Понятие о ценностных ориентациях личности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Психологический факультет
Pеферат на тему: типичные ориентации в поиске жизненного и профессионального идеала.
Выполнил: студент гр. Д2321з.заочного отделения с применением дистанционных образовательных технологий Корчагина Светлана Александровна__ (Ф.И.О. студента) E-mail: ____Lanakorr@mail.ru_______________________ Научный руководитель:кандидат психологических наук, доцент (уч. степень, уч. звание, должность) _Трифонова Т.А______________________ (Ф.И.О) Чистополь-2015 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие о ценностных ориентациях личности………………………………5 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи в ситуации выбора профессии……………………………………………………………….11 3. Ценностные ориентации и профессиональное самоопределение молодежи…………………………………………………………………………17 Заключение……………………………………………………………………….24 Список использованной литературы…………………………………………...26
Введение Психологическая наука всё дальше уходит от жестокой парадигмы «формирования» (формирования «нового человека», «всесторонне развитой личности»), оставляя за каждым человеком (как воспитателем, так и воспитуемым) право свободного выбора. Поэтому основой для воспитания становятся реальные жизненные ценности. Проблема выбора профессионального и жизненного пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений. Выбор профессии - первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека.
Первое, очень важное и самостоятельное решение юношам и девушкам приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а, скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить. Чем более ясным и продуманным будет образ будущего в сознании молодежи, тем определённой и ответственной она может принимать решения в настоящем. Сколь не проста ситуация жизненного самоопределения в юности и как важно найти собственный путь, соответствующий способностям и склонностям, находясь под воздействием многочисленных внешних обстоятельств, прекрасно показал в трактате "Об обязанностях" Цицерон. Предостерегая молодежь от ошибок в выборе жизненного пути, мыслители древности вместе с тем подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего: юность легковерна и чрезмерно оптимистична, но главное - она исполнена надежд и уверена в будущем, стремится к нему, не удовлетворяясь прошлым и настоящим. Времена меняются. То, что было предметом размышления отдельных выдающихся мыслителей, теперь стало областью научного знания, в которой работают многие исследователи, вооруженные современными методами, позволяющими изучать проблему профессионального и жизненного самоопределения в рамках достаточно строгого научного анализа. Но и в свете научных знаний эта проблема не утрачивает своей остроты, в ней открываются новые грани, обнаруживаются новые факторы и тенденции, связанные с особенностями развития общества и личности в условиях современного научно-технического и социального прогресса.
Но, как нередко случается в науке, концентрация внимания на одном аспекте проблемы оставляет "в тени" другой, быть может, не менее важный ее аспект. Бесспорно, необходимо детально изучить планы старшеклассников, связанные с ближайшей жизненной перспективой - продолжением учебы, выбором профессии и места работы, чему и посвящена большая часть социологических исследований. Однако полученная информация имеет ценность, ограниченную теми узкими временными и содержательными рамками, в которых заключена изучаемая перспектива. Трудно правильно оценить особенности формирования ближайших жизненных планов молодежи, когда ничего не известно о ее долговременных целях и ожиданиях, об отдаленной перспективе в профессиональной и других сферах жизни. Изучить целостную картину будущего в сознании молодежи, находящейся в ситуации выбора профессии, рассмотреть особенности взаимосвязи ближайшей профессиональной и отдаленной жизненной перспективы, - такие задачи были поставлены в исследовании, результаты которого представлены в этой книге.
Понятие о ценностных ориентациях личности Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность. Сегодня невозможно обойти вниманием весь накопленный опыт формирования ценностных ориентации, вскрывающий ценностный спектр человеческого бытия. Для того, чтобы разобраться в многочисленных трактовках феномена «ценностные ориентации» необходимо рассмотреть более подробно сущность родового понятия «ценность» [10.С.45]. Многие философы делали попытки анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был проведен К. Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность» на санскритском, латинском, готском, древневерхненемецком, английском, французском и многих других языках, К. Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur» (ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И, действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительскую стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их полезными или приятными для человека... Это есть общественное бытие вещи» [9.С. 45].
Генезис понятия «ценность», реконструируемый на основе этимологии обозначающих его слов, показывает, что в нём были соединены три значения: характеристика внешних свойств предметов, выступающих как объект ценностного отношения, психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость [9.С. 48]. Многие мыслители прошлого, исследуя взаимоотношения между истинной, добром и красотой, нашли для них как бы единый общий знаменатель - понятие «ценность». И это вполне объяснимо - ведь добро является нравственной ценностью, истина - познавательной, а красота -эстетической. Как точно подметил С.Ф. Анисимов «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и в каждой личности, и каждого события, и каждого поступка» [4.С. 51-52]. Нашей задачей является рассмотрение постижения общечеловеческой природы ценности в контексте анализа достижений мировой философско-социологической и психолого-педагогической мысли. В определении понятия «ценность» существует несколько подходов. Одна группа философов (В.П. Тугаринов и другие) считают, что свойства предмета не зависят от субъекта, но в то же время ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны с интересами и потребностями людей. При данном подходе ими учитывалась конкретно-историческая деятельность субъекта, его активность, классовая принадлежность, партийность и т.д. Другая группа исследователей (М.В. Демин, A.M. Коршунов, Л.Н. Столович и другие) доказывают, что ценность носит объективный, всеобщий характер. Ценность объективна по характеру, она может существовать и вне сознания личности. Личность, очевидно, не всегда воспринимает всю совокупность объективных ценностей. В первую очередь здесь говорят об уровне усвоения, принятия, субъективирования личностью этих ценностей. В этой связи, по мнению В.П. Тугаринова, «решение проблемы ценностей, если оно хочет быть эффективным, а не формальным должно быть тесно связано с решением проблем личности, с изучением личных ценностей и с воздействием на последнее, т.е. воспитанием» [4.С.101].
