Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Ключевые ценности традиционной духовной культуры Китая




Введение

Существует множество различных стран со своими традициями, ценностями, верованиями, праздниками, языками и т.д. Специфику каждой страны создает, прежде всего, культура. Культура – это «образ жизни» страны, которая передается из поколения в поколение.

Культура Китая – одна из самых загадочных культур в мире. Она характеризуется яркой самобытностью, что придает ей узнаваемый облик даже в условиях современной пестроты мира. Культура Китая пришла из далёких времен, и имеет очень глубокие корни. Подтверждением этому служит многовековая история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно, всего человечества. Если культура является душой нации, то можно представить, как давно формировалась и крепла душа каждого китайца.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время очень сильно проявляется интерес к Китаю. Это и понятно, так как КНР – одно из сильнейших в современном мире государств, которое достигло небывалых высот в научном и культурном развитии, породила бессмертные сокровища философской мысли, искусства и литературы. Для понимания всех тонкостей этой страны, нужно, прежде всего, познакомиться с китайской историей, культурой, а также менталитетом народа, проживающего на ее территории.

Актуальность темы, ее практическая значимость определили цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель работы – выделить особенности национального характера жителей Китая и раскрыть главные черты традиционной китайской культуры.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:

1. Охарактеризовать понятие «менталитет».

2. Выделить традиционные ценности присущие китайской культуре.

3. Проанализировать, свойственные китайцам, черты национального характера.

Объект исследования – культура Китая.

Предмет исследования – особенности традиционной культуры и менталитета китайцев.

 

 

I. Содержание понятия «менталитета» («национальный характер»)

Изучение иностранного языка неразрывно связано с познанием культуры его носителей. В свою очередь исследование культуры непременно касается национальных черт народа. Описывая определенные особенности нации, специфику образа жизни, манеры поведения, говорят о национальном характере.

Под национальным характером понимается то, что приобретается в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельности.

Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на национальный характер. Среди них – тип общества, в котором живут люди, доминирующая религия, психофизиологическая природа нации, а также среда обитания человека.

Впервые понятие «национальный характер» стали употреблять путешественники, а вслед за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей образа людей и поведения разных наций и народов[1]. При этом разные авторы в своих описаниях часто имели в виду совершенно различные вещи. В дальнейшем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали, прежде всего, темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.д.

Сейчас под национальным характером понимают своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее национальной культуры[2].

Разумеется, формирование современных национальных характеров представляет собой результат сложного историко-психологического процесса, продолжающегося уже в течение многих веков. Проживая в неодинаковых природных условиях, люди с течением времени постепенно приспосабливались к ним, вырабатывая определенные общепринятые формы восприятия и реагирования на эти условия. Это играло адаптивную роль, способствуя развитию и совершенствованию человеческой деятельности и общения людей. Подобные формы восприятия и реагирования закреплялись в определенных способах индивидуального и коллективного поведения, наиболее соответствующих породившим их условиям. Особенности национального характера находили свое выражение в первичных, наиболее глубинных формах национальной культуры, формируя своего рода социокультурные эталоны, нормативы и образцы адаптивного поведения[3].

С усложнением способов социальной организации жизни, адаптивная роль и приспособительное значение национального характера, непосредственно связывавшего человека и его поведение с физическими условиями среды обитания, постепенно отходили на задний план.

В структуре национального характера обычно различают ряд элементов. Во-первых, это национальный темперамент – он бывает, например, «возбудимым» и «бурным», или, напротив, «спокойным» и «замедленным». Во-вторых, национальные эмоции – как «национальная восторженность» или, допустим, «национальный скептицизм». В-третьих, национальные чувства – например, «национальную гордость», «национальную уничижительность» и др. В-четвертых, первичные национальные предрассудки, касающиеся взаимоотношений национально-этнической группы с нациями-соседями. Разновидностью таких предрассудков являются соответствующие стереотипы реагирования на происходящие события, например, «национального консерватизма», «национальной покорности» или, напротив, «национального бунтарства» и «национальной самоуверенности»[4].

В последнее время на смену понятия «национальный характер» приходит понятие «менталитет» (от фр. мentalite – «направление мыслей»). Он подразумевает тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие индивиду как представителю некоторой социальной группы.

