Лекция 4. Личность в деловом общении
Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Это делалось для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. Знание психологии и понимание психологических процессов позволяет регулировать человеческие отношения. Изучение психологии личности помогает определить характер, темперамент, внимание, память, способности, повышает эффективность работы менеджеров с работниками организации. От этого зависит психологический климат в коллективе и, как следствие, работа этого коллектива. Исключительная сложность феномена личности объясняет наличие у психологов разных определений личности. Проблема личности в психологии охватывает огромное поле исследований. И хотя нельзя не согласиться с тем, что личность – это хорошо, следует с самого начала поставить все на свои места: личность – не оценочная категория, она присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста. Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности: 1) личность присуща каждому человеку; 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества; 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика – то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада. Личность – это понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
Научное определение личности отличается от ненаучного четкостью и полнотой, оно не содержит слов или понятий, которые требуют дополнительного определения. Такое, например, сочетание слов, как «личность – это человек как член общества», не может считаться четким научным определением, потому что не раскрывает специфики человека как личности (каждый человек – член общества). Другое определение: «личность есть человек как носитель сознания» – тоже не вполне удовлетворительно, поскольку содержит, по крайней мере, два слова, требующих дополнительного определения («носитель» и «сознание»). Научное объяснение должно указывать на условия возникновения или изменения того или иного качества личности, например, ее способностей, потребностей, характера. Поскольку личностью определяется каждый поступок человека, а сама личность имеет сложный состав, научное объяснение поступков предполагает точное указание на то, какие компоненты поведения зависят от тех или иных качеств личности, например, в какой степени поступки человека определяются темпераментом, характером, потребностями, мировоззрением, моралью и другими личностными свойствами. Научно понять личность – значит также установить тип и законы сочетания друг с другом отдельных компонентов личности. Все эти вопросы рассматриваются и решаются в психологических теориях личности. Они создавались в течение нескольких столетий представителями разных стран. Взгляды ученых на строение личности, естественно, отличались друг от друга, поскольку в них отражались личный жизненный опыт, научные интересы, особенности страны, включая ее традиции, обычаи, историю и культуру. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности, социальные установки – убеждения и отношения людей. Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование, но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя, строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же. Таким образом, личность с философской точки зрения – это способность человека (или человек, способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. Разумеется, здесь не может идти речь обо всем опыте человечества – каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую часть его, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии освоить. При этом, во-первых, каждое новое усваиваемое извне содержание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, и во-вторых, будучи усвоено, оно не сохраняется неизменным на протяжении жизни человека, а изменяется по специфическим законам динамики внутреннего мира, еще очень мало изученым. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек приобретает регуляторы поведения. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов.
Особенность психологического подхода к личности в отличие, например, от традиционного педагогического заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваются одинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятия человека: сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу по определению исходит из необходимости сформировать некоторые идеальные типы, качества и всегда смотрит на конкретного человека уже через призму этого идеала, что мешает видеть его самого по себе. Отнесение человека к определенному типу не является познанием человека, оно может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Например, в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставления склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль. В другой ситуации (возьмем ту же нозологию в психиатрии) тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т. д., и здесь в соответствии с определенной практической целью типология работает. Значит, все типологии действенны в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то самостоятельной познавательной ценности они не имеют. Если типологии и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то более объективное познание связано с изучением личности в разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому-то одному общему обозначению. Каждый человек не только личность, но и индивидуальность, так как в наборе или в степени развитости этих свойств он всегда чем-то отличается от других людей. В мире, наверное, не отыщешь двух людей, которые как личности были бы абсолютно похожими друг на друга. Индивидуальность как раз и отличает одну личность от другой.
Индивидуальные психологические различия людей объясняются многими причинами, у них много источников. Основной из них – то, что получено человеком по наследству, например, анатомо-физиологические особенности организма и свойства нервной системы (последними, например, определяется темперамент человека). Обусловленная анатомо-физиологическими факторами природная красота или непривлекательность человека могут повлиять на формирование его характера, самооценки, уровня притязаний, отношение к людям и привычки. Такие врожденные свойства, как неуравновешенность и возбудимость, способны оказать влияние на поведение человека. Хронические врожденные или приобретенные серьезные заболевания также могут быть источником индивидуальных личностных особенностей. Известны, например, случаи аномального изменения личности у алкоголиков и наркоманов, которые происходят в результате длительного и неумеренного потребления спиртных напитков и наркотиков. Третьим возможным источником индивидуальных личностных различий может быть семья. Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному, в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее. Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства, требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне существенные усилия к их достижению, должен обладать волевыми качествами. Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется воля в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Чтобы действовать волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем могут развиться в определенные способности. На этот процесс влияет темперамент.
