Общий анализ крови при остром лейкозе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Учебные и воспитательные цели Основная учебная цель – научить студентов современным воззрениям на этиологию и патогенез заболеваний внутренних органов, их клиническим проявлениям; закрепить и совершенствовать навыки обследования терапевтического больного; сформировать принципы клинического мышления (умения на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз); научить методам дифференциальной диагностики и основным принципам профилактики и лечения заболеваний внутренних органов; подготовить студентов для работы в амбулаторно – поликлинических организациях. При преподавании внутренних болезней на медико-диагностическом факультете акцент ставится на умение составлять индивидуализированный план обследования больного, интерпретировать полученные результаты в аспекте клинического мышления. Цель данного практического занятия: 1) Научить диагностике лейкозов 2) Научить методике обследования больных при подозрении у них лейкоза 3) Научить студентов врачебной тактике при лейкозах. Требования к исходному уровню знаний. Задачи практического занятия: Студенты должны знать: 1) Определение лейкоза 2) Нормы общего анализа крови 3) Классификацию лейкозов 4) Острый лейкоз – причины, патогенез, диагностические критерии, принципы лечения 5) Хронический миелолейкоз – причины, патогенез, клинические проявления, диагностические критерии, принципы лечения 6) Хронический лимфолейкоз – причины, патогенез, клинические синдромы, диагностические критерии, принципы лечения 7) Полицитемию анемию – причины, патогенез, клинические синдромы, диагностические критерии, принципы лечения
Студенты должны уметь: 1) Проводить сбор анамнеза и физикальное обследование больного с подозрением н гемобластоз 2) Оценивать лабораторные и инструментальные данные: общий анализ крови, миелограмму, биохимический анализ крови. 3) Определять врачебную тактику в зависимости от формы лейкоза. Основные учебные вопросы: 1. Современные взгляды на этиологию и патогенез. Значение наследственного фактора, влияние радиации, химических веществ, вирусов, изменений обмена триптофана. Патогенез. Законы опухолевой прогрессии. Классификация. 2. Острый лейкоз. Классификация. Клиническая картина. Лабораторно-морфологическая диагностика. Основные клинические синдромы. Течение и осложнения. Лечение. Исходы болезни. 3. Хронический миелолейкоз. Клинические синдромы. Стадии течения. Лабораторно-морфологическая диагностика. Осложнения. Лечение. Экспертиза трудоспособности. Прогноз. Диспансеризация. 4. Хронический лимфолейкоз. Клинические синдромы, стадии течения. Диагностические критерии. Лечение. Экспертиза трудоспособности. Прогноз. Диспансеризация. 5. Полицитемия. Клиническая картина. Основные клинические синдромы. Стадии течения. Критерии диагноза. Течение и исходы болезни. Лечение. Лечение осложнений. Прогноз. Диспансерное наблюдение. 6. Ход практического занятия: Тема рассчитана на 6 часов 1. Вводное слово преподавателя (организационный момент). Формулировка целей и задач настоящего практического занятия. Контроль исходного уровня знаний (устный опрос и/или тестовый контроль) – 10% рабочего времени. 2. Самостоятельная работа студентов (под руководством преподавателя). Она является главным методом обучения в терапевтической клинике и предусматривает следующие методы: курация закрепленных больных, работа в кабинетах функциональной диагностики, рентгенологическом и эндоскопическом кабинетах, клинической и биохимической лаборатории, палатах интенсивного наблюдения, работа с выданными учебными историями болезни, методическими рекомендациями, пособиями, решение ситуационных задач – 30 % рабочего времени.
3. Обсуждение практического занятия с использованием клинического разбора тематических больных (представление куратором больного, оценка результатов обследования, проведение дифференциальной диагностики, установление клинического диагноза, определение плана лечения), осмотра поступивших больных, учебных историй болезни, наборов таблиц, рисунков, схем, иллюстрирующих тему, методических рекомендаций кафедры – 50 % рабочего времени. 4. Итоговый контроль усвоения темы занятия (устный опрос и/или тестовый контроль, отчет по выданным ситуационным задачам и результатам лабораторных и инструментальных методов исследования) – около 10 % рабочего времени. 5. Заключительное слово. Подведение итогов практического занятия. Детализация задания на дом.