Менталитет человека складывается длительным путем. Конечно, в первую очередь на человека влияют обстоятельства его жизни, непосредственно им воспринимаемые и требующие от него всей ответной реакции. Но не только они. История общества, в котором живет человек, традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления - все это складывается веками. И все эти факторы, зачастую не осознанными человеком путями, а если и осознаваемыми, то не вполне им оцененными, влияют на человека, так сказать, оседают в нем, превращаются в черты его менталитета. Точно так же и природная эволюция человека, его генетический код выплескиваются в ядро его бытия и отпечатываются в нем.

Менталитет человека выступает активным фактором человеческой жизнедеятельности. С одной стороны, он подвигает человека на принятие определенных действий, следование определенным ценностям, предпочтение определенной культуры, образа мыслей и чувств. С другой – он же выступает основой отталкивания человеком всего того, что ему чуждо, неприятия определенных стандартов поведения, идей и т.д. Иначе говоря, менталитет весьма мощно предопределяет всю линию жизненного поведения человека[5].

Менталитет воплощает в себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, логического, рационального и эмоционального, интуитивного, мышления и поведения, веры и образа жизни[6].

Менталитет скрывается в поведении, оценках, манере мыслить и говорить. Выучить и подделать его нельзя, можно лишь «впитать» вместе с тем языком, который вмещает в себя мировоззрение и коды данной культуры[7].

Таким образом, менталитет является выражением специфики национального своеобразия. Полноценное знакомство с любой культурой предполагает не только изучение материальных составляющих этой культуры, не только знание её исторической, географической и экономической детерминант, но и попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей языка этой культуры.

II. Ключевые ценности традиционной духовной культуры Китая

В Китае 56 национальностей. Культура каждой из них является основной частью культуры Китая. Как этническая община, китайская нация с древних времен складывалась из множества элементов, таких как общие язык, территория, экономическая жизнь, менталитет на основе идентичности культуры и т. д.

Китай развивается на основе китайской традиционной культуры, которая базируется на культе предков и является воплощением истории китайской нации.

Древнекитайские философы полагали, что все в мире состоит из двух противоположных начал, Инь и Ян. Инь – это сырое, темное, тяжелое, женское начало. Ян – твердое, светлое, легкое, мужское начало. Небо и Земля считаются родителями Человека. Возникает триада: Небо (космос) – Земля – Человек. Человек рассматривается как существо, вобравшее в себя чистейшую и совершеннейшую сущность инь и ян в их полной гармонии, он как бы объединяет в себе Небо и Землю. Каждый человек – это малый мир, микрокосм, поэтому он считается в китайской культурной традиции космическим началом, равномощным и равнозначным Небу и Земле. Человек в триаде занимает центральное место. Его миссия заключалась в том, чтобы оберегать Целостность Мира, беспредельную, бесконечную мозаику бытия, он должен не нарушать ритм Вселенной, Целого, единого биосоциального организма. Человек должен относиться к Небу и Земле как к родителям – гармонизировать отношения с ними, забывая о своем «я».

Высшее начало мира – Дао (Путь) понималось как всепорождающее, бесконечное Превращение мира, без начала и конца, невидимая «пружина», дыхание, ритм Вселенной, неведомый соучастник диалога Человека и Космоса. Это начало всех начал, основа всего сущего. Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Но это – не бог, не сверхъестественная сила, поскольку Дао естественно, хотя и непостижимо. «Человек следует Земле, Земля – Небу, Небо – Дао, а Дао – самому себе»[8].

Суть китайской традиционной культуры заключается в конфуцианском учении, которое сосредоточено на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретенных качеств, поведения в обществе, взаимоотношений с другими людьми. Краеугольным камнем конфуцианских теоретических построений выступает учение об идеале личности – «благородном муже» (цзюнь-цзы). Под «благородным мужем» понимается человек, обладающий «пятью добродетелями» (или – «благими качествами»). «Пять добродетелей» это: «гуманность» (жэнь), «благопристойность» (ли), «справедливость» (и), «мудрость» (чжи) и «верность» (син).

Категория жэнь, включает в себя понятия «гуманность», «человеколюбие», определяет способность человека относиться ко всем окружающим его живым существам и предметам как связанным с ним кровным родством. Через категорию ли вновь определяются обрядовые акции. Этикетно-ритуальное уложение, а также принципы взаимоотношений между людьми и поведение каждого отдельного индивида как члена социума, включая детали его внешнего вида, что совпадает с понятиями «этикет» и «благопристойность». Категория и совмещает в себе значения «долг», «справедливость», «ответственность», «добропорядочность», «правильность», «принцип», то есть передает способность человека подчинять свои субъективные потребности объективным требованиям и свой внутренний мир – внешним императивам общественного долга. Категория чжи определяет всю умственную деятельность человека: уровень его ментальных способностей, степень эрудированности и образованности, а также такие качества, как проницательность. Умение разбираться в людях, обладание аналитическими способностями. Категория син охватывает собой весь спектр соответствующих понятий – от преданности стране (патриотизм), государю, непосредственному начальнику, отцу до верности собственным убеждениям и данному тобою слову[9].

