Раздел 2. Психологические особенности различных возрастных этапов.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ТЕМА 8. ПЕРИОД ПЕРИНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И КРИЗИС РОЖДЕНИЯ.
Психология перинатального развития. Опыт до рождения. Реактивное и активное поведение плода. Опосредованное влияние внешних факторов. Кризис новорожденности.
Методические указания. В последние годы большое внимание уделяется опыту, который ребенок получает до рождения. Существуют взгляды (Р.Хаббарт), согласно которым все, что происходит с ребенком до рождения, фиксируется в его памяти. Однако прямых подтверждений этому нет. Поэтому следует тщательно проанализировать имеющие по данной проблеме источники.
Литература по теме.
Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Гл. IV. Интервью с неродившимся ребенком. - М.: Знание, 1991.- 2224с. С. 89-113. Захаров А.И. Ребенок до рождения. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 144с.
Контрольные вопросы. 45. Чем можно объяснить, что при прослушивании музыки, плод ведет себя соответственно, хотя слышать музыку он не может? 46. Как сказываются неблагоприятные условия, сложившиеся в семье на судьбу будущего ребенка?
ТЕМА 9. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Особенности младенческого возраста. Фаза новорожденности. Новообразования фазы новорожденности. Социальная ситуация развития. Проблема границы фазы новорожденности. Комплекс оживления, его структура. Эмоциональное общение. Явление “госпитализма”. Ранний опыт и психическое развитие человека. Развитие рефлекторной деятельности. Врожденные рефлексы и их изменение. Развития двигательной активности: локомоции (сидение, ходьба, ползание, скольжение), акта хватания. Развитие речевых реакций. Развитие восприятия в младенческом возрасте. Новообразования младенческого возраста. Кризис первого года. Возможности и ограничения развития младенческого возраста.
Методические указания. При изучении этой темы следует обратить внимание на проблему врожденных реакций и их судьбу: какова связь между этими рефлексами и их более развитыми аналогами, например, рефлексом Робинсона и актом хватания, толчковым рефлексом и ходьбой. Младенческий возраст начинается с первой социальной реакции - улыбки и заканчивается кризисом, связанным с формированием ряда новообразований. При этом центральное место занимает эмоциональное общение, которое очень хорошо выражено в “комплексе оживления”, который к 10 месяцу исчезает, порождая множество форм поведения. Особо следует обратить внимание на развитие речевых реакций. Литература по теме. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца. - М.: АСТ, 1966. - 384с. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М.: Педагогика, 1991, 160с. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., Прогресс, 1979. - 320с. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Младенческий возраст. - СПб.: Союз, 1997. - 224с. (см. также Основная литература [5]) Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. К вопросу об инстинктах у человека. - М.: ИИПП, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1998. - 480с. (С.399-414) (Вопр. психол. 1976, № 4). Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. Гл.1 и Гл.2. - М.: Медицина, 1981- 272с. Ильенков Э. Становление личности. К итогам научного эксперимента. /Коммунист, 1977, № 2, С.68-79. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970. - 224с. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 144с. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковая игротерапия. - СПб.: ИД “МиМ”, 1998. - 192с. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. // Вопр. психол. 1994, № 3, С.53-60.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Часть четвертая. Психология младенца. - М.: ИИПП, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1997. - 384с. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - Мещерякова С.Ю. Психологический анализ комплекса оживления у младенцев // Вопр. психол. 1975, № 5, С-. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. // Вопр. психол. 1994, № 5, С.16-25. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. - М.: Медгиз, 1962. -520с. Первый год жизни вашего ребенка. - М.: Педагогика, 1983. - 178с. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопр. психол. 1994, № 5, С.5-15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Развитие движений, действий и общения ребенка со взрослым на первом году жизни. - М.: Педагогика, 1989. - 560с. (С.123-129).
