Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностные ориентации и профессиональное самоопределение молодежи




Значение ценностного подхода к изучению жизненной н профессиональной перспективы обусловлено местом ценностных ориентации в структуре жизненной перспективы, их ролью в процессе профессионального самоопределения личности. Жизненные цели и планы являются, как подчеркивалось в предыдущих главах, событийным воплощением ценностных ориентации, которые находятся на более высоком уровне диспозиционной структуры личности и в силу этого определяют общую социальную направленность жизнедеятельности. Противоречия, возникающие на этом фоне, приводят к рассогласованию жизненной перспективы в содержательном и хронологическом аспектах.

Выбор определяющих направлений жизненного пути, основных линий самореализации личности - это прежде всего выбор главных жизненных ценностей, среди которых ценности труда, профессиональной деятельности могут занимать различное место - от всепоглощающей доминанты до весьма несущественного объекта ориентации. В соответствии с этим будут формироваться и жизненные цели, планы и притязания молодежи, определяющей свой профессиональный путь.

Социологи, изучающие проблемы профессионального самоопределения молодежи, приходят к выводу о том, что ценностные ориентации следует рассматривать как "основные компоненты механизма, осуществляющего внутреннюю регуляцию такой разновидности социального поведения, как выбор профессии". Следует, конечно, учитывать, что регуляцию профессионального самоопределения нельзя однозначно связывать с ценностными ориентациями. Несмотря на тесную связь с мотивационной сферой личности, они все же не выступают непосредственными побудителями и регуляторами поведения, а лишь определяют основные жизненные ориентиры, путь к которым не всегда оказывается пройденным. Об этом свидетельствуют известные феномены несовпадения вербального (построенного на ценностных суждениях и предпочтениях) и реального поведения. Однако очевидно и то, что, в конечном счете, система поведения вырастает из системы ценностей человека. И если из непосредственно измеренных ценностных предпочтений не удается вывести реальные жизненные приоритеты человека, то причина кроется не в том, что ценностные ориентации и поведение не связаны, а в том, что связь эта неоднозначна, противоречива.

Причина возникающих в данном случае противоречий, как это ни парадоксально, заключается в том, что люди безоговорочно принимают многие социальные ценности только потому, что эти ценности имеют положительную социальную окрашенность, являясь символом приобщения к передовой культуре. Если, скажем, высокий уровень образования, творческий труд или чтение художественной литературы - ценности, которые глубоко укоренились в общественном сознании, то вряд ли можно, не считаясь с этим, отрицать их значение н для себя. И хотя реальными жизненными ценностями для человека могут быть, к примеру, добросовестный исполнительский труд и общение не с книгами, а с людьми, прежде всего с близкими, он тем не менее, отдавая дань принятым ценностным стереотипам, будет стараться получить высшее образование, не испытывая интереса к учебе, приобщиться к творческому труду, ке занимаясь творчеством, приобретать книги, не читая их. Разумеется, сущность данной проблемы можно свести к чисто теоретической дискуссии, выделив, как это нередко делается в социологической литературе, различные компоненты в структуре ценностных ориентации: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Тогда декларированные, принятые "на словах" ценности составят лишь когнитивный аспект ценностных ориентации (так называемые ценностные представления), а реально действующие ориентации останутся "за кадром" социологических опросов, опирающихся на рациональные мнения и оценочные суждения респондентов.

Однако проблема состоит в том, что именно в когнитивных ценностных структурах возникают исходные моменты формирования противоречивой, несогласованной жизненной перспективы, которая обусловливает многие серьезные трудности профессионального и жизненного самоопределения личности не только в юности, но и в зрелые годы жизни. Мы уже отмечали возможность проявления данных противоречий при формировании отношения личности к ценностям, которые могут быть реализованы в профессиональной деятельности, за счет этой деятельности и вне ее.

Таким образом, ценности учебы, духовного потребления, образования и творчества занимают ведущее место в сознании лишь незначительной части респондентов, в том числе и молодежи. Вспомним теперь, что в жизненных планах и притязаниях старшеклассников высокий уровень образования, творческий самостоятельный труд занимали весьма существенное место. Конечно, нужно учитывать, что мы сравниваем результаты разных исследований, проведенных с интервалом в несколько лет и на разных категориях молодежи. Но, во-первых, по данным республиканской выборки, различия между возрастными категориями почти нет, а, во-вторых, за те несколько лет, которые прошли после проведения республиканского исследования образа жизни, вряд ли могла принципиально измениться структура жизненных ценностей людей.