Основной дух китайской традиционной культуры заключается в стремлении к гармонии и поощрении умеренности. Древний китайский философ Конфуций выдвинул идею о том, что на свете нет ничего дороже мира. Стремление к гармонии и поощрение умеренности являются драгоценными составляющими традиционной культуры, стремящейся к идеальному положению – гармонии. При этом гармония считается не одномерной и односторонней, а всесторонней концепцией с всеобъемлющим устойчивым характером.

Китайская традиционная культура обращает большое внимание на гармонию Вселенной, включающей гармонию человека с природой и гармонию между людьми. В гармонии человека с природой китайская традиционная культура подчеркивает то, что человек должен следовать закону природы и в соответствии с ним использовать, регулировать и преобразовать природу. Тем не менее, не стоит рассматривать природу как непреодолимый, таинственный и чуждый человеку мир, на самом деле – это объективное явление, которое может пониматься и использоваться людьми.

Взаимная гармония между Небом – Землей – Человеком создает замечательный гармоничный мир. В Древнем Китае умеренность являлась признаком высшего разума, с помощью которого регулировались социальные противоречия, и общество приводилось в гармоничное состояние. Стремление к гармонии и поощрение умеренности являются сущностью китайской и в целом восточной культуры[10].

Мир, являясь одним из принципов традиционной культуры Китая, понимается как принцип ненасилия и как отсутствие состояния войны. Принцип ненасилия пронизывает все Триединое учение: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуций не отрицал значения наличия войск в государстве: «В государстве должно быть достаточно пищи, оружия и народ должен доверять своему правителю». Когда же ученик спросил его: чем можно пожертвовать в случае крайней необходимости? – Конфуций ответил: «Можно отказаться от оружия». Рассказывают случай, произошедший с Конфуцием в дороге. Он увидел землепашцев, которые упражнялись в стрельбе из лука и делали какие-то упражнения и прокомментировал увиденное так: «Подобными делами во времена древних мудрых правителей занимались только воины, а не земледельцы. Теперь же все люди, кажется, хотят быть солдатами – война от этого, конечно, не сделается лучше, но зато обработка полей будет хуже».

Лао-цзы, основатель даосизма, был более последователен в отрицании военного насилия и проповедовал, фактически, пацифизм. «Дао не борется, благодаря чему он в мире непобедим», и тот, кто следует Дао, тоже непобедим. «Умеющий побеждать врага не нападает… Это я называю дэ, избегающее борьбы». И далее пояснял: «Кто храбр и воинственен – погибает. Кто храбр и не воинственен – будет жить». В Даодэцзине встречаем такое рассуждение: «Войско – орудие несчастья, оно не является орудием благородного мужа. Он употребляет его только тогда, когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране. Благополучие создается уважением, несчастье приходит от насилия… Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной церемонией».

Лао-цзы был убежден, что хорошее войско – средство, порождающее несчастье, его ненавидят все существа. «Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы» – говорил он. Даосы разъясняли свою позицию так: если человек следует Дао, ему не нужна сила, т.к. у него достаточно жизненной энергии, от которой зависит его судьба, для него не существует того, что бы ему сопротивлялось. Победитель у Лао-цзы и есть побежденный.

Для буддистов – чань принцип ненасилия был главнейшим, на любое убийство было наложено табу. Нарушение запрета неизбежно влекло за собой суровую кару в загробном мире. Убиение живых существ, в том числе домашних животных и мелких насекомых, приравнивалось к убийству людей, поскольку и те, и другие пребывают в едином круге рождений и смертей. Буддисты понимали, что без насилия нельзя обойтись, но, если речь идет о спасении многих, насилие все же возможно. С точки зрения буддистов, цель никогда не может оправдать применение силовых средств.

Мораль выполняла функции закона. Законно было все, что было морально. «Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое», – говорили конфуцианцы.

