностных особенностей. Известны, например, случаи аномального изменения личности у алкоголиков и наркоманов, которые происходят в результате длительного и неумеренного потребления спиртных напитков и наркотиков. Третьим возможным источником индивидуальных личностных различий может быть семья.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному, в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства, требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне существенные усилия к их достижению, должен обладать волевыми качествами.

Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется воля в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Чтобы действовать волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем могут развиться в определенные способности. На этот процесс влияет темперамент.

Понятие «воля» в психологии используется для объяснения поступков людей в следующих основных случаях.

1. Когда человек действует вопреки своим очевидным, сиюминутным интересам, выгоде, сложившимся обстоятельствам и психологическому давлению со стороны других людей.

2. Когда человек настойчиво и упорно добивается однажды поставленной цели и не меняет ее, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

3. Когда человек прилагает немалые усилия для преодоления трудностей или для устранения препятствий.

4. Когда человек в состоянии управлять собой, своими эмоциями и обладает завидным терпением, выдержкой.

5. Когда при любых обстоятельствах человек не теряет присутствия духа, надежды и уверенности в себе.

6. Когда всякий свой поступок человек тщательно продумывает, взвешивает, критически оценивает его результаты, т. е. действует сознательно, на основе разума, а не эмоций.

Во всех этих случаях мы говорим, что поступками человека руководит его воля, что он человек волевой. Воля – это то, чем при отсутствии непосредственной мотивации (от потребностей) определяется настойчивость человека при достижении поставленной цели.

Уже по предыдущим темам (1,2) и из практики жизни можно заметить, что любая ситуация общения предполагает взаимодействие людей. Понятно, что их личностные особенности оказывают влияние на все их действия в ходе развивающихся межличностных отношений.

Личность влияет на то, как мы поддерживаем взаимоотношения, как ведем себя по отношению к партнерам, как они ведут себя по отношению к нам. Следовательно, чтобы эффективно общаться, нужно представлять свои индивидуально-психологические особенности, черты характера, способности, возможности (личностный потенциал). Только разобравшись в себе, мы сможем лучше понимать психологические характеристики окружающих нас людей, с которыми нам легче будет найти общий язык в общении и взаимодействии.

Для эффективного общения важно также уметь корректировать собственное поведение, внося изменения в:

свою личность (что нелегко, но возможно);

способы действий в определенных ситуациях общения;

свое субъективное отношение к ситуации.

Такие знания и умения необходимы для повышения психологической культуры специалиста, которая включает как минимум три элемента: 1) познание себя; 2) познание других; 3) умение общаться с людьми и регулировать свое поведение.

Для реализации указанных выше задач нам придется обратиться к такому разделу психологической науки, как «Психология личности», где мы постараемся рассмотреть важнейшие проблемы, связанные с личностью и тем как она влияет на различные аспекты нашей жизни, в том числе, на деловое общение.

Проблемы личности в психологии XX века:

а) психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг).

К настоящему времени сложилось множество теорий личности, которые классифицируется по разным основаниям. Обратимся к наиболее значимым и на сегодняшний день теориям личности. При этом важно помнить:

· эти теории не абсолютны, т.е. не дают исчерпывающего объяснения личности ее поведения;

· среди них нет «хороших» и «плохих»;

· они применяются в комплексе в зависимости от задач, ситуаций и субъектов общения.

Наиболее популярны в западной психологии такие ее направления, как психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология.

Основоположник психоанализа австрийский психиатр и невропатолог З.Фрейд (1856-1939) обратил внимание на то, что наше поведение определяется не только мышлением и логикой, большую роль играют в нем биологические, бессознательные факторы.

В своих работах («Толкование сновидений», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Он», «Психопатология обыденной жизни» и др.) он положил начало психодинамическому направлению в теории личности.

С 20-х г.г. XXв. Всю психическую динамику Фрейд выводил из взаимодействия трех психических инстанций («трех царств психики»):

«Оно» - самый глубокий слой бессознательных инстинктов, иррациональный источник жизнетворящей энергии детской сексуальности – либидо. «Оно» - нечто темное, биологическое, невербализуемое, не привязанное к месту и времени, свободное от социальных ограничений. «Слепой и немой диктатор». «Оно» подчиняется принципу удовольствия и, стремясь себя проявить, иногда прорывается в сознание в форме сновидений, описок, оговорок, неврозов, истерик и т.д.

