Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы управления здравоохранением




4.1 Принципы построения системы управления здравоохранением

 

Рассмотрим СЗ как объект управления. Его свойствами являются:

1. Целенаправленность, которая собственно и предполагает необходимость управления системой.

2. Динамичность, которая усложняет задачу управления СЗ, требует постоянной корректировки управления, накладывает ограничения на резерв времени, имеющийся для принятия управленческих решений.

3. Открытость: здравоохранение является общественной подсистемой, тесно взаимодействующей с другими подсистемами общества. Открытость осложняет задачу управления, т.к. требует учета внешних факторов на СЗ.

4. Способность к самоорганизации, которая иногда облегчает управление СЗ, а иногда усложняет ее, делая задачу управления нечеткой.

5. Составной характер СЗ, разнородность подсистем и элементов, многомерность системы, что требует большого числа параметров при ее описании.

6. Случайность и неопределенность факторов, действующих в СЗ.

7. Многокритериальность оценки эффективности процессов в СЗ, трудность формализации критериев и качественная несопоставимость критериев.

 

В последние годы широкое распространение получил термин «менеджмент» – рациональное управление современным производством для достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсов. Другими словами, менеджмент – это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.

Возникает вопрос: можно ли считать перевод английского слова «management» и русский термин «управление» равнозначными понятиями? Строго говоря, «управление» – это понятие более общее, которое базируется на теории и методологии решения проблем. «Менеджмент» – понятие более узкое, которое включает в себя совокупность организационно-правовых, экономических и других механизмов решения этих проблем на основе разработанной теории управления. Поэтому не следует отказываться от привычного «руководитель» в угоду американизированному «менеджер», в то же время не следует и противопоставлять эти понятия друг другу.

Очевидно, термин «менеджмент» в здравоохранении целесообразно использовать применительно к конкретным организациям здравоохранения

(независимо от форм собственности) и работающему в них персоналу, а термин «управление» – к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Различают три аспекта эффективности СЗ – медицинскую, экономическую, социальную. Каждый вид эффективности, в свою очередь, может быть оценен набором критериев. Наиболее эффективным, по сравнению с принципом программного управления и принципом управления по возмущению, является принцип управления с обратной связью (управление по отклонению).

Рисунок 4.1- Общая схема процесса управления с обратной связью

 

Принцип обратной связи является наиболее универсальным – он используется при управлении техническими объектами, в регуляции процессов живой природы, в биотехнических системах, в управлении общественными процессами и подсистемами.

Управление СЗ строится на основе многократного применения принципа обратной связи. Основным объектом управления в системе является многоэтапный процесс оказания медицинской помощи населению.

На рис.4.2 представлена общая схема управления СЗ. Информационные связи на рис. 4.2 показаны пунктирной линией, а материальные связи с элементами внешней сферы – сплошной.

 

Рисунок 4.2 - Общая схема управления СЗ

Вентили в терминах и графике имитационных динамических моделей Форрестера изображают пункты принятия решения о регулировании скорости потоков.

Более полная схема, предложенная в [2], приведена на рис. 4.3. Основным объектом управления (OYmain) в системе управления процессом оказания МП является многоэтапный (многофазный) процесс оказания МП населению. Входами OYmain- процесса оказания медицинской помощи (МП) является поток больных Xmain1 - население, нуждающееся в МП, и поток финансовых ресурсов Xmain2, поступающих в СЗ для покрытия затрат на оказание МП.

 

Процесс развития и адаптации СЗ OY1
Процесс ока- зания МП   OYmain
МЗ и СР РФ МЗ региона ФОМС Y0
Процесс финан-сирования МП   OY2
Процесс стандартизации МП OY3
Z1
F1
Fmain
F2
Ymain2  
Ymain3
Ymain1  
e1
e2
e3
U1
U2
U3
Umain
F3
Больные Xmain1
ФинансирМП Xmain2
Y21
Y22
Финанс. ресурсы, поступающие в СЗ X2
Территориальная программа государственных гарантий. Концепция развития СЗ Y1
Медицинские стандарты Y3

 

Рисунок 4.3 - Схема управления системой здравоохранения

 

Выходом являются медицинские услуги, оказываемые населению; показатели Ymain1, характеризующие состояние общественного здоровья; показатели Ymain2, характеризующие затраты ЛПУ в процессе оказания МП; показатели Ymain3, характеризующие объем и структуру оказанных медицинских услуг. На процесс оказания МП могут влиять внешние факторы Fmain (изменения заболеваемости населения под влиянием различных причин, изменения порядка финансирования ЛПУ и т.д., что достаточно подробно рассмотрено ранее).