Понятие «воля» в психологии используется для объяснения поступков людей в следующих основных случаях. 1. Когда человек действует вопреки своим очевидным, сиюминутным интересам, выгоде, сложившимся обстоятельствам и психологическому давлению со стороны других людей. 2. Когда человек настойчиво и упорно добивается однажды поставленной цели и не меняет ее, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. 3. Когда человек прилагает немалые усилия для преодоления трудностей или для устранения препятствий. 4. Когда человек в состоянии управлять собой, своими эмоциями и обладает завидным терпением, выдержкой. 5. Когда при любых обстоятельствах человек не теряет присутствия духа, надежды и уверенности в себе. 6. Когда всякий свой поступок человек тщательно продумывает, взвешивает, критически оценивает его результаты, т. е. действует сознательно, на основе разума, а не эмоций. Во всех этих случаях мы говорим, что поступками человека руководит его воля, что он человек волевой. Воля – это то, чем при отсутствии непосредственной мотивации (от потребностей) определяется настойчивость человека при достижении поставленной цели. Уже по предыдущим темам (1,2) и из практики жизни можно заметить, что любая ситуация общения предполагает взаимодействие людей. Понятно, что их личностные особенности оказывают влияние на все их действия в ходе развивающихся межличностных отношений. Личность влияет на то, как мы поддерживаем взаимоотношения, как ведем себя по отношению к партнерам, как они ведут себя по отношению к нам. Следовательно, чтобы эффективно общаться, нужно представлять свои индивидуально-психологические особенности, черты характера, способности, возможности (личностный потенциал). Только разобравшись в себе, мы сможем лучше понимать психологические характеристики окружающих нас людей, с которыми нам легче будет найти общий язык в общении и взаимодействии. Для эффективного общения важно также уметь корректировать собственное поведение, внося изменения в: свою личность (что нелегко, но возможно); способы действий в определенных ситуациях общения; свое субъективное отношение к ситуации. Такие знания и умения необходимы для повышения психологической культуры специалиста, которая включает как минимум три элемента: 1) познание себя; 2) познание других; 3) умение общаться с людьми и регулировать свое поведение. Для реализации указанных выше задач нам придется обратиться к такому разделу психологической науки, как «Психология личности», где мы постараемся рассмотреть важнейшие проблемы, связанные с личностью и тем как она влияет на различные аспекты нашей жизни, в том числе, на деловое общение. Проблемы личности в психологии XX века: а) психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг). К настоящему времени сложилось множество теорий личности, которые классифицируется по разным основаниям. Обратимся к наиболее значимым и на сегодняшний день теориям личности. При этом важно помнить: · эти теории не абсолютны, т.е. не дают исчерпывающего объяснения личности ее поведения; · среди них нет «хороших» и «плохих»; · они применяются в комплексе в зависимости от задач, ситуаций и субъектов общения. Наиболее популярны в западной психологии такие ее направления, как психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология. Основоположник психоанализа австрийский психиатр и невропатолог З.Фрейд (1856-1939) обратил внимание на то, что наше поведение определяется не только мышлением и логикой, большую роль играют в нем биологические, бессознательные факторы. В своих работах («Толкование сновидений», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Он», «Психопатология обыденной жизни» и др.) он положил начало психодинамическому направлению в теории личности. С 20-х г.г. XXв. Всю психическую динамику Фрейд выводил из взаимодействия трех психических инстанций («трех царств психики»): «Оно» - самый глубокий слой бессознательных инстинктов, иррациональный источник жизнетворящей энергии детской сексуальности – либидо. «Оно» - нечто темное, биологическое, невербализуемое, не привязанное к месту и времени, свободное от социальных ограничений. «Слепой и немой диктатор». «Оно» подчиняется принципу удовольствия и, стремясь себя проявить, иногда прорывается в сознание в форме сновидений, описок, оговорок, неврозов, истерик и т.д. «Оно» социально опасно и на пути его энергии встает плотина нашего «Я», которое подчиняется принципу реальности, отгораживаясь от бессознательного «цензурой» и давая нам ощущение себя как личности. «Я», в свою очередь, подконтрольно «Сверх-Я» - усвоенным индивидом (по большей части бессознательно, в результате идентификации ребенка с родителем) нравственным нормам. «Сверх-Я» выполняет роль критика, судьи, совести и может вызвать чувство вины и страха. Между этими тремя структурами личности, соотносимыми соответственно с тремя зонами психики (бессознательное, предсознательное, сознание) существует неустойчивое равновесие. Главную роль в его поддержании играет наше «Я», которое испытывает давление со стороны требований «Оно», «Сверх-Я» и внешнего мира. А поскольку эти требования несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта, сильного внутреннего напряжения, от которого индивид спасается с помощью механизмов психологической защиты. Что полезного для практики делового общения можно извлечь из учения Фрейда о структуре личности? В практике делового общения:
Термин «защитные механизмы» Фрейд предложил в 1926г. Что такое психологическая защита? Это: · стремление индивида сохранять привычное мышление, сложившееся мнение о себе, непроизвольно отторгая или искажая информацию, неблагоприятную для самооценки; · по существу, любые реакции, к которым неосознанно прибегает человек, чтобы оградить свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также конфликтных и других ситуаций, переживаемых как опасные; · способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни. В целом это – механизмы вытеснения реальности в бессознательное. Фрейд выделял 7 защитных механизмов, в настоящее время их описано более 20. Охарактеризуем наиболее значимые из них в плане делового общения.
