Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и основные характеристики социологического мышления журналиста




 

Культура социологического мышления, как одного из проявлений научного мировоззрения, состоит прежде всего в способности личности к критическому восприятию действительности, в том числе и собственного строя мысли, ставшего привычкой и повседневно закрепляемого профессиональной деятельностью и обыденным общением. Журналист - не исключение, а напротив - типичнейший и очень благодатный материал для наблюдений и оценки "социологичности" интеллекта. По роду своей работы он ежедневно как бы проходит тестирование на восприятие новизны мира, и делает это публично, на виду у огромной аудитории.

Другими словами, "социологическое мышление имеет ряд принципиальных отличий от здравого смысла, основанного на использовании человеческого опыта, традиций и обычаев. По мнению социолога З. Баумана они заключаются в следующем:

· социологическое мышление является научным и социально ответственным, его результаты подлежат социальному контролю;

· социологическое мышление основывается на данных, отражающих состояние социальных общностей и общества в целом;

· социологическое мышление построено на использование научных методов познания реальности: анализе, синтезе, абстрагировании, индукции, дедукции, обобщении, и т.д.;

· социологическое мышление отрицает агностицизм, но базируется на обоснованном скептицизме, предполагающем альтернативность и плюралистичность, парадоксальность подхода к социальным фактам;

· социологическое мышление строиться на знаниях, а не на убеждениях"

[Касьянов 2009: 37].

"Проведенных в рамках социологии журналистики исследования показывают, что значительной массе российских журналистов не присуще социологическое мышление. Основываясь на логике здравого смысла и стереотипах обыденного мышления они склонны к скоропалительным суждениям и умозрительным заключениям, к эмоциональным, бездоказательным обобщениям и выводам, к тривиальным объяснениям происходящего. Классическим примером подобного подхода стала ставшая традиционной для российских СМИ и журналистов монологическая модель общения, даже в таком жанре как интервью. Следует отметить, что отсутствие социологического мышления у журналистов приводит их к неадекватной оценке своего места в обществе, порождает и культивирует миф о СМИ как "четвертой власти", которая может поучать и воспитывать общество. К сожалению, на практике в российской журналистике это приводит к неуважению к знанию и опыту специалистов, к самодовольному дилетантизму и невежеству. Последнее особенно разрушительно для журналистики. Как говорил Сократ: "Есть только одно благо-знание и только одно зло-невежество"" [Свитич 2005: 23-25].

Таким образом, культура социологического мышления - это важное проявление культуры интеллектуальной деятельности, составляющей основу журналистского труда. Операции анализа, синтеза, восхождения к абстракции и обобщению как необходимые атрибуты познания подчиняются логическим законам и нацелены на раскрытие причинно-следственных связей между явлениями. Нарушение принципа детерминизма в журналистском анализе фактов и событий (если оно не обусловлено ангажированностью автора и задачами манипулирования аудиторией) можно объяснить мифологизированностью сознания или проявлением аутистического мышления. При подобном типе мышления чувства преобладают над знанием, что нередко сводится к поиску "виноватых" и "крайних", которые становятся главной темой того или иного СМИ.

Вместе с тем, было бы глупо и нелепо отрицать то очевидное, что особенностью профессионального сознания журналиста является, по И.П. Павлову, органическое соединение "художественного" и "мыслительного" типов высшей нервной системы. Сам объект деятельности журналиста (жизнь социума и человека в нем) и цель (воздействия на сознание и поведение аудитории) требует сложного и противоречивого сочетания понятийного и образного, объективного и субъективного начал. Внесение в эту систему социологического сознания страхует журналиста от избыточной субъективности и упорядочивает эмоционально-эмпирическое восприятие действительности. Грубо говоря, чувства, оплодотворенные интеллектом, становятся острее, глубже, многомерней. Отвечая одному из своих критиков, Платон как-то заметил: "Ты видишь только лошадей, а не "лошадность" потому, что у тебя есть глаза, но нет ума". Социологическая культура в значительной степени определяет культуру функционирования "эмоционального мозга" журналиста, он не только глубже видит, но и тоньше чувствует, что является необходимым условием для развития такого профессионального качества как эмпатия (сопереживание, вчувствование).

"Неотъемлемым компонентом социологического сознания является сознание нравственное, которое исследуется и философами, и психологами, и социологами. Широко известный "категорический императив" Им. Канта (от лат. imperativus - повелительный) гласит: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству". Это аксиома социологического мышления и социологической журналистики в целом. Запомним: так же как истина, научное знание не могут быть аморальными, так и социологическая культура, социологическое мышление журналистов несовместимы с безнравственностью и социальной безответственностью. Социологическое мышление предполагает отказ от авторитарно-технократического подхода в журналистике, при котором аудитория СМИ рассматривается как объект управления и воспитания, а журналист как ментор и обладатель истины. С учетом этого, социологическая журналистика строиться на информационно-познавательном подходе к аудитории СМИ и должна быть по своему содержанию гуманитарной и гуманистической, так как социологическое мышление позволяет журналисту более адекватно отражать объективную реальность. З. Бауман писал об этом: "Искусство социологического мышления ведет к увеличению объема и практической эффективности нашей с вами свободы. Индивидом, освоившим и применяющим это искусство, уже нельзя манипулировать, он сопротивляется насилию и регулированию извне, тем силам, с которыми, как до сих пор считалось, бесполезно бороться". Этот вывод относится и к журналисту. Его свобода заключается в способности видеть и понимать мир в истинном свете, а это делает журналиста не только независимым в суждениях, но и уверенным в себе. Становясь привычкой, социологическое сознание, с одной стороны, страхует его от влияния ненадежных источников информации и, с другой стороны, ставит интеллектуальные и нравственные преграды выводам, основанным на неполных или тенденциозных сведениях. Здесь лежит гарантия высокого качества материалов и доверия к ним аудитории.

