Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика и состав бухгалтерской отчетности

 

Отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих результаты работы предприятия за отчетный период на основе данных бухгалтерского учета. Поэтому составление отчетности является завершающим этапом в бухгалтерском учете.

Отчетность играет значительную роль в управлении предприятием. Это важный итоговый этап в бухгалтерском учете. Содержание, периодичность, сроки представления отчетности устанавливаются соответствующими нормативными актами исходя из потребностей налогообложения, управления и оперативного руководства экономикой.

Отчетность используется для текущего руководства деятельностью предприятия, ее данные необходимы для анализа производственно - финансовой деятельности. С ее помощью выявляют причины отклонений от заданных параметров, вскрывают неиспользованные резервы производства. Годовые отчеты производственных предприятий широко используют органы статистики для различных разработок, позволяющих определить направление и уровень развития производства.

Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих финансово - хозяйственную деятельность предприятия, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности.

Основными элементами, характеризующими состав имущества и источников его формирования, а также непосредственно относящиеся к измерению финансового положения предприятия являются его активы, обязательства и собственный капитал (пассивы). К элементам, характеризующим эффективность работы предприятия, относятся прибыль и убытки, а элементами, непосредственно относящимися к измерению прибыли, являются доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс предприятия является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению и по источникам их образования на определенную дату. (27,с.85)

Основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару - по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета «40». Выпуск продукции, работ, услуг - по полной или неполной фактической себестоимости и по полной или неполной нормативной себестоимости продукции; расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя за счет резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты. Списание долга в убыток не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника. Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, списываются на финансовые результаты деятельности предприятия. В случае продажи и прочего выбытия имущества предприятия убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

- о прибыли (убытках) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) - из выручки - нетто вычитают себестоимость проданных товаров коммерческие и управленческие расходы, если это предусмотрено учетной политикой;

- об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;

- о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной прибыли / убытках) отчетного периода.

Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 " Продажи" и 91 " Прочие доходы и расходы".

Отчет об изменении капитала (форма №3) - состоит из четырех разделов и справки.

В первом разделе "Капитал" показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

Во втором разделе " Резервы предстоящих расходов" и в третьем разделе " Оценочные резервы" показывают остатки на начало и коней отчетного периода и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.

В четвертом разделе "Изменение капитала" содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличение, уменьшение и величине капитала на конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) состоит из четырех разделов:

- остаток денежных средств на начало года;

- поступило денежных средств всего, в том числе по видам поступлений;

- направлено денежных средств всего, в том числе по направлениям расходов;

- остаток денежных средств на конец отчетного года.

Движение денежных средств показано по видам деятельности - текущей, инвестиционной, финансовой.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) состоит из семи разделов:

В первом разделе " Движение заемных средств" показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты.

Во втором разделе " Дебиторская и кредиторская задолженность" содержаться данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.

В третьем разделе " Амортизируемое имущество" отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В четвертом разделе " Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений " содержаться сведения о собственных средствах и привлеченных по их видам.

В пятом разделе "Финансовые вложения" указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В шестом разделе " Расходы по обычным видам деятельности" отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В седьмом разделе " Социальные показатели" приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды, сведения о причитающихся по расчету страховых взносах по договорам добровольного страхования и др. (27,с.103)

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, указываются изменения в учетной политики организации, указывается состав членов совета директоров, членов исполнительного органа и сумму выплаченного им вознаграждения. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...