Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Будет хорошо гражданину - будет хорошо и стране




"Тишина и согласие существуют только в могиле. А гражданское общество тем и отличается, что оно всегда в чём-то согласно, в чём-то не согласно. Важно понимание единой цели. Мы все заботимся о благосостоянии гражданина, о том, чтобы он получил все возможности для своего развития. А поскольку его судьба тесно связана с судьбой страны, соответственно мы заботимся о судьбе страны", - заметил академик Евгений Велихов, секретарь Общественной палаты, в ходе дискуссии. Пример несогласия, не мешающего единству, был продемонстрирован тут же. Член палаты адвокат Генри Резник весьма эмоционально призвал всех присутствующих направить обращение к президенту с призывом не подписывать закон, ограничивающий применение суда присяжных в ряде важных уголовных процессов (например, касающихся терроризма). По мнению Г. Резника, этот закон разрушает конституционную основу для гражданского контроля за судебной властью. Как сообщил "АиФ" член Общественной палаты Евгений Ясин, обращение к президенту было единодушно поддержано".

В данной статье наблюдается меньшая экспрессия по сравнению с вышерассмотренной. Присутствуют в большей мере описательная информация (элементы фактологического ряда) - "высокие показатели отмечены лишь в трёх наиболее финансово успешных регионах - Москве, Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе. Выше среднего - ещё в 15, низкие - в 25", "как рассказали "АиФ" в Общественной палате, в феврале 76-страничный документ со множеством цифр и графиков будет представлен Президенту РФ", "как сообщил "АиФ" член Общественной палаты Евгений Ясин, обращение к президенту было единодушно поддержано" и др., в меньшей - оценочная ("тишина и согласие существуют только в могиле") и нормативная ("закон разрушает конституционную основу для гражданского контроля за судебной властью"). Здесь автор старался быть как можно менее субъективным, что отвечает характеру журналистского информационного текста, в отличие от публицистического.

А вот публикация в №11 " АиФ" от 17.03.10 г. с заголовком " После первой не закусываю… Хватит спекуляций о "русской душе" философско-культурологического содержания с исторической ретроспективой является наиболее типичной для творческой манеры Вячеслава Костикова, где "сплав" информации налицо:

"Хорошо ли иметь особую русскую душу? Или лучше жить, опираясь на общепринятые европейские устои? Иными словами, разумно и рационально выстраивать свою жизнь и жизнь страны.

Этими вопросами мы задаёмся не одно столетие. Вспомним хотя бы знаменитые строки М.Ю. Лермонтова:

"Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой. "

Берег утопий

Русские рационалисты многократно предупреждали о пагубности заклинаний об особенностях нашей души, а следовательно, и о необходимости какого-то особого устройства национальной жизни, "особого пути". Эти изыскания лишь затемняют познание причин затянувшегося русского отставания от Европы. Поиск особого пути, который по масштабу, красоте и духовности был бы соразмерен русской душе, уже заводил нас в тупики гражданского развития. Берега народнических, коммунистических и интернациональных утопий усеяны русскими костями.

Но утопия продолжает будоражить наши души. Спорами о русской душе переполнены не только журналы так называемого "патриотического направления", но и Интернет. В Интернете фигурируют 13 млн запросов и высказываний по теме "русская душа". Значит, утопия жива. Впрочем, молодёжная аудитория Интернета относится к этим изысканиям с долей самоиронии.

"Ты наша гордость и уродство,

Простая „русская душа“.

В поступках наших - благородство.

Зато в кармане ни гроша" - посмеивается анонимный блоггер.

Всех порвём!

Какие же особые свойства таит в себе это мифическое русское сердце? Социологические опросы выявляют несколько особенностей. Картина получается весьма противоречивой. Светлое, романтическое в нашей душе уютно уживается с тёмным и порочным. На просьбу социологов назвать две самые очевидные (положительные и отрицательные) черты нашего национального характера опрошенные в первую очередь назвали доброту и пьянство.

В русскую душу уместилось немало и других свойств. Лень, безынициативность и упование на "авось" отмечают 23%, разгильдяйство - 14%, завистливость - 11%.