В китайском обществе действовали устойчивые стандарты поведения, речи, четко фиксированные обряды и церемонии, которые соблюдались всеми членами общества, без каких бы то ни было исключений. Европейцу такое общество напоминало казарму, для китайца же это был привычный с детства автоматизм, стереотип поведения. В политике этика-ритуал сводилась к формуле: абсолютная власть управляющих и беспрекословное послушание подчиненных.

Следующая важнейшая ценность китайского традиционного общества – это семья. Семья для китайца была малым государством, в котором он проводил всю свою жизнь, и она значила в его жизни очень многое. Традиционная семья складывалась как большая община, состоявшая из 5 – 6 малых патриархальных семей, имевшая общего предка по мужской линии. Три – четыре поколения жили под одной крышей. Отец считался представителем императора в семье.

Целью брака было продолжение рода и забота об усопших предках. Брак заключался по сговору родителей жениха и невесты – в Китае существовала такая пословица: «Муж и жена вместе живут, а сердца их за тысячи ли друг от друга». Семья должна была быть большой, многодетной. Изгнание из семьи равнялось проклятью. Бездетные супруги считались самыми несчастными людьми на свете. Неимение семьи считалось большой бедой. Если сын не женился до 30 лет, его заставляли создать семью. Обычно женились в 20 лет[11].

Воспитание детей есть первоочередный долг родителей. Но и дети имеют собственные обязательства перед отцом и матерью: они должны оказывать им всяческое почтение, включая беспрекословное послушание, заботиться о них в старости их чтить их память посредством жертвоприношений после смерти. По такой же модели – государь есть отец, а поданные его дети – должны строиться по мысли конфуцианцев, взаимоотношения по социальной вертикали. Такова суть конфуцианской концепции «сыновней почтительности» (сяо)[12].

Плохое обращение сыновей к родителям, покушение на их жизнь каралось смертью, дом их разрушали, чиновники округа, где они проживали, лишались службы, местность считалась проклятою, и все население переводилось на новое место жительства. Разрушение могилы предков считалось страшным оскорблением.

Все добрые дела детей приписывались отцу, т.е. умножалась слава предков. Все титулы детей как бы переходили к отцу автоматически. Предполагалось, что дети «возвращают долг» подаренной жизни родителям. Дети могли огорчить родителей разве что своей болезнью, должны были как можно дольше оставаться здоровыми, так как считалось, что родители и дети – это одно тело, и крепкое здоровье детей продлевало жизнь родителей. Сын считался главным ребенком в семье, ибо он ухаживал за могилой отца – китайцы боялись «загробного сиротства». «Имей сына, а не деньги» – утверждала пословица тех времен. Поэтому рождению мальчика радовались, рождение девочки встречалось равнодушно, либо с досадой.

Мать почиталась в традиционном обществе как хранительница семьи, распорядительница во всех вопросах, касавшихся отношений в семье, заботившаяся о подборе пары сыну или дочери.

Несмотря на жесткость внутреннего соподчинения, китайская семья отличалась удивительной жизнестойкостью и небывалой привязанностью членов семьи к отчему дому.

Еще одним принципом китайской традиционной культуры является социальная справедливость. Идея социальной гармонии – древняя китайская идея, подхваченная и возвеличенная Конфуцием, стала со временем восприниматься как конечная цель, как идеальное воплощение Порядка.

Суть социальной справедливости воспринималась всеми примерно одинаково: каждый должен иметь свой кусок хлеба. А для этого государство должно быть сильным, централизованным, чиновники во главе с императором должны бдительно следить за порядком и устранять непорядки (под которыми понимался, прежде всего, чрезмерный рост экономического неравенства). Социальное равенство усматривалось и воплощалось на практике в том, что сословное неравенство не препятствовало получению образования: все сословия имели право приобщиться к образованию. Критерием выдвижения наверх были способности, грамотность, ум, социальным идеалом стал цзюнь-цзы[13].

В наше время под влиянием интеграции и глобализации традиционная китайская культура подвергается огромному давлению и постоянно изменяется, следуя естественному течению. Необходимо отметить и то, что во всем мире только китайская культурная система продолжает непрерывно развиваться и тем самым получает новую жизнеспособность, что является важной чертой характера китайской национальной культуры. Культура Китая выделяется способностью к интеграции, ассимиляции, преемственности и единству. Это показывает, что в эпоху глобализации китайская культура, наследуя принципы и ценности традиционной культуры, с помощью заимствования элементов разных мировых культур развивается, совершенствуется и изменяется, добивается обновления, энергии и способности к проведению диалогов и обмена с другими культурами[14].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...