Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Основы возрастной психологии.




 

ТЕМА 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Возрастная психология как раздел психологической науки. Проблема онтогенеза психики в психологии. Генетический (“генезисный”) метод в психологии. Общие и частные закономерности развития. Акмеология.

Методические указания.

При изучении этой темы следует обратить внимание на проблему онтогенеза психики. С одной стороны - это объект исследования, имеющий свои закономерности, особенности изменения, с другой - это способ мышления психолога, способ рассмотрения любой проблемы как имеющей свою внутреннюю динамику. Следует обратить внимание на то, что в психологии существует метод рассмотрения любого явления в его развитии, при этом сам метод является универсальным для психологии. Кроме того, в последние годы сформировалась еще одна проблема, которая стала центральной проблемой зрелого возраста, - психология реализации себя в момент пика развития, приведшая к новому направлению в возрастной психологии - акмеологии.

 

Литература.

 

Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Гл.2. - М.: ИИПП, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1999. - 224с.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В двух тт. Т.1. Онтогенез и жизненный путь человека. - М.: Педагогика, 1980. - 232с. (С.65-136).

Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни. //Мир психологии. 1999, № 2, С.11-23.

Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973, -288с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224с.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995, - 360с.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. - 256с.

Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973, -288с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб:. Союз, 1997. - 224с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 432с.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995, - 360с.

Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. //Вопр. психол., 1984, № 4, С.15-29.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. - 256с.

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Психологические проблемы развития личности. - М.: ИИПП, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. - 512с. (С.18-25)

Контрольные вопросы.

1. Возрастная психология в структуре психологической науки.

2. Цели и задачи возрастной психологии.

3. Проблема развития и генетический (“генезисный”) метод в психологии.

4. Акмеология и ее задачи.

5. Количественные и качественные изменения в онтогенез

6. Предмет генетического (“генезисного”) метода.

7. Предмет возрастной психологии.

 

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Наблюдение, эксперимент (констатирующий и формирующий, естественный и лабораторный), изучение результатов деятельности, "метод поперечных срезов" (тестирование), "метод продольны срезов" (лонгитюдные исследования), клиническая беседа, биографические сведения, дневники, сравнительный анализ возрастов различных эпох и культур.

 

Методические указания.

 

Проблема метода - особая проблема любой науки. В возрастной психологии особенно. Так в начале возникновения науки психологии многие психологи вообще отрицали возможность существования детской психологии на том основании, что ребенок не может объективно описывать свой собственный мир, он внушаем, и вообще способность к рефлексии у него отсутствует. Однако, развитие психологии (в том числе и возрастной) позволили создать новые методы, которые успешно решают проблемы изучения психики и ребенка и взрослого. Следует обратить внимание на некоторые из методов, например, изучение продуктов деятельности, биографический метод и так далее.

Литература.

 

Басов М.Я. Избранные психологические произведения. Введение. - М.: Педагогика, 1975. 432с.(С.29-51).

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224с.

Кон И.С. Ребенок и общество. Кроскультурные исследования. - М.: Наука, 1988. - 272с. (С.20-39)

Люблинская А.А. Детская психология. Методы детской психологии. - М.: Просвещение, 1971. - 415с. (С.19-34)

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995, - 360с.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Гл.1, п.1. Классификация методов возрастной и дифференциальной психологии. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. - 256с. (С.11-18).

Контрольные вопросы.

8. Метод наблюдение, требования к нему.

9. Эксперимент (констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный).

10. Метод изучения результатов деятельности.

11. Метод “поперечных срезов" (тестирование).

12. Метод “продольны срезов" (лонгитюдные исследования), биографический метод.

ТЕМА 3. КАТЕГОРИЯ “ВОЗРАСТ” В ПСИХОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ НАУКАХ.

 

Возраст как историко-психологическая категория. Исторический подход в проблеме возраста.. Данные этнографии, истории, социологии, искусства, религии, физиологии, педагогики. Возраст хронологический (паспортный), биологический, социальный, психологический, умственный (IQ), субъективный.

Методические указания.

Понимание возрастных проблем тесно связано с проблемой историчности детства. Следует понять, что детство меняется исторически. В связи с развитием общества, коллизиями, которые в нем происходят, меняется не только объем знаний, формы деятельности, но и характер становления личности и ее психики. В разных обществах одно и то же действие, одна и та же вещь ведет к разным формам усвоения опыта: игра в охотника в современном обществе и в архаичном обществе имеет разную цель.

Литература.

 

Аристотель. Риторика. Книга вторая. Пп. 12, 13, 14. /В кн. Античные риторики. - М.: МГУ, 1978. - С.96-99.