Знаменитое "русское терпение" выделили 9%. Среди других "русских пороков" - слабохарактерность, неорганизованность, бесхозяйственность, покорность. Среди позитива фигурируют душевность и товарищество (14%), госте-приимство (11%), милосердие и добродушие (3-5%).

Удивляет то, что, несмотря на все многочисленные (и охотно признаваемые) изъяны характера, мы отличаемся повышенной национальной гордыней.42% опрошенных заявляют, что в отличие от русских у европейских соседей вообще нет положительных качеств. Не отсюда ли наше разудалое "всех закидаем шапками", "всех порвём"?

А что же греки?

Исследователи, впрочем, не отвечают на вопрос: чем же мы всё-таки отличаемся от других народов? Разве финны или англичане не любят выпить? Разве не держат первенства в потреблении пива? Разве итальянцы и греки не отличаются душевностью, добродушием или госте-приимством? А уступят ли нам американцы в умении заехать обидчику по морде? Ну а дисциплинированные немцы, когда они попадают в "благоприятную" среду, по разгильдяйству едва ли уступят русским.

В чём "русская душа" действительно опережает всех - так это, похоже, в умении самозабвенно любить начальство. Уже несколько лет подряд в Интернете составляется рейтинг самых выдающихся российских льстецов. Среди них (именами поинтересуйтесь в Интернете) и знаменитый кинорежиссёр, и губернатор, и популярные актёры. А фраза "Разве Путин может быть неправым?", сказанная одним из бородатых политиков, видимо, войдёт в будущие хрестоматии.

Над поисками "русской души" и "особого пути", наверное, можно было бы посмеяться. Тем более что реалии нового русского капитализма менее всего способствуют развитию утопического мышления. Жёсткие рамки рынка и капиталистического производства требуют от людей не соловьиной души, а хорошей профессиональной подготовки, деловых навыков, умения вертеться и приспосабливаться. При найме на работу работодатель едва ли будет интересоваться сердечной добротой соискателя, а скорее полюбопытствует, не замечен ли он в пьянстве и воровстве. Характеристики времён СССР, где отмечались "активное участие в жизни коллектива" и "преданность делу Ленина-Сталина", едва ли повлияют на размер зарплаты или премии.

Поощряемые сверху представления об особенностях русской нравственности уже приводили к нелепым казусам. Все мы помним анекдоты брежневских времён об "облико морале" советского человека, помним дурацкие инструкции выездного отдела ЦК КПСС о том, как граждане СССР должны вести себя и одеваться при выезде за границу. Помним, как к каждой выезжающей за границу группе артистов или туристов приставляли блюстителя морали и души из КГБ.

Но далеко ли мы ушли от тех времён? Только что озвученные новые инструкции о воспитании милиционера "с человеческим лицом" свидетельствуют о том, что мы всё ещё в плену старых идеологических мифов. Вместо того чтобы милиционерам достойно платить, гарантировать хорошую пенсию (и лишать всего этого за проступки), их теперь будут учить петь хором, выпускать стенные газеты, проводить литературные конкурсы, коллективно водить в театры и музеи. Или, говоря казённым языком постановления, предупреждать "нравственную деформацию личности средствами культуры и искусства". Но как-то слабо верится, что после участия в выпуске стенгазеты и хорового пения наши "майоры евсюковы" превратятся в доброго участкового Анискина или в дядю Стёпу.

Попытки скрестить модернизацию страны с припудренными представлениями XIX века об особенностях русской души приведут лишь к новым казусам и разочарованиям".