Контрольные вопросы. 47. Реагирует ли плод на голос матери? 48. Чем можно объяснить, что в неблагополучных семьях ребенок при рождении может оказаться сильно беспокойным? 49. Опишите социальную ситуацию развития в которой находится младенец. 50. Что входит в “комплекс оживления?” 51. Опишите стадии развития плача. 52. Что происходит при дальнейшем развитии с врожденными рефлексами? Например, “ходьбой” новорожденного, или плавательными движениями. 53. Опишите стадии развития речи младенца. 54. В чем особенности соотношения сенсорики и моторики у ребенка в отличии от большинства животных? 55. Опишите стадии развития ходьбы. 56. Как развивается хватательные движения в младенческом возрасте? 57. В чем состоит кризис младенческого возраста?
ТЕМА 10. РАННИЙ ВОЗРАСТ.
Ранний возраст. Освоение предметного действия. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста. Значение взрослого как носителя образца действия и оценки. Освоение сенсорных и перцептивных эталонов. Освоение речи. Речь и практическое действие. Предметно-манипулятивная деятельность. Развитие психических функций ребенка. Развитие восприятия. Освоение социального опыта, социальных нормативов, развитие общения. Новообразования раннего возраста. Кризис раннего возраста.
Методические указания.
Ранний возраст - возраст становления человека в ребенке. Освоение культуры, предметов, окружающих его приводит к формированию личности. Однако это процесс длительный и связан с предметно-манипулятивной деятельностью. Следует обратить особое внимание на тот факт, что развитие ребенка связано с присвоением значений предметов через совместную со взрослым деятельность. Параллельно внутри этой деятельности и посредством ее идет освоение речи. Именно она меняет в конечном итоге характер всех психических процессов ребенка.
Литература по теме.
Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: 1977, - 302с. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988. - 80с. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 240с. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение. - М.: ИИПП, Воронеж:НПО “МОДЭК”, 1998. - 480с. (С.37-93) Гуськова Т.В. Психологический анализ симптоматики криза 3 лет. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. №1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух тт. Т.1. Особенности и развитие процесса восприятия. О действенном характере зрительного восприятия предмета. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. Роль Л.С. Выготского в разработке проблем восприятия. Развитие восприятия и деятельность. Восприятие, движение, действие. Роль практики и речи в развитии мышления у детей. - М.: Педагогика, 1986. - 320с. (С.52-65, 85-176) (Запорожец А.В. Психология действия. - М.: ИИПП, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000. - 736с.) Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. // Вопр. психол., 1967, № 1. Новоселова С.Л. Развитие мышление в раннем возрасте. - М., 1978. Розенгард-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. - М.: АМН СССР, 1948. - 200с. Рыбников Н. Язык ребенка. - М.: Гор. педологич. Музей, 1920. - 34с. Тарасова Г.С. Ребенок от года до трех. - М.: Медицина, 1985. -128с. Уайт Б. Первые три года жизни ребенка. - М.: Педагогика, 1982. - 176с. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1989. - 560с. (С.130-141).
Контрольные вопросы. 58. Содержание предметного действия. 59. Какие условия необходимы для освоения ребенком языка. 60. В чем отличия орудий от средств животных? 61. Какую роль играет речь в поведении ребенка и изменения его психики? 62. В чем состоит кризис трех лет? 63. Перечислите новообразования раннего возраста.
ТЕМА 11. ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА.
Дошкольный возраст. Основные виды деятельности дошкольника. Творческие деятельности.. Слушание сказки. Рисование. Конструирование. Трудовая деятельность. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность. Необходимость игровой деятельности в развитии ребенка. Виды игр. Структура игры. Развитие игры. Игра и другие виды деятельности. Игра и психическое развитие дошкольника. Развитие речи. Словотворчество. Умственное и эмоциональное развитие. Учебная деятельность. Готовность к школе. Социальное поведение дошкольника. Новообразования дошкольного возраста. Кризис дошкольного возраста.
