Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Химия

 

 

Направление подготовки 060101.65 Лечебное дело

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: ОЧНАЯ

 

 

Сургут, 2011 г.


Рабочая программа составлена в соответствии требованиями с:

1) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1118 от 08 ноября 2010г.

 

 

Авторы программы: д.х.н., проф. Э.Х.Ботиров

д.т.н., проф. Н.П. Горленко

 

Рецензент программы д.т.н., проф. В.П. Нехорошев

 

 

Согласование рабочей программы

 

Подразделение (кафедра/ библиотека) Дата согласования Ф.И.О., подпись нач. подразделения
Хирургии   проф. В.В. Дарвин  
Терапии   проф. М.А. Попова  
Акушерства и гинекологии     проф. Л.Д. Белоцерковцева  
Отдел комплектования     И.И.Дмитриева  

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии

«__» _______20__ года, протокол № ________

 

 

Заведующий кафедрой профессор, д.х.н. Ботиров Э.Х.

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии химико-технологического факультета «____»__________20__ года, протокол № _______

 

Председатель УМК доцент, к.х.н. Журавлева Л.А.

 

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения учебной дисциплины «Химия» является: изучение теоретических основ и принципов современной химии; ознакомление студентов с важнейшими классами химических соединений, особенностями их пространственного и электронного строения, реакционной способности; физико-химической сущностью медико-биологических процессов; роли биогенных элементов и биологически важных органических соединений в организме человека; формирование представлений о химизме важнейших биохимических реакций; возможностей применения закономерностей и методов дисциплины в профессиональной деятельности будущего врача.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Химия» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла (С2) и является обязательной для изучения. Логически «Химия» связана с дисциплинами «Биохимия» и «Фармакология», по отношению к которым является предшествующей, а также с некоторыми дисциплинами профессиональной направленности.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности студента: дисциплина «Химия» базируется на знаниях и умениях, полученных в средней школе при изучении химии, биологии, естествознания, природоведения и основ экологии.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие нижеследующих

компетенций:

общекультурные:

-способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

 

общепрофессиональные:

-способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

 

-способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

-способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам. системам и организма в целом (ПК-15);

 

-способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекул- ярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;

· свойства воды и водных растворов, способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации;

· основные типы химических равновесий в процессах жизнедеятельности;

· механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма; электролитный баланс организма человека, коллигативные свойства растворов;

· физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический);

· роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах, применение их соединений в медицинской практике;

· роль коллоидных ПАВ в усвоении и переносе малополярных веществ в живом организме;

· строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, витаминов, гормонов и др.);

· основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;

 

Уметь:

· пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

· производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статическую обработку экспериментальных данных;

· классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;

· прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;

· выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания;

· пользоваться номенклатурой ИЮПАК для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.

 

Владеть:

· понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;

· навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

 

№ п/п Разделы (или темы) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц зан лаб раб сам раб контр. раб
  Раздел 1. Строение атома. Перио- дический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система элементов. Химическая связь.   1-2       - Отчет по лаб раб., обзор литературы.
  Раздел 2. Энергетика химических процессов. Химическая кинетика.   3-4       - Отчет по лаб раб., Индивид. задание № 1.
  Раздел 3. Растворы. Фазовое равно- весие. Адсорбционные равновесия.   5-6         Отчет по лаб раб., контр. работа
  Раздел 4. Основы электрохимии. Идентификация химических соединений.   7-8       - Отчет по лаб раб., Индивид. задание № 2.
  Раздел 5. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соеди- нений и способы его передачи. Сопряжение и ароматичность.   9-10       - Отчет по лаб раб., индивидуальное задание.
  Раздел 6. Классификация и меха- низмы органических реакций. Кислотно-основные свойства органических соединений.   11-12         Отчет по лаб раб., контр. работа
  Раздел 7. Биологически активные гетерофункциональные и гетеро- циклические соединения.   13-14       - Отчет по лаб раб., индивидуальное задание.
  Раздел 8. Углеводы: моно-, олиго- и полисахариды. Аминокислоты. Пептиды и белки.   15-16       - Отчет по лаб раб., индивидуальное задание.  
  Раздел 9. Нуклеиновые кислоты. Липиды. Стероиды и терпеноиды   17-18         Индивидуальное задание, контр. работа.  
  Итого             Экзамен

4.2.