Трудно разграничить какой это текст - строго журналистский или строго публицистический. Следует отметить, что чётких критериев отличия в науке не выработано. Однако, отметим, что главными критерием отбора информации в публицистике служит актуальность, в журналистике - новизна, фактологичность, в литературе - образность и "типичность" (от слова "тип"), в философии - обобщение, "упорядочивание хаоса", в истории - динамичность и тенденциозность. Практически все тексты обозревателя "Аргументов и Фактов" отвечают этим критериям и приемам. Автор умело привлекает богатый материал из истории, политики, философии. Однако, текстообразующим, безусловно, является социологический материал. Именно он является для автора информационным поводом для написания статей. И именно он обуславливает, как следствие, актуальность публикации, поскольку является оперативным и животрепещущим, новизну её, поскольку представляет самые последние данные о исследовании мнения общества по тому или иному вопросу, образность и "типичность", поскольку рождает у автора определённые эмоции и ассоциации в связи с этим, обобщение, поскольку является определённой "чертой" и измеряет градус уже происшедшего, динамичность и тенденциозность, поскольку указывает определённое направление движения общественной жизни. Но не следует думать, что автор "намешивает" в своих статьях информацию из разных областей наук и получается "каша". У него всё упорядочено: социологическая информация рождает тему, и уже затем она определяет в дальнейшем отбор материала. Все компоненты четко обозначены, упорядочены и слиты и позволяют раскрыть основную идею и замысел автора. В этом плане статьи Вячеслава Костикова уникальны в российской журналистике, его тексты отвечают ярким образом наметившеёся в современном мире тенденции к детализации, с одной стороны, и синтетичности с другой (возникают, например, в науках большое число смежных дисциплин на их стыке, и в то же время, они являются более специализированными по предмету исследования). Кроме того, для публикаций автора характерно такое свойство как синергичность, когда 2+2=не 4, а 5. То есть, когда свойства усиливают друг друга настолько, что их сумма воздействия вместе сильнее, чем в отдельности. Таким образом, материалы из разных областей наук по теме усиливают остроту и значимость материала в синтезе, тогда как в отдельности на подобное они не способны.

Итак, статьи обозревателя " Аргументов и Фактов", Вячеслава Костикова отвечают критериям социологического мышления, поскольку публикации:

являются научными и социально ответственным, его результаты подлежат социальному контролю;

основываются на данных, отражающих состояние социальных общностей и общества в целом;

построены на использование научных методов познания реальности: анализе, синтезе, абстрагировании, индукции, дедукции, обобщении, и т.д.;

отрицают агностицизм, но базируется на обоснованном скептицизме, предполагающем альтернативность и плюралистичность, парадоксальность подхода к социальным фактам;

строятся на знаниях, а не на убеждениях.

Автора отличает:

1.    Концептуальность, способность к системному анализу и моделированию изучаемого объекта или процесса ("АиФ", №11, 17.03.10, " После первой не закусываю… Хватит спекуляций о "русской душе": "Удивляет то, что, несмотря на все многочисленные (и охотно признаваемые) изъяны характера, мы отличаемся повышенной национальной гордыней.42% опрошенных заявляют, что в отличие от русских у европейских соседей вообще нет положительных качеств. Не отсюда ли наше разудалое "всех закидаем шапками", "всех порвём"?).

2.    Структурность, способность видеть и понимать сложную структуру общества, наличие многих групп и слоев, различать основные признаки социального деления и основные группы ("АиФ", №24, 10.06.09, " Кому отдастся Ларина Татьяна?": "Советская молодёжь, несмотря на высокий уровень образования, была в значительной мере социально инфантильной. Нависая над молодёжью идеологически, лишая её многих свойственных западному образу жизни приятных развлечений, государство вместе с тем обеспечивало высокий уровень защиты. Армия была безопасна. Сельская молодёжь, парни из малых городов с удовольствием надевали на два-три года погоны. Гимнастёрка облегчала доступ в институт. Система институтского распределения, будучи недемократичной по существу, гарантировала занятость. А обилие "великих строек", научно-исследовательских институтов давало возможность карьерного роста").

3.    Диалектизм, способность видеть социальные процессы в развитии, объяснять или пытаться объяснить основные тенденции развития общества, понимать, что любое явление проходит стадии зарождения, роста, расцвета и умирания, переходит в новое качество. Способность учитывать социокультурную цикличность, уметь ею пользоваться в анализе, пытаться понять, на каком из периодов находится в данный момент общество или социальное явление, процесс ("АиФ", №49, 2.12.09, " Сколько правды у счастья? Власть никак не научится говорить с народом": "Сегодня достаточно выйти на улицы городов, чтобы понять, насколько изменилась жизнь. Автомобиль (несбыточная мечта советского инженера) перестал быть предметом роскоши. За последние пять лет россияне купили 13 млн авто. А полистаем семейный альбом 20-летней давности. Ясно, что и одеваться мы стали лучше, моднее. Конечно, это благополучие очень скромное, с китайского, так сказать, плеча. Но, как бы то ни было, ходить в китайском пуховике, контрафактных джинсах и жевать американский гамбургер, запивая пивом, лучше, чем щеголять в советской телогрейке и стоять в очереди за мясными костями").