Поэтому можно предполагать, что среди жизненных ценностей старшеклассников познание и творчество занимают менее существенное место, чем в жизненных планах и притязаниях, связанных преимущественно с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированным умственным трудом.

Суть данного противоречия, на наш взгляд, состоит в том, что формирование жизненных целей и планов молодежи происходит в определенном отрыве от тех ценностных ориентации, которые соответствуют их истинным потребностям, способностям, интересам.

Несколько иная ситуация с ориентацией на труд и работу, которая является одной из ценностных доминант, выявленных в исследовании образа жизни населения республики. В данном случае кодирование ответов респондентов осуществлялось по следующим позициям: иметь интересную, любимую работу, работу по душе, работать в меру сил, честно, добросовестно трудиться; иметь возможность для продвижения по службе; иметь хорошие условия труда. Нетрудно заметить, что речь в данном случае идет о работе и труде, соответствующих интересам и склонностям человека независимо от того, какое именно профессиональное поприще избирает он для себя. В предыдущих главах было показано, что в сфере трудовой деятельности жизненная перспектива старшеклассников достаточно реалистична, тогда как в сфере образования была зафиксирована определенная неадекватность планов и притязаний. В частности, это проявилось в их несогласованности с актуальной жизненной ситуацией, в преимущественном выборе профессий высококвалифицированного умственного труда, требующих высшего образования. Но ведь ориентация на высокий уровень образования не может не соотноситься с ценностями познания и творчества. В противном случае образование станет пустой формальностью, не нужной ни обществу, ни, в конечном счете, самому человеку.

Создается впечатление, что при выборе профессии и соответственно места учебы значительная часть молодежи руководствуется, в первую очередь, не теми ценностными ориентациями, которые "сообразны их природе", а некоторыми стереотипами массового сознания. Эти стереотипы привлекательны для молодежи в силу их безусловной положительной социальной окрашенности, поддержки общественными институтами - школой, средствами массовой информации, искусством. Но, в отличие от таких ценностей, как добросовестный труд, работа по душе, которые могут быть реализованы любым человеком при условии что он будет трудолюбивым и добросовестным работником, высокий уровень образования и творчество требуют определенных познавательных и творческих способностей интереса к познанию как к процессу. Поэтому, по-видимому' среди жизненных ценностей хорошая работа фигурирует значительно чаще, чем познание и творчество. Любопытны в связи с этим данные, полученные при опросе старшеклассников Киевской области. В анкете, подготовленной для этого исследования, содержится вопрос о том, как воспринимается школьниками течение времени в процессе общения с друзьями, на занятиях по труду, профессиональном, обучении, а также на уроках по общеобразовательным дисциплинам. Известно, что при наличии интереса к деятельности течение времени воспринимается ускоренным по сравнению с ситуациями, которые не вызывают заинтересованности. Оказалось, что при общении с друзьями у 81% респондентов время течет быстро, они не замечают, как оно проходит. Это вполне естественно, учитывая то значение, которое для подростков и юношей имеет общение со сверстниками. На занятиях по труду 42 % школьников, отмечают ускоренное течение времени, они не замечают, как проходят занятия. И только для 16 % старшеклассников время течет быстро на уроках по общеобразовательным дисциплинам (все различия значимы на уровне 1 %).

Итак, повышенный интерес к труду, профессиональной подготовке встречается у школьников значительно чаще, чем к процессу учебы, приобретению абстрактных знаний. Это еще одно косвенное свидетельство недостаточно развитой ориентации на познание как самостоятельную жизненную ценность.

Здесь можно, разумеется, говорить и о том, что школа не использует в полной мере свои возможности по формированию соответствующих интересов. Но какими бы ни были причины этого, обнаруженный факт говорит сам за себя. В настоящее время вполне обоснованно можно утверждать, что существует противоречие в структуре жизненной перспективы, которое обусловлено несогласованностью ценностных ориентации на познание и творчество с жизненными целями и планами в сфере образования и соответственно выбора профессии. Данное противоречие может быть разрешено двумя путями: формированием соответствующих ценностных ориентации или согласованием жизненных притязаний с реальными ориентациями, представленными в сознании молодежи, прежде всего ориентациями на добросовестный труд, материальное благополучие и семью.

Первый путь требует создания объективных условий для повышения интереса молодежи к познанию и творчеству, что предусмотрено школьной реформой. Но еще далеко не в полной мере реализуется на практике.

Второй путь связан с формированием единства профессиональной и жизненной перспективы в ситуации выбора профессии. Решение этой задачи требует изучения противоречий в структуре ценностных ориентации, которые могут выступать негативным фактором профессионального самоопределения, поиска механизмов формирования согласованной жизненной перспективы молодежи.