№ п/п   Разделы (или темы) дисциплины Коды компетенций Общее количество компетенций
  Раздел 1. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система элементов. Химическая связь. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  
  Раздел 2. Энергетика химических процессов. Химическая кинетика. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  

 

  Раздел 3. Растворы. Фазовое равновесие. Адсорбци- онные равновесия. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  
  Раздел 4. Основы электрохимии. Идентификация химических соединений. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  
  Раздел 5. Идентификация химических соединений. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений и способы его передачи. Сопряжение и ароматичность. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  
  Раздел 6. Классификация и механизмы органических реакций. Кислотно-основные свойства органических соединений. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  
  Раздел 7. Биологически активные гетерофункцио- нальные и гетероциклические соединения. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  
  Раздел 8. Углеводы: моно-, олиго- и полисахариды. Аминокислоты. Пептиды и белки. ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  
  Раздел 9. Нуклеиновые кислоты. Липиды. Стероиды и терпеноиды ОК-1; ПК-2, 14, 15, 32  

 

 


№ п/п Разделы и (или) темы дисциплины Темы лекционных занятий и их содержание Темы лабораторных работ и их содержание Виды и содержание самостоятельной работы
  Раздел 1. Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система элементов. Химическая связь. Развитие представлений о строении атома. Модели атома Резерфорда, Бора. Волновая природа электрона. Уравнение де-Бройля. Принцип неопределенности Гейзенберга. Волновая функция. Уравнение Шредингера. Понятие о квантовых числах. Понятие о природе химической связи. Теории ковалентной связи. Основные положения и недостатки метода валентной связи (ВС). Основные понятия о методе молекулярных орбиталей (МО). Метод МО ЛКАО (2 часа). 1) Строение атома. Электронная и графическая структура атомов. Квантовые числа (2 часа). 2) Коллоквиум (2 часа). Современная формули- ровка Периодического закона. Структура периодической системы и ее связь с электронной структурой атомов (2 ч).
  Раздел 2. Энергетика химических процессов. Химическая кинетика. Основные понятия химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Понятие энтальпии. Термохимические уравнения. Закон Гесса. Второй закон термодинамики. Энергия Гиббса – критерий и движущая сила самопроизволь- ных процессов. Третий закон термодинамики. Применимость законов термодинамики к живым системам. Закон действующих масс. Понятие конс- танты скорости химической реакции. Скорость химической реакции, ее зависимость от природы и концентрации реагентов, температуры. Уравнение Аррениуса. Энергия активации. Влияние катализа- тора на скорость химической реакции. Понятие о теории активированного комплекса. Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Факторы, влияющие на величину константы равно- весия. Принцип Ле-Шателье (2 часа). Лабораторная работа № 1. Определение теплового эффекта химических реакций (2 часа). Лабораторная работа № 2. Определение скорости химической реакции (2 часа).   Катализ гомогенный, гетерогенный, ферментативный. Современные теории катализа (2 ч). Индивидуальное задание № 1 (2 ч).

4.3. Содержание разделов дисциплины:

 

 

  Раздел 3. Растворы. Фазовое равновесие. Адсорбционные равновесия. Коллигативные свойства разбавленных растворов электролитов. Законы Рауля.. Осмос. Осмотическое давление: закон Вант-Гоффа. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Роль осмоса в биологических системах. Плазмолиз, цитолиз, тургор. Теория Аррениуса. Закон разбавления Оствальда. Сильные электролиты. Дисперсные системы. Строение коллоидной частицы и мицеллы. Лиофильные и лиофобные коллоиды. Золи и гели. Правило Шульце - Гарди. Свойства растворов ВМС. Правило фаз Гиббса Фазовое равновесие в однокомпонентных системах. Уравнение Клапейрона-Клаузиса. Равновесие в двухкомпонентных системах жидкость-твердое. Фазовые диаграммы плавкости. Термический анализ и построение диаграмм плавкости. Практическое использование. Адсорбционные равновесия и процессы на подвиж- ных границах раздела фаз. Поверхностная энергия Гиббса. Уравнение Ленгмюра. Зависимость величины адсорбции от различных факторов (2 часа). Лабораторная работа № 3.Растворы электролитов (2 часа). Лабораторная работа № 4.Приготовление растворов различной концентрации (2 часа). Лабораторная работа № 5..Адсорбция уксусной кислоты на активированном угле (2 часа). Буферные растворы. Буферное действие – основной механизм протолитического гомеостаза организма. Буферные системы крови гидрокарбонат- ная, фосфатная, гемоглобиновая, протеиновая (2 ч). Контрольная работа (2 ч).
  Раздел 4. Основы электрохимии. Идентификация химических соединений. Работа гальванического элемента. Двойной электри- ческий слой, электроды, гальванический элемент. Электродный потенциал. Стандартный электродный потенциал. Уравнение Нернста. Электролиз. Электрохимические методы анализа. Потенциометрия. Измерение электродных потенциалов. Электроды сравнения: водородный, хлорсеребряный. Ионоселек- тивные электроды, их использование для измерения концентрации ионов водорода в биожидкостях. Потенциометрическое титрование. Методы амперо- метрии, кулонометрии. Использование электрохими-ческих методов анализа в медицине (2 часа). Лабораторная работа № 6. Работа гальванического элемента. Электролиз солей с инертным и активным анодами (2 часа). Лабораторная работа № 7. Определение концентрации железа фотометрическим методом (2 часа). Реферат. Ряд напря- жений. Стандартное изменение энергии Гиббса и Гельмгольца окислительно-восстано -вительной реакции. Определение направ- ления протекания окислительно-восста- новительных реакций (2 ч). Индивидуальное задание № 3 (2 ч).