Гарин-Михайловский Детство Темы. Гимназисты. Студенты. Инженеры.

Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. //Социологич. исследов., 1978, № 3, С.76-86.

Кон И.С. К проблеме возрастного символизма. //Советская этнография, 1981, № 6.

Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 272с.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 175с.

Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности. //Психол. журн. 1983 №5 С.57-65

Маркс К. Капитал. Т.1. Гл. 8. Рабочий день.

Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1983. - 429с.

Толстой А.Н. Детство. Отрочество. Юность.

Толстых А. Возрасты жизни. Возраст: культура и история. - М.: Молодая гвардия, 1988. С.13-57.

Словарь физиологических терминов. Возраст. - М.: Наука, 1987. - С.84-85.

Солон Седьмицы человеческой жизни. /В кн. Лирика древней Эллады и Рима. - М.: Дет. лит., 1990. - С.63.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. Афоризмы житейской мудрости. О различии между возрастами. - М.: Просвещение, 1992. - С.349-370.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, 1996. - 592с.

 

Контрольные вопросы.

13. Чем определяется возраст человека в различных культурах?

14. Какие виды возраста существуют?

15. Что такое биологический и социальный возраст?

16. Что такое хронологический, умственный, психический, субъективный возраст?

 

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.

 

Созревание нервной системы и функционирование. Законы организации нервных центров на ранних стадиях онтогенеза поведения. Влияние биологических и социальных факторов на развитие психики человека. Проблема врожденного и приобретенного в психике человека. Методы доказательства: генеалогический, близнецовый, генетический, биографический, сравнительный. Биологизаторский подход. Теория рекапитуляции. Теория преформизма. Биогенетический закон в психологии. Социологизаторский подход. Теория двух факторов.

 

Методические указания.

 

Проблема соотношения биологического и социального в развитии человека - одна из центральных проблем психологии. Исследования в области возрастной психологии позволяют решать эту проблему, однако, следует обратить внимание, что до сих пор любые доказательства социальной или биологической обусловленности содержания или структуры психических явлений остаются спорными.

Литература.

 

Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека. //Вопр. психол. 1994, № 1. - С.81-92.

Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. Гл.2, Гл.4.- М.: Наука, 1976. - 236с.

Ильенков Э. Становление личности. К итогам научного эксперимента. /Коммунист, 1977, № 2, С.68-79.

Корнилов К.Н. Естественно-научные предпосылки психологии. Биогенетический принцип и его значение в педагогике. - М.: ИИПП, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1999. - 496с. (С.362-374)

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Гл.7. Умственность способности. - М.: Прогресс, 1993. - 208с. (С.112-132).

Леонтьев А.Н. Биогенетический закон. /Педагогическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, т. 2, 1964. - С.236-237.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Биологическое и социальное в психике человека. М.: МГУ. 1972. (С. 184-209).

Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Проблема социального и биологического в психологии. - М.: ИПП, 1996. (С.115-150)

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995, - 360с.

Эфроимсон В. Загадки гениальности. //Наука и религия, 1987. №№8-10, 12.

 

Контрольные вопросы.

17. В чем ограничения близнецового, генеалогического, сравнительного метода при доказательствах влияния биологических и социальных факторов?

18. Что такое социальная программа развития?

19. Прямое и опосредованное влияние факторов развития.

20. В чем состоит суть теории рекапитуляции и преформации?

21. Биогенетический принцип в психологии.

22. Теория двух факторов.

 

ТЕМА 5. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

 

Ребенок, взрослый, культура. Созревание и функционирование. Измерения психического развития. Актуальное развитие и "зона ближайшего развития". Проблема сензитивных периодов. Системное развитие психики.

Методические указания.

 

При изучении этой темы следует обратить внимание на проблему “натурального” и культурного хода развития, о возможностях и ограничениях изменения темпов развития путем введения более раннего обучения или применения новых форм обучения.

 

Литература.

 

Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте./ Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 520с. С.426-437.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224с.

Ильенков Э. Становление личности. К итогам научного эксперимента. /Коммунист, 1977, № 2, С.68-79.

Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. //Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. С.196-212.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995, - 360с.

 

Контрольные вопросы.

23. Что такое процесс распредмечивания способностей и процесс присвоения.

24. Что такое сензитивный период в психическом развитии?

25. Какова связь между созреванием и функционированием. Законы развития ВНД (соотношение центра и периферии).

26. Что такое “зона ближайшего развития”?

27. В чем состоит системное развитие психики?

 

ТЕМА 6. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ.

