Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов и выводы




УТВЕРЖДАЮ

Директор института

___________________ Агибова И.М.

«__» _____________________ 2014 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРАКТИКИ

 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

 

Направление подготовки 05.03.06. Экология и природопользование
Профиль Природопользование ­­­­­­­­­­­­­­  
Квалификация выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Учебный план 2014 г.
Изучается в 6 семестре

 

СОГЛАСОВАНО:   РАЗРАБОТАНО:
И.о. Зав. выпускающей кафедрой экологии и природопользования   _____________________К.В. Харин «__» _____________ 2014 г.   Директор института математики и естественных наук ___________________И.М. Агибова «__» _____________ 2014 г.   Рассмотрено УМК ИМЕН Протокол №___ от «___» __________   Председатель УМК института ______________П.А. Диденко     И.о. Зав. выпускающей кафедрой экологии и природопользования   _____________________К.В. Харин «__» _____________ 2014 г.   Доцент кафедры экологии и природопользования А.О. Берберян. ______________ «__» ____________ 2014 г.    

Ставрополь, 2014

Полевая практика по природопользованию завершает цикл общепрофессиональной подготовки студентов по специальным дисциплинам эколого-географического цикла и предполагает закрепление навыков и умений для объективной оценки состояния и оптимизации использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства.

Цель практики изучение особенностей различных систем природопользования на территории Ставропольского края; влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду и ландшафты региона, организации природоохранной деятельности в регионе, в том числе природно-заповедного дела. Давать оценку состояния и стратегии использования рекреационных ресурсов, особенности организации особоохраняемых территорий и объектов.

Задачи практики:

- закрепить навыки самостоятельной работы по сбору полевого материала и его камеральной обработки;

- закрепить понятие о системах природопользования, особенностях природопользования в условиях антропогенно преобразованных ландшафтов Ставропольского края;

- ознакомление с особенностями обустройства особо охраняемых территорий и объектов;

Основные методы исследования:

- сравнительно-географический;

- сравнительно-исторический;

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Учебная практика по основам природопользования включает в себя сбор и систематизация фактического и литературного материала, при этом рекомендуется воспользоваться материалами, доступными в библиотеке. При подготовке плана и отчета по практике используется шаблон, рекомендованный учебно-методическим пособием, разработанным коллективом кафедры экологии и природопользования, института математики и естественных наук СКФУ. Проведение установочной конференции. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Вводная лекция-беседа о целях и задачах практики, ознакомление с планом и маршрутом проведения практики, литературным материалом, требованиях к полевым и камеральным работам. Формирование научно- исследовательских групп студентов.

Выезд на место проведения практики. Проведение руководителями практики рекогносцировочной экскурсии по участку самостоятельной работы (на местности уточняются объекты исследований, указывается научное и практическое значение ожидаемых результатов).К защите отчета рекомендуется подготовить материалы в виде презентации. В отчете должны быть приведены: обоснованность и целесообразность выполнения исследований, материал, полученный в процессе прохождения практики и выводы.

К зачету каждый из студентов должен представить личный дневник наблюдений по полевой учебной практике с полным отчетом по каждой изученной теме:

Задание 1. Сельскохозяйственное природопользование.

- Изучение современных систем землепользования и основ ландшафтно-экологического земледелия (на примере хозяйств Ставропольского края и Краснодарского края).

- Рассмотреть пути повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, противоэрозионные мероприятия, полезащитное лесоразведение, рациональная агротехника на примере одного из административных районов Ставропольского края и Краснодарского(по заданию преподавателя).

Задание 3. Лесохозяйственное природопользование.

- Изучение принципов лесохозяйственного природопользования на примере лесных массивов на территории республики Адыгея.

- Рассмотрение водоохранного, почвозащитного, полезащитного, культурно-эстетического значение лесных массивов.

Задание 4. Водохозяйственное природопользование.

- Гидротехнические сооружения и их воздействие на окружающую среду. Река Белая и условия водопользования населения. Анализ эколого-гигиенических проблем республики Адыгея. Принципы и порядок организации водоохранных зон. Использование гидрогеологических ресурсов.

Задание 5. Природно-заповедное пользование.