 

 

  Раздел 5. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений и способы его передачи. Сопряжение и ароматичность. Виды сопряжения, сопряженные системы с открытой и замкнутой цепью. Критерии ароматичности. Правило Хюккеля. Сопряжение и ароматичность как важнейшие факторы повышения устойчивости молекул и ионов биологически важных соединений на примерах витаминов, компонентов нуклеиновых кислот и др.Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений и способы его передачи.Поляризация связей как причина возникновения реакционных центров в молекулах органических соединений. Электронные (индуктивный и мезомер- ный) и пространственные эффекты. Электронодонорные и электроноакцепторные замес- тители (2 часа). Основы классификации и номенкла- туры органических соединений. Функциональные группы, органичес- кие радикалы. Основные правила систематической номенклатуры ИЮПАК (2 часа). Обзор литературы по номенклатурые органи- ческих соединений. Основные правила систематической номен клатуры ИЮПАК (6 часов).
  Раздел 6. Классификация и механизмы органических реакций. Кислотно-основные свойства органических соединений. Классификация органических реакций по механизму и конечному результату. Гомолитический и гетеролити- ческий разрыв ковалентных связей. Электронное и пространственное строение образующихся интерме- диатов. Реакции электрофильного присоединения с участием ненасыщеных субстратов на примерах гид- ратации и гидрогалогенирования. Региоселективность реакций. Правило Марковникова. Реакции электро- фильного замещения с участием ароматических систем на примерах галогенирования. Кислотность и основность органических соединений.Теории Бренстеда и Льюиса. Общие закономерности изменения кислотных и основных свойств в зависи- мости от природы атома в кислотном и основном цен- трах, электронных эффектов заместителей и сольвата- ционных эффектов. Кислотные свойства протонсодер- жащих функциональных групп. Основные свойства нейтральных молекул, имеющих гетероатом с неподе- ленной электронной парой (2 часа). Лабораторная работа № 8. Обнаружение важнейших характеристических групп (2 часа).     Обзор литературы по разделу «Классифика- ция и механизмы органических реакций. Кислотно-основные свойства органических соединений»(4 часа). Отчет лабораторной работы. Контрольная работа (2 ч).  
    Раздел 7. Стереоизомерия. Биологически активные гетерофункциональные и гетероциклические соединения. Стереоизомерия.Пространственное строение органи- ческих соединений. Важнейшие понятия стереохимии – конформация и конфигурация. Причины хираль- ности молекул. Общие принципы стереохимической номенклатуры. Наличие оптической активности как характерное свойство природных соединений. Виды стереоизомеров. Проблема взаимосвязи стереохими- ческого строения с проявлением биологической активности. Поли- и гетерофункциональность как характерный признак органических соединений, участвующих в процессе жизнедеятельности и являющихся родона- чальниками важнейших групп лекарственных средств. Циклизация и хелатообразование. Особенности во взаимном влиянии функциональных групп в зависи- мости от их относительного расположения. Таутоме- рные превращения. Многоатомные спирты, фенолы. Двухосновные карбоновые кислоты. Аминоспирты, гидрокси- и аминокислоты. Альдегидо- и кетоно- кислоты. Гетрофункциональные производные бен- зола. Сульфаниламидные препараты. Биологически активные гетероциклические соединения. Гетероциклы с одним гетероатомом. Пиррол, индол, пиридин, хинолин. Понятие о строении тетрапирроль- ных соединений (порфирин, гемм). Биологически важные производные пиридина. Производные 8-гид- рокси- хинолина – антибактериальные средства ком- плексообразующего действия. Гетроциклы с несколь- кими гетероатомами. Пиразол, имидазол тиазол, пиразин, пиримидин, пурин. Барбитуровая кислота и ее производные. Гидроксипурины. Биотин. Тиамин. Строение и основные свойства алкалоидов (2 часа).   Стереохимия органических молекул. Конформация и конфигу- рация молекул. Конформации откры- тых цепей. Конформации циклических соединений. Конфигурация. Проекци- онные формулы Фишера. Виды стереоизомеров. –Диастереомеры. Проблема взаимосвязи стереохими- ческого строения с проявлением биологической активности (2 часа).     Обзор литературы по разделу «Стереоизо- мерия. Биологически активные гетерофунк- циональные и гетеро- циклические соедине- ния» (6 часов).
  Раздел 8. Углеводы: моно-, олиго- и полиса- хариды. Аминокислоты. Пептиды и белки. Моносахариды.Строение и классификация. Стереоизомерия и цикло-оксо-таутомерия моносаха- ридов на примере пентоз, гексоз и аминосахаров. Формулы Фишера и Хеуорса. Конформация пираноз- ных форм моносахаридов. Наиболее важные предста- вители пентоз, гексоз, дезоксисахаров, аминосахаров. Нуклеофильное замещение у аномерного центра на примере образования О- и N-гликозидов. Фосфаты моно- сахаридов. Окисление и восстановление моносахаридов. Взаимопревращение альдоз и кетоз. Реакции альдольного типа в ряду моносахаридов. . Олигосахариды. Дисахариды. Строение,цикло-оксо-тауто- мерия. Особенности в химическом строении восстанавливающих и невосстанавливающих дисаха- ридов.   Гомополисахариды: крахмал, гликоген, декстран, целлюлоза. Пектины. Гетерополисахариды: гиалуро- новая кислота, хондритин- сульфаты. Строение и медико-биологическое значение гепарина.   Аминокислоты. Пептиды и белки.Протеино- генные аминокислоты. Строение. Стереоизо- мерия. Кислотно-основные свойства. Биосинтетические пути образо- вания из оксокислот. Реакции восстановительного аминирования и трансаминирования.. Химические свойства Биологически важные реакции Реакции дезаминиро- вания, гидроксилирования. Декарбокси- лирование - путь к образованию биогенных аминов и биор-е гуляторов.   Пептиды. Строение пептидной группы. Гидролиз пептидов. Белки. Понятие о первичной и вторичной структурах (2 часа).     Лабораторная работа № 9. Обнаружение углеводов в растворах и выявление их в биологических средах (2 часа).   Лабораторная работа № 10. Реакции обнаружения аминокислот, белков и выявление их в биологических средах (2 часа).   Углеводы.Моносахариды и их классификация. Стереоизомерия моносахаридов, открытие и цикли- ческие формы. Формулы Фишера и формулы Хеуорса. Цикло-оксо тауто -мерия. Конформация пиранозных форм моносахаридов. O- и N-глико- зиды(2 часа).   Аминокислоты. Пептиды. Белки.Аминокислоты, входящие в состав белков. Кислотно-основные свойства. Биологически важные реакции α-аминокислот. Пептиды. Строение пептидной группы. Гидролиз пептидов. Белки. Уровни структурной организации белка. Простые и сложные белки. Строение и функции гемоглобина (2 часа).   Обзор литературы по разделу «Углеводы: моно-, олиго- и полиса- хариды. Аминокис- лоты. Пептиды и белки». Отчеты лабораторных работ (4 часа).  