4.    Умение учитывать, что в период переходных состояний (ученые называют их бифуркациями) неравновесные системы даже на слабые колебания (флуктуации) отвечают сильными резонансными изменениями ("АиФ", №49, 2.12.09, " Сколько правды у счастья? Власть никак не научится говорить с народом": "Да, Россия не стоит на месте. Статистическая бедность отступает. Но, по свидетельству социологов, число людей, которые сами себя считают бедными, возрастает. Конечно, это уже другая бедность, чем та, в которой росли наши родители и деды. Это бедность людей, которые с трудом, но могут скопить на телевизор, стиральную машину или холодильник. Но они не в состоянии купить внуку ноутбук, чтобы он зашёл в Интернет. Они не могут поехать в отпуск, улучшить жильё, не могут купить хорошее лекарство. И это самая горькая бедность - бедность по самоощущению. Таких людей в стране много. По оценке социологов, - почти 50%. И они с большим недоумением слушают разговоры российской элиты на различных съездах и международных форумах").

5.    Прогностические способности, умение видеть цель, вычленить сверхцель движения, развития, процесса, определить характер этой цели, ее направленность, соответствие общечеловеческим ценностям, планетарным ориентирам. Сейчас основной доминантой становится система ценностей ("АиФ", №24, 10.06.09, " Кому отдастся Ларина Татьяна?": "Власть может столкнуться с серьёзными проблемами, касающимися политических шатаний молодых. Нынешняя молодёжь, пожалуй, самый непредсказуемый пласт общества. В отличие от старших поколений, чья идеология и поведение формировались партией, комсомолом, советской пропагандой и советской культурой, современная молодёжь всё очевиднее выскальзывает из поля влияния официальной власти и её пропагандистской машины. Телевизор она, как правило, не смотрит. А если и смотрит, то совсем не те каналы, которые ангажировала в своих интересах власть. "Агентом влияния" всё больше становится Интернет, в сетях которого молодёжь ищет и часто находит ответы на те вопросы, на которые не могут, не хотят или не умеют отвечать Кремль и наши инкубаторские партии").

6.    Способность учитывать особенности национальных менталитетов, систему ценностей разных народов, умение соотносить их с российскими ценностями ("АиФ", №49, 2.12.09, " Сколько правды у счастья? Власть никак не научится говорить с народом": "Но ведь всё относительно. Когда мы жили за "железным занавесом", нам и брежневский застой казался процветанием. Народ сегодня не столь доверчив, чтобы верить всему, о чём ему говорят. Он всё время хочет что-то уточнить и в чём-то усомниться. Ему говорят, что пенсии и зарплаты растут невиданными темпами. А он неблагодарно интересуется, почему же они (при нашем-то богатстве) ниже, чем в самой бедной европейской стране - Болгарии? Социологи как о великом достижении говорят, что 51% россиян имеют загородную недвижимость, а люди, не сильно обрадовавшись, пытаются уточнить, а что это за недвижимость. Как у той российской гражданки, которая выстроила себе в США особняк с 26 туалетами").

7.    Многосторонность в изучении явлений и процессов, способность анализировать различные тенденции и разнородные идеи, разные точки зрения, понимать всю сложность и многообразие мира ("АиФ", №31, 29.07.09, " Какая "виагра" нужна России?": "В последнее время много говорят о коррупции, о вопиющем разворовывании бюджетных средств. Что, дескать, они - источник всех наших бед и неудач. Но только ли они? На днях немецкая автомобильная фирма "Фольксваген" подписала с Китаем соглашение о строительстве в Поднебесной крупного завода запчастей. Соглашение предусматривает, что завод будет построен за один год. И никто не сомневается, что Китай это обязательство выполнит. А сколько лет такой же завод строили бы у нас? Пять? Десять? Почему в том же Китае за один день строят столько же дорог, сколько у нас за год?").