Методические указания. Дошкольный возраст - центральный возраст всего развития человека. В этот период центральное место занимает ролевая игра и “творческие “ виды деятельности. Основная проблема этого возраста - развитие речи, развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также готовность к школе. Литература по теме. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96с. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе. //Дошкольное воспитание, 1974, № 8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. -144с. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: МОПК, 1995. - 144с. (Изд-во АПН, М.-Л. 1948) Выготский Л.С. Мышление и речь Генезис сенсорных способностей. /ред. Венгер Л.А. - М.: Педагогика, 1976. - 256с. Диагностика умственного развития дошкольников. /ред.Венгера Л.А., Холмовской В.В. - М.: Педагогика, 1978. - 248с. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985. -192с. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1984, 128с. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. №1. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. //Дошкольное воспитание, 1977, №8. -С.30-34. Игра дошкольника. - М.: Просвещение, 1989. - 284с. Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте. //Вопр.психол., 1991, №3, С.17-23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -М.: Просвещениее, 1988. - 190с. Костикова М.Н. Психологическая готовность ребенка к школе. //Сов. педагогика, 1987, №8, С.18-22.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152с. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детском саду. - М.: Знание, 1984. - 80с. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Психологические основы дошкольной игры. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. -576с. (С.472-499). Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240с. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 256с. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 272с. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: ИЦ Академия, 1997. - 384с. Педагогика и психология игры дошкольника (материалы симпозиума). - М.: Просвещение, 1966. - 352с. Развитие общения у дошкольников. /ред.А.В.Запорожец, М.И.Лисина. - М.: Педагогика, 1974. - 288с. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.- 96с. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304с. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. -144с. Якобсон С., Прусс И. Последняя победа Буратино. - М.: Знание, 1983. - 96с.
Контрольные вопросы. 64. Чем отличается ролевая игра от игры раннего возраста? 65. Какие элементы входят в сюжетно-ролевую игру? 66. Как развиваются сюжет и правила игры? 67. Может ли в игре все быть всем, или для ребенка существует какая-то логика? 68. Чем отличается творчество взрослого человека от творческих деятельностей ребенка? 69. Почему игра является ведущей деятельностью дошкольника? 70. Чем характеризуется развитие речи в дошкольный период? 71. В чем особенность взаимоотношений дошкольников? 72. Перечислите новообразования дошкольного возраста? 73. В чем состоит кризис дошкольного возраста? 74. Чем определяется готовность к школе?
ТЕМА 12. ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Младший школьный возраст. Учебная деятельность. Зависимость психического развития от характера учебной деятельности. Проблема обучения и развития в школьном возрасте. Другие виды деятельности. Отношения со сверстниками. Формирование произвольности и рефлексии. Новообразования младшего школьного возраста. Кризис подросткового возраста.
Методические указания. Следует обратить внимание на то, что младший школьный возраст завершает детское развитие. Ребенок начинает выполнять учебную деятельность. При этом возникает ситуация социальной оценки результатов деятельности. Центральной проблемой становится психическое развитие, которое определяется многими факторами и прежде всего характером и формой учебной деятельности. Изменяется характер отношения со взрослыми: на первое место выходит авторитет учителя. Литература по теме.
Белова Л.В. В семье - первоклассник. - М.: Педагогика, 1980. - 160с. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. /ред.Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 288с. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240с. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. //Вопр. психол. № 6, С.5-14. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопр. психол., 1982, № 3-4, С.14-19. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников. //Вопр. психол., 1978, № 2, С.102-110. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умения учиться. - М.: Просвещение, 1983. -81с. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Психологические вопросы сознательности учения. - М.: Педагогика, 1983. - 392с. (С.348-380). Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977. - 224с. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 96с. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192с. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.- 144с. Мир детства. Младший школьник. - М.: Педагогика, 1981. - 400с. Нетомина С.А. В семье школьник. - М.: Знание, 1986. - 96с. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Педагогика, 1979. - 192с. Петрунек В.А., Таран Л.Н. Младший школьник. - М.: Знание, 1981. - 96с. Психическое развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 160с. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1976. - 80с.
Контрольные вопросы. 75. Опишите структуру учебной деятельности. 76. Как меняются отношения с окружающими при поступлению ребенка в школу? 77. Почему безоценочное обучение для первоклассника психологически неприемлемо? 78. Какое действие оказывает учебная деятельность на психическое развитие? 79. Какие новообразования возникают в младшем школьном возрасте?
