Полномочия КГК и КГК областей.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 КГК и КГК областей при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции правомочны: запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и граждан в установленный срок необходимую информацию; запрашивать и получать от Национального банка, иных банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходимую для проведения контрольных мероприятий отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях, состоянии счетов, вкладов (депозитов), в том числе о наличии счета в банке, а также справки и копии документов по операциям и расчетам организаций и граждан, иную информацию. При этом сведения о состоянии счетов в банке, иная информация, составляющая банковскую тайну, предоставляются с соблюдением требований, установленных законодательными актами; безвозмездно пользоваться информационными системами (базами и банками данных) государственных органов, иных государственных организаций, а при проведении проверок также базами и банками данных проверяемых субъектов с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации; проводить в установленном законодательными актами порядке проверки, осуществлять мониторинг и иные контрольные мероприятия, запрашивать и получать от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других граждан в установленный срок письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, а также необходимые документы и (или) их копии, в том числе в электронном виде, иную информацию; привлекать в установленном порядке к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, иных организаций, а также экспертов, специалистов;
выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный срок решения (предписания, постановления): об уплате в республиканский и (или) местный бюджеты невнесенных налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей; о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства; о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства; об устранении выявленных Комитетом государственного контроля, комитетами государственного контроля областей нарушений; о приостановлении действия, расторжении договоров аренды, недопущении заключения договоров аренды, приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности в случае выявления фактов нарушения законодательства; о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и (или) не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии необходимых документов на выполнение строительных работ, в том числе договоров подряда; о приостановлении операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам в случае необходимости обеспечения взыскания штрафов, налагаемых органами КГК; непредставления органам КГК в установленный законодательством или органами КГК срок специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и других предусмотренных законодательством документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности государственного органа, иной организации, индивидуального предпринимателя, начислении и уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты, об осуществлении внешнеторговой деятельности; отказа в допуске работников органов КГК к проверке; установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; отсутствия предусмотренных законодательством документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
о приостановлении либо запрещении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) населению в случае установления нарушений порядка документального оформления выручки, незаконного расходования наличных денежных средств, превышения лимита остатка кассы, нарушения порядка выдачи сумм под отчет, торговли (выполнения работ, оказания услуг) без наличия специального разрешения (лицензии) до устранения выявленных нарушений; о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества граждан или окружающей среды до устранения выявленных нарушений, а также если при соблюдении установленных правил использования товаров (результата работ, услуг), хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан или окружающей среде, до устранения причин вреда; о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) без документации, наличие которой требуется в соответствии с законодательством, или не отвечающих ее требованиям и (или) требованиям технических нормативных правовых актов, либо при осуществлении указанной деятельности без специального разрешения (лицензии), если его наличие предусмотрено законодательными актами, до устранения выявленных нарушений, о запрещении реализации товаров, не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения, а также сроки годности и (или) сроки хранения которых истекли;
об изъятии из оборота товаров (результатов работ, услуг), которые причиняют либо могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан или окружающей среде, если причины вреда устранить невозможно, в том числе об отзыве этих товаров (результатов работ, услуг) от их потребителей; о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе в случае установления фактов нарушений правил торговли, выполнения работ, оказания услуг, дисциплины цен при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг); о приостановлении деятельности организаций (их структурных подразделений), два и более раза в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений; о запрещении организациям и гражданам применять средства измерений, не соответствующие требованиям законодательства об обеспечении единства измерений; о наложении ареста на денежные средства, товары и иное имущество организаций и граждан в случае невыполнения ими обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательными актами не может быть обращено взыскание), и (или) об изъятии имущества, которое является предметом нарушения законодательства либо орудием и средством совершения нарушения законодательства; об устранении государственными органами, иными организациями (их работниками) нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц и надлежащем решении изложенных в данных обращениях вопросов, входящих в компетенцию этих государственных органов, иных организаций (их работников); по иным вопросам, связанным с выполнением КГК, КГК областей возложенных на них задач и функций;
направлять материалы проверок государственным органам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер; направлять в установленном порядке для исполнения в Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы предписания КГК, КГК областей о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства; направлять для исполнения в налоговые органы вынесенные в установленном порядке решения КГК, КГК областей о взыскании налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты; вести административный процесс; готовить в установленном порядке документы о возможности (невозможности) освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности; участвовать в проверках данных о кандидатах на должности руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, другой информации, а также проверять декларации о доходах и имуществе; направлять в установленном порядке письменные запросы в налоговые органы об истребовании деклараций о доходах и имуществе; давать заключения о соответствии руководителей и других работников государственных органов, иных организаций занимаемым должностям; в случае выявления нарушения законодательства вносить государственным органам, иным организациям обязательные для рассмотрения в установленный срок предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности их работников, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства; в случае выявления при проведении проверок фактов недостач, умышленного уничтожения или порчи имущества, хищений материальных ценностей, иного государственного имущества, а также других нарушений законодательства передавать материалы в уполномоченные государственные органы для принятия мер в соответствии с законодательными актами; вносить в государственные органы, иные организации (их работникам) предложения об отмене (изменении) принятых (изданных) ими актов в случае несоответствия этих актов законодательству; информировать Президента о невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в решениях Президента; обращаться в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в суды (регистрирующие, лицензирующие органы) с исковыми заявлениями (заявлениями, представлениями) о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных им доходов в местный бюджет, об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя, об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий) либо в компетентные органы с представлениями о подаче этими органами в судебном порядке соответствующих исковых заявлений;
подавать в установленном порядке в суды исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, иных государственных организаций. При этом исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов государственных органов, иных государственных организаций подаются в суды Комитетом государственного контроля, комитетами государственного контроля областей по просьбе или с согласия этих государственных органов, иных государственных организаций; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь.
