Меры процессуального принуждения: Понятие и виды.
Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принужде–ния к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Они могут носить гражданско-правовой, административно-право–вой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.
Меры государственного принуждения, при–меняемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов, называются мерами процессуального принуждения. От других мер госу–дарственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полно–мочными органами государства в пределах их полномо–чий; применяются к участвующим в деле лицам, ненад–лежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствие для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; применяются при нали–чии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснован–ность; имеют особые содержание и характер.
В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следую–щие виды мер процессуального принуждения. Задержание подозреваемого (гл. 12 УПК). 2. Меры пресечения (гл. 13 УПК):
– подписка о невыезде и надлежащем поведении;
– личное поручительство;
– наблюдение командования воинской части;
– присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
– залог;
– домашний арест;
– заключение под стражу.
3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):
– обязательство о явке;
– привод;
– временное отстранение от должности;
– наложение ареста на имущество;
– денежное взыскание.
Меры уголовно-процессуального принуждения неоди–наковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного про–должения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления или обес–печения явки лиц в органы расследования или в суд (при–вод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имуществен–ных взысканий (наложение ареста на имущество).
Задержание лица по подозрению в совершении преступления. Уголовно-процессуальное задержание подо–зреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процес–суального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следовате–лем на срок не более 48 часов с момента факти–ческого задержания лица по подозрению в со–вершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы. Задержать лицо в качестве подозреваемого по уго–ловному делу можно только в случае подозрения в со–вершении конкретного преступления, за которое мо–жет быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих осно–ваний:
1) когда оно застигнуто при совершении преступле–ния или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, пря–мо укажут на данное лицо как на совершившее пре–ступление;
3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы пре–ступления.
Закон наделяет орган дознания, дознавателя, сле–дователя правом осуществлять задержание и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь в случаях, когда лицо: 1) пыталось скрыться; 2) не имеет постоянного места жительства; 3) не установлена его личность. Кроме того, задержание допускается, когда в суд направлено ходатайство об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).
УПК требует, чтобы после доставления подозре–ваемого в орган дознания, к следователю в срок не более 3 часов был составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК), а в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого орган дознания, дозна–ватель и следователь должны в письменном виде сообщить прокурору о произведенном задержании (ч. 3 ст. 92 УПК). Подозреваемый должен быть до–прошен (ч. 4 ст. 92 УПК); он может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК). Для проведения лич–ного обыска при задержании лица или заключении его под стражу не требуется вынесения специаль–ного постановления и судебного решения на его производство.
Часть 1 ст. 96 УПК сохранила требование обяза–тельного уведомления не позднее 12 часов с момен–та задержания подозреваемого кого-либо из близких родственников (при их отсутствии – других родствен–ников), а также предоставила возможность такого уведомления самому подозреваемому. Вместе с тем при необходимости сохранения в интересах пред–варительного расследования в тайне факта задер–жания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подо–зреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).
Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постанов–лению следователя и дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении пре–ступления; 2) отсутствуют основания для примене–ния к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено с наруше–нием требований закона (ст. 91 УПК); 4) по истечении 48 часов с момента его задержания в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 5) суд не продлил срок задержания подо–зреваемого в порядке, установленном в п. 3ч. 7 ст. 108 УПК.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|