Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды самостоятельной работы




Вся самостоятельная работа делится на два блока в зависимости от задач, которые она решает. Первый блок предполагает развитие способностей получать необходимые сведения из готовых источников, активизировать познавательную деятельность. Она предполагает обретение лексических навыков конспектирования, овладения стилистической научной речью, навыками использовать доступные библиотечные ресурсы, информационные сети.

Второй блок предполагает создание научных документов. Организация самостоятельной работы в контексте информационной деятельности – создание библиографического списка, аннотации, реферата, обзора, таблицы, аналитической справки, диаграммы, рецензии. Все это позволяет студенту не только пройти весь путь решения творческой задачи – от момента зарождения творческого замысла до его воплощения в материальном продукте, но и многократно воспроизвести творческий процесс, обрабатывая необходимые умения в изменяющихся условиях. В конечном счете, это должно привести к развитию способности быстро и точно спрогнозировать, спланировать и скорректировать познавательные действия на любом этапе информационных процессов. Крайне важно при этом, чтобы еще на вузовской скамье будущие специалисты – профессионалы осознали свою индивидуальную ответственность за качественное и количественное содержание той информации, которую они в последствии излагают в своих ответах и работах.

 

Определение понятий

Любая научная дисциплина формируется как особая отрасль знаний через понятия, категории. Специальные понятия раскрывают сущность изучаемых явлений. Владение ими, активное использование их для объяснения процессов, происходящих в организации необходимо студентам в рамках формирования управленческого мышления, способности видеть и решать управленческие проблемы. Любое учебное пособие, давая четкие определения, раскрывая особенности процессов и явлений в организации, помогает студентам самостоятельно овладеть понятийно-категориальным аппаратом. Работа студента с понятиями без помощи преподавателя, поэтому относится к формам самостоятельной работы первого уровня, который предполагает поиск и получение уже готовых знаний. В данном случае студенты получают навык самостоятельного освоения учебного материала, знакомятся с терминологией изучаемой дисциплины, Что позволяет им перейти в последствии к знакомству с научной литературой по каждой теме.

Источниками знакомства студентов с понятиями и категориями научной дисциплины, как правило, являются базовые учебники и учебные пособия.

Подобная форма работы предваряет более глубокое изучение студентом каждой темы в рамках учебной дисциплины «Теория организации».

Составление библиографического списка

 

Библиографический список представляет собой перечень научных работ, посвященных выбранной теме. С составления библиографического списка начинается самостоятельное изучение материала. Он позволяет исследователю определить общий круг вопросов, обсуждаемых в рамках темы исследования, установить порядок знакомства с научными работами. По мере знакомства с темой, исследователь дополняет, уточняет этот список. В нем могут формироваться отдельные разделы, соответствующие главам и параграфам будущего исследования.

Существуют определенные требования к содержанию и оформлению библиографического списка. Важнейшим требованием к работам, включенным в библиографический список, является научность. Научные издания – это монографии, тематические сборники научных трудов, отдельные статьи в академических сборниках и периодических изданиях. В библиографический список не заносят учебники и учебные пособия.

Библиографический список должен отражать самые последние достижения научной мысли по заданной тематике. Применительно к курсу «Теория организации» - не позднее 5-6 летней давности. Организационная наука развивается быстрыми темпами, более раннее публикации за этот период получают свое развитие в современных изданиях. Исключение могут составлять только библиографические списки по истории организационной науки, в которых допускаются более ранние работы.

Не менее важным критерием качественного библиографического списка является полнота информации по теме. Издания, включенные в библиографический список, должны отражать несколько аспектов изучаемой проблемы. Стремясь к полноте библиографического списка, необходимо привести в нем как можно больше научных работ различных авторов. Любая научная проблема разрабатывается многими исследователями под разным углом зрения. Тематическое и авторское разнообразие библиографического списка позволяют исследователю составить представление о степени изученности темы, глубже ее проработать.

Библиографический список содержит полную информацию о каждом издании, включая автора, название, выходные данные и общее количество страниц. При этом необходимо соблюдать все стандартные требования к оформлению справочно-библиографического аппарата[1]. Кроме того, для дальнейшей работы над темой и быстроты поиска необходимой литературы в библиографическом списке целесообразно указывать место хранения издания. Это может быть название библиотеки с шифрами хранения, адрес электронного издания.

Конспектирование

Роль конспектирования в любой интеллектуальной деятельности очень велика. Основная функция любого конспекта – приспособить информацию, изложенную в книге, журнале, на лекции к индивидуальным особенностям системы усвоения конкретного человека. Конспект по своей сути всегда субъективен, так как конспектирующий осуществляет своеобразное сжатие воспринимаемой информации, он отбрасывает все, что ни имеет для него особого значения: это могут быть слова и фразы, служащие для организации структуры текста(они призваны поддерживать определенную культуру речи и построения предложений),а также моменты хорошо известные учащемуся и не требующие повторного усвоения. Существует несколько методов конспектирования, однако тотальную популярность до сих пор имеет стандартное представление конспекта, организованного в виде последовательности предложений, списков, перечислений. Этот метод практикуется преобладающим большинством учащихся. Однако в технологиях конспектирования намечается некоторая революция.