 

Рост и развитие. Кризис жизненный и возрастной. Понятие "нормативного возрастного кризиса" развития и его проявление (З.Фрейд Г.Эриксон, П.П.Блонский, Гейл Шихи, Гегель, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович). Кризис как переход на новую ступень развития. Возможности бескризисного развития.

 

Методические указания.

Проблема плавности и скачкообразности развития психики человека связана с двумя подходами в психологии: развитие как накопление опыта и развитие как “переструктурирование” системы психики. Второй подход связан с понятием кризиса как фазы изменения, как необходимого условия развития. Это хорошо показано в работах Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.

 

Литература.

 

Блонский П.П. Психология младшего школьника. Переходные возрасты. - М.: ИИПП, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1997. - 576с. (С.83-85).

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224с.

Гегель Энциклопедия философских наук. т.3. - М.: Мысль, 1977. - 471. (С.88-89).

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. К теории развития психики ребенка.. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. -576с. (С.500-528). (Также в Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - 392с. (С.281-302).

Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека. //Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. С.133-140.

Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопр. психол. 1994, № 1. - С.61-69.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия., 2000. - 184с.

Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Питер, 1999 - 436.

 

Контрольные вопросы.

28. Что такое нормативный возрастной кризис?

29. Негативное и позитивное значение кризиса развития.

30. Феноменология возрастного кризиса.

31. Объяснение кризиса разными исследователями.

 

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Понятие возраста в культурно-историческом направлении в психологии. Л.С.Выготский и концепция структуры возраста. Литические и критические возраста в психическом развитии П.П.Блонский). Социальная ситуация развития, возрастные новообразования, движущие силы психического развития. Периодизация и ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев), ее характеристики. Концепция психического развития ребенка на основе смены видов ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Концепция социально-психологического подхода к развитию личности (А.В.Петровский). Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе (Д.И.Фельдшейн). Антропологический принцип в психологии развития и интегральная периодизация общего психического развития.(В.И.Слободчиков). Внутренняя позиция и онтогенез психики (Л.И.Божович).

 

Методические указания.

В отечественной психологии проблема возраста разработана последовательно и достаточно тщательно. В основе решения многих практических задач не только психологии, но и педагогики, экономики, права, медицины это - один из решающих факторов. В психологии развития основными понятиями являются “социальная ситуация развития”, “возрастное новообразование”, “условия и движущие силы развития”, “ведущая деятельность”, “изменение отношений с окружающими”, “внутренняя позиция”, “со-бытийность”. При этом следует обратить внимание на то, что развивающийся человек рассматривается как субъект отношений.

 

Литература.

 

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - - М.: ИИПП, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1995. - 352с.

Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. //Вопр. психол., 1982, № 1-2, С.22-33.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Гл.2. Проблемы психического развития детей. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух тт. Т.1. Основные проблемы онтогенеза психики. - М.: Педагогика, 1986. -320с. (223-257).

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. К теории развития психики ребенка.. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. -576с. (С.500-528). (Также в Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - 392с. (С.281-302)).

Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни. //Вопр. психол., 1978, № 5, С.73-78.

Маркова А.К. Закономерности возрастного развития. //Сов. педагогика, 1988, № 9, С.49-56.

Миронов А.И. Критические периоды детства. - М., Знание, 1979. - 80с.

Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. //Вопр. психол., 1987, №1, С.15-26.

Петровский А.В. Психология развивающейся личности. Гл.3. Развитие личности. Возрастная периодизация. - М.: Педагогика, 1987, - 240с. (С.38-76.)

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития. //Вопр. психол., 1998, № 6, С.3-17.

Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. //Вопр. психол., 1996, № 5, С.38-50.

Фельдштейн Д.Н. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. //Вопр.психол., 1985, №6, С.26-37.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопр. психол., 1971, №4, С.6-20.

Контрольные вопросы.

32. Сколько фаз имеет литические и критические стадии развития?

33. Новообразования как характеристика возрастного периода.

34. Что такое социальная ситуация развития?

35. Чем характеризуется ведущая деятельность?

36. Чем отличаются виды ведущей деятельности? (Д.Б.Эльконин)

37. Чем объясняется различие между двумя типами возрастных кризсов?

38. Что такое “условия и движущие силы развития”?

39. Охарактеризуйте три стадии персонализации (А.В.Петровский)

40. Чем отличается позиция ребенка “Я и общество” от “Я в обществе”? (Д.И.Фельдштейн)

41. Что такое “внутренняя позиция” и чем она обуславливается?

42. Что общего между концепциями психического развития А.Н.Леонтьева и Л.И.Божович?

43. Опишите шесть типов концепций развития. (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.)

44. В чем специфика антропологического подхода?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...