ТЕМА 13. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА
Подростковый возраст и кризис. Основные виды деятельности подростка. Учебная деятельность. Интимно-личностное общение. Проблема освоения моральных норм и развития нравственного сознания. Новообразования подросткового возраста. Взрослый и подросток. Биологическое и социальное в развитии подростка. Кризис младшего юношеского возраста. Методические указания. При изучении данной темы следует обратить внимание на сильный крен в литературе, посвященной подростковому возрасту на биологические аспекты развития подростка. С другой стороны этот возраст считается критическим, трудным, хотя на самом деле весь возраст критическим быть не может. У него есть позитивное содержание. Литература по теме.
Боцманова М.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. - М.: Педагогика, 1976. - 80с. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 360с. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. // Вопр. психол. 1972, №2. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 1976. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и "образ-Я" у подростков. //Вопр. психол., 1989, № 3. С.53-62. Кон И.С. Какими они себя видят. - М.: Знание, 1975. - 96с. Маркова А.К. Психология обучения подростков. - М.: Знание, 1975. - 80с. Мир детства. Подросток. - М.: Педагогика, 1982. - 432с. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. - М.: Педагогика, 1988. -192с. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий путь к юности. - М.: Педагогика, 1984. - 160с. Поливанова К.Н. Психологического содержание подросткового возраста. //Вопр. психол. 1996, №1, С.20-33. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1987. -240с. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978. - 80с. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому. - М.: Педагогика, 1987. - 184с. Контрольные вопросы. 80. Подростковый кризис и подростковый возраст. Причины и содержание подросткового кризиса. 81. Учебная деятельность подростков. 82. Интимно-личностное общение. 83. Специфика освоения морально-этических норм подростками. 84. Референтная группа для подростков и отношение со взрослыми. 85. Биологические и социальные факторы развития подростков. 86. Кризис младшего юношеского возраста. Его содержание.
ТЕМА 14. МЛАДШИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Младший юношеский возраст. Проблема личностного самоопределения. Проблема идеала. Готовность к самостоятельной жизни. Учебно-профессиональная деятельность и профессиональная ориентация. Учебная деятельность. Интимно-личностное общение. Дружба и любовь. Новообразования юношеского возраста. Кризис юности.
Методические указания.
Изучение материалов данной темы связано с освоением двух центральных вопросов: личностного самоопределения, в том числе и профессионального, а также проблемой идеала, точнее идеализированного представления об окружающем мире.
Литература по теме.
Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. //Вестник Моск. Ун-та, сер.XIV Психология, 1987 № 2 С.20-30 Гегель Энциклопедия философских наук. т.3. - М.: Мысль, 1977. - 471. (С.88-89). Кон И.С. Психология юношеской дружбы. - М.: Знание, 1973. - 96с. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 175с. Мир детства. Юность. - М.: Педагогика, 1991. - 256с. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. Орлов А.Б. Склонность и профессия. - М.: Знание, 1981.- 80с. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - К.: Рад. Школа, 1980.- 144с. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320с. Сахаров В.Д., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Просвещение, 1982. - 192с. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. //Вопр. психол. 1989, №2. С.27-34. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение, 1983. - 143с. Формирование личности старшеклассника. - М.: Педагогика, 1989. - 168с.
Контрольные вопросы. 87. Что такое личностное самоопределение? 88. Какой характер носит профессиональное самоопределение? 89. В чем особенности идеализированного представления? 90. Какие особенности имеют в младшем юношеском возрасте дружба и любовь? 91. Опишите новообразования младшего юношеского возраста? 92. В чем заключается кризис младшего юношеского возраста?
ТЕМА 15. СТАРШИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Старший юношеский возраст. Проблема жизненной ориентации. Учебная деятельность. Учебно-профессиональная деятельность. Трудовая деятельность. Интимно-личностное общение. Любовь. Ценностно-ориентационная деятельность. Жизненные сценарии. Кризис молодости.
Методические указания.