Ответы на вопросы: ЛЕЙКОЗЫ - ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ КРОВЕТВОРНОЙ ТКАНИ С ПЕРВИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ В КОСТНОМ МОЗГЕ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ДИССЕМИНАЦИЕЙ В ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ, СЕЛЕЗЕНКЕ, ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛАХ И ДУГИХ ТКАНЯХ Причины лейкозов: Ø Ионизирующая радиация Ø Химические вещества (бензол, пестициды, гербециды,хлорированные растворители, химиотерапевтические вещества) Ø Вирусы (герпес-вирус Эпштейна Барра и ретровирус HTLV) Ø Хромосомные аномалии, генетические факторы Патогенез: Ø Клоновая теория: лейкозные клетки являются потомством одной мутировавшей гемопоэтической клетки-предшественницы Ø 2 этапа: первый – образование доброкачественной моноклоновой опухоли; второй – формирование злокачественной опухоли с признаками поликлоновой трансформации Законы опухолевой прогрессии (Foulds, 1949; А.И.Воробьев, 1985) Угнетение нормальных ростков кроветворения в костном мозге Замена в опухолевой массе дифференцированных клеток бластами, которые теряют способность к дифференциации Появление способности лейкозных клеток расти и размножаться вне органов кроветворения Уход лейкозных клеток из-под контроля цитостатической терапии Классификация лейкозов
Острые Хронические Острый лейкоз - быстро прогрессирующие формы лейкоза, характеризующиеся замещением нормального костного мозга незрелыми бластными гемопоэтическими клетками без дифференциации их в зрелые клетки крови FAB - классификация острых лейкозов I. Лимфобластные II. Нелимфобластные (миелоидные) Миелоидные лейкозы 1. М0 – с недифференцированными бластными клетками 2. М1 – ОМЛ без признаков созревания бластов 3. М2 – ОМЛ с признаками созревания бластов 4. М3 – промиелоцитраный лейкоз 5. М4 – миеломоноцитарный лейкоз 6. М5 – моноцитарный лейкоз 7. М6 – острый эритролейкоз 8. М7 – острый мегакариобластный лейкоз Лимфобластные лейкозы L1 – с малыми размерами бластов L2 – с крупными размерами бластов L3 – c бластными клетками типа клеток при лимфоме Беркитта Клинические синдромы острого лейкоза Гиперпластический Геморрагический Анемический Интоксикационный Иммунодефицитный Гиперпластический синдром Ø Лимфаденопатия Ø Гепатоспленомегалия Ø Увеличение миндалин Ø Гиперплазия десен, язвенно – некротический стоматит, ангина Ø Боль в костях Ø Лейкемиды на коже Ø Нейролейкемия Ø Инфильтрация яичек Геморрагический синдром Ø Обширные внутрикожные кровоизлияния Ø Кровотечения носовые, желудочно – кишечные, маточные, легочные, внутрицеребральные, почечные Интоксикационный синдром Ø Общая слабость Ø Лихорадка Ø Ночные поты Ø Головные боли Ø Похудание Ø Атрофия мускулатуры Ø Тошнота, рвота Общий анализ крови при остром лейкозе Ø Лейкоцитоз (лейкемическая форма) Ø Лейкопения (алейкемическая форма) Ø Нормальное количество лейкоцитов либо незначительно повышено (сублейкемическая форма) Ø Анемия нормохромная, нормоцитарная (макроцитарная), гипорегенераторная (ретикулоцитопения) Ø Тромбоцитопения Ø Бластемия Ø Исчезновения эозинофилов и базофилов Ø Лейкемический провал – отсутствие промежуточных форм между бластами и зрелыми нейтрофилами Ø Увеличение СОЭ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|