Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Основные характеристики менталитета (национального характера) китайцев как отражение традиционной культуры Китая




Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Многие черты национального характера определялись и сутью «рисовой цивилизации», требовавшей от людей сплоченности и взаимопомощи.

Исследователи отмечают в первую очередь огромные адаптационные возможности китайцев – усваивая чужую, пришлую культуру, китайцы тем самым освежали, укрепляли, сохраняли неизменным дух китайской культуры, приспосабливая новое к потребностям своего общества[15].

Китайская ментальность – зеркальное отражение менталитета европейцев. «Система программного обеспечения» в голове китайца работает как бы наоборот. Белая стрелка в компасе китайцев показывает на юг, порядок слов в китайском предложении прямо противоположен порядку слов в большинстве языков мира, китайский цвет траура – белый. Поведение китайца также является практически полной противоположностью поведению европейца. Китайская вежливость – в европейском понимании «антивежливость». То, что европеец воспринимает как галантность, для большинства китайцев простой расчет. Китаец, приглашающий вас войти в помещение первым, предполагает, что вы уступите ему это право. Зачастую китайцы воспринимают и истолковывают действия иностранцев по-своему.

Изучая народы, необходимо исследовать наиболее яркие черты их национального характера. Разумеется, китайцы разные (как и представители любого народа), однако можно построить некую обобщающую модель качеств, присущих большинству людей той или иной национальности[16].

Главной чертой национального характера считают рационализм. Ключевым словом для китайца во все времена было слово «польза». Это объясняют тем, что в традиционных китайских учениях отсутствовало религиозное начало, в единении Человека и Природы не было мистического поклонения Природе, а была необходимая, естественная, разумная связь, соотнесенность друг с другом. Человек сам может изменить себя, с пользой употребить свои возможности, знания, способности и по отношению к себе, и по отношению к Природе, к обществу. Мудрецы, а за ними и все остальные, рассуждали не о том, что есть истина и ложь, что есть Мир, а о том, как их использовать в человеческих отношениях, как воздействовать на правителя и его политику.

Ограниченность в ресурсах еды, полезных ископаемых, земли выработала в китайцах бережливость, прагматизм и расчетливость. Прагматичный китаец рассчитывает до малейших деталей наиболее экономный путь для достижения своей цели.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, которые большей частью были очень бедны на протяжении многих столетий. Отсюда проистекает бережливость, экономность.

Что касается эмоционального мира китайцев, то он подчинен норме, ритуалу, этикету. Неприлично открыто и в отчетливой форме проявлять свои эмоции – радость, гнев, печаль. Конфуцианство считало, что если нарушается норма, точувства становятся страстями: к славе, выгоде, вещам. Это свидетельствует о том, что человек впадает в эгоизм, переходящий в главный порок – гордыню[17].

Считая, что «управлять – значит исправлять», Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Идея о том, что каждый должен занимать свое место и сейчас является одной из главных принципов, соблюдаемых в Китае.

Еще одно качество – коллективизм, определилось природными условиями, характером быта и рабочей деятельности китайцев. Для борьбы со стихийными бедствиями (наводнения, тайфуны, засухи) требовались совместные действия многих тысяч и даже миллионов людей. В основу способа производства лег принцип коллективной обработки земли, требующей дополнительных усилий для создания ирригационных сооружений. Скученность проживания и постоянное окружение отдельного индивидуума множеством себе подобных способствовали подавлению индивидуалистических черт характера и развитию коллективизма.

Другая национальная черта – патриотизм, готовность принести себя в жертву ради интересов страны. По представлению китайца второй половины ХХ века, человек – это всего лишь винтик в миллиардном механизме государства. Интересы государства требуют жертв. По сведениям иностранной прессы, только в 1989 году при подавлении выступлений китайских студентов было расстреляно около 30 тыс. участников уличных беспорядков. Их жизни были принесены в жертву стабильности государства[18].

Широко цитируются слова Конфуция: «Не приведись вам жить в эпоху перемен», которые отражают еще одну черту национального характера китайцев как тяга к покою, нелюбовь к переменам, а также настороженное отношение к всякого рода новациям[19].