Начиная с этого возраста остальные возраста в психологии изучены еще недостаточно тщательно. Поэтому при ознакомлении с материалом следует быть внимательным относительно периодов. В старшем юношеском возрасте центральной проблемой является построение системы личных, реальных ценностей, которые становятся ориентиром в дальнейшей жизни. Литература по теме. Алексеева В.Г. Молодой рабочий. Формирование ценностной ориентации. - М.: Мысль, 1983. - 224с. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. Размышление о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: ИПЛ, 1984. - 207с. Иконникова С.Н. Социология о молодежи. - Л.: Знание, 1985. -32с. Критика буржуазных теорий молодежи. М.Прогресс.1982. 336с. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.ВШ.1990.304с. Социально-демографический портрет студента. М.Мысль.1986.96с. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М.Мысль.1986. 255с. Формирование учебной деятельности студентов. М.МГУ.1989.240с. Проблема повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л.ЛГУ.1983. 198с. Психологические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов./ред. А.А.Бодалев и др. Л.ЛГУ.1976. Рубина Л.Я. Советское студенчество. М.Мысль.1981. 208с. Штарке К. Студенты. Становление личности. М.Прогресс. 1982. 136с.
Контрольные вопросы.
93. Что такое ценностно-ориентировочная деятельность? 94. Чем определяются жизненные сценарии в старшем юношеском возрасте? 95. В чем заключается кризис юности? ТЕМА 16. ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ
Молодость. Учебная и трудовая деятельность. Карьера. Социальное положение. Жизненные сценарии и их реализация. Семейная жизнь. Творческие виды деятельности. Новообразования и кризис молодости. Методические указания.
При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что с этого периода нет синхронизирующих жизнь разных людей общественных институтов (школы, вуза). Каждый теперь идет своим путем. Жизнь молодых людей становится разнообразной. Однако и здесь можно найти нечто общее: реализацию жизненных сценариев. Литература по теме. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Гл. 18. О взрослении., Гл.19. О переходом возрасте. - М.: ИЦ Академия, Раритет, 1997. - 704с. (579-629) Крайг Г. Психология развития. Ч.7. Ранняя взрослость. - М.: Питер, 2000. - 992с. (646-742). Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Питер, 1999 - 436. Штарке К., Фридрих В. Любовь и сексуальность до 30 лет. М.ВШ.1991.383с. Контрольные вопросы. 96. Чем характеризуется опробование жизненного сценария: 97. Новообразования периода молодости и содержание кризиса.
ТЕМА 17. ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Периоды зрелости. Основные и ведущие деятельности. Нормативные возрастные кризисы эпохи зрелости. Жизненные сценарии и кризисы. Кризис середины жизни. Новообразования зрелого возраста на первом и втором периоде. Предпенсионный кризис.
Методические указания. Зрелый возраст изучается акмеологией. Следует обратить внимание на кризис 33 лет, 40 лет (середины жизни) и 50 лет. Кроме того на особенности социальной ситуации и ведущих деятельностей этого жизненного этапа. К сожалению, источников, как и по предпенсионному кризису очень мало. Литература по теме. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Гл. 20. О зрелости. - М.: ИЦ Академия, Раритет, 1997. - 704с. (629--654) Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости. //Вестник Моск. Ун-та, сер.XIV Психология, 1990 № 2 С.24 -38 Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. Ун-та, сер.XIV Психология, 1996 № 4 С.45 -57 Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. //Вестник Моск. Ун-та, сер.XIV Психология, 1980 № 2 С.3-12 Крайг Г. Психология развития. Ч.8. Средняя взрослость. - М.: Питер, 2000. - 992с. (746-824). Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Питер, 1999 - 436.
Контрольные вопросы. 98. В чем состоит кризис середины жизни? 99. Каковы новообразования зрелого возраста на первом и втором периоде? 100. Ведущая деятельность предпенсионного возраста?
ТЕМА 18. ПСИХОЛОГИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Пожилой возраст. Проблема социальной адаптации и активности. Социальные роли людей пожилого возраста. Передача опыта. Проблема общения. Новообразования пожилого возраста.