! Полномочия КГК и его структурных подразделений см. в главе 3 Закона.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Формирование структур государственного контроля как одного из органов государственного управления началось сразу же после образования Белорусской Советской Социалистической Республики. В январе 1919 года был создан Комиссариат государственного контроля Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии, который в соответствии с решениями I Всебелорусского съезда Советов был преобразован в Комиссариат государственного контроля БССР. 27 февраля 1919 г. в связи с образованием Литовско-Белорусской ССР функции Комиссариата государственного контроля БССР перешли к Народному комиссариату государственного контроля Литовско-Белорусской ССР. В марте 1919 года органы Государственного контроля Литовско-Белорусской ССР были реорганизованы в органы Народного контроля Литовско-белорусской республики, деятельность которых была прекращена в связи с оккупацией Белоруссии и Литвы белопольскими войсками. По мере освобождения территории Белоруссии при губернских и уездных революционных комитетах создавались отделы Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). 30 июля 1920 г. с организацией Военно-революционного комитета БССР в его составе создается отдел РКИ, который 26 августа 1920 г. был преобразован в Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Военревкома БССР. 17 декабря 1920 г. на II съезде Советов Белоруссии Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Военревкома БССР был реорганизован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) БССР. На 1 января 1921 г. структура НК РКИ БССР состояла из экономической инспекции с секциями (технико-промышленной; продовольственной и сельскохозяйственной; сметно-кассовой) и отделов (административно-судебного; социально-культурного; охраны труда и здравоохранения). В соответствии с Положением о рабоче-крестьянской инспекции, утвержденным 17 декабря 1921 г., на НК РКИ БССР возлагался контроль за деятельностью всех центральных и местных советских учреждений, предприятий и общественных организаций; борьба с бюрократизмом и волокитой; наблюдение за проведением в жизнь декретов, постановлений и распоряжений Советской власти; участие в обсуждении финансовых и материальных смет и планов производства; дача заключений по сметам ведомств и бюджету БССР. В обязанности НК РКИ входило также расследование и наблюдение за разбором жалоб и заявлений, поступающих в центральные и местные органы. Рабоче-крестьянская инспекция подчинялась непосредственно ЦИК БССР и его Президиуму. В апреле 1923 года, в связи с принятым XII съездом РКП(б) решением об объединении партийного и государственного контроля, РКИ и ЦКК КП(б)Б объединились в единый контрольный орган - ЦКК РКИ Белоруссии, а 1 августа 1923 г. была утверждена новая структура Наркомата РКИ БССР, состоявшая из двух центральных управлений: общего и оперативного. 3 ноября 1924 г. ЦИК БССР утвердил новое Положение о Наркомате РКИ БССР, в котором отмечалось, что РКИ - основной орган Советской власти по проведению в жизнь мероприятий по усовершенствованию госаппарата, приспособлению его к задачам социалистического строительства. Постановлением СНК БССР от 7 июля 1927 г. Наркомату РКИ БССР было предоставлено право окончательного утверждения штатов наркоматов и центральных учреждений БССР. В 1931 году при СНК БССР организуется Комиссия исполнения, которая существовала наряду с Наркоматом РКИ, на которую возлагалась проверка исполнения директив правительства и укрепление дисциплины на предприятиях и в учреждениях. В 1934 году в связи с решением XVII съезда ВКП(б) о создании Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссии советского контроля при СНК СССР (вместо ЦКК РКИ) постановлением ЦИК и СНК БССР от 8 марта 1934 г. НК РКИ БССР был упразднен, а на его базе была создана Комиссия советского контроля при СНК БССР. 16 ноября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета БССР Комиссия советского контроля при СНК БССР была реорганизована в Народный комиссариат государственного контроля Белорусской ССР. В соответствии с Положением о Народном комиссариате государственного контроля Белорусской ССР, утвержденном 13 января 1941 г. СНК БССР, Наркомат госконтроля был обязан контролировать учет и расходование государственных денежных средств и материальных ценностей государственными, кооперативными и общественными организациями и предприятиями, а также проверять исполнение решений правительств Союза ССР и Белорусской ССР. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии Наркомат госконтроля БССР был эвакуирован в г. Москву. Он возобновил свою деятельность на освобожденной территории республики уже в феврале 1944 года. В марте 1946 года Наркомат госконтроля БССР был переименован в Министерство государственного контроля Белорусской ССР. 1 декабря 1948 г. Советом Министров БССР было принято постановление, которым были расширены права Министерства госконтроля. Министру предоставлялось право наложения дисциплинарных взысканий (с согласия заместителя Председателя СМ БССР) на ответственных должностных лиц за бесхозяйственность и нарушения по службе. В соответствии с новым Положением о Министерстве государственного контроля БССР, утвержденным 6 июня 1951 г. Советом Министров БССР, основными задачами министерства были определены: контроль за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью; за состоянием учета, сохранностью и расходованием денежных средств и материальных ценностей всех предприятий и учреждений республики, а также представление Правительству БССР заключений по исполнению госбюджета. 