Стандартный линейный конспект. Он практически без изменений передается из поколения в поколение. Многие склонны считать, что все старое и проверенное временем - лучшее.

Однако у него существуют определенные недостатки. Во-первых, линейный конспект, представляет собой усеченный дубликат исходного текста, не предусматривающий возможности для творческой переработки информации. Во-вторых, такое конспектирование не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга. Мозг не обрабатывает информацию линейно и не хранит ее в виде последовательности слов и предложений. Фактически только восприняв последовательность слов, несущих определенную мысль, мозг получает возможность обработать ее как единое целое и что-то понять. В-третьих, конспект, построенный традиционно, не предоставляет никаких возможностей для его расширения и модернизации. Все эти недостатки делают процесс обучения на основе построения линейных конспектов малоэффективным и, то немаловажно, достаточно скучным и утомительным.

В настоящее время разработан и широко распространяется метод конспектирования с помощью составления схем или, как их называют, карт памяти. Этот метод наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала. Метод требует меньше усилий, чем при традиционном конспектировании, ведение записей осуществляется в менее напряженном режиме. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет, как бы взглянуть на изучаемый материал с другой точки зрения, воспринять его как единое целое.

Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать принцип движения от общего к деталям. Карта может расти, позволяя вам все глубже и глубже вникать в суть изучаемого предмета. Наконец, отметим, что карты можно легко и быстро повторять. Правильно организованное повторение, позволяет очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти.

Метод очень прост, к тому же допускает полную свободу действий по его применению, то есть вы можно адаптировать и видоизменять метод под свои индивидуальные особенности. Рассмотрим только основные принципы. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков,символов,стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально, так в этом случае отводится больше места под рисунок (конспект), что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название изучаемой главы в книге). Используя разноцветные ручки, из главной идеи выводятся линии (ветви), каждая из которых выделяется определенному рассматриваемому моменту основной темы.

Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. Поначалу эта работа возможно будет вызывать трудности, но практика в использовании карт памяти, вскоре позволит практически не задумываясь выбирать самые подходящие ключевые слова.

На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. При этом можно детализировать свой конспект настолько, насколько это необходимо для глубины усвоения темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие ветви к общему "дереву" карты.

Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти позволяют их использовать для решения самых разнообразных задач:подготовка к экзаменам, презентациям, докладам, планирование дел, самоанализ, решение Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

Аннотирование статей

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи. Аннотация необходима, чтобы быстро познакомиться с полученными результатами. С другой стороны, аннотации помогают в выборе научного направления студентам, которые только приступают к работе над темой в рамках подготовки реферата, курсовой и дипломной работ.

Если аннотация - это краткая характеристика работы, следовательно, необходимо писать о главном, основном. Аннотация включает все основные части работы. Получается, что аннотация - это самостоятельное произведение, из которого должно быть ясно то, о чём авторы сообщают. Аннотация начинается с указания полного названия статьи, указанием автора, всех выходных данных и количества страниц. Далее следует основной текст.

Составляя текст аннотации, необходимо кратко ответить на следующие вопросы.

  1. Что исследуется, изучается в данной работе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить объект исследования. Этим объектом может быть управленческая проблема, конкретная организация, система управления. Любой объект имеет свои параметры, характеристики. Их необходимо выявить, для того, чтобы описать объект исследования.
  2. Рассмотрена ли теория, на основании которой проводится исследование? В данном случае от студента требуется выяснить, на чём основываются представления автора статьи о процессах в организации, обоснованы ли действия, направленные на решение проблемы или задачи.
  3. Каковы основные результаты? Основныерезультаты обычно совпадают с выводами, которые делает автор в конце своей работы. Но в аннотации их можно расширить, пояснить, если формулировка выводов носит достаточно обобщенный характер.
  4. Что интересного Вы заметили в процессе изучения статьи? Часто авторы статейописывают явления, не давая им полного объяснения в силу того, что они могут стать предметом будущих исследований. Студент в процессе аннотирования должен выявить подобные моменты в статье и обязательно указать на них.
  5. В конце аннотации полезно указать: каким специалистам может быть интересна аннотируемая работа, как она может быть применима в практике муниципального управления.

Объем аннотации независимо от объема статьи не должен превышать одной страницы. Умение писать кратко и в то же время точно передавать содержание работы – это навык, освоение которого формирует способность студента к самостоятельному освоению научной литературы, пониманию сущности научного исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...