Методические указания.
При изучении этой темы следует обратить внимание на изменение основной деятельности - трудовой. Понятно, что возникает проблема адаптации к новым условиям существования. Проблемы здоровья, проблемы общения: круг сверстников уменьшается, родственников тоже. Литература по этой теме есть, так как эти проблемы изучаются геронтологией и службой социальной опеки. Литература по теме.
Баженова К.М., Голубицкая Ф.Н. Женщине старше 50. - М., 1976. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение 1. Содержание самооценки. // Вестник Моск. Ун-та, сер.XIV Психология, 1998 № 4 С.29 -39 Левина Р.Х. Золотая осень женщины. Таллинн.Валгус.1990.95с. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта [увеличение продолжительности жизни]. //Мир психологии. 1999, № 2, С.133-141. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. //Мир психологии. 1999, № 2, С.111-122. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М.Финансы и ста- тистика.1984. 175с. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей. - М.: Наука, 1983. - 129с. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М.: Мысль, 1980. - 208с. Контрольные вопросы. 101. Содержание адаптации в пожилом возрасте. 102. В чем состоят психологические основания общения в этом возрасте? 103. Новообразования пожилого возраста. ТЕМА 19. ПСИХОЛОГИЯ СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА.
Старческий возраст. Психологические особенности возраста. Биология и психология старения. Социальные условия ускорения или замедления старения. Проблема ухода из жизни.
Методические указания.
Обратите внимание на разделение пожилого и старческого возраста, а также проблему ухода из жизни. Литература по теме. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. - М.: Прогресс, 1988. -263с. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости. //Мир психологии. 1999, № 2, С.123-133. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. - Л.: Знание, 1989. -32с. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. //Мир психологии. 1999, № 2, С.111-122. Тарновский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. Как сохранить психическое здоровье в старости. - М.: Медицина, 1988. - 112с. Эриксон Э. Детство и общество. Гл. 7. Восемь возрастов человека. - СПб.: Ленато, 1996. - 592с. (С.346-386). Контрольные вопросы. 104. В чем состоит психология старения? 105. Опишите проблему ухода из жизни. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ. В результате изучения курса студент должен выполнить контрольную работу
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ “ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Возрастная психология как раздел психологической науки. 2. Генетический (“генезисный”) метод в психологии. 3. Предмет возрастной психологии. 4. Методы возрастной психологии. 5. Наблюдение, эксперимент (констатирующий и формирующий). 6. Изучение результатов деятельности, "метод поперечных срезов" (тестирование). 7. "Метод продольны срезов" (лонгитюдные исследования), биографические сведения, дневники. 8. Сравнительный анализ возрастов различных эпох и культур. 9. Категория "возраст" в психологии и смежных науках. 10. Исторический подход к проблеме возраста. Данные этнографии, истории, социологии, искусства, религии, физиологии, педагогики. 11. Социальное и биологическое в развитии человека. 12. Основы выделения различных возрастных интервалов в жизненном цикле человека (фаза, период, возраст, этап, стадия, эпоха). 13. Биологизаторский подход. Биогенетический закон в психологии. 14. Социологизаторский подход. Теория конвергенции двух факторов. 15. Обучение и развитие. 16. Ребенок, взрослый, культура. Опредмечивание и распредмечивание способностей. 17. Созревание и функционирование. Законы развития ВНД. 18. Измерения психического развития и "Зона ближайшего развития". 19. Проблема сензитивных периодов. Системное развитие психики. 20. Понятие "нормативного возрастного кризиса" развития. Типы кризисов. 21. Кризисология Гейл Шихи. 22. Понятие возраста в культурно-историческом направлении в психологии. П.П.Блонский, Л.С.Выготский 23. А.Н.Леонтьев: деятельность и развитие. Понятие ведущей деятельности. 24. Периодизация: ведущая деятельность (Д.Б.Эльконин и его концепция). 