С: возрастом у человека появляется не только профессиональный опыт и мастерство, но и немало серьезных жизненных проблем и забот, связанных с семьей, бытом, состоянием здоровья, общением, которые могут приобретать высокую ценность и во многом конкурировать с ценностями профессиональной деятельности. Так, например, выбирая в юности профессию по призванию, человек мог и не ориентироваться на высокую зарплату или избыток свободного времени, тогда как эти ценности могут быть значимы для членов его семьи, с чем в зрелом возрасте он не может не считаться.

Сущность ценностного конфликта в данном случае заключается в том, что профессия выбирается, как правило, в возрасте, когда большинство реальных жизненных трудностей не учитывается при принятии решения о будущей профессии. В дальнейшем происходит расширение круга социальных ролей, появляются новые ценности, которые могут вступать в конкуренцию с "юношеским" ценностным стереотипом, и казавшаяся ранее привлекательной профессия начнет утрачивать первоначальный "романтический ореол", поскольку противоречивые и внепрофессиональные ценностные ориентации не могут быть реализованы в рамках конкретной профессиональной деятельности. Не случайно, с ростом стажа работы на предприятии или в учреждении доля противоречивого типа ориентации возрастает с 33 % (при стаже до 5 лет) до 42 % (при стаже свыше 10 лет).

Практическим воплощением этого принципа должна стать переориентация профессиональной информации и пропаганды с "чисто профессиональных" проблем, связанных с выбором профессии и трудовой адаптацией, на широкий спектр жизненных проблем, обусловленных включением человека в самостоятельную трудовую жизнь. При этом должны учитываться не только ближайшие, конъюнктурные проблемы профессионального самоопределения, но и отдаленные его последствия на различных этапах трудового и жизненного пути.

 

 

Заключение

В своей работе мы достигли поставленной цели – выявили особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте, а также подтвердили гипотезу, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально - психологической адаптации и психических состояний.

Ценностные ориентации – одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.

Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности.

Система ценностей составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и жизненным самоопределением человека.

Дети младшего школьного возраста склонны усугублять конфликтные ситуации и не способны продуктивно и эффективно действовать в ситуациях, когда необходимо проявлять самообладание и спокойствие. Так, 45% детей не могут справиться с трудностями своевременно, для этого им необходимо время и поддержка окружающих их людей. 40% детей считают, что, решая проблемы значительно позже, можно тщательно обдумать все действия, при этом это даёт возможность совершенствоваться и решать проблемы более эффективно, чем это, возможно, сделать в спешке. При этом многие дети не отрицают тот факт, что многие проблемы остаются так и не решёнными, в силу того, что прошло время и преодолевать какие-либо трудности нет особой необходимости.

Основной подъём жизненных сил у мальчиков приходится на начало дня, а у девочек на конец дня. У той и другой группы возникают в основном состояния зависимые от роли личности и в возникновении ситуации (у мальчиков – 90%, у девочек – 82%). Практически 25% всех респондентов отметили интеллектуальные, 30% волевые, 20% эмоциональные и остальные 25% - состояния, в зависимости от доминирующих компонентов. Из всего сказанного можно заключить, что мальчики имеют более общественные ценности, то есть они более конкретны в своих ориентациях, их большинство направлено на дело и самореализацию своих способностей, и повышение продуктивности, прежде всего в социуме. Представители женской половины наряду с конкретными ценностями обладают абстрактными ориентирами в своей жизни, которые охватывают не только личную жизнь, общественное признание, но и общение, которое является главным в их жизни. При этом общение у них направлено не на всех, а только на узкий круг людей, так как они испытывают трудности в общении из-за не умения строить социальные контакты с окружающими их людьми.

 

Список использованной литературы

1. Гладкая, И.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка: Методические рекомендации к курсу по выбору / И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 116 с.

2. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: Метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 304 с.

4. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учеб. Пособие / Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

5. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 494 с.

6. Селевко, Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2010. - 112 с.

7. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия [Текст] / сост.: М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова, Я. К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 284 с.

8. Уварова М.Ю. Психологические основы профессиональной ориентации: Учеб. пособие / М. Ю. Уварова, О. П. Фролова. - Иркутск, 2009. - с. 168.

9. Фадеева, Е. И. От выбора профессии к успеху в жизни [Текст] / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. - М.: Перспектива, 2012. - 125 с.

10. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие / С. Н. Чистякова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 128 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...