8.    Объективность, способность за внешними проявлениями видеть сущность процессов, за словами и декларациями обнаружить истинные мотивы и причины поступков, пытаться угадать или проанализировать настоящие цели политических лидеров, политических партий, общественных движений, экономических и духовных элит ("АиФ", №31, 29.07.09, " Какая "виагра" нужна России?": "В самом деле: формулировка угрозы как "слабость национальной промышленности и сельского хозяйства" весьма расплывчата и туманна. А что за этим стоит? В чём причины того, что Россия никак не повернёт к модернизации? Почему наши заводы пыхтят на старом оборудовании (в ряде секторов износ 60-70%), по нашим железным дорогам тащатся устаревшие тепловозы, а в небе трепыхаются старые самолёты? Почему даже в Москве, которая, казалось бы, должна задавать темп модернизации, чиновники 15 лет болтают о реконструкции трассы, ведущей к главным воздушным воротам страны, а дорога на "Шереметьево" продолжает оставаться позором России? Почему у нас вместо современной лёгкой промышленности, которая снабжала бы население доступными товарами собственного производства, народ одевается на криминальном Черкизовском рынке? Где те 230 млрд. долл., которые только за последние два года были выделены на модернизацию?).


Заключение

 

Результатом исследования роли и места социологической информации в журналистском творчестве являются достигнутые поставленные перед работой цели:

определены основные характеристики социологического мышления журналиста;

установлена разница между социологическим мышлением и здравым смыслом, основанным на использовании человеческого опыта, традиций и обычаев;

выявлены социологические методы, используемые в труде журналиста;

выяснены особенности использования социологических методов в журналистском тексте;

определён характер предъявления социологических данных в тексте,

охарактеризована суть социологического анализа в прессе;

определено место и роль данных социологических исследований в статьях обозревателя газеты " Аргументы и Факты", Вячеслава Костикова, в результате чего были сделаны следующие выводы:

ü стержневым моментом, вокруг которого выстраивается материал, в публикациях автора являются данные социологических исследований;

ü для аналитика характерно использование как журналистских, так и публицистических приемов и методов, поэтому трудно определить тип текста, однако объединяющим началом служит социологическая информация;

ü в статьях автора характерными признаками и свойствами неизменно выступают актуальность, новизна, образность, синтетичность, динамичность, аналитичность; несмотря на сложность, Вячеслав Костикову удается наделять этими свойствами свой текст, что говорит о индивидуальном стиле журналиста, отличающий его публикации от многих других;

ü творчество журналиста отвечает критериям социологической культуры, предъявляемыми теоретиками: концептуальность, структурность, диалектизм, ответственность, прогностичность, толерантность, многосторонность, объективность;

ü в отличие от других, подобного рода публикаций, где социологическая информация используется крайне односторонне (либо с политических позиций, либо с религиозных, например), для текстов автора характерна синергичность, когда материалы из разных областей наук, касающиеся рассматриваемой теме, усиливают остроту и значимость материала в синтезе, тогда как в отдельности на подобное они не способны.

Таким образом, социологическая информация приобретает сегодня важнейшее значение для понимания сути происходящих процессов. Она позволяет обществу понять направление своего движения, а значит, определить пути дальнейшего развития. Это особенно необходимо современному российскому обществу. А способствовать этому, по большому счету, может только журналиста, что накладывает особую ответственность на людей данной профессии. Чтобы уметь лавировать в постоянно меняющемся мире и адекватно оценивать происходящие события, журналист просто обязан иметь четкие и твердые ориентиры, одним из которых и является социологическая культура и грамотность.


Литература

 

1. Дмитриев Е.И. Социология журналистики. - Минск, 2001.

2. Журналистика и социология / Под ред. И.Д. Фомичевой. - М., 1995.

.   Зарубишвили Т.В. Социологическая информация в прессе. - М., 1998.

.   Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / В.В. Касьянов, Ростов на/Д: Феникс, 2009.

.   Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М., Аспект Пресс, 2001.

.   Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М., 2005.

.   Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.

.   Свитич Л.Г. Социология журналистики. - М., 2005.

.   Смирнов М.Г. Социологические исследования. - М., 1998.

.   Социология в России / Под ред.В.А. Ядова, 2-е изд., переработ. и доп. - М., 1998.

.   Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. - М., 2004.

.   Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: Учебное пособие для студентов вузов. - М., Аспект Пресс, 2010.

.   Федотова И.Д. Социология массовой коммуникации. - СПб., 2003.

.   Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1999.

.   Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...