25. Периодизация А.В.Петровского. 26. Периодизация Д.И.Фельдштейна. 27. Периодизация Л.И.Божович. 28. Концепция развития В.И.Слободчикова. 36. Условия, движущие силы и источники развития. 37. Социальная ситуация развития. Новообразования как характеристика возрастного периода. 38. Значение ориентировочных реакций в развитии человека. 39. “Психология” перинатального этапа развития. Биологические и социальные факторы, влияющие на развитие плода. Факторы риска. Прямое и опосредованное влияния условий развития. 40. Кризис рождения. Влияние акта рождения на психологию ребенка. 41. Фаза новорожденности, особенности поведения новорожденного ребенка. Врожденные безусловные рефлексы и поведение ребенка. 42. Новообразование фазы новорожденности. Кризис новорожденности, переход к младенческому возрасту. 43. Комплекс оживления. 44. Социальная ситуация развития младенца и его ведущая деятельность. 45. Развитие высшей нервной деятельности младенца. 46. Развитие моторики (ползание, ходьба, ручные действия) в младенческом возрасте. 47. Развитие психических процессов в младенческом возрасте. 48. Новообразования младенческого возраста и кризис первого года. 49. Освоение предметного действия в раннем возрасте. Роль взрослого. 50. Этапы развития речи. Эгоцентрическая речь. 51. Развитие речи и предметное действие в раннем возрасте. 52. Развитие психических функций в раннем возрасте. 53. Новообразования раннего возраста. Кризис раннего возраста. 54. Основные виды деятельности дошкольника. 55. Сюжетно-ролевая игра дошкольника. Ее структура. 56. Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника. 57. Игра и психическое развитие дошкольника. 58. "Творческие" деятельности дошкольника. 59. Готовность к школе. 60. Новообразования и кризис дошкольного возраста. 61. Учебная деятельность младшего школьника. 62. Зависимость психического развития младшего школьника от характера учебной деятельности. 63. Проблема обучения и развития в школьном возрасте. Способности. 64. Отношения со сверстниками в младшем школьном возрасте. 65. Новообразования младшего школьного возраста. 66. Подростковый возраст и кризис подросткового возраста. 67. Биологическое и социальное в развитии подростка. 68. Основные виды деятельности подростка. 69. Учебная деятельность подростка. 70. Взрослый и подросток. Виды взрослости. 71. Интимно-личностное общение в подростковом возрасте. 72. Проблема освоения моральных норм и развития нравственного сознания у подростков. 73. Новообразования подросткового возраста. 74. Кризис младшего юношеского возраста. 75. Проблема личностного самоопределения в младшем юношеском возрасте. 76. Готовность к самостоятельной жизни в младшем юношеском возрасте. Проблема идеала. 77. Учебная деятельность в младшем юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность и профессиональная ориентация. 78. Интимно-личностное общение в младшем юношеском возрасте. Дружба и любовь. 79. Новообразования младшего юношеского возраста. 80. Кризис юности (18 лет). 81. Старший юношеский возраст. Проблема жизненной ориентации. 82. Основные деятельности старшего юношеского возраста и их взаимосвязь. 83. Учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, трудовая деятельность в старшем юношеском возрасте. 84. Интимно-личностное общение, любовь. в старшем юношеском возрасте. 85. Ценностно-ориентационная деятельность в старшем юношеском возрасте. 86. Кризис молодости (21 год). Жизненные сценарии. 87. Общая характеристика периода молодости. Учебная и трудовая деятельность. Карьера. 88. Периода молодости (21-28 лет). Социальное положение. Жизненные сценарии и их реализация. Семейная жизнь. Творческие виды деятельности. Новообразования и кризис молодости (28 лет). 89. Периоды зрелости. Основные и ведущие деятельности. Нормативные возрастные кризисы эпохи зрелости. Жизненные сценарии и кризисы. 90. Кризис середины жизни. Новообразования личности на первом и втором периоде зрелого возраста. 91. Предпенсионный кризис. Психологические особенности пожилого возраста. 92. Психологические особенности старческого возраста. Биология и психология старения. Социальные условия ускорения или замедления старения. Проблема ухода из жизни. ”
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|