Наиболее обоснованной и логичной выглядит позиция авторов, рассматривающих ценность в рамках субъектно-объектных отношений, в которых объект (предмет или явление материального или духовного плана) выступает значимым для субъекта (человека или социальной группы), так, О.Г. Дробницкий представляет «ценность» как явление двоякого рода, как «ценностные характеристики предмета» или как «ценностные представления». Действительно, у явления, будь оно существующим или мыслимым, есть некоторые свойства, которые имеют для нас положительное или отрицательное значение. Эти свойства не зависят от того, кто их оценивает, а так как они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, то они представляют собой единство объективного и субъективного моментов. При этом объективный момент ценности является первичным, так как ценность не умственный акт, а предмет ценностного отношения. Вне ценностного отношения нет ценности, но это не значит, что ценность и ценностное отношение - одно и то же. Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают «связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели» [3.С. 41-42]. Отсюда ценность можно рассматривать как свойство объекта, ценимое субъектом за его способность отвечать его потребностям, интересам, поставленной цели [3.С. 56]. Вопрос о ценности - есть вопрос о роли, функции предметов или явлений, которую они играют благодаря своим способностям удовлетворять ту или иную потребность человека. Поэтому выбранные человеком ценности становятся основой для формирования его новых личностных потребностей. Отсюда ценностная характеристика приложила и к предметам, явлениям природы, включенным в человеческую жизнедеятельность, и к предметам материальной культуры, и к явлениям социально-политического и духовного плана. Ценности, актуализируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей могут не совпадать и даже противоречить одна другой. Человек может не знать и не использовать определенные полезные свойства предметов и явлений, они не будут являться для него ценностью. Возможна ситуация, когда человек интенсивно усваивает отвергаемые обществом ценности, то, что объективно является для него вредным. «Будучи ценностью, хотя и высшей, человек как личность получает возможность познания других ценностей, открытия для себя бесконечного пространства культуры, цивилизации». Только признаваемая в результате отбора ценность может выполнять «ценностную функцию - функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении». В подтверждение выше рассмотренной мысли необходимо отметить, что В.П. Тугаринов особо отмечал важность ценностного подхода как посредствующего звена, «моста» между теорией и практикой. Его позиция представляется нам более убедительной. Представляется также интересным рассмотрение ценности с позиции межсубъектных отношений. Такую точку зрения занимают В.Г. Выжжлецов и В.Н. Козлов, которые утверждают, что категория ценности отражает наиболее общий тип межсубъектных отношений, складывающихся в социальной практике по поводу тех или иных объектов - носителей этих ценностей. По их мнению, ценности возникают, формируются, проявляются и функционируют в результате межсубъектных отношений, в свою очередь, сформировавшиеся ценности определяют характер будущих оценок [10.С. 45].
Ценность предполагает оценку субъектом свойств объекта. Очевидно, что ценность, ценное - это положительно оцениваемое человеком, который исходит из своих осознанных потребностей. В природе, взятой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет сознательного целеполагания и способности к сознательной оценке. В теории ценностей обращается внимание на то обстоятельство, что в оценке важную роль играет субъективный фактор, подчеркивается роль оценки в соотнесении объектов внешнего мира с потребностями и интересами человека. «Оценку можно рассматривать как особый вид познания, как оценочное познание» [3.С. 38-40]. Посредством ценностной оценки познается степень соответствия оцениваемого предмета ценностным установкам субъекта. Этот вид оценки доминирует в социальном познании. Ценностные установки субъекта социального познания оказывают влияние на выбор и постановку проблем, объяснение полученного знания, определяет интерпретацию основных понятий социального знания. Любой человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, полагает представление о ценности критерием такого выбора. Ценности порождаются социальными и культурными условиями бытия и более глубинными факторами существования человека. В этом контексте мир ценностей (аксиосфера) есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и внеисторический. Личность по мере своего развития присваивает уже готовую исторически сложившуюся систему ценностей принимаемую ею в качестве руководства к действию. Ценностный опыт включается в сферу сознания, осмысливается человеком и постепенно трансформируется из объективированной человеческой деятельности в реальную деятельность. Оценка, включая в себя эмоциональный «аффективный» и познавательный «когнитивный» компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению. Ценностное отношение тесно связано как с познавательно-оценочной стороной деятельности субъекта, так и с преобразующей деятельностью и составляет их стержень [4.С. 102]. Таким образом, система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентации». От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностных ориентации детей разных возрастов. Вместе с тем выявление характера динамичных изменений ценностных ориентаций невозможно без специального рассмотрения многопланового и многоуровневого процесса их становления. Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностных ориентаций, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценностные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностных ориентаций, характерных для предшествующего возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|