Цель управления представляется множеством Z = {Z1, Z2,…Zn}, на рисунке Z1 – основная цель СЗ: обеспечение высоких показателей общественного здоровья. Z2 –достижение сбалансированности ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение, Z3 – обеспечение высокого качества МП населению.

Блок развития и адаптации (OY1) является важным блоком системы управления процессом оказания МП. Управление этим процессом (U1) осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития

РФ, субъекта федерации и ФОМС. При сравнении показателей общественного здоровья Ymain1 с целевыми значениями Z1 (с аналогичными

показателями развитых стран или российскими показателями прошлых лет) анализируется состояние общественного здоровья и выявляются приоритетные направления развития и реструктуризации СЗ. Формируется стратегический план - Концепция развития здравоохранения и на ее основе –

текущий план - Программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной МП.

На процесс развития и адаптации СЗ оказывают влияние внешние факторы F1, такие как изменения эпидемиологической ситуации, экономические факторы и т.п.

Процесс финансирования (OY2) является важным объектом управления в СЗ. Финансирование территориальной программы государственных гарантий осуществляется за счет бюджетов всех уровней и средств ФОМС.

Затраты ЛПУ(Ymain2), работающих в рамках договоров с ФОМС, сравниваются с финансовыми ресурсами, выделяемыми ФОМС и бюджетами

всех уровней для финансирования МП на территории региона Y22. В случае отклонений ФОМС производит корректирующее воздействие U2(субсидии Федерального ФОМС, сокращение задолженности бюджетов по платежам за неработающую часть населения и т.п.) с целью обеспечения сбалансированности расходов СЗ на выполнение Территориальной программы и финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение этой

программы Z2.

На процесс финансирования МП оказывают влияние внешние факторы F2, такие как изменение заболеваемости, изменения экономической ситуации и т.д.

Процесс выработки стандартов OY3 также является важным объектом управления в СЗ. После разработки государственных стандартов U3 они утверждаются на заседании соответствующей экспертной комиссии.

В ЛПУ проводится экспертиза качества медицинской помощи, которая осуществляется врачами-экспертами ФОМС путем экспертной оценки соответствия профилактико-лечебно-диагностических мероприятий Ymain3, проводимых в ЛПУ, медицинским стандартам Y3 и Территориальной программе Y1. В случае обнаружения несоответствия ЛПУ стандартам могут применяться финансовые санкции со стороны ФОМС или административные воздействия со стороны Министерства Umain.

В соответствии со схемой управления СЗ (рис. 4.3) задачи управления разделены по уровням. Первый из них касается задач управления развитием и адаптацией самой системы управления. Второй включает задачи управления медицинской помощью: управление оказанием МП; управление стандартизацией МП; управление финансированием МП.

В таблицах 4.1 и 4.2 представлены задачи управления по каждому из перечисленных пунктов.

Управление реализацией программы развития СЗ разбивается на

следующие задачи:

- поиск новых методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний, организации МП;

- управление внедрением новых методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний, организации МП;

- формирование критериев и оценка управленческих решений в области профилактики, диагностики, лечения заболеваний, организации МП.

 

Таблица 4.1 - Задачи управления развитием и адаптацией СЗ

Развитие СЗ Адаптация СЗ
Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МУ Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МУ
Формирование программы развития СЗ Формирование плана реструктуризации СЗ
Оценка эффективности развития СЗ Управление реализацией плана реструктуризации СЗ
Управление реализацией программы развития СЗ Контроль выполнения плана реструктуризации СЗ и оценка эффективности управления

Управление реализацией плана развития системы медицинских стандартов зависит от подбора экспертов и организации их работы.

Таблица 4.2 - Задачи управления медицинской помощью

Управление оказанием МП Управление стандартизацией МП Управление финансированием МП
Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МП Анализ стандартов медицинской помощи Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МУ
Управление движением пациентов в процессе получения МП Формирование плана развития системы медицинских стандартов Формирование плана финансирования МП
Управление ресурсами, затрачиваемыми в процессе оказания МП Управление реализацией плана развития системы медицинских стандартов Управление реализацией плана финансирования СЗ
Контроль качества оказания МП Контроль выполнения плана развития медицинских стандартов Контроль выполнения плана финансирования СЗ, обеспечение сбалансированности расходов СЗ и средств, выделяемых обществом на ее финансирование

Таким образом, как управление СЗ в целом, так и управление оказанием МП представляют собой сложные итеративные циклические процессы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...