«Оно» социально опасно и на пути его энергии встает плотина нашего «Я», которое подчиняется принципу реальности, отгораживаясь от бессознательного «цензурой» и давая нам ощущение себя как личности.

«Я», в свою очередь, подконтрольно «Сверх-Я» - усвоенным индивидом (по большей части бессознательно, в результате идентификации ребенка с родителем) нравственным нормам.

«Сверх-Я» выполняет роль критика, судьи, совести и может вызвать чувство вины и страха.

Между этими тремя структурами личности, соотносимыми соответственно с тремя зонами психики (бессознательное, предсознательное, сознание) существует неустойчивое равновесие. Главную роль в его поддержании играет наше «Я», которое испытывает давление со стороны требований «Оно», «Сверх-Я» и внешнего мира. А поскольку эти требования несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта, сильного внутреннего напряжения, от которого индивид спасается с помощью механизмов психологической защиты.

Что полезного для практики делового общения можно извлечь из учения Фрейда о структуре личности?

В практике делового общения:

«Сверх-Я» Предсознательное
Осуществляет нравственный контроль за поведением партнеров, особенно в ситуациях нравственного выбора между, например, выгодой и принципом деловой чести (репутации). Желательно предпочесть второе.
  1. включает механизмы перцептивной фильтрации, обеспечивая регистрацию даже небольшой, но существенной для партнеров в данный момент, части информации;
  2. позволяет считывать «невербальную» информацию в ходе взаимодействия партнеров и соответственно реагировать.

Термин «защитные механизмы» Фрейд предложил в 1926г. Что такое психологическая защита? Это:

· стремление индивида сохранять привычное мышление, сложившееся мнение о себе, непроизвольно отторгая или искажая информацию, неблагоприятную для самооценки;

· по существу, любые реакции, к которым неосознанно прибегает человек, чтобы оградить свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также конфликтных и других ситуаций, переживаемых как опасные;

· способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни. В целом это – механизмы вытеснения реальности в бессознательное.

Фрейд выделял 7 защитных механизмов, в настоящее время их описано более 20.

Охарактеризуем наиболее значимые из них в плане делового общения.

Механизмы психологической защиты Учет этих механизмов в практике делового общения
Отрицание – бессознательный отказ от негативной для самооценки информации («Я» не в состоянии принять правду о чем-либо). В характеристике партнера по общению следует: разделять поступок и личность; не «резать» ему «всю правду» в глаза, следствием чего является отказ от ее принятия в отношении себя.
Вытеснение – преднамеренное забывание, удаление травматического опыта за пределы сознания (глубокое «заталкивание» в бессознательное). В процессе взаимодействия с партнером следует обращать внимание на: такие его проявления, как ошибки, описки, оговорки, шутки, которые могут косвенно сигнализировать о его истинном отношений к кому-либо или чему-либо; на совпадение (несовпадение) его вербального и невербального поведения, что может свидетельствовать о степени искренности (неискренности) человека.
Рационализация – поиск разумных причин для объяснения иррационального (неприемлемого) действия или бездействия, искажение реальности по типу «зелен виноград». Важно: не торопиться с обвинениями человека в неискренности; стремится отличать действительные мотивы «дезинформации» от ложных, применяемых человеком для самооправдания.
Проекция (перенос) – бессознательное приписывание другому человеку собственных желаний, мыслей, качеств и чаще всего негативного характера. не переходить на личности в ходе общения; избегать категоричных негативных суждений в адрес партнера; проявлять доброжелательность в отношении партнера, нейтрализуя его негативные эмоции, побуждая его к более доверительному общению; учитывать свое психическое состояние, свои слабости и недостатки, т.к. наши характеристики людей могут не иметь ничего общего с самими этими людьми.
Идентификация – отождествление себя с другим человеком, когда с ним устанавливается эмоциональная связь. Следует: больше прислушиваться к собственным ощущениям, а не ограничиваться только подражанием значимым другим (отцу, руководителю, литературному персонажу и т.д.)
Замещение – когда человек снимает внутреннее напряжение путем переноса действия, направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию. Помнить: враждебные импульсы могут быть направлены как на других («срывать зло» на более беззащитных), так и на себя. Стараться: создавать в организации, группе возможности для психологической разрядки работников; не унижать чувства собственного достоинства коллег и подчиненных, не искать «козла отпущения», т.е. не создавать конфликтных ситуаций.
Далее – два полярно противоположных механизма: Если Вы руководитель:
Включение – облегчение внутреннего конфликта путем сопереживания, установления эмоционального конфликта; дать возможность сотрудникам организации, рабочей группы общаться не только по работе, но и на неформальном уровне.
Изоляция – защита от травмирующих факторов путем разрыва эмоциональных связей. иметь представление об изолированных и игнорируемых (в терминах социометрического анализа) членах группы, влиять на ее неформальную структуру путем перестановки, перегруппировки и т.д.
Сублимация (от лат. – «возвышаю»), когда неприемлемые импульсы канализируются во внешние, социально одобряемые действия в разных областях культуры – художественное творчество, интеллектуальная деятельность. Помнить: это единственный эффективный тип защиты, который позволяет человеку адаптироваться к реальности и в то же время выразить себя в творчестве, например, переключить свою агрессивность с оппонентов на решение деловых проблем, трансформировать ее в творческую злость; перевести в иронию и т.д. Руководителю полезно канализировать энергию сотрудников в творческую деятельность, в решение деловых задач путем создания соответствующих условий, целей, стимулов.