- Изучение основ организации природно-заповедного дела на примере Кавказского государственного биосферного заповедника.

Задание 6. Оценка промышленного воздействия на окружающую среду.

(территория распределяется на усмотрение преподавателя)

- Географическое положение.

- Промышленная инфраструктура.

- Краткая характеристика технологии производства.

- Характеристика воздействий предприятий на основные природные среды.

- Мероприятия по защите атмосферы.

- Биоиндикационные проявления последствий воздействия промышленных выбросов и стоков в зоне влияния предприятия.

- Экологические проблемы.

- Пути оптимизации экологической обстановки в регионе.

Задание 7. Биондикация загрязнения водоемов по состоянию популяции растений семейства рясковые.

ОБОРУДОВАНИЕ

Ведро (5 л), шумовка, плотно закрывающаяся посуда (0,2 л) или новые полиэтиленовые пакеты, чашки Петри (белые блюдца), лупы, иглы препаровальные, тонкий пинцет.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Работа проводится в группах.

Лучшее время работы — вторая половина июля. Дополнительно работу можно повторить в конце августа — начале сентября.

1.Опишите выбранный водоем по плану:

название водоема;

площадь водоема;

как осуществляется поверхностный сток воды в водоем (быстро, медленно просачиваясь в грунт, застаиваясь, и т.д.), загрязняет ли он водоем; за счет чего происходит питание водоема (пополнение вод); краткая характеристика растительности прилегающей местности (лес — хвойный, смешанный, широколиственный, основные породы и т.п.); какое влияние оказывает на водоем прилегающая растительность.

Выберите маршрут, где будет производиться взятие проб (точки могут располагаться на расстоянии от 2—3 км до 0,5 км при
сильном загрязнении). В каждой точке возьмите 3 пробы на расстоянии 2—3 м друг от друга: ведром соберите ряски с поверхности 0,5 м2. Все плавающие растения из ведра соберите шумовкой и поместите в сосуд или полиэтиленовый пакет, на котором укажите номер пробы и точку
сбора. На длительной стоянке или в лаборатории проведите разбор пробы.

Пробу (или часть пробы), содержащую примерно 150—200 растений, разделяют по видам, пользуясь следующей схемой-определителем:

а)Многокоренник обыкновенный (рис. 16.3а): корней несколько (больше одного), если корни не развиты — материнский щиток крупный (5—10 мм);

б)Ряска тройчатая (рис. 1): корень один, щиток вытянутый, на верхушке заостренной;

Рис. 1. Виды семейства Рясковые

а — Многокоренник обыкновенный, 6 — Ряска тройчатая,]

в — Ряска малая

в) Ряска горбатая (рис. 1б.3в): щиток округлый, с нижней стороны щитка отчетливо выраженное вздутие; если вздутия на нижней стороне нет — это Ряска малая.

5. После разбора пробы по видам проведите следующие подсчеты, используя форму табл. 1, 2.

Таблица 1.

Состояние популяций растений ряски.

 

Вид ряски Число растений (особей) Общее число щитков Число щитков с повреждениями % щитков с повреждениями в общем количестве щитков
         
         

Одно растение — это материнский щиток с прикрепленными к нему детками.

Общее число щитков — это количество материнских щитков и деток.

Таблица 2.

Состояние популяций растений ряски.

 

% щитков с повреждениями Число щитков/число особей
0-1 1,3 1,7 2,0 >2,0
  1-2        
           
           
           
          -
        - -
>50     - - -

К повреждениям (таблица 2) щитков относятся черные и бурые пятна (некроз), пожелтения (хлороз). Количество и размер пятен не учитываются.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Проведите экспресс-оценку качества воды, используя самый массовый вид (обычно это Ряска малая), по табл. 2.

Условные обозначения: I — очень чистая; 2 — чистая; 3 — умеренно загрязненная; 4 — загрязненная; 5 — грязная; прочерком обозначены комбинации, встречаемость которых исключается.

Столбец 0—1 соответствует тем случаям, когда в целой пробе не удалось набрать 30 экземпляров даже наиболее массового вида.

Сделайте вывод об экологическом состоянии водоема.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...