25 февраля 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР была образована Комиссия советского контроля Совета Министров БССР, и в связи с этим Министерство государственного контроля БССР было упразднено. На Комиссию советского контроля Совета Министров БССР возлагалась проверка исполнения решений правительств СССР и БССР по важнейшим вопросам народного хозяйства, изучение структуры и деятельности государственного аппарата, контроль за проведением режима экономии, борьба с проявлением ведомственных и местнических тенденций, борьба с бюрократизмом и волокитой. 5 августа 1961 г. Комиссия советского контроля Совета Министров БССР была преобразована в Комиссию государственного контроля Совета Министров БССР (Госконтроль БССР). В соответствии с Положением о Комиссии государственного контроля, утвержденным Советом Министров БССР 15 ноября 1961 г., на Комиссию возлагалась обязанность проверять выполнение планов поставок материалов, оборудования, продовольственных и промышленных товаров в общественный фонд и по межреспубликанским поставкам; контролировать учет и государственную отчетность, вести борьбу с приписками в государственной отчетности, обманом и очковтирательством. Согласно решениям ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС о коренной реорганизации контроля в стране, 18 декабря 1962 г. постановлением ЦК КПБ, Президиума Верховного Совета и Совета Министров БССР был организован Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПБ и Совета Министров БССР, в связи с чем Комиссия государственного контроля Совета Министров БССР была упразднена. Председателем Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПБ и Совета Министров БССР был назначен С.О.Притыцкий. Он же одновременно являлся секретарем ЦК КПБ и заместителем Председателя Совета Министров БССР. По состоянию на январь 1963 года в республике были созданы 77 комитетов партийно-государственного контроля по зонам производственных колхозно-совхозных управлений и 23 - по промышленным зонам. В конце 1965 года в Белорусской ССР существовало 10309 групп и 13645 постов содействия партгосконтролю, в работе которых участвовало более 183 тысяч человек. В целях широкого вовлечения трудящихся в дело проверки и контроля 22 декабря 1965 г. Верховный Совет БССР в соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 9 декабря 1965 г. «Об образовании народного контроля в СССР» принял решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля Белорусской ССР в органы народного контроля. В 1981 году в Белорусской ССР действовало 27800 групп и 11946 постов народного контроля, в которые было избрано 386734 народных контролера. В комитетах народного контроля на общественных началах работало почти 16 тысяч внештатных инспекторов. По инициативе Комитета народного контроля БССР с октября 1978 года в группах и постах народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях стали действовать 13 тысяч школ народных контролеров, где обучалось более 355 тысяч человек, или 92% членов групп и постов. Опыт работы таких школ был обобщен Комитетом народного контроля СССР. В конце 80-х годов органы народного контроля включали в свой состав: Комитет народного контроля БССР, который осуществлял свою деятельность под непосредственным руководством ЦК КПБ и Совета Министров БССР, областные, городские и районные комитеты народного контроля, а также группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. В задачи органов народного контроля входило вовлечение широких народных масс в управление делами государства, обеспечение систематической проверки исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями, укрепление государственной дисциплины и социалистической законности. 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О народном контроле в СССР», согласно которому все комитеты народного контроля, а также группы народного контроля при городских, районных, поселковых и сельских Советах образовывались на сессиях соответствующих Советов народных депутатов. Комитеты народного контроля союзных республик образовывались на сессиях соответствующих Верховных Советов сроком на пять лет. 13 марта 1980 г. Верховным Советом БССР был образован республиканский руководящий орган — Комитет народного контроля Белорусской ССР в количестве 12 человек, в состав которого вошли также представители профсоюзных, комсомольских организаций, печати и других органов. Председателем Комитета был избран М.И.Лагир. Комитет народного контроля БССР осуществлял свою деятельность под руководством Верховного Совета БССР, его Президиума, Совета Министров БССР. Работа Комитета народного контроля по осуществлению контроля в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства и в других сферах государственного управления, о которой Комитет систематически докладывал Правительству, направлялась Советом Министров БССР. Аппарат Комитета народного контроля БССР был организован по производственно-отраслевому принципу. В его составе действовали отделы: машиностроения и химической промышленности; топливной промышленности, энергетики, транспорта и связи; строительства и строительной индустрии; сельского хозяйства; легкой и пищевой промышленности; торговли, общественного питания и бытового обслуживания; плановых и финансовых органов; учреждений народного образования, науки, высших учебных заведений, культуры, здравоохранения и социального обеспечения. 