Китайцы живут настоящим моментом, им не присуща торопливость и погоня за временем. В китайском понимании время циклично и оно является неким неограниченным ресурсом. Наблюдать за временем значит стоять лицом к тому, что уже свершилось и спиной к тому, что произойдет. Такое отношение ко времени позволяет в более полной мере наслаждаться жизнью и избегать стрессовых ситуаций. В результате достигается определенная психологическая расслабленность и спокойствие, которые способствуют здоровью и долголетию[20].

Ксенофобия, т.е. нелюбовь к иностранцам, вполне объяснима с точки зрения исторического пути, пройденного китайцами. До XIX века в Китае господствовала китаецентрическая теория: Поднебесная – центр мира, окружающие Китай государства и народы слабы, не приобщены к конфуцианской цивилизации, потому призваны играть роль вассалов. С XIX же века отношения с европейскими странами и США выстраивались не в пользу Китая и вызывали неприязненные чувства у китайцев. Неудивительно поэтому, что у китайцев сохраняется влияние традиционной точки зрения о превосходстве китайской культурной традиции над западной[21].

Китай – великая держава со своим жизненным укладом, национальными традициями и самобытностью. И это проявляется в особенностях китайского национального характера.

Заключение

Современный Китай бережно сохранил свои традиции, несмотря на все перипетии истории: войны, нашествия, смены типов и форм правления и, наконец, определенную западную культурную экспансию. Несмотря на это, китайская культура развивается, совершенствуется и изменяется. Она взаимодействует с другими культурами, но делает это через призму своих традиций.

Китайская культура является великим достижением и огромным вкладом китайской нации в историю человечества. Китайская цивилизация формируется и развивается на основе китайской традиционной культуры, постоянно развивающейся и эволюционирующей. Эта культура базируется на культе предков и является воплощением истории китайской нации. Способы мышления, ценности и правила поведения, содержащиеся в традиционной культуре, оказывают влияние на развитие китайского общества. Также надо отметить, что по мере своего развития культура Китая меняется и тем самым обогащает оригинальную культурную коннотацию. Китайская традиционная культура, формируясь в течение долгой истории в рамках ценностей определенного типа культуры, представляет собой неизменяемый психологический и поведенческий образец, идентичный для большинства китайцев.

В этом и заключается особенность данной культуры, хотя она очень сильно отличается от нашей и зачастую непонятна нам, но это делает ее еще более привлекательной для изучения.

 

Библиографический список:

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.

2. Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

3. Гуанчен С. Базовые ценности в традиционной культуре Китая // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры. – СПб.:СПбГУП, 2010. – С. 57-58.

4. Кондаков И.В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. 2-е изд. – М., 1999. – 360 с.

5. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 416с.

6. Менталитет китайцев [Электронный ресурс] / Ю.О. Сердюк // журнал «География». – 2003. – № 08. – Режим доступа: http://geo.1september.ru. – Загл. с экрана.

7. Николаева М.Е. «Россия – Китай: от разногласий прошлого к гармоничному миру». – М.: РИД «Интерреклама», 2006. – 104 с.

8. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. – 3-е издание испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.

11. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 184 с.


[1] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. – 3-е издание испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368 с.

[2] Тер-МинасоваС. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.

[3] Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.

[4] Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.

[5] Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.

[6] Кондаков И.В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. 2-е изд. – М., 1999. – 360 с.

[7] Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 184 с.

[8] Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

[9] Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 416 с.

[10] Гуанчен С. Базовые ценности в традиционной культуре Китая // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры. – СПб.:СПбГУП, 2010. – С. 57-58.

[11] Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

[12] Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 416 с.

[13] Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

[14] Гуанчен С. Базовые ценности в традиционной культуре Китая // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры. – СПб.:СПбГУП, 2010. – С. 57-58.

[15] Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

[16] Менталитет китайцев [Электронный ресурс] / Ю.О. Сердюк // журнал «География». – 2003. – № 08. – Режим доступа: http://geo.1september.ru. – Загл. с экрана.

[17] Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

[18] Менталитет китайцев [Электронный ресурс] / Ю.О. Сердюк // журнал «География». – 2003. – № 08. – Режим доступа: http://geo.1september.ru. – Загл. с экрана.

[19] Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

[20] Николаева М.Е. «РОССИЯ – КИТАЙ: от разногласий прошлого к гармоничному миру». – М.: РИД «Интерреклама», 2006. – 104 с.

[21] Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. – Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 63 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...