 

  Раздел 9. Нуклеиновые кислоты. Липиды. Стероиды и терпеноиды Нуклеиновые кислоты.Пиримидиновые и пурино- вые основания. Лактим-лактамная таутомерия. Реак- ции дезаминирования. Нуклеозиды, гидролиз. Нуклео- тиды, строение. Гидролиз нуклеотидов. Первичная структура нуклеиновых кислот. Строение и функции ДНК и РНК. Понятие о вторичной структуре ДНК. Омыляемые липиды. Омыляемые липиды. Жиры. Масла. Природные высшие жирные кислоты. Перок- сидное окисление фрагментов жирных кислот в кле-точных мембранах. Фосфолипиды – как структурные компоненты клеточных мембран. Сфинголипиды. Гликолипиды. Представление об антиоксидантной защите. Неомыляемые липиды. Стероиды. Стероиды. Конформационное строе- ние, биологическая роль. Углеводороды – родоначальники групп стероидов: эстран, андростан, прегнан, холан, холестан. Стероид- ные гормоны. Желчные кислоты. Стерины. Холесте- рин и эргостерин. Агликоны сердечных глико- зидов: дигитоксигенин, строфантидин. Характеристика основных групп стероидов. Терпеноиды.Моно- и бициклические терпены. Лимо- нен, ментол, камфора. Сопряженные полиены: кароти- ноиды, витамин А (2 часа).   Нуклеиновые кислоты.Пиримиди- новые и пуриновые основания. Лактим-лактамная таутомерия. Реакции дезаминирования. Нуклео- зиды, гидролиз. Нуклеотиды, строение. Гидролиз нуклеотидов. Первичная структура нуклеиновых кислот. Строение и функции ДНК и РНК. Понятие о вторичной структуре ДНК (2 часа). Лабораторная работа № 11. Исследование физико-химических свойств липидов, реакции их обнаружения и выявления в биологических средах (2 часа).     Обзор литературы по разделу «Нуклеиновые кислоты. Липиды. Стероиды и терпено -иды». Отчеты лабораторных работ (4 часа). Контрольная работа (2 ч).  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...