В плане делового общения важно учитывать следующее: · «избыточная» и постоянная психологическая защита может привести к неадекватному восприятию реальности и самого себя, что будет препятствовать взаимопониманию в общении; · хотя непосредственно теория психоанализа не предлагает человеку конкретных методов решения каких-то практических проблем, но ее знание необходимо для лучшего понимания мотивов собственного поведения и поведения других людей, для более эффективного контроля ситуаций общения. Например, в качестве задания: определите, какие из рассмотренных выше типов защит характерны для Вас. Постарайтесь применять это знание в общении, оно даст Вам ключ к подсознанию собеседника и сделает Ваше восприятие более глубоким и верным. Фрейд приобрел преданную группу последователей, но их точки зрения не совсем совпадали с его представлениями. Среди них – создатель аналитической (глубинной) психологии – К.Г. Юнг (1875-1961). В своих работах «Архетип и символ», «Психологические типы» и др. наряду с индивидуальным бессознательным выделил еще более глубокий слой бессознательного – коллективного бессознательного, носителем которого выступают архетипы. Его понимание бессознательного от фрейдовского отличалось еще и тем, что: · психика человека не есть замкнутая система с постоянной энергией, она представляет собой комплиментарное взаимодействие сознательного и бессознательного при непрерывном обмене энергией между ними; · секс не играет исключительной роли в психической активности человека, она отличается большей духовностью; · бессознательное не есть просто психобиологическая свалка отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов; оно – творческий принцип связывающий человека со всем человечеством, природой и Космосом – через архетипы! Это некие всеобщие прирожденные бессознательные «мыслеформы», образцы восприятия и поведения, которые передаются человеку от его далеких предков, которые: · опосредованно достигают его сознания с помощью символов; · являют собой как бы высохшее русло реки, в которое вливается личный опыт человека. Юнг, как и Фрейд, также признавал существование трех частей психики, но рассматривал их несколько по-другому. Сознание – имеет то содержание, которое мы осознаем. Его центральным архетипом является Эго. Индивидуальное (личное) бессознательное, в котором содержатся воспоминания о нашем прошлом. Его важнейшими архетипами Юнг считает персону, тень и самость. Коллективное бессознательное, важнейшими архетипами которого являются, среди прочих комплексов, анима и анимус – оно идентично у всех людей.
Учитывая направленность психической энергии личности (на внешний мир или внутрь к себе), Юнг создал типологию личности, в которой выделил два типа людей экстраверты и интроверты. Типы людей по Юнгу и их проявления в общении.
Впоследствии Юнг пришел к выводу: каждый из этих двух типов людей делится еще на четыре типа в зависимости от преобладающей психической функции (мышление, эмоции, ощущения, интуиция). Соответственно он выделил мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы как внутри экстравертов, так внутри интровертов.
Гуманистическая психология (К.Р. Рождерс) Современная гуманистическая психология появилась в США в 60-е гг. XXв. Во многом как отрицательная реакция на бихевиоризм и психоанализ, изучающий личность конформную, невротическую, нецелостную. Ее основные установки: · человек-цель, а не средство; · истинная сущность человека заключается в его прирожденном добром начале – стремлении к любви, свободе, признании, самовыражении; · нет смысла в разделении людей на какие-то классы и типы: каждый человек уникален и ценен сам по себе; · личность стремится не к обретению равновесия, а к выходу из него, к постоянной творческой самореализации. Непосредственные создатели гуманистической психологии – Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл. Наибольший интерес для анализа личности в ситуациях делового общения представляет психология К. Роджерса (1902-1987г.). Модель личности в его представлении: «Я - концепция» по Роджерсу Фундаментальным компонентом личности Роджерс считал «Я - концепцию». Она включает «Я реальное», которое имеет внутренний источник и «Я идеальное», которое имеет источник внешний – чужие представления (семьи, друзей, коллег, начальства) о том, какими мы должны быть, чтобы обрести свое реальное Я. В результате рассогласования между реальным и идеальным Я опыт человека, его феноменальное поле искажается, деформируется, наполняется фобиями, аберрациями, психологическими защитами, замыкается в круг фиксированных матриц-оценок. Когда человек пытается жить в соответствии с идеальными, а не своим реальным Я, он становится нецелостным, неподменным, у него возникают проблемы и тяжелые переживания. И чем больше это рассогласование, тем больше искажается восприятие реальности в феноменальном поле человека и тем меньше его удовлетворенность жизнью, т.к. чем больше мы принимаем себя, тем больше принимаем других. Степень тождественности феноменального поля человека реальной действительности в концепции Роджерса называется конгруэнтностью (от лат. – «встретиться и прийти к согласию»). Конгруэнтность – такое психологическое состояние человека, когда он находится в согласии с собой и другими, что означает, по Роджерсу, «точное соответствие опыта, осознания и сообщения», т.е. совпадение того, что я на самом деле переживаю, осознаю и передаю другому. Если такое состояние наблюдается у обоих партнеров по общению, то между ними устанавливается хорошее взаимопонимание и взаимодействие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|