4 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял постановление об упразднении Комитета народного контроля БССР. 13 марта 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон Республики Беларусь «О Контрольной палате Республики Беларусь», в соответствии с которым в стране был образован подотчетный Парламенту высший государственный орган финансово-экономического контроля — Контрольная палата Республики Беларусь, ее Председателем Верховный Совет Республики Беларусь избрал В.А.Саковича. В соответствии с Законом Контрольная палата наделялась полномочиями осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета, за использованием государственной собственности, исполнением законов и постановлений Верховного Совета Республики Беларусь и соответствием им иных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Контрольная палата обладала и пользовалась правом законодательной инициативы. В составе Контрольной палаты Республики Беларусь действовали ее инспекции во всех областях и г. Минске. О своей работе Контрольная палата представляла ежегодный отчет Верховному Совету Республики Беларусь. 23 сентября 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь был образован Департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Департамента были определены: осуществление контроля за выполнением министерствами, ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления, субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности и подчиненности) законодательных и нормативных актов в сфере экономики; осуществление контроля за использованием государственных средств и централизованно выделяемых материальных ресурсов, за выполнением поставок продукции для государственных нужд и по ряду других направлений. При этом, действуя в рамках своей компетенции, определенной Положением о Департаменте, он не должен был подменять функции Контрольной палаты. Директором Департамента был назначен Н.А.Позняк. 2 августа 1994 г. Указом Президента Республики Беларусь от 2 августа 1994 г. № 16 была создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь, одновременно был упразднен Департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Начальником Службы контроля был назначен В.Б.Долголев, он же являлся заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь. В соответствии с Положением о Службе контроля Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 2 августа 1994 г., она являлась органом президентского контроля и осуществляла контроль за деятельностью центральных органов управления и органов исполнительной власти, за соблюдением субъектами хозяйствования нормативных актов в сфере экономики, использованием государственных средств и централизованно выделяемых ресурсов. 4 августа 1995 г. Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1995 г. № 296 в целях усиления президентского контроля в Республике Беларусь, обеспечения организационного единства и эффективности контрольной деятельности Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь была преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь. В соответствии с Положением о Службе контроля Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1995 г. № 296, она являлась контрольным органом Президента Республики Беларусь и выступала в качестве центрального органа контроля за деятельностью органов исполнительной власти. От имени Президента Республики Беларусь и по его поручению Служба контроля была призвана осуществлять контроль за исполнением Конституции и законов Республики Беларусь, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, других нормативных актов органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности и видов деятельности), предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица. Территориальные органы Службы контроля Президента Республики Беларусь были представлены Главными управлениями в каждой области и Главным управлением по г. Минску и Минской области. 5 декабря 1996 г. в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь республиканским референдумом 24 ноября 1996 г., Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 510 был образован Комитет государственного контроля Республики Беларусь путем преобразования Службы контроля Президента Республики Беларусь и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь. С созданием Комитета государственного контроля были ликвидированы нередкий параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных контрольных органов в стране. В целях совершенствования системы органов Комитета государственного контроля и повышения эффективности их деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» в Комитете государственного контроля Республики Беларусь образован Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля с правами юридического лица, созданный в сентябре 2001 года на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь». Новая организационно-штатная структура Комитета позволила оптимизировать организацию и осуществление контроля за исполнением нормативных актов, регулирующих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, использованием государственных средств и собственности, а также за исполнением республиканского и местных бюджетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|