В плане делового общения важно учитывать следующее:

· «избыточная» и постоянная психологическая защита может привести к неадекватному восприятию реальности и самого себя, что будет препятствовать взаимопониманию в общении;

· хотя непосредственно теория психоанализа не предлагает человеку конкретных методов решения каких-то практических проблем, но ее знание необходимо для лучшего понимания мотивов собственного поведения и поведения других людей, для более эффективного контроля ситуаций общения.

Например, в качестве задания: определите, какие из рассмотренных выше типов защит характерны для Вас. Постарайтесь применять это знание в общении, оно даст Вам ключ к подсознанию собеседника и сделает Ваше восприятие более глубоким и верным.

Фрейд приобрел преданную группу последователей, но их точки зрения не совсем совпадали с его представлениями. Среди них – создатель аналитической (глубинной) психологии – К.Г. Юнг (1875-1961). В своих работах «Архетип и символ», «Психологические типы» и др. наряду с индивидуальным бессознательным выделил еще более глубокий слой бессознательного – коллективного бессознательного, носителем которого выступают архетипы.

Его понимание бессознательного от фрейдовского отличалось еще и тем, что:

· психика человека не есть замкнутая система с постоянной энергией, она представляет собой комплиментарное взаимодействие сознательного и бессознательного при непрерывном обмене энергией между ними;

· секс не играет исключительной роли в психической активности человека, она отличается большей духовностью;

· бессознательное не есть просто психобиологическая свалка отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов; оно – творческий принцип связывающий человека со всем человечеством, природой и Космосом – через архетипы!

Это некие всеобщие прирожденные бессознательные «мыслеформы», образцы восприятия и поведения, которые передаются человеку от его далеких предков, которые:

· опосредованно достигают его сознания с помощью символов;

· являют собой как бы высохшее русло реки, в которое вливается личный опыт человека.

Юнг, как и Фрейд, также признавал существование трех частей психики, но рассматривал их несколько по-другому.

Сознание – имеет то содержание, которое мы осознаем. Его центральным архетипом является Эго.

Индивидуальное (личное) бессознательное, в котором содержатся воспоминания о нашем прошлом. Его важнейшими архетипами Юнг считает персону, тень и самость.

Коллективное бессознательное, важнейшими архетипами которого являются, среди прочих комплексов, анима и анимус – оно идентично у всех людей.

 

Слои психики по Юнгу Учет их роли в практике делового общения
Персона – часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими хотим быть в глазах других людей. Это социальная роль человека («Я для других»), проистекающая из ожиданий окружающих и обучения в раннем возрасте. Ее главная задача – адаптация к внешнему миру и достижение некоего компромисса между личностными пристрастиями и социальными ожиданиями от этой личности. Юнг называл персону «архетипом» в общении персона может задушить индивидуальность; те, кто отождествляет себя со своей персоной начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей и «фасада». В то же время она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Разлад с персоной может привести к таким потрясениям, как «личностная инфляция» (отчуждение личности путем ее отождествления с группой) и «диссоциация»(нарушение связей сознательного и бессознательного, что может обернуться нецелостностью личности, ее фрагментированием на отдельные комплексы).
Я (Эго) – накопленные в нашем опыте психические процессы апперцепции (зависимость восприятия явлений от предшествующего опыта человека), чувственности, мышления и воли, т.е. все, что нами осознается. В то же время Эго ответственно за связь сознательного и бессознательного. Ее задача – направлять в нужное русло энергию Тени до такой с степени, чтобы мы могли жить в согласии с другими, и в то же время – открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью. В сложных ситуациях делового общения, учитывая механизмы апперцепции, желательно доводить понимание личности партнера до равновесия с восприятием информации. В определенном равновесии нуждаются также психические процессы чувствования и мышления. Разумная аргументация действенна до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит силе аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как доводы разума теряют свою эффективность.
Тень – центр индивидуального бессознательного, бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании (подавленная, темная, социально неприемлемая животная сторона личности). Тень – не только обратное отражение Эго. Это также источник жизненной энергии, творческих инстинктов, которые могут привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит от установки нашего сознания. Для ситуаций делового общения важно учитывать: тень опаснее всего, если ее не признавать. Тогда человек проецирует свои нежелательные качества на других, например, на партнеров по общению, либо оказывается во власти тени, не сознавая этого.
Анима – бессознательное женское начало в психике мужчин. Анимус – бессознательное мужское начало в психике женщин. Это – женская и мужская бессознательные составляющие человека как единого целого. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера – мужчины или в жесткой аргументации и ригидности партнера – женщины.
В целом коллективное бессознательное представлено архетипами, которые в наиболее чистом виде проявляются в сновидениях, галлюцинациях, фантазиях, мифологических образах и т.д. Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, например, совести, источник которых не всегда осознается индивидом. Архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес для:
  • постижения спонтанных проявлений психики партнера;
  • обнаружения в этих проявлениях определенного символизма передаваемой им информации.
При коллизиях долга и совести, Юнг советует придерживаться голоса совести, как первичного, более древнего феномена, учитывая при этом проявление синхроничности, в которой обнаруживается коллективная природа психоидного типа.
Самость – главный, важнейший архетип, архетип порядка и целостности. Это – регулирующий центр личности, вокруг которого объединены все элементы ее психики. Становление самости происходит в процессе индивидуации и самое главное для человека – понять свою самость: с ее помощью может быть достигнута интеграция всех аспектов души человека (сознательного и бессознательного), что является условием его целостного и свободного развития. Неправильное понимание самости, разрыв сознательного и бессознательного «Я реального» и «я идеального», приводит к самоотчуждению личности, к неадекватной самооценке, что не может не сказаться отрицательно на процессе делового общения. Нужно помнить, что Самость по Юнгу, становится зеркалом, в котором отражаются как реальная личность на любой момент времени, так и тот идеальный образ, которого способна достичь эта личность.

Учитывая направленность психической энергии личности (на внешний мир или внутрь к себе), Юнг создал типологию личности, в которой выделил два типа людей экстраверты и интроверты.

Типы людей по Юнгу и их проявления в общении.

Экстраверты (обращенные к внешнему миру) Интроверты (обращенные внутрь, к себе)
Черпают энергию из внешнего мира, общительны, активны, не любят долгого одиночества, инициативны, импульсивны, их отличает гибкость поведения, социальная адаптированность, склонность к лидерству, их волевой импульс направлен на делового партнера. Они даже склонны идти на риск, но зависимость от объективных факторов деловой ситуации ограничивает его возможности. Малообщительны, не любят оживленного обсуждения, предпочитают больше слушать, чем говорить, держат свои мысли и наблюдения при себе, их отличает социальная пассивность, склонность с самоанализу, затрудненная социальная адаптация. Они стараются отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируются на собственные установки.

Впоследствии Юнг пришел к выводу: каждый из этих двух типов людей делится еще на четыре типа в зависимости от преобладающей психической функции (мышление, эмоции, ощущения, интуиция). Соответственно он выделил мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы как внутри экстравертов, так внутри интровертов.

Характеристики типов экстравертов и интровертов Их проявление в деловом общении
Мыслительный тип личности – логичный, все обдумывающий аналитик, стремящийся объективно воспринимать и оценивать информацию и принимать решения также логично и объективно. Он руководствуется в первую очередь логикой. Стремится анализировать поведение партнера, замечает главным образом осознаваемый слой общения, то что высказывается открытым текстом. Менее других восприимчив к бессознательным аспектам межличностного взаимодействия.
Эмоциональный тип личности опирается на свое субъективное отношение к информации на субъективную оценку событий, учитывая как его решение повлияет на других, на межличностные отношения. Ему присущ объективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями больше, чем логическими. Чутко реагирует на состояние других людей, склонен вступать в эмоциональный резонанс, усиливать чужое настроение. Способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством для давления партнера.
Ощущающий тип личности предпочитает конкретную информацию, доверяет тому, что можно увидеть, услышать, потрогать, фиксирует внимание на фактах и деталях. Для принятия решения ему важен опыт других людей, здравый смысл. Чуждо фантазерство. Быстро ориентируется в ситуации делового общения, наблюдателен, внимателен, замечает изменения в человеческом поведении, настроении и планах. Уверен в себе, реалистичен, не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.
Интуитивный тип в принятии решений опирается на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие. Информацию собирает произвольным путем, ищет в ней свой смысл. Тонко чувствует человека, ситуацию, в которой он находится, его планы и намерения. Вместе с тем долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям,проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

Гуманистическая психология (К.Р. Рождерс)

Современная гуманистическая психология появилась в США в 60-е гг. XXв. Во многом как отрицательная реакция на бихевиоризм и психоанализ, изучающий личность конформную, невротическую, нецелостную. Ее основные установки:

· человек-цель, а не средство;

· истинная сущность человека заключается в его прирожденном добром начале – стремлении к любви, свободе, признании, самовыражении;

· нет смысла в разделении людей на какие-то классы и типы: каждый человек уникален и ценен сам по себе;

· личность стремится не к обретению равновесия, а к выходу из него, к постоянной творческой самореализации.

Непосредственные создатели гуманистической психологии – Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл.

Наибольший интерес для анализа личности в ситуациях делового общения представляет психология К. Роджерса (1902-1987г.). Модель личности в его представлении:

«Я - концепция» по Роджерсу

Фундаментальным компонентом личности Роджерс считал «Я - концепцию». Она включает «Я реальное», которое имеет внутренний источник и «Я идеальное», которое имеет источник внешний – чужие представления (семьи, друзей, коллег, начальства) о том, какими мы должны быть, чтобы обрести свое реальное Я.

В результате рассогласования между реальным и идеальным Я опыт человека, его феноменальное поле искажается, деформируется, наполняется фобиями, аберрациями, психологическими защитами, замыкается в круг фиксированных матриц-оценок. Когда человек пытается жить в соответствии с идеальными, а не своим реальным Я, он становится нецелостным, неподменным, у него возникают проблемы и тяжелые переживания. И чем больше это рассогласование, тем больше искажается восприятие реальности в феноменальном поле человека и тем меньше его удовлетворенность жизнью, т.к. чем больше мы принимаем себя, тем больше принимаем других.

Степень тождественности феноменального поля человека реальной действительности в концепции Роджерса называется конгруэнтностью (от лат. – «встретиться и прийти к согласию»). Конгруэнтность – такое психологическое состояние человека, когда он находится в согласии с собой и другими, что означает, по Роджерсу, «точное соответствие опыта, осознания и сообщения», т.е. совпадение того, что я на самом деле переживаю, осознаю и передаю другому. Если такое состояние наблюдается у обоих партнеров по общению, то между ними устанавливается хорошее взаимопонимание и взаимодействие.

Закон конгруэнтности К. Роджерса Значимо для практике делового общения
Чем больше первый партнер воспринимает общение со стороны второго партнера как соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности. Учесть:
  • игнорирование закона конгруэнтности ведет к ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров;
  • наилучшим образом мы можем понять внутреннее состояние партнера через эмпатию (сопереживание, эмоциональный отклик);
  • человек производит впечатление конгруэнтного, когда идущая от него вербальная и невербальная информация совпадает, неконгруэнтного – когда не совпадает (примеры).
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...