Социологическое мышление строится на том, что в области познания смотреть и видео - совсем не одно и то же. Социологический подход к своей практике исключает одномерный взгляд на любые явления, формирует объемное видение событий. Культура социологического мышления проявляется, кроме прочего, в постоянном самоконтроле, проверке своих выводов мнением и опытом других людей.

Социологическое мышление проявляется как разумное самоопределение в отношении к аудитории. У журналиста есть выбор между отношением к ней как к средству, "вещи", товару, серой массе, объекту манипулирования - или как к ценности, сообществу людей, которые по личностным характеристикам равны самому корреспонденту и чьи интересы он ставит выше собственных. Эти две полярных позиции определяют цели и мотивы журналистского поведения. Цели расходятся по противоположно направленным линиям. В одном случае цель - от самовыражения ("звездная болезнь") и самосохранения любой ценой к созданию беспринципной, безответственной прессы, к добровольной ангажированности и личному обогащению. В другом - установление равноправных, партнерских отношений с аудиторией, стремление к совместному поиску истины и решению первоочередных социальных проблем, идеологический плюрализм и взаимопонимание между людьми. От этого выбора зависят тематика и тональность материалов, формы и методы работы с информацией" [Смирнов 1998: 41-47].

"Культура социологического мышления выражается в умении переоценивать свой профессиональный опыт и корректировать гражданскую позицию. Необходимость вторичной социализации для журналиста диктуется не только изменениями времени и среды, но и мобильной сущностью профессии. Социологическое мышление беспощадно ставит вопрос о том, кому служить и с какой целью, какую профессиональную идеологию исповедовать. Обыденное или тенденциозно-ригидное сознание всегда ищет (и обязательно находит) ту моральную ширму, за которой можно спрятать свою совесть, оправдать любое поведение. Социологическое мышление, напротив, требует от самосознания журналиста, его "Я-концепции" прямых ответов, а не самооправдания" [Зарубишвили 1998: 238].

Социологическое мышление перестраивает весь внутренний мир журналиста. Оно приучает сотрудника редакции постоянно и на базе научных знаний познавать самого себя, контролировать свое сознание и эмоции, оценивать бессознательные проявления психики, вырабатывать необходимые в жизни и труде установки, ценностные ориентации и профессионально-нравственные критерии.

Социологически мыслящий журналист видит предметы "не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть".

Основные характеристики социологического мышления журналиста:

1 Концептуальность, способность к системному анализу и моделированию изучаемого объекта или процесса.

2 Структурность, способность видеть и понимать сложную структуру общества, наличие многих групп и слоев, различать основные признаки социального деления и основные группы.

3 Диалектизм, способность видеть социальные процессы в развитии, объяснять или пытаться объяснить основные тенденции развития общества, понимать, что любое явление проходит стадии зарождения, роста, расцвета и умирания, переходит в новое качество. Способность учитывать социокультурную цикличность, уметь ею пользоваться в анализе, пытаться понять, на каком из периодов находится в данный момент общество или социальное явление, процесс.

4 Умение учитывать, что в период переходных состояний (ученые называют их бифуркациями) неравновесные системы даже на слабые колебания (флуктуации) отвечают сильными резонансными изменениями. Важно иметь представление о синергетике - науке, которая изучает именно такие переходные состояния систем, то есть возникновение организации из хаоса, в данном случае - социального.

5 Прогностические способности, умение видеть цель, вычленить сверхцель движения, развития, процесса, определить характер этой цели, ее направленность, соответствие общечеловеческим ценностям, планетарным ориентирам. Сейчас основной доминантой становится система ценностей.

6 Способность учитывать особенности национальных менталитетов, систему ценностей разных народов, умение соотносить их с российскими ценностями.

7 Многосторонность в изучении явлений и процессов, способность анализировать различные тенденции и разнородные идеи, разные точки зрения, понимать всю сложность и многообразие мира.

8 Объективность, способность за внешними проявлениями видеть сущность процессов, за словами и декларациями обнаружить истинные мотивы и причины поступков, пытаться угадать или проанализировать настоящие цели политических лидеров, политических партий, общественных движений, экономических и духовных элит.

9 Доказательность, аргументированность, аналитичность исследования и предъявление его результатов с опорой на представительные объективные данные, полученные не только в результате журналистского исследования проблемы, но и на основе социологических данных.

10 Методы исследования должны быть научны и адекватны природе объекта изучения - надежны, достоверны, представительны. Осознание журналистами основных закономерностей фукционирования журналистики: СМИ весьма важная часть социума, это непрерывно действующий информационный пульсар, воздействие которого на общество в силу постоянства, ритмичности, всепроникаемости и универсализма весьма велико, и потому миссия журналистики суперответственна